Итоги сезона. Алексей Петрушин: насильно мил не будешь
— Предложение пролонгировать соглашение мне так и не поступило, — заметил по этому поводу теперь уже экс-наставник вице-чемпиона страны. — На нет, как говорится, и суда нет. Не стану кривить душой, с удовольствием остался бы в “Динамо”, где созданы очень неплохие условия для плодотворной работы. Единственное, отношение руководства клуба к игрокам и тренерскому штабу оставляет желать лучшего. Впрочем, это слегка из другой оперы… При должном подходе из минского “Динамо” вполне реально создать коллектив, которому по силам пошуметь на международной арене. Команду не только для внутреннего, но и для внешнего пользования, способную проходить хотя бы два еврокубковых раунда. А если повезет с соперником, то и дальше.
Считаю, я немало достиг в футболе: поиграл на приличном уровне, тренировал хорошие команды, к которым, естественно, отношу и минское “Динамо”. Возможно, руководство клуба расценило серебряные медали как неудачный результат, не знаю… Хотя замечу: когда Юрий Александрович Чиж приглашал меня в Минск, то конкретных задач на сезон не ставил.
— Что вы имели в виду под словами “при должном подходе”?
— Прежде всего — укрепление состава сильными исполнителями “золотого” для футбола возраста. Ведь в основе “Динамо” прослойки 24-28-летних игроков, кроме Рожкова и Чалея, попросту нет — либо молодежь, которой чуть за двадцать, либо ветераны. Причем первых значительно больше, нежели вторых. И во многом поэтому мы в Кубке УЕФА уступили дорогу братиславской “Артмедиа”: ребятам элементарно не хватило опыта матчей на таком уровне, футбольной мудрости, если хотите. Кроме того, молодежи свойственна нестабильность. Я полностью разделяю слова главного тренера “Манчестер Юнайтед” Алекса Фергюсона, однажды заметившего: “Молодые никогда не станут великими, играя бок о бок с ровесниками. Профессиональный рост молодых возможен лишь рядом с великими”. В “Динамо” есть действительно большие — по белорусским и не только меркам — игроки. Это — Хацкевич, Эду, Володенков, Павлюкович… Мне же руководство клуба часто пеняло за то, что я якобы не доверяю молодым. Да не в недоверии дело! А в том, что только с молодежью, пусть и очень перспективной, как в “Динамо”, нереально решать по-настоящему серьезные задачи.
— Алексей Алексеевич, извините, но при всех особенностях динамовской селекционной политики, приобретения, сделанные вами, были неудачными. По большому счету, лишь габонец Брюно Мбанангуаю пришелся ко двору…
— С критической стрелой, выпущенной в мой адрес, в принципе согласен. Начну, пожалуй, с Хромцова, тем более что он приехал первым. Естественно, видел все его недостатки, однако в тот момент команда осталась, по сути, с одним нападающим — Марсио. Ковелю была сделана операция на мениске, и он только-только набирал форму, а для Эду идеальная позиция — “под нападающими”. Не от хорошей же жизни вынужденно использовал в атаке классического левого хава Володенкова, который, правда, когда-то, при Малофееве, действовал впереди. Это во-первых. А во-вторых, я не люблю и не умею играть с одним форвардом. О так и не преодоленном дефиците футболистов этого амплуа говорит хотя бы то, что лучшими бомбардирами с десятью и девятью голами стали полузащитники Эду и Кисляк…
Однако вернемся к Хромцову. Прежде чем позвать в “Динамо”, навел о нем справки. Прошлый сезон Олег играл в “Химках”, претендовавших на вторую путевку в премьер-лигу едва ли не до заключительного тура. Значит, чем-то он понравился Яковенко. Выступая на родине в Молдове, Хромцов забивал по 30 мячей за чемпионат, привлекался в “молодежку”. И то, что я увидел, подтвердилось. Конечно, будь в моем распоряжении 3-4 форварда, пускай даже и не равноценных, вряд ли Олег остался бы в команде. Но, повторюсь, в “Динамо” на тот момент имелась огромная нехватка нападающих. И опять же вопрос: где искать квалифицированного исполнителя на эту позицию? Наверное, только за границей. Причем из тех футболистов, кто не имеет действующих контрактов. Поэтому, когда появился вариант с Поповым, я за него, естественно, ухватился — парень играл в ЦСКА, сборной России. И играл, согласитесь, неплохо… Я искренне верил, что Попов нам поможет. Однако часто бывает: стоит познакомиться с человеком ближе, начинаешь в нем разочаровываться. Так случилось и с Денисом. Зачем, спрашивается, приезжать в разобранном состоянии? Как можно себя продать, если ты функционально не готов? Времени же на то, чтобы подтянуть физические кондиции, в межкруговой паузе нет. Нужно выходить и играть. Это касается, понятно, не только Попова. Уверен, будь Денис в более или менее приемлемой форме, он однозначно задержался бы в “Динамо”. Ведь его голевое чутье никуда не делось. Попов провел в чемпионате шесть неполных матчей и забил три мяча плюс два в Кубке Беларуси. Но его движения на поле… Так неповоротливо, как он, в футбол сейчас не играют. Сегодня вы не найдете форварда, который может себе позволить перемещаться по газону трусцой, стоять, ждать передачи — центральные нападающие находятся в перманентном движении, открываются, при потере мяча сразу вступают в отбор на чужой половине и так далее. Попова брали в “Динамо” в первую очередь с прицелом на Кубок УЕФА. С “Заглембе”, вспомните, он ничем себя не проявил, а с “Артмедиа” я и вовсе не рискнул выпустить его на поле — медлительность Дениса была бы на руку маневренным словакам… Короче, с приглашением Попова явно дал маху. И, поняв это, посчитал за лучшее с ним расстаться.
Не в плане оправдания, а как констатация факта: тренерские ошибки при селекции были, есть и будут. Возьмем для примера российскую премьер-лигу, где крутятся несоизмеримо более серьезные деньги, нежели в Беларуси. Там клубы за миллионы покупают футболистов, которые потом в составе не появляются, проводя за сезон по полторы игры…
— В современном футболе огромное значение имеет розыгрыш стандартных положений. Если не ошибаюсь, в нынешнем сезоне “Динамо” нечасто отличалось после “стандартов”. Голы Сергея Кисляка с “точки” и непосредственно со штрафных в расчет, разумеется, не беру…
— Вы не правы. Со “стандартов” мы забили пятнадцать мячей. Из них три — с пенальти, четыре — со штрафных прямыми ударами, которые нанесли Кисляк и Володенков, и восемь после угловых — преимущественно с подач Виталия. То есть 34 процента от общего числа забитых “Динамо”. На мой взгляд, показатель неплохой. Я скрупулезно веду эту статистику. Причем не только во время чемпионата, но и в процессе подготовки к нему. И знаете, что любопытно? Если команда много пропускает со “стандартов” в подготовительный период, то в девяносто девяти случаях из ста ситуация не меняется в лучшую сторону и в ходе сезона. Возможно, нам недоставало разнообразия при розыгрыше угловых. Будь иначе, не исключено, забили бы еще парочку голов. Наши действия при штрафных, корнерах, свободных отрабатывали, однако сказать, что уделяли им львиную долю тренировочного процесса, не могу — иных забот, особенно в начале июня, когда я только принял команду, тоже хватало. Да и ребят понять несложно: отработка стандартных положений — занятие не столько утомительное, сколько скучное.
— При вас “Динамо” изменило тактическое построение с 4-4-2 на 4-3-1-2. Являетесь приверженцем “Челси” или пошли на это из-за дефицита фланговых полузащитников?
— Выбор схемы зависит от наличия в команде исполнителей. Первым, к слову, построение с тремя центральными полузащитниками, один из которых опорный, начал использовать не Муринью в “Челси”, а Анчелотти в “Милане”. Чем мне импонирует эта схема? Во-первых, закрывается центральная зона. Из которой, собственно, и забивается большинство голов. Во-вторых, построение 4-3-1-2 позволяет применять парный отбор на флангах — крайним защитникам помогает один из центральных хавбеков.
Возглавив “Динамо”, увидел, что слева в полузащите есть Володенков, справа же — никого. Зато имелся перебор центральных хавов: Хацкевич, Рожков, Кисляк, Тишкевич, Чалей… Понял, на схеме 4-4-2 далеко не уедешь. Да и, повторюсь, тогда в команде из здоровых нападающих был один Марсио — Пархачев выглядел неубедительно. После размышлений, кто — Володенков или Эду — составит с Марсио атакующий тандем, предпочел первого. Все, к счастью, срослось, и время показало: выбор тактического построения с четырьмя защитниками, тремя центральными хавами, двумя форвардами и атакующим полузащитником Эду был верным.
— Занозой в сердце наверняка сидят воспоминания о двух матчах против “Артмедиа” и последней игре чемпионата с брестскими одноклубниками…
— Безусловно. Вместе с тем считаю, что оба поединка со словаками были одними из лучших в исполнении “Динамо” в минувшем сезоне. Чтобы пройти “Артмедиа”, нам, подчеркиваю, не хватило прежде всего опыта встреч на таком уровне. И, конечно же, удачи — она была на стороне соперника. Особенно в Минске, когда из четырех ударов в створ наших ворот три оказались результативными… Тучинский, вынужденно занявший место в “рамке”, в этих голах не виноват, но, к сожалению, он и не выручил. И здесь нет ничего удивительного: Эдуард Анатольевич сейчас тренер, а не голкипер — недостаток игровой практики не мог не сказаться. Напротив, его надо поблагодарить за то, что надежно действовал в некоторых матчах — в частности, против “Локомотива” в Витебске — и помог команде набрать немало важных очков. Убежден, не “сломайся” в Братиславе сначала Хацкевич, а потом еще и Лесько, в первом раунде Кубка УЕФА “Эспаньолу” противостояло бы минское “Динамо”, а не “Артмедиа”.
Что касается матча в Бресте, то он оставил жуткое впечатление. С нами злую шутку сыграл, во-первых, перенос на два часа времени начала поединка: мы уже знали итог встречи в Солигорске и не сумели совладать с захлестнувшими эмоциями. Команда элементарно перегорела… Во-вторых, мы приехали на стадион в половине первого и три с лишним часа провели в ожидании стартового свистка. Но ведь в пунктах 3.31 и 3.32 “Регламента” черным по белому записано, что “в случае выхода из строя системы электроосвещения до начала матча по вине принимающего клуба и невозможности устранения неисправности в течение одного часа после времени начала матч не проводится” и “команде принимающего клуба в этом случае засчитывается поражение со счетом 0:3, а команде-сопернице — победа со счетом 3:0”. Снегопад и выход из строя электроосвещения — это, конечно, не одно и то же, но факт остается фактом: к 14.00 поле готово не было. Не было оно готово и к 15.00. Снег же пошел не за 30 минут до игры, а в десять утра… Арбитр матча Алексей Кульбаков прямо сказал, что он не имеет права проводить матч на таком газоне. Тем паче от результата этой встречи напрямую зависело распределение мест на пьедестале. Однако из федерации поступила команда: играть! Ко всему прочему имелись и кадровые проблемы. Кисляк простудился после матча с витебским “Локомотивом” и неделю не тренировался, не совсем здоровыми вышли на игру Хацкевич и Володенков, испытывавшие боли в коленях, Тигорев пропускал встречу из-за дисквалификации. Мало того, и Эду часто неоправданно брал инициативу на себя, передерживал мяч. К сожалению, в этот день в силу объективных и субъективных причин ребята не смогли победить. Да и качественной игры, увы, не показали: мы не создали у ворот брестчан ни одного голевого момента… Хотя надо отдать должное и сопернику — одноклубники вышли на матч предельно мобилизованными и дали нам настоящий бой.
— Все так. Но если бы минское “Динамо” ранее не уступило дома “Неману”, не сыграло вничью с “Нафтаном” и тем же брестским “Динамо”, то золото никуда не делось бы. Для команды, претендующей на чемпионство, терять в родных стенах семь очков из девяти — непозволительная роскошь…
— О матче с гродненцами было сказано достаточно, повторятся, наверное, нет резона. Единственное, снова отмечу, что состав тогда не был экспериментальным: из игроков основы накануне ответной встречи с “Артмедиа” дал отдохнуть лишь прибывшему из “молодежки” Тигореву. Концевой здорово выглядел в Братиславе, а Хацкевич и Лесько залечивали травмы. Да и попади в первом тайме мяч после ударов Марсио и Чухлея не в перекладину, а в сетку, результат наверняка был бы другим. Кроме того, БАТЭ, “Шахтер”, МТЗ-РИПО, “Гомель” тоже теряли очки с командами, не претендовавшими на медали. Не стоит забывать и о том, что я принял “Динамо”, когда оно находилось на восьмом месте, отставая от лидировавшего “Гомеля” на десять очков, от “Шахтера” — на семь, а от МТЗ-РИПО, БАТЭ и “Дариды” — на шесть. Догонять всегда труднее, нам же практически удалось ликвидировать отрыв, и за пять месяцев руководимый мной коллектив набрал 45 очков в 20 матчах. Или 75 процентов возможных. Для сравнения: у Криушенко этот показатель равен 69 процентам. С начала июня в матчах с прямыми конкурентами за награды, в которых борьба действительно ведется за шесть пунктов в таблице, мы дважды победили “Гомель”, по разу БАТЭ и “Шахтер” и только с МТЗ-РИПО и “Даридой” сыграли вничью и набрали 11 очков. Или 73 процента возможных. Это очень хороший показатель. Основные же потери “Динамо” понесло на старте, уступив дома “Шахтеру”, МТЗ и “Дариде” — мирный исход в первом туре в Борисове считаю нормальным результатом. А теперь давайте представим, что в этих трех встречах команда хотя бы раз победила или в крайнем случае трижды сыграла вничью. Сколько очков было бы сейчас у “Динамо”? 55 — на одно больше, нежели у чемпиона…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь