Дайджест. Малофеев даст "трактористам" газу
В успешной карьере Эдуарда Малофеева отрезок, проведенный в “Хартсе”, стал своего рода отклонением от нормы.
Бедный Малофеев… В былые времена больше всего ему приходилось опасаться сарказма Валерия Лобановского. Сейчас же фигура тренера вызывает подшучивание везде, куда бы он ни направился. Над задорным в поведении и неловким в поступках временщиком, назначенным Романовым, подтрунивали в “Хартсе”, и даже в Минске, где перед Малофеевым благоговеют, его возвращение из Шотландии было встречено со смешанными чувствами.
Четверть века назад Малофеев привел минское “Динамо” к единственному в его истории титулу чемпиона СССР. Поговорите с болельщиками сейчас — они с энтузиазмом вспомнят золотой состав 1982 года: вратарские подвиги Михаила Вергеенко, лидерство капитана Юрия Пудышева и пьяный гений покойного Александра Прокопенко.
Нынче Малофеев вернулся домой — но возглавил не “Динамо”, а его конкурента МТЗ-РИПО. Из бывшей команды секретной полиции — в клуб Минского тракторного завода. Причины этого перехода вычислить нетрудно: МТЗ (аббревиатура РИПО, обозначающая принадлежность к местному образовательному учреждению, скорее всего, в новом сезоне будет отброшена) — еще одна составная часть империи Владимира Романова. В клубе, похоже, есть деньги, существуют также амбициозные планы по реконструкции стадиона “Трактор”, поддерживаемые президентом Беларуси Александром Лукашенко.
Однако среди болельщиков “Динамо” распространено ощущение, что их предали, и Малофеев ничего не сделал, чтобы смягчить эти эмоции. “Это уже не то “Динамо”, — сказал он. — Теперь команда даже не связана с полицией. Ничего не осталось от былого динамовского духа”. Учитывая, что бывшие достижения по-прежнему столь актуальны, что одна из фанатских группировок клуба называется “LADS1982”, не удивляет то, что Интернет-форумы полны яростных откликов. “Он будто плюнул нам в лицо”, — пишет один болельщик.
Что ж, по крайней мере, злость болельщиков “Динамо” основана на том, что они высоко ценят Малофеева как тренера. В Эдинбурге же он превратился в потешную икону строгого режима. И, если о тренерах судить по результатам, насмешки эти можно понять. Когда в октябре Малофеева назначили исполняющим обязанности Вальдаса Иванаускаса, взявшего отпуск из-за вызванной стрессом болезни, новая фигура была встречена с подозрением. Три недели спустя он ушел после того, как команда под его руководством не выиграла ни в одном из четырех матчей. Эта статистика сделала Малофеева худшим наставником в истории “Хартса”.
Однако в успешной карьере тренера такой результат — отклонение от нормы. В начале 80-х репутация Малофеева в СССР на какое-то время даже затмила реноме Лобановского, чье видение футбола очень сильно отличалось. Лобановский в киевском “Динамо” сосредоточенно изучал компьютерные распечатки, сравнивал и анализировал, воплощал на практике свою почти фундаментальную веру в то, что “вся жизнь — это цифры”. Малофеев тем временем проповедовал доктрину “искреннего футбола”.
Геннадий Абрамович, игравший и тренировавший вместе с Малофеевым, вспоминает, что это значило: “Не наносить травм, не толкаться, просто бить по мячу. Не платить денег судьям. Играть в атакующий, чистый футбол, идущий от сердца, а не из головы”. Естественно, Лобановский, этот самый прагматичный из теоретиков, был полон едкого сарказма. “Когда наставник киевлян услышал об “искреннем футболе”, он схватился за голову и сказал, что в своей жизни он видел много чего, но только не искренний футбол”, — вспоминает Абрамович.
“Противостояние Минска и Киева было соперничеством двух типов мышления, — объясняет Вергеенко. — Лобановский во всем придерживался математического подхода, а Малофеев был, скорее, романтиком. Главное его требование к игрокам заключалось в том, что они должны выражать свои чувства на поле. Он говорил, что, если футболисты будут полностью отдаваться игре, болельщики полюбят их”. Тактические схемы для него мало что значили, зато психология была важнее всего — и это (да еще и неприятие интриг Романова) стало основной причиной неудач Малофеева в “Хартсе”.
“Он как доктор, — говорит Вергеенко. — Анализирует игроков и сразу же вычисляет их сильные и слабые стороны. Это человек, который может достучаться до сердец футболистов и знает, как разговаривать с людьми. Возможно, в Шотландии главной его проблемой стала языковая. Вот если бы у него был приличный переводчик…”
Впрочем, общение не сводится лишь к знанию языков. Есть еще и культурные различия. Золото динамовцев в 1982 году было добыто в выездной встрече с московским “Спартаком” — командой, козни которой, как считают в Беларуси, лишили минчан серебра в 1953-м. Вергеенко с восхищением отзывается о предматчевых установках Малофеева и утверждает, что может цитировать их слово в слово. Но сложно представить себе Стивена Прессли или Пола Хартли, которых вдохновляли бы слова, напоминающие отрывок из какой-то отвлеченной истории.
“Представьте, что по полю идет стадо обезьян, — говорил Малофеев в тишине раздевалки. — Навстречу им идет стадо львов. Произойти может все что угодно. Возможно, львы разорвут обезьян на части. А может, одна из обезьян бросится вперед и отвлечет львов, пожертвует собой, чтобы другие обезьяны остались в живых. Сегодня, как те обезьяны, мы пожертвуем собой ради победы”.
“Динамо” эти слова вдохновляли. “Я думал: я вратарь, могу получить травму, но главное, чтобы команда победила, — вспоминает Вергеенко, — И мы выигрывали. Когда команда вернулась из Москвы в Минск, это было удивительное зрелище. Нас встречали люди с цветами, поцелуями и любовью. Никто это не организовывал — они просто нас любили”.
Сейчас, когда репутация и популярность Малофеева под угрозой, он должен жаждать такого признания. Но в любом случае тоска и печаль ему вряд ли угрожают. Несколько лет назад тренер принял участие в телепрограмме, которую Абрамович, снисходительно фыркнув, назвал “женской”. Когда Малофеева спросили, что он делает каждое утро, ответ был таков: “Сначала благодарю Бога, что еще жив. Затем встаю с постели и подпрыгиваю, чтобы отпраздновать этот факт”. “Малофеев — это Малофеев, — говорит Абрамович. — В белорусском футболе больше нет людей, полных таких же энергии и оптимизма”.
Эти качества ему понадобятся в новом сезоне…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь