ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Юрий Вергейчик: в движении
В подобных случаях, пусть и по прошествии некоторого времени, приходится настраиваться на непростой разговор с главным тренером: как ни крути, а в отступлении с завоеванных позиций приятного мало. Однако в словах Юрия ВЕРГЕЙЧИКА, на удивление, было больше оптимизма, нежели недовольства пятым местом. При этом на февральском отрезке межсезонья уместно вспомнить не только о недавних итогах, тем более что с наставником горняков корреспондент “ПБ” побеседовал накануне первого зимнего сбора команды, который она проводит в турецком Мармарисе.
Без уныния и бахвальства
— Юрий Васильевич, перед стартом тринадцатого чемпионата вы озвучили задачу-минимум: выступить не хуже, чем в том году, когда команда впервые в истории завоевала награды. Почему не удалось осуществить задуманное?
— Возможно, мой ответ кому-то покажется странным, но мы представили солигорский футбол даже лучше, нежели в бронзовом сезоне. Судите сами: форвард Тихон- чик забил семнадцать голов, защитник Белоусов впервые провел шесть мячей с игры, хавбек Калачев стал лучшим футболистом национального первенства… Вы можете возразить, мол, это индивидуальные показатели, но ведь из них складывается общекомандный уровень — столько очков “Шахтер” не набирал никогда. К сожалению для нас, такой же багаж занесли себе в актив минские “Динамо” и “Торпедо”-СКА, и третьими посчастливилось стать динамовцам. Но претензий к ребятам у меня нет: главное, что нам помешало, — сила соперников, которые расположились в турнирной таблице выше.
— Выходит, финиш за чертой призеров не был для вас сокрушительным ударом?
— Отнеслись к этому спокойно и не занимались самоедством. По-видимому, нам еще нужно во многом прибавлять. С каждым проведенным в Солигорске месяцем все больше утверждался во мнении, что без материально-технической базы и подпитки от местных школ добиваться высоких результатов трудно. Поэтому наша основная задача — двигаться в этом направлении: наладить работу в ДЮСШ, построить базу и стадион. Ведь мы можем оказаться в плохой ситуации — единственная трибуна “Строителя” находится в состоянии, близком к аварийному. На сегодня наш стадион даже не допущен к чемпионату страны. А без улучшения инфраструктуры обеспечить медальное выступление могут разве что героизм и большое везение. И все же, исходя из определенных показателей, утомлять перечислением которых не стоит, мы сделали дюжину шагов вперед! Не сочтите за бахвальство, но это был самый сильный год в исполнении “Шахтера”, за который не стыдно ни мне, ни футболистам.
Сюрпризы бывают разными
— Стала ли для вас откровением игра выдавшего свой лучший сезон Тихончика?
— В некоторой степени он меня удивил. Но Толя очень амбициозный парень, и во второй половине чемпионата он по-хорошему завелся. Зато теперь я уяснил, что для Тихончика это не предел. Иногда уже не ждешь от игрока большего, чем есть на самом деле, однако жизнь преподносит приятные сюрпризы…
— Почему же вы пытались укрепить атаку, пригласив в “Шахтер” Бореля?
— Наши фланги в лице Беспанского, Трепачкина и Калачева можно отнести к числу лучших в Беларуси. Но мне был нужен гренадер, хорошо сражающийся на “втором этаже”. Жаль, что получилось далеко не все — Борель приехал к нам в разобранном состоянии. Вывести футболиста на должный уровень кондиций, когда свободного времени фактически нет, крайне непросто — в тот период даже тренироваться было некогда.
— Вместе с тем по ходу сезона вы не только прибегали к услугам новых игроков, но и отправляли домой старых. К примеру, легионер Турдыев был откомандирован в сборную Таджикистана еще в октябре…
— Знаете, есть такая поговорка — “Добро не остается безнаказанным”. Пошел Алику навстречу, хотя просил его остаться на максимально возможный срок — в концовке чемпионата любой боеспособный “штык” на вес золота. А мог поступить и жестче, поскольку имел право отпустить его в сборную лишь первого ноября. Именно за день до этого у нас случилась выездная ничья с “Нафтаном”, из-за которой, по большому счету, лишились медальных шансов. Кто знает, может, при наличии Турдыева в обороне и не пропустили бы три мяча в Новополоцке, но насильно мил не будешь: он психологически настроился на возвращение домой, а дела клуба отошли на второй план… Так бывает не только в футболе — делаешь человеку много хорошего, а он про все быстро забывает. Хотелось бы, чтобы в этом отношении люди не страдали амнезией…
От уговоров до поисков
— В чем заключалась ваша основная задача в период межсезонья: найти квалифицированных новобранцев или сохранить прошлогодний костяк?
— Каждый подготовительный этап мы начинаем с одного и того же… Гораздо легче тренировать команду и руководить ею в матчах, чем подписывать контракты. В идеале оформлять их надо не в феврале, а примерно в конце октября, чтобы, приходя на первое занятие, от неожиданных потерь не болела голова…
— Ваша главная победа в этом плане — заключение договора с Белоусовым?
— Безусловно. Леша стремился уехать в Россию, но пошел нам навстречу. Да и в целом мы сохранили команду, но на достигнутом останавливаться не собираемся. В нашем лагере еще появятся новые фамилии.
— Наиболее актуальной кадровой проблемой “Шахтера” по- прежнему является вратарская позиция. Как собираетесь ее решать?
— Занимаемся весьма активной селекцией и уже проверили порядка десяти кандидатов, но ни один не устроил полностью. Неплохо проявил себя Олег Беляков из узбекского “Пахтакора” — возможно, обратимся к его услугам. Но, честно говоря, на примете есть еще один голкипер. И если все удастся, в последнем рубеже обороны буду уверен на сто процентов.
Калачева не разубеждал
— Между тем равноценно восполнить пробел в полузащите, образовавшийся с уходом Калачева, практически нереально. Уход талантливого хавбека из “Шахтера” виделся неизбежным?
— Футболисту нужно расти. И коль поступает предложение от солидного клуба, ни в коем случае нельзя удерживать игрока в узких рамках. Думаю, Калачевым Беларусь еще будет гордиться.
— А если бы Тимофей подождал с отъездом до молодежного чемпионата Европы? Ведь после выступления на нем у представителей белорусской “молодежки” наверняка появятся не менее солидные варианты продолжения карьеры…
— Сегодня ты здоров и полон сил, а завтра получишь травму и про тебя забудут. Посему ни в коем случае не разубеждал Калачева. Более того, рад, что он сумел попасть в донецкий “Шахтер”. При этом самый громкий трансфер белорусского межсезонья — заслуга не только Солигорска, но и всего нашего футбола.
— После продажи Калачева финансовые возможности “Шахтера” возросли на порядок?
— Уж, конечно, не понизились. Мы подписали соглашение с Гончариком из борисовского БАТЭ, заполучили минского динамовца Гренькова. Осталось найти сильного вратаря. Но плодотворно трудиться на трансферном рынке в феврале нелегко — большинство достойных футболистов уже на контрактах. Приходится не только вести долгие переговоры с руководством определенного клуба, чтобы оно согласилось продать игрока, но и сильно переплачивать — цена возрастает в два-три раза…
Боговик в помощь
— Для укрепления основной обоймы вы приглашаете опытных бойцов, но и молодежь в то же время просматриваете из других команд. А что свой дубль?
— Частично здесь присутствует и моя вина — уделять должное внимание дублерам нет физической возможности. Но у меня наконец-то появилось много помощников, которые будут вникать в дела резерва. Уверен, в грядущем сезоне шахтерский дубль выступит гораздо убедительнее.
— К слову, в штаб “Шахтера” сравнительно недавно влился ваш первый тренер Анатолий Боговик. Небось, непривычно видеть его своим ассистентом?
— Напротив, нам работается легко, ведь Анатолий Иванович мне как отец: надо получить совет — пожалуйста, выплеснуть лишнюю энергию — ради бога! С высоты огромного опыта он все понимает и принимает: с Боговиком я чувствую себя спокойнее.
— Тогда почему вас крайне редко можно увидеть сидящим на тренерской скамейке?
— Могу сказать абсолютно искренне, что это не показуха, а порыв души. Во время матчей постоянно нахожусь в движении, будто сам вышел на поле. Наверное, со стороны приятнее смотреть на тренера, который вносит коррективы в игру, даже не выходя к боковой линии, но все же это не для меня. Как бы ты ни научил подопечных действовать в той или иной ситуации, бывают моменты, когда на фоне усталости они теряют внимание. А коль у меня есть возможность для подсказки, не воспользоваться ею по меньшей мере глупо. Вот в Борисове, где за скамейкой гостей сажают оркестр барабанщиков, так дирижировать не получится. Поэтому и уступили БАТЭ во втором круге по всем статьям. (Смеется.)
— Какие задачи в чемпионате “Шахтер” наметил выполнить в этом году?
— Хорошо бы во второй раз привезти в Солигорск медали. На этом этапе мы выстраиваем новую схему клубного развития — “Шахтер” уже пятый месяц существует как самостоятельное юридическое лицо. И для претворения замыслов в жизнь нужно убедить в верности программы руководство: “Беларуськалий” продолжает быть нашим основным спонсором. В объединении активно интересуются спортом, постоянно вникают во все клубные проблемы и помогают их решать, наконец, просто любят футбол. А это, согласитесь, тоже немало.
В гору?
— В период межсезонья вы совершили вояж в Бельгию и Голландию. Чему посвятили ту поездку?
— Стремился освежить старые связи: не пристало терять контакт со знакомыми по бельгийскому “Моленбеку” людьми. Тем более с Риком ван дер Эйкеном, теперь возглавляющим голландский “Твенте”. Однако главная цель — не стоять на месте самому и набираться опыта: я был на стажировке. Фигурально выражаясь, вчера я игрок, сегодня — тренер, и пока времени хватает только на работу с командой. А хотелось бы заняться и самообразованием… В общем-то, несмотря на короткий срок пребывания в Бельгии и Голландии, почерпнул для себя немало полезной информации…
Сейчас же мы находимся на сборе в Турции. Помимо тренировок, поучаствуем в международном турнире. Если не случится форс- мажора, сойдемся на нем с неплохой компанией — выступавшими в “Кубке чемпионов Содружества” казахстанским “Иртышом” и литовским “Каунасом”, а также одним из лидеров польского чемпионата ГКС из Катовице. После чего в марте выедем в Польшу либо Германию, а домой вернемся за неделю до четвертьфинального кубкового матча с гродненским “Неманом”.
— Ваша ставка на Кубок Беларуси высока?
— Завоевание почетного трофея — кратчайший путь в Европу, и здесь нет смысла рассуждать о дополнительных стимулах. Впрочем, максимальные цели нужно преследовать везде. Надеюсь, у “Шахтера” для этого есть объективные предпосылки: отталкиваясь от белорусских реалий, у нас формируется команда, способная свернуть горы…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь