Новые белорусские
Более всего на ниве натурализации потрудилось могилевское “Химволокно” — треть от числа “новых белорусов” составляют именно игроки “львов”. Это форварды Виктор Андрущенко (1986), Никита Борденюк (1985), Виталий Горбачев (1985), Юрий Ильин (1987) и Виталий Томилин (1974). Столичные клубы, словно соблюдая принцип равенства, дружно выхлопотали новые ксивы для двоих игроков каждый. Так чемпионы “обелорусили” защитника Игоря Хацея (1972) и нападающего Владислава Клочкова (1978) (последний, к слову, в недавнем прошлом также защищал цвета “Химволокна”), “Динамо” посчитало достойным подобной чести защитника Андрея Глебова (1980) и нападающего Никиту Осипова (1984), “Керамин” — вратаря Валерия Пронина (1988) и центрфорварда Алексея Пермякова (1977). Также двое новоявленных белорусов представляют “Гомель”: нападающие Дмитрий Виолентий и Павел Мусиенко (оба — 1987). Наконец, на одного легионера в одночасье стало меньше в составах гродненского “Немана” — защитник Павел Рыбаков (1980) и новополоцкого “Химика”-СКА — нападающий Максим Яковлев (1979).
Натурализация иностранцев — не ноу-хау не только в белорусском чемпионате. В той же российской суперлиге процесс давно поставлен на поток и преследует вполне прозрачную цель: обойти легионерский лимит. Очередную волну смены паспортов несложно было предугадать и в Беларуси. Но если прежде она носила точечный характер (гражданами становились либо отдельные хоккеисты, либо группа, привлекаемая с прицелом на выступление в сборной), то теперь — почти массовый. Объяснение тому довольно простое: лимит на иностранцев ужесточают не только наши восточные соседи, но и ФХРБ. Нынче их предельно допустимое число сокращено до пяти вместо недавних семи. Более того, против прежнего правила “варягами” считаются все, вне зависимости от возраста. Ранее, напомним, хоккеист до 20 лет не являлся иностранцем, какой бы паспорт ни лежал у него в кармане.
Получается, что нынешнее искусственное прибавление полка белорусских хоккеистов — процесс естественный, если не сказать неизбежный. Относиться к нему можно по-разному. Например, ворчать в адрес клубов, предпочитающих идти по пути наименьшего сопротивления и вместо воспитания своих талантов обращающихся к импорту. И это в то время, когда российские клубы продолжают, как и в былые времена, уводить из Беларуси 12-15-летние таланты. Или, напротив, радоваться вливанию свежих сил, способных долго и плодотворно трудиться на благо белорусского хоккея как на внутренней, так и на международной арене.
Истина, наверное, как всегда, где-то посередине. С одной стороны, наши команды продолжают испытывать тотальный дефицит исполнителей с белорусскими паспортами. Хотя бы потому, что и по сей день в стране остается менее чем полдесятка “фабрик звезд” (читай: хоккейных СДЮШОР), выпускающих удобоваримые “полуфабрикаты”. Готовые если и не ринуться уверенно в пучину взрослого хоккея тут же, то хотя бы подвергнуться необходимой для этого доводке во взрослых командах. Массового же прилива выпускников из новых ледовых школ (Гомеля, Могилева, Бреста и так далее) придется подождать еще несколько лет. На которые видимой альтернативы импорту и натурализации не просматривается.
Пока все прозрачно и объяснимо. И единственное, от чего хотелось бы упредить — от перехода объективной необходимости во вредную привычку. Сколь бы ни были утомительны хлопоты клубов о смене хоккеистом гражданства, они всегда будут много проще подготовки доморощенного игрока. И от соблазна продолжить массовую натурализацию даже при наличии выбора из местных талантов может устоять далеко не каждый клубный руководитель. Как этого не допустить — придется задуматься федерации через несколько лет.
Правда, не может не радовать, что солидную часть в компании “новых белорусов” составляют те, кто реально способен побороться за место в составе сборных нашей страны разных возрастов. А один из них — защитник “Динамо” Андрей Глебов — получил вызов в национальную дружину, едва став обладателем нового паспорта. Его дебют в форме сборной может состояться уже через две недели во время спаррингов подопечных Курта Фрэйзера с чехами. Удачей можно назвать и натурализацию кераминовцами перспективного голкипера Валерия Пронина, гомельчанами — связки молодых форвардов Виолентий — Мусиенко, а могилевчанами — их коллеги по амплуа Виктора Андрущенко, единственного нероссиянина из числа получивших новые “корочки”. Его часто называют одним из самых одаренных воспитанников украинского хоккея последних лет. Правда, именно это ставит под вопрос привлечение Виктора в сборную Беларуси в ближайшей перспективе: за молодежную команду своей родины он выступал на чемпионате мира (U-20) еще в минувшем сезоне, а карантин ИИХФ для желающих сменить хоккейное гражданство составляет четыре года.
Думается, противиться качественному импорту не станет никто, такую прибыль вполне можно назвать естественной и эволюционной. Осталось решить, что делать с неестественной убылью — упомянутом выше оттоке небесталанных белорусских юношей на российские хоккейные просторы. Впрочем, это уже тема другого материала.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь