ИТОГИ. Сергей Подпалый: полный вперед!
Неудивительно, что дружина Подпалого, не знавшая себе равных в завершившемся чемпионате, — образец восточно-славянского интернационала, созванного в течение двух сезонов. Издержки новизны счастливо миновали команду, волей амбициозного рулевого отправленную в большое плавание. Финал еще свеж в памяти: превосходство гомельчан над конкурентами отразил внушительный восьмиочковый отрыв от “серебряного” БАТЭ.
— Сергей Иванович, вы уехали домой в Москву спустя неделю после завершения чемпионата. Неужели в первые дни триумфа пришлось заниматься неотложными делами?
— Представьте себе — пришлось. Нужно было “закрыть” год. Встречались с руководством клуба, решали кое-какие вопросы организационного характера. И планы уже начинаем потихоньку строить. Обсудили некоторые нюансы подготовительного периода…
— …инициированные вами?
— Само собой. Я предложил варианты межсезонных сборов, обозначил кадровые приоритеты. Будем думать.
— К чему такая спешка?
— Заглядывать в будущее никогда не рано. Чемпионат закончился, эмоции улеглись. Осталось лишь отметить событие 6 декабря на официальном чествовании, а потом забыть сезон.
— Это не так просто. Ваш мобильник не раскалился от поздравительных звонков?
— До сих пор звонят. Причем не только из Беларуси, но и из России, Украины…
— Интервью много раздали по случаю победы?
— Немало. И опять же, помимо белорусских, общался и с журналистами других стран. Недавно, к примеру, на пару дней съездил в Киев — повидать родных, маму. Заодно рассказал о себе и “Гомеле” газете “Команда”. Кстати, прямо из столицы Украины заспешил в Минск, на матч белорусской “молодежки” против поляков. Жаль, не успел. Совсем закрутился…
— Готовы назвать основные составляющие победы “Гомеля” в чемпионате?
— Нам удалось избежать спадов в игре. Стабильность — одно из наших очевидных достоинств. Важным слагаемым успеха стала и сплоченность коллектива. Поверьте, сегодняшний “Гомель” — очень дружная команда.
— Что помогло ей преодолеть длительный марафон на одном дыхании?
— Мы внимательно изучили предыдущий чемпионат, в котором финишировали только шестыми. Определили недостатки, сделали выводы, по-другому спланировали подготовку. Время показало, что поступили верно. Старых ошибок не повторили.
— В преддверии и по ходу чемпионата ваши неоднократные заявления об отсутствии четких турнирных планов многие считали лукавством. Да и теперь, пожалуй, считают…
— Зря. Задачи команде ставит руководство клуба. Отвечая на вопросы относительно сезонной стратегии “Гомеля”, я лишь дублировал слова правления. К слову, по завершении первого круга мы были не прочь взять на себя повышенные обязательства, с чем и обратились к начальству. Хотели усилить состав “под задачу”. Нам сказали: “Играйте спокойно”. От команды не требовали результата. А если потребуют, я скрывать не стану. Это не в моих правилах.
— За два года работы в Гомеле вы значительно изменили состав.
— Каждый тренер создает команду в соответствии со своим видением игры. Тот “Гомель”, в котором в 2001-м играл я, был собран другими людьми. Мне хватило сезона, чтобы определить его сильные и слабые стороны. И когда стал главным тренером, уже досконально знал, кто из ребят способен давать результат, а какие позиции требуют усиления.
— Ваша селекционная политика отличается широтой охвата — по количеству легионеров с “Гомелем” сравнимы немногие клубы. Между тем вы крайне редко ошибаетесь в приобретениях. В чем секрет? В знании трансферного рынка ближнего зарубежья, хорошей агентурной сети, тщательности подбора исполнителей?..
— В чем-то мне элементарно повезло. Типичный пример — Сулименко. Предлагая ему контракт, мы даже толком не представляли, кого берем. Юра побывал с командой всего на одном сборе, да и тот для него закончился досрочно — из-за болезни. Сыграл всего полтайма в спарринге против БАТЭ — это и просмотром трудно назвать. Естественно, исчерпывающее впечатление о его потенциале получить не удалось. Правда, бросился в глаза бойцовский характер парня. Мне его рекомендовали знающие люди, я поверил им на слово и не ошибся. Сулименко здорово помог команде в чемпионате, хотя и вел себя на поле не всегда дисциплинированно. А вообще и в прошлом году и особенно в нынешнем команда пополнилась футболистами приличного уровня. Что касается легионеров, то целенаправленно мы на них не ставим. Считаю, что укреплять команду лучше белорусами, преимущественно — доморощенными ребятами. Однако желания, как известно, не всегда совпадают с возможностями. Хотя в сравнении с прошлым годом в нынешнем клуб не больно усердствовал в привлечении иностранной рабочей силы. Кроме украинца Сулименко, взяли лишь его соотечественника Кузнецова, который появился в “Гомеле” в межкруговой период. Остальные новички — сплошь белорусы.
— Четверо из которых заметно повысили надежность гомельской обороны. Имею в виду Шагойко, Панковца и обоих вратарей — Гаева и Афанасенко.
— В предыдущем чемпионате меня не всегда устраивала игра крайних защитников Шмыкова и Дроздова. Зимой занялся поисками исполнителей на эти позиции. Так в Гомеле появились Панковец и Шагойко. В компании с Ивановым и Черепневым они составили толковый оборонительный квартет.
— Кто автор идеи чередования вратарей?
— Эта мысль пришла мне в голову еще в межсезонье. Володя и Юра по очереди играли в спаррингах, я подумал, что не лишним будет сохранить традицию и в чемпионате. Время показало, что и здесь я не ошибся. Интересно, что такое распределение ролей ничуть не отразилось на их взаимоотношениях. Гаев и Афанасенко прекрасно ладят друг с другом. На выездах даже нередко соседствуют в гостиничных номерах.
— Откровением сезона стала игра Геннадия Близнюка, который разделил с динамовцем Сергеем Корниленко лавры лучшего бомбардира первенства…
— Конечно, я рад за Гену. Но он запросто мог оказаться единоличным лидером среди снайперов. Если бы реализовал хотя бы половину из имевшихся моментов. За время совместной работы изучил его настолько, что вправе утверждать: Близнюк может и должен играть лучше. Надеюсь, в следующем сезоне он прибавит. Хотя, чего скрывать, результативность этого форварда в какой-то мере была для меня неожиданностью.
— Кто еще из подопечных превзошел ожидания?
— Сильно провел сезон Олег Черепнев. Смотрелся уверенно и стабильно. Лишь в нескольких матчах он сыграл ниже своих возможностей, в остальных держал планку очень высоко.
— В отличие от прошлого чемпионата теперь вы редко решались на тактические опыты. К примеру, фактически отказались от линейной защиты…
— Эксперименты — интересное занятие. Но не всегда полезное. Не выскажу ничего экстраординарного, заявив, что эффективность линейного построения зависит от мастерства каждого из защитников. Зачем гнаться за модой? Мы предпочли обороняться проверенным способом, по старинке. А чтобы убедиться в правильности выбора, достаточно заглянуть в таблицу.
— Среди результатов “Гомеля” обращают на себя внимание четыре нулевые ничьи. Две из них — дома с “Молодечно” и на выезде с брестским “Динамо”, — мягко говоря, необязательны. Еще две — итог соперничества с жодинским “Торпедо”, командой, за два года ни разу гомельчанами не обыгранной.
— Встреча с молодечненцами датирована начальным этапом сезона. Нетрудно вспомнить, как тяжело весной нам давались голы. Тогда “Гомель” имел большое преимущество, и только проблемы с реализацией помешали победить. Теперь насчет “Динамо”. Выезд в Брест был одним из нескольких далеких путешествий, которыми оказался богат наш календарь в концовке первого круга. Кроме визита на берега Буга, команда побывала в Новополоцке и Гродно. Признаю: в том, что не смогли выиграть у динамовцев, большая доля моей вины. В целях экономии сил решили добираться в Брест железной дорогой. Рассчитывали отдохнуть в поезде, выспаться… Получилось с точностью до наоборот. Вышли на игру вялыми, уставшими… И, наконец, “Торпедо”. Его действительно не назовешь удобным соперником. В Жодино мы тайм с лишним играли в меньшинстве — был удален Сулименко. Ничья в подобной ситуации не худший результат. А на финише чемпионата, когда принимали автозаводцев дома, элементарно не смогли вскрыть насыщенную оборону гостей. Жодинцы защищались всей командой. “Гомель” контролировал мяч и территорию и атаковал, атаковал… Не забили. Но претензий к ребятам за ту ничью не имею.
— В противоположность жодинцам успешно для вашей команды складывались матчи с БАТЭ. Начиная с памятного прошлогоднего финала Кубка борисовчанам вы не только ни разу не проиграли, но вдобавок всякий раз сохраняли “сухими” свои ворота. Случайность?
— Как раз после того финала поединки с БАТЭ приобрели для “Гомеля” принципиальный характер. Домыслы, потянувшиеся шлейфом со дня кубковой победы, прилично завели ребят. Теперь их не нужно настраивать на встречи с Борисовом. Команда мобилизуется автоматически и играет в полную силу. Считаю, иначе и быть не должно. БАТЭ — лидер клубного футбола страны.
— Полные драматизма противостояния “Гомеля” с БАТЭ и жодинским “Торпедо”, очевидно, ничуть не портят ваши отношения ни с Юрием Пунтусом, ни с Яковом Шапиро. Второй год кряду они — ваши компаньоны по заграничной межсезонной стажировке…
— Да, мы — приятели. И, как мне кажется, это вполне нормально. Если прошлой зимой оказались в одной группе случайно, то теперь — намеренно. В Англию заранее решили ехать вместе. Так веселее.
— Кто организовал вашу поездку в “Челси”?
— Московская фирма “IBM-Sport”.
— Ее услуги наверняка далеко не бесплатны…
— Конечно. Мои командировочные расходы оплачивает клуб.
— Вы закончили московскую ВШТ еще будучи футболистом. Редкий случай…
— На исходе карьеры недолго размышлял над будущим. И свое давнее желание стать тренером подкрепил поступлением в школу. Я не являлся единственным игроком среди учащихся, и уж точно в свои 36 не был самым молодым. Молодежи в то время хватало. К слову, действующих футболистов в ВШТ больше не принимают — это запрещено.
— Что помогло доиграть до 38?
— Не знаю, наверное, требовательное отношение к себе…
— В работе и быту отличались прилежанием?
— На тренировках не расслаблялся, режим соблюдал. А главное — травмы, можно сказать, обошли стороной. Серьезная была лишь одна. В начале 90-х в железнодорожном дерби — Москва против Нижнего — Дима Черышев толкнул меня в спину. Неудачное приземление стоило перелома ключицы.
— Какие методы — авторитарные или демократические — предпочитаете в управлении подопечными?
— Я сторонник строгой дисциплины. Она — залог успеха. Но не думайте, будто в “Гомеле” слишком уж жесткие порядки. Ценю простые человеческие отношения. Имею основания утверждать, что внутри нашего коллектива они преобладают. Если кто-то из ребят нуждается в помощи или совете главного тренера, то прямо к нему и обращается. У нас это норма. Хотя Александр Шкаруба, тренер по физподготовке, считает меня излишне мягким в работе с игроками.
— С подопечными мяч гоняете?
— Бывает. В ходе сезона редко, а вот в межсезонье люблю размяться.
— Принимая предложение Александра Кузнецова, допускали мысль, что “Гомель” станет первым местом вашей тренерской работы?
— Нет, не допускал. Три года, что я прожил здесь, пролетели очень быстро.
— И принесли вам Кубок и золото чемпионата. На внутренней арене “Гомелю” больше нечего выигрывать…
— Как это нечего? А отстоять чемпионство, вновь замахнуться на Кубок? Один раз — мало. А победы, они ведь не приедаются. Чем их больше, тем лучше…
— Где видите себя в будущем — лет эдак через пять-десять?
— Не знаю, как-то об этом не задумывался. Был бы не против поработать с хорошей командой. Например, лидером российского футбола…
— Как вам в Гомеле без семьи?
— Не очень. Если на будущий сезон останусь в Беларуси, всерьез задумаюсь над этим вопросом. Одному в служебной квартире трудно и скучно. В нынешнем году с родными виделся крайне редко. Надо бы заняться воспитанием подрастающей дочки, да все некогда…
— Вы сказали “если останусь”… Есть проблемы?
— Да так… Имеется несколько вариантов продолжения работы за пределами Беларуси.
— Какие клубы приглашают?
— Секрет. Но предложения неплохие.
— Значит, слухи о вашем возможном уходе из “Гомеля” не преувеличены?
— Пока я никуда не дергаюсь и, признаться, хотел бы остаться. Несмотря на то, что заработки в той же России несравнимы с белорусскими.
— За чем же дело стало?
— Хочется большего внимания к команде, гарантий своевременной сдачи в эксплуатацию стадиона. Не помешало бы и укрепить состав с прицелом на Лигу чемпионов, чтобы не быть статистами, а пройти как минимум первый квалификационный раунд.
— Вам бы не растерять старую гвардию…
— И такая вероятность существует. Спрос на ребят большой.
— Кто нынче на выданье?
— Почти наверняка покинет клуб Антон Иванов. Его хоть сегодня готовы приобрести несколько российских клубов, в том числе — представители премьер-лиги. Получили предложения Панковец, Шагойко, Близнюк, Гаев… Потеря этих ребят больно ударит по команде.
— Еще бы. “Гомель” может лишиться почти всей оборонительной линии и лучшего форварда…
— Потому я и хочу рассчитывать на добротное доукомплектование. В продаже футболистов хорошим клубам ничего страшного нет. Важно, чтобы вакансии было кем заполнить.
— Если вы уйдете, не поймут болельщики, которых в нынешнем году у команды заметно прибавилось.
— В том-то и дело. Чемпионство ко многому обязывает. После решающего матча с “Торпедо”-СКА ко мне подходили люди, просили, чтобы не уходил. В случае чего, думаю, меня не осудят. Смею надеяться, своей игрой команда доставила болельщикам немало радости. Что мог, я сделал.
— Вы как будто прощаетесь…
— Повторяю: хотел бы остаться. Но пока я в раздумьях. Очень скоро все прояснится. После чествования…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь