Голос галерки. Мастера хоккея на балу у Маргариты

15:30, 19 января 2007
svg image
1874
svg image
0

Конечно же, не случайно приведенный здесь перечень состоит сплошь из победных матчей наших команд, так как пересматривать поражения нет никакого желания. Даже самые значимые высоты, до которых дотянулись наши хоккеисты, полуфинал и матч за третье место Олимпиады-2002, так и лежат на полке невостребованными вот уже целых пять лет.
Дальше можно было бы банально продолжить, что у каждого правила бывают исключения и один проигранный матч притягивает к себе довольно часто. Но такая интерпретация никак не отразит сути моего повышенного интереса к хоккейной встрече рижской квалификации 2005 года между белорусами и латышами. Я не мазохист, и этот интерес лежит вовсе не в спортивной плоскости. Снова и снова всматриваясь в драматичные мгновения того поединка, пытаюсь отыскать доказательства присутствия на матче булгаковской Аннушки, пролившей масло на пути нашей сборной. И ничто не может заставить меня поверить в то, что в роковой развязке встречи произошло простое стечение обстоятельств. Я не нашел никаких подтверждений своей убежденности, но от многократного повторения увиденного она только окрепла. И причину нашего поражения могу назвать уверенно, как никто другой. В тот вечер мы проиграли только потому, что ТАК БЫЛО НАДО. А вот ответ на вопрос, кому и для чего, каждый находит для себя сам. Уж очень примитивно представлять дело так, будто это было наказанием небес Михаилу Захарову за неверие в свою команду, выразившееся в предтурнирном откровении: “От меня ждут победы, а с кем мне ее добывать?” Есть вещи, которых тренер не должен произносить ни при каких обстоятельствах, но, скажите, неужели крикуновское “чем вы все эти годы без меня занимались?” накануне олимпийского триумфа лучше по своей сути? Нет, произошедшее в Риге было не наказанием, а чем-то совсем другим. Мне действительно больше нравятся фантастические параллели с “Мастером и Маргаритой”, тем более что присутствие мистики в белорусском хоккее можно усмотреть как до, так и после захаровского периода руководства сборной. Скажите, разве уже упоминавшаяся шайба Копатя в ворота Томи Сало не тянет на невинную забаву кота Бегемота? А Глен Хэнлон? Он возник в нашем хоккее подобно таинственному иностранцу на аллее у Патриарших и начал открывать нам глаза на очевидные в общем-то вещи. При всем уважении к североамериканскому тренеру, в чисто эмоциональном восприятии итогов последнего чемпионата мира, проходившего в той же (!) прибалтийской столице, нет-нет да и промелькнет опасение, как бы прошлогодний взлет не оказался сеансом черной магии, а хрустящие денежные купюры, пролившиеся на наши головы очковым дождем, при следующем свидании со сборной не оказались пустыми бумажками.
Впрочем, сравнения Хэнлона с Воландом, конечно же, очень натянуты. Покинув хоккейную сборную на пике популярности, он сделал, пожалуй, самый мудрый шаг в своей белорусской карьере и навсегда останется в нашей памяти скорее уж Фестом — главным персонажем фильма Аллы Суриковой “Человек с бульвара Капуцинов”. Помните, как миссионер от кинематографа резко изменил жизнь ковбойского городка от традиционных пьянок, сквернословия и мордобоя к чему-то совершенно новому и противоположному. Но на смену первому всегда приходит второй, и каким окажется наш Секонд, покажет только время. А вот о том, чему научились мы, общаясь с Хэнлоном, можно судить уже сегодня. Вы можете представить себе Глена, заявившего вдруг, что победа в товарищеском матче над канадцами сопоставима для него по значимости с медалями чемпионата мира? Я не могу. Нельзя достичь большой цели, превознося и выпячивая промежуточные, а порой и ничего не значащие результаты. Но главный ученик Хэнлона Эдуард Занковец не усвоил, похоже, даже этой прописной истины. А уроки американца по части патриотизма и национальной гордости! Как они соотносятся с нашим стремлением снова поискать счастья на ледовых площадках матушки-России? Снова возвращаясь к булгаковским персонажам, так и выстраивается очередная аналогия, что своей приверженностью жить, следуя некой генеральной линии, мы сами уж очень сильно смахиваем на многочисленных берлиозов, римских и латунских. Не в этом ли главная причина того, что нас так сильно полюбили мистические метаморфозы? И когда звучит вопрос, что ожидает наш хоккей на бескрайних российских просторах, лично мне отчетливо слышится усмешка Коровьева: “Тоже мне, бином Ньютона…”
Совсем недавно минская “Юность” стала обладателем Континентального кубка, сенсационно победив в турнире, где никак не являлась фаворитом. Что это было? Очередные шалости Бегемота или звено уже совсем другой истории? Мне кажется — второе. В моих литературных аналогиях Захаров как никто другой подходит на роль поэта Бездомного. Став участником истории, где по нашему хоккею прокатился трамвай, Михаил получил время на осмысление и как минимум должен был прийти к итогу, по которому уже просто невозможно писать плохие стихи.
Ну, и в заключении о тех, кто находится на самом верху хоккейной пирамиды. Очень хочется, чтобы при принятии любого решения там всегда хватало житейской мудрости и никогда не приходилось сожалеть о содеянном, как пятому прокуратору Иудеи всаднику Понтию Пилату.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?