Андрей Василевко: баскетбольные азы постигал в компании девчонок

14:50, 12 января 2007
svg image
5300
svg image
0
image
Хави идет в печали


— Побеждать всегда приятнее. Надеюсь, на этот раз фортуна от “Запада” не отвернется. Тем более многое поменялось: Губко и Кондрусевич, доставившие нам немало неприятностей, сейчас будут выступать за нас.

— В прошлом матче даже играли овертайм. Ожидал, что придется так выложиться?
— Нет. Но это все от того, что соперники начали прессинговать, бились за каждое очко, как в официальном поединке. Я не сторонник подобного, ведь прессинг убивает красоту баскетбола. Но вмешались тренерские амбиции — у них ведь свои счеты. Хотя интрига держалась до последней секунды, и это понравилось зрителям.

— Ты был самым результативным в матче. Стремился к этому, или получилось само собой?
— В таких играх все должны забивать примерно поровну, никто одеяло на себя не тащит. Просто пошел бросок у меня и Плотникова, вот и накидали много.

— Рекорд принадлежит Александру Вереничу — 42 очка. Реально ли его превзойти?
— Если задаться такой целью и договориться с партнерами, то можно.

— После осиповичской встречи ты сетовал на несыгранность вашей сборной.
— Убежден, что организовывать подобный матч надо по-другому. Чтобы баскетболисты собрались дня на три, потренировались вместе, почувствовали друг друга, отрепетировали какие-то красивые комбинации или трюки. Тогда и зрители, да и сами спортсмены получат от игры удовольствие.

— Но ты ведь понимаешь, — это нереально. Финансы…
— Не так уж много для этого требуется денег. Тем более матч впервые проводится в Бресте, сыграет немалую роль в популяризации баскетбола в этом регионе, поэтому наверняка нашелся бы спонсор, который покрыл бы расходы.

— Нет опасений, что в небаскетбольном Бресте народ может с прохладцей отнестись к “Матчу звезд”? Играть ведь при полупустых трибунах неприятно.
— Наоборот, думаю, будет аншлаг. В городе над Бугом народ соскучился по баскетболу. Года три циркулируют слухи о том, что местная таможня готова спонсировать команду. Но не могут договориться.

— В Бресте доводилось играть?
— Ой, очень давно, еще в детстве. Ездили туда на какие-то школьные соревнования.

— Год назад ты уступил в конкурсе дальних бросков Пынтикову. С Алексеем, пожалуй, соревноваться бесполезно — имеет шесть побед в семи конкурсах.
— Бороться надо. И у меня тогда вроде бы неплохо покатило, но Леха вывернулся.

— Ты бы, пожалуй, мог и в конкурсе слэм-данков поучаствовать.
— Росточком маловат.

— Он у тебя равен 196 сантиметрам. Никогда не жалел, что недостает четырех пунктов до классического баскетбольного роста?
— Ноги у меня не слабые, поэтому разницу в росте старался компенсировать прыжком.

— У тебя есть объяснение тому, что в “звездных” стартовых пятерках сплошь ветераны?
— Для меня это загадка. Скажем, в “Гродно-93” имеется парочка ребят, которые вполне могли бы претендовать на эту роль. Ефремов здорово прибавил, Мостов стал играть стабильно — тренер им доверяет. Да и в других командах есть талантливые баскетболисты.

— Значит, болельщики больше ориентируются на звучность имен. Авторитет-то вы себе завоевали будь здоров.
— Какой там авторитет… Если бы на европейском уровне или в сборной на серьезных соревнованиях. А чемпионат Беларуси не настолько силен, чтобы гордиться достижениями, добытыми в нем.

— Сборная “Запада” лишилась Кривоноса, уехавшего с женой в Польшу. Серьезная потеря?
— Безусловно. Кривонос — один из самых сильных защитников Беларуси. Если бы не травмы, наверняка сделал бы себе имя и в Европе. Я созванивался с Андреем. Он сказал, что занимается поиском для себя польского клуба.

— Понятно, что в звездном матче будут приветствоваться дальние броски и слэм-данки. А такой элемент обороны, как блок-шоты?
— У нас есть Дима Свиридов — легионер, значительно прибавивший за год пребывания в “Гродно-93”. Вот он покажет, как это красиво. В недавней встрече с “Виталюром” поставил минчанам пять или шесть “горшков”.

— Но вот в интервью “Прессболу” Александр Борисов сказал, что “Матч звезд” — единственный, в котором он не требует от подопечных упираться в защите. А ты о блок-шотах…
— Это все происки Сан Саныча. Чтобы мы прочитали и раскатали губу: мол, “восточники” откроют калитку. А сами прихлопнут нас прессингом (Смеется.)

— Матч в Бресте станет для тебя уже шестым. Какой из них больше всего запомнился?
— Затрудняюсь ответить. Хотя и принято хвалить подобные мероприятия, за редким исключением мне не нравилась их организация.

— Наверное, следовало бы расширить программу конкурсов?
— Обязательно привлекал бы зрителей. Как это делает виталюровский спонсор — устанавливает денежные призы за точные броски с центра площадки, со штрафных.

— В Санкт-Петербурге на праздновании 100-летия российского баскетбола в “Матче звезд” участвовали смешанные команды. Может, стоит и нам попробовать, благо наши женщины на уровне сборных утирают нос мужикам?
— Я видел фрагменты этой встречи. Если честно, мне не понравилось. Пусть не обижаются дамы, но слишком уж большой разрыв в уровне мужского и женского баскетбола. Трудно совместить несовместимое.

— Свои майки от “звездной” формы коллекционируешь?
— Три майки есть, остальные ушли на сувениры.

— Январский “Матч звезд” — как мостик между двумя кругами национального чемпионата. По ощущениям, как будут дальше развиваться события?
— Пока держатся в секрете клубные дозаявки, возможно, они смогут в какой-то мере внести изменения в расстановку сил. Но не думаю, что существенные. Продолжится интрижка между Гродно и Осиповичами, которые немного пощипают виталюровцев.

— Выходит, безоговорочно отводишь “Виталюру” первое место?
— На данный момент — да.

— Но ведь дома вы переиграли чемпионов…
— Только один раз. На второй матч откровенно не хватило сил. У нас основная нагрузка ложилась на семерых, у “Виталюра” же ровный состав. К тому же Дима Кузьмин проявил себя во всей красе. Опыта у него немерено: умеет и придержать игру, и ускорить, и пас отдать на загляденье, и забросить. Наш же плеймейкер больше любит играть сам — обвести, бросить.

— После Борисова в “Гродно-93” уже четвертый главный тренер, а путь к чемпионству как отрезало. Может, верно мнение, что с его уходом вы потеряли фарт?
— Команда за один сезон не делается. “Виталюр” третий год играет с минимальными изменениями в составе. Поэтому у минчан есть и сыгранность, и признанные лидеры, и молодежь, которая быстро растет и уже может равноценно подменить ветеранов. Гродненская же молодежь, на мой взгляд, слишком долго сидела на скамейке, играли всего 6-8 человек.

— Поражает текучесть кадров в “Гродно-93”: в межсезонье ушло человек шесть, еще от двоих отказались сейчас.
— Хоть и поздновато, но пришлось признать селекционные ошибки — тот же украинец Шиманский нам ничем не помог.

— Похвастать тем, что играет с первого чемпионата, у нас может лишь небольшая группа баскетболистов. В их числе и ты.
— Один сезон я пропустил — провел его в польском “Слупске”.

— Хорошо знакомый нам клуб.
— Он стал таковым немного позже. Мы же с Сашей Родионовым играли в “Слупске” в 1996 году, когда он выступал во второй лиге.

— В гродненской команде ты имеешь самый большой стаж. Наверняка чувствуешь за собой право выступить на площадке в роли играющего тренера, поучить уму-разуму молодых?
— Порой и хочется, но не получается. Когда мы с Ольшевским и Чумаковым зелеными юнцами появились в гродненском “Прогрессе”, “старики” нам спуску не давали. И мы их слушали, открыв рты, учились. Нынешняя же молодежь совсем другая. Иногда прикрикнешь и чувствуешь, что слова твои отлетают как от стенки, не доходя до сознания. Молодые считают, что в советах они не нуждаются…

— Груз годов не тяготит?
— Намекаете, что пора на пенсию? Всего тридцать пять. В НБА в моем возрасте еще гоняют вовсю.

— Юрий Черняк моложе тебя, а уже перешел на тренерскую работу.
— И Руслан Носенко во второй команде тренирует. Да, пора и мне призадуматься. Хотелось бы, конечно, попробовать свои силы на тренерском поприще. За плечами ведь столько всего. А вот получится ли — неизвестно.

— Самое время вспомнить, как ты делал первые шаги в баскетболе.
— В детстве я был маленьким и толстым. Страстно хотел заниматься спортом, особенно нравился волейбол, но никуда меня не брали. Однажды в пятом классе физрук сказала: “Есть такой тренер — Геннадий Аркадьевич Кец. Попробуй-ка к нему сходить”. Для смелости пошли толпой с приятелями. Правда, через какой-то период остался я один. Самое смешное, что мне пришлось заниматься с… девчонками 1972 года рождения.

— Кстати, Кец сейчас работает в женской “Олимпии”.
— А я всегда говорил, что мой первый тренер — классный специалист. Просто в свое время с руководством “Гродно-93” не сошлись во взглядах.

— И когда ты вышел на взрослый уровень?
— В девятом классе меня передали Фруману в “Прогресс”. Та дружина имела хорошую репутацию в республике. Успел с ней несколько раз съездить на зональные туры первенства Союза. А потом СССР развалился и мы под названием “Гродно” начали играть в суверенном чемпионате.

— С какой первой зарплаты начал карьеру?
— В “Прогрессе” сначала получал полставки — это шестьдесят рублей, плюс давали талоны на питание. Если перевести в доллары, то, наверное, около сотни выходило.

— За столько лет рядом с тобой сменилось множество партнеров, порой высокого уровня. Кто из них, по-твоему, мог бы составить символическую сборную гродненского клуба?
— Обязательно в ней были бы Шарко, Пынтиков, Качан, россияне Кващук, Жармухамедов, Сафронов. Это был костяк нашей чемпионской команды, которая очень быстро “срослась” и уже на второй год стала непобедимой в Беларуси. Да и в Североевропейской лиге неплохо сражалась.

— Не могу уловить, суеверный ты человек или нет: то с бородой играешь, то без нее.
(Смеется.) Просто я раз в месяц бреюсь, и потому иногда выхожу на матч без щетины.

— Как полагаешь, за что тебя ценят тренеры?
— Ну, это надо у них спросить… В последнее время забрасываю больше всех в команде, наверное, за это и держат.

— Иногда создается впечатление, что в белорусском баскетболе время движется в замедленном темпе. Стоит заглянуть в протоколы чемпионата десятилетней давности, как увидим, что и тогда, и сейчас одни и те же люди на ведущих ролях: Борисов — лучший тренер, Яроцкий — авторитетнейший судья, Родной — главнейший секретарь, Шарко, Пынтиков, Василевко — ведущие игроки. Или все-таки движение вперед ощущается?
— Расскажу байку. Когда играл в Польше, попал наш “Слупск” в Кубке страны на “Бжег”, которым тогда руководил наш земляк Александр Крутиков. Соперник перед самым матчем дозаявил двух американцев. Тренер поручил их опеку нам с Родионовым. Парней в зал едва ли не с самолета привезли. И что в итоге? Саня пропускает от своего подопечного 35 очков, я — сорок. Всего же “Бжег” набрал порядка девяноста очков. К чему я это рассказал. Поляки искусственно за счет сильных легионеров постепенно поднимали уровень своего баскетбола. У нас же этого не получается. Почему-то у нас считается чуть ли не признаком дурного тона иметь высокооплачиваемый контракт. Но если игрок сильный, является лидером команды, почему он не может зарабатывать большие деньги? Потому и едут к нам легионеры средней руки, которые если и выглядят сильнее белорусов, то на самую малость. А чтобы существенно поднять уровень чемпионата, привлечь к нему зрительский интерес, нужны Мастера с большой буквы. Помните, какой бум был в Гомеле, когда там играли Джордан и Алума? Кстати, первый после “Гомельских рысей” прямиком попал в НБА…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?