Голос галерки. На переправе, или Размышления с оговорками
Довольно легко преодолев групповой турнир, в первом же матче на вылет она в дополнительное время потерпела поражение от не самых сильных и титулованных бельгийцев. Страна, затаив дыхание, ждала, что скажет пресса. Ведь не для того же в самом деле журналисты центральных изданий целый год критиковали Малофеева и аплодировали его отставке, чтобы довольствоваться теперь всего лишь попаданием в число шестнадцати лучших команды тренера-преемника. Эдуард Васильевич, между прочим, обещал место не ниже третьего. Самую первую оценку выступлению сборной Лобановского дал в телерепортаже очередного матча мундиаля Владимир Перетурин, и выглядела она как официальная директива всем остальным: вот, мол, правильная позиция. Сводилась она к следующему: мы провожали нашу сборную на чемпионат мира и не знали, есть у нас команда или ее нет. Сегодня же можно с уверенностью сказать: команда у нас имеется! И, по большому счету, он был прав. Отбросив разного рода если бы да кабы, за игру той сборной стыдно не было, и с данной оценкой согласились, думаю, болельщики Москвы, Киева и Минска.
Вспомнил о событиях двадцатилетней давности по причине того, что и сборная Беларуси переживает сегодня очередное смутное время своей истории, где на вопрос, а есть ли у нас команда, ответ напрашивается скорее “нет”, чем “да”. Можно, конечно, закрыть глаза на все имеющиеся проблемы и до ближайшей неудачи взять за аксиому оценку Юрия Пунтуса, что все под контролем, а в матче со Словенией команда у нас таки родилась. Но тогда придется принять на веру и следующую оговорку, что это ее здоровый организм попросту отторгает больные и ненужные органы в лице футболистов Ромащенко и Гуренко. Не знаю, но мои болельщицкий опыт и элементарное жизнепонимание не могут с этим согласиться. Из настоящего коллектива не уходят таким образом, как это сделали Максим и Сергей — люди, не один год служившие ему верой и правдой. Более того, тем, кто упрекает их в выносе сора из избы, хочу возразить, что футболист, который еще может быть полезен сборной, но самостоятельно принимает решение о завершении выступлений за нее, просто обязан объяснить мотивы своего выбора, не скрывая их, в том числе, и от болельщиков. Ромащенко ушел, затаив обиду. Сергей Гуренко — совершив круг почета. Их последние диалоги с прессой были с достаточной степенью недосказанности у первого и изрядным перебором у второго. Экс-капитан сборной явно не прав, упрекая Александра Глеба в игре на чистых мячах и пренебрежительно отзываясь о Корытько. Однако очень важно, на мой взгляд, услышать в словах Гуренко то главное, о чем он нас с вами предупреждает, а именно: сборная может стать неуправляемой на весь период, пока будет подстраиваться под отдельных игроков. Можно и здесь, конечно, все списать на кривую коммуникабельности между Гуренко и Александром Глебом (к сожалению, вокруг такое очень часто случается), но очень сильные основания считать, что Сергей прав, дает ответным выпадом игрок “Арсенала”.
Не один раз перечитал заочную дуэль между Москвой и Лондоном. Положа руку на сердце, могу понять чисто человеческую реакцию Глеба на обвинения в свой адрес. Но посмотрите, что происходит. Ту или иную сторону начинают принимать работники нашего футбола, болельщики и другие футболисты! А ведь расставить все точки над “i”, обозначив правоту или неправоту каждого, в подобной ситуации должен прежде всего главный тренер. А от Юрия Пунтуса мы услышали только, что он не боится отставки и готов продолжать гнуть свою линию. Извините, Юрий Иосифович, но вашей линии в работе с командой пока что как раз и не видно. Уж слишком много на таком коротком отрезке накопилось явных нестыковок и несуразностей. Да и за последний конфликт вы несете прямую ответственность, даже если он и возник не без помощи подводных течений и ваших недоброжелателей. А вот Александр Глеб абсолютно не стесняется брать на себя функции, по определению принадлежащие тренеру. Это прекрасно, что футболисты сборной перезваниваются друг с другом, что у Александра прослеживается живая заинтересованность в результатах главной команды страны. Но не слишком ли вызывающе звучит, что без Кутика, Макса и Кули команде ловить нечего, а вот без Гуренко можно и обойтись? Понимает ли Александр, сколько негатива несет его откровение, что Пунтус не Венгер? Спасибо хоть за то, что увольнения тренера не просит, тем не менее что-то подсказывает мне, что у Саши уже сформировался набор критериев, по которым он вполне может поставить вопрос и в такой плоскости.
Вся эта неприглядная история на данном этапе не принесла в нашу белорусскую действительность ничего другого, кроме извечного русского вопроса “Что делать?” Увы, но мы обрекли себя на перемены именно на переправе. Что-то или кого-то вынуждены будем поменять, не дожидаясь окончания цикла. Причем пока футбольное руководство не додумалось до очевидного, как можно положить конец смутному времени, Юрий Пунтус сам должен ответить на банальный вопрос: способен ли он организовать эти перемены, примирив непримиримое? В интервью Сергея Гуренко есть один очень печальный момент. Его слова “а заодно сделал себе прощальный матч” должны быть живым упреком нашей федерации футбола. Мне кажется, что, если решения его и Максима Ромащенко завершить выступления за сборную окончательны, главный тренер должен стать инициатором того, чтобы прощальный матч или матчи этих футболистов (а также Белькевича, Хацкевича и иже с ними) прошли с подобающими почестями. В моем понимании это должна быть товарищеская встреча с достойным соперником, непременно на родном стадионе и на фоне успехов в официальных матчах, которые никак немыслимы без здоровой атмосферы в коллективе. А здоровая атмосфера создается только авторитетом тренера. Для нашего футбола очень важно, чтобы Глеб и Гуренко прилюдно пожали друг другу руки. Если же авторитета Пунтуса не хватает даже для такой мелочи, чтобы игроки его команды ехали на матч в одном автобусе и не устраивали разбора полетов за его спиной, он должен найти в себе мужество уйти сам. В день, когда пишутся эти строки, МТЗ- РИПО потерял шансы стать чемпионом страны. Юрию Иосифовичу есть с кем доказывать свою состоятельность.
…Между прочим, следующий двухлетний цикл после 1986 года команда Советского Союза завершила в финале чемпионата Европы, оставив в отборочном цикле не у дел сборную Франции и в Германии победив 1:0 голландцев, 3:1 англичан, 2:0 итальянцев. И только в решающем поединке не сумела второй раз одолеть “оранжевых”, пропустив два мяча от великих Гуллита и ван Бастена. Впрочем, и здесь есть маленькая оговорка. Мы никогда не узнаем, как бы на полях Мексики в 86-м выступила команда Малофеева.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь