Документальное кино. До 16 и страше

14:27, 16 января 2007
svg image
6656
svg image
0
image
Хави идет в печали


Это понятно даже детям до шестнадцати. С другой стороны, спортивный опыт подсказывает: иногда простые мужские понятия оказываются сильнее самых совершенных иезуитских законов — надо лишь не дрожать и действовать в ладу с собственным именем и профессиональной совестью. Она ведь не пьяная женщина, которая то покоя не дает, то уснет внезапно — совесть либо есть, либо нет, а уж имя ей соответствует. И если какое-нибудь “Зубило” или “Голос суполки” из третьей лиги можно засудить под шумок редких свистунов с пустынной площади, то сокрушающий гул трибун, который вызовет снятие с чемпионата, скажем, “Юности” или БАТЭ, не говоря уже о “Каролине” или “Барселоне”, можно только представить. Ясно, что перед судом, какой бы он ни был, в этом случае придется предстать не только репрессированной команде, но рано или поздно — самим сатрапам-судьям.
По мнению рефери, “Прессбол” опять нарушает правила. 5 января за подписью первого замминистра информации Ананич Л.С. на основании той же статьи 16 нам вынесено предупреждение. Фол судьям видится в том, что в выходных данных газеты “приводится неполный адрес редакции, а главным редактором указан не руководитель редакции — УП “Прессбол плюс” — директор Юрий Орлов, а другое лицо — Владимир Бережков, что является нарушением статей 2 и 26 Закона Республики Беларусь “О печати и других средствах массовой информации”. Конец цитаты.
Весело! Особенно про “другое лицо”, у которого в данный момент “едет крыша”. Ведь точно такая же претензия, к слову, сопутствовавшая снятию с дистанции юмористического проекта “Саша и Сирожа”, звучит не впервые — словно навязчивая шутка из передачи “Аншлаг-аншлаг”. 8 апреля 2004 года регистрирующий орган уже выносил “Прессболу” предупреждение, в котором содержались замечания, аналогичные тем, что заявлены в новом документе. Тогда, а именно в письме от 15.04.2004 в адрес Министерства информации, редакция пояснила следующее:
“…Согласно уставу УП “Прессбол плюс” — учредителя и издателя газеты “Прессбол” — в предприятии предусмотрены две руководящие должности: директор и главный редактор. Директор осуществляет руководство деятельностью предприятия, а главный редактор руководит непосредственно деятельностью редакции газеты. Решением учредителя УП “Прессбол плюс” от 1.12.2000 директором УП “Прессбол плюс” назначен Орлов Юрий Иванович, а решением от 3.01.2001 главным редактором назначен Бережков Владимир Петрович. Поэтому в выходных данных газеты указаны оба руководителя: и директор, и главный редактор”.
Данное объяснение делалось юристом, а однажды оно даже прошло испытание Высшим хозяйственным судом, причем в споре с Министерством информации, хотя и по поводу претензий иного рода. К письму, разумеется, прилагались копии устава УП “Прессбол плюс”, решения учредителя от 1.12.2000 и от 3.01.2001, а также номер газеты от 15.04.2004 как иллюстрация исправления формальной ошибки: “…Адрес редакции: г. Минск, ул. Кропоткина, 91а, указывался во всех номерах газеты. Просто нами была допущена небольшая неточность — мы писали, что это адрес для корреспонденции, а не адрес редакции. В настоящее время данная неточность устранена. …Сообщаем, что, начиная с номера 42 газеты от 15.04.2004, ее подзаголовочные данные приведены в соответствие с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.4-95”.
Все приведенные объяснения и доводы не вызвали ни малейших как устных, так и письменных замечаний со стороны Министерства информации. И с тех пор до нового предупреждения “Прессбол” выпустил еще 424 номера с выходными данными, где главным редактором значился не кто иной, как ваш покорный слуга.
Очевидно, “горчичник” возник по совершенно нелепому поводу… Хотя отчетливо ясно, что повод есть, и он серьезный, но другой (!), никак не связанный с требованиями ГОСТа. Видимо, с чьей-то высокой колокольни привиделось, что газета позволила себе выйти за рамки каких-то других “стандартов”, а регистрирующий орган используется в данном случае в роли “демократизатора” — устрашающей дубины.
Какому-то важному и сильному представителю первых ветвей власти не нравится четвертая, хотелось бы заменить главного редактора… Что ж, желание вполне объяснимое, давно на себе испытанное, и в свете шестнадцати прожитых лет воспринимается как серьезный… комплимент — бодрящий тост к сегодняшнему столу именинника. Мы не станем искать и даже предполагать, кто является истинным автором “поздравления”, потому что в потенциале таковых может быть множество, не исключено, оно даже коллективное. В самом деле, сегодня, в какое безобразие ни ткни, какой VIP-спорта ни подними, за каждой федерацией, не говоря уже об отраслевом министерстве, стоит огромной величины чиновник, а то и погоны силового генерала, которому только трубку снять, и силы быстрого реагирования развернутся так, что любая крыша зашатается.
Но бояться этого бесполезно — только себя не уважать. Шестнадцатилетний опыт игры на грани фола, — а только так может зарабатывать на хлеб честная и независимая профессиональная журналистика, — подсказывает: когда идешь по лезвию ножа и режешь в кровь душу, о пятках лучше не задумываться. Струхнешь — и обязательно шлепнешься, а так есть шанс! Какими бы тяжкими ни были минуты испытаний, существует только одно средство выживания, которое и есть спортивная борьба. Надо просто прислушаться к собственной совести, повторить свое имя, остаться самим собой и продемонстрировать таким образом болельщику ту игру, за которую он тебе предан и против которой бессильны даже ангажированные судьи.
На семнадцатом году “Прессбол” постарается найти новые нетривиальные сюжеты, чтобы картина большого спорта в нашей стране выглядела ярче, сильнее, лучше, серьезнее. Но главное, чтобы она не изменила своему жанру, оставаясь документальным, а не художественным кино, которым кое-где предстает информация. Делать из новостей ужасные триллеры или сказки про поле чудес свойственно независимым политикам, чье кредо “и вашим, и нашим” совпадает с канонами проституции. Но журналистика — это, по большому счету, другая профессия, хотя шаг между первой и второй всего один. Вот почему так важно найти эту тонкую грань и однажды, когда тебя подтолкнут за нее, не сдрейфить.
Говорят, “закапывая в землю свой талант”, мы лишь затрудняем перемещения кротов. Но разве уже это не есть благородная цель, которая стоит свеч! Всех кротов не выведешь, но не бороться с ними нельзя. Нисколько не сомневаюсь: на 17-м ли году, или в период совершеннолетия “Прессбол” осветит немало подземных коридоров, подрывающих сегодня почву под ногами здорового общества. Мы будем сильнее, мы станем бить точнее и чаще, как бы ни противилась тому теневая система.
…Признаться, к своему 16-му дню рождения “Прессбол” ожидал от Министерства информации другого письма. 1 декабря 2006 года мы направили туда, а также в “Белорусский дом печати”, “Белпочту” и “Белсоюзпечать” просьбу “рассмотреть возможность печати газеты в воскресенье с целью распространения и доставки ее читателям в понедельник с утра, когда спортивная аудитория особенно ждет информации о крупных соревнованиях, проходящих, как правило, в выходные дни”.
“Таким образом, — говорилось в обращении, — мы сможем существенно увеличить тираж спортивного издания и расширить интерес белорусского народа к спортивным событиям, которые отвлекают определенную часть общества от негативных интересов. Газета “Прессбол” готова предоставлятьоригинал-макеты своих номеров в типографию издательства “Белорусский Дом печати” до 21.00 каждого воскресного дня начиная с 1 января 2007 года. Подобная практикасуществовала во времена СССР, когда издания и издательствоработали и по выходным дням, а, например, газета “Советский спорт”, выходившая 6 раз в неделю, имела на территории Беларуси тираж около полумиллионаэкземпляров. Так же успешно сегодня продолжают работатьи в России”.
До сих пор на наше письмо ответило только РУП “Издательство “Белорусский Дом печати”: “Технические возможности газетного производства позволяют выпускать газетную продукцию в любые сутки недели. Однако из-за низкого тиража Вашего издания затраты по его печати в воскресенье будут колоссальными, поскольку для его выпуска потребуется оплатить работу как печатной бригады, так и всех сопутствующих служб. Кроме этого, является проблематичным оперативное экспедирование издания. В связи с изложенным вынуждены отказать в Вашей просьбе”.
Что ж, спасибо хотя бы за вежливость, за законный ответ, остальные-то вовсе молчат. Если, конечно, реакцией не считать предупреждение от Мининформа, а также уведомление о повышении на 15% (!) тарифов на доставку газеты к читателю. Газ? Нефть? А как быть с необходимостью пошевелиться, чтобы заработать, а не просто получить? Колоссальные сверхурочные просчитаны хорошо, а простой дорогостоящего типографского оборудования спишем на инфляцию? На происки заклятых друзей? Оказывается, выходить к читателю по понедельникам, когда испытывается особый голод на информацию, никому, кроме “Прессбола”, не требуется. Всем и так уютно, тем более что Интернет развивается и новости уик-энда можно узнавать из российской прессы — чтобы затем целый день лепить из них художественные ленты…
Только не следует удивляться, когда Россия с ее энергетикой в один из понедельников нагрянет на белорусскую территорию не только со своей виртуальной паутиной, но также с реальными газетами. И не спрашивай тогда, по ком гудит трансформатор — он гудит сам по себе…
…Страшноватые перспективы, не правда ли? Но что-то опять подсказывает: “Прессбол” все равно напечатают! Мы останемся самими собой, а разница в уровне судейства в низшей и высшей лигах позволит нам избежать несправедливого наказания.
Нам 16. Нам разрешены серьезные фильмы…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?