Свой-чужой
Хотя бы потому, что очень немногие питомцы белорусских хоккейных гнезд могут похвастать игрой в одном звене с титанами калибра Ягра и постоянной пропиской на верхних строках бомбардирских таблиц суперлиги. Этот разговор должен был состояться еще в начале января в венгерском Секешфехерваре, куда Алексей КАЛЮЖНЫЙ приехал в составе омского “Авангарда” на финал Континентального кубка. Он никогда не отказывает болельщикам в автографах и редко журналистам в интервью. Но формула “до игры меня не трогай, а после — если не слишком поздно” в цейтноте суперфинала сводила возможность общения к минимуму. Условились связаться позже, уже по возвращении форварда в Россию. Чтобы поговорить обстоятельно и о многом. Начав, понятное дело, с недавних событий в древней столице Венгрии.
— После точного броска Андрющенко в серии буллитов решающего матча суперфинала Континентального кубка камеры взяли тебя крупным планом. Похоже, успех соотечественников нисколько не скрасил горечь от поражения “Авангарда”.
— Как раз наоборот. Выиграй кубок, скажем, финны, лицо было бы еще более недовольным. Понятно, что радоваться в первые мгновения не мог и не имел права — все-таки моя команда уступила. Но быстро нашел силы поздравить давних знакомых — Ковалева, Шитковского, Захарова — и порадоваться их победе. Понимаю, насколько она была важна для “Юности”.
— А для вас?
— Тоже. Не верьте тем, кто говорит, что, мол, “Авангарду” кубок был не так уж нужен. На предшествующем суперфиналу новогоднем банкете команды губернатор Омской области особо подчеркнул важность завоевания континентального трофея. И недостатка мотивации мы не испытывали. Хотя организация турнира, конечно, оставляла желать лучшего. Особенно в глазах тех, в чьей карьере уже были финалы Евролиги, Кубка чемпионов. Антураж не способствовал настрою.
— По мнению многих, его-то вам и не хватило: вы банально недооценили белорусский клуб.
— Ничего подобного, выходили с той же решимостью, с которой действовали против венгров и финнов. Минчане просто избрали единственно возможный вариант, при котором они могли нас одолеть, и эта ставка сработала. Такую тотальную закрытость в суперлиге сейчас не исповедует никто. Последней командой, игравшей в подобный хоккей, была разве что “Лада” во времена Воробьева. Ну и голкипер оказался на высоте. Не скажу, что на уровне суперлиги — для этого молодому вратарю нужна стабильность, но в том матче Горячевских держался молодцом.
— В том числе и в случае с буллитом в твоем исполнении?
— Это, как известно, лотерея. Незадолго до финала еврокубка довелось исполнять буллит, кажется, в ворота “Северстали”. Тогда все прошло удачно, в Венгрии вот не срослось…
— Плавно подошли к чемпионату России, где ты нынче играешь вдохновенно, как никогда. Согласен?
— Разве что в плане бомбардирских показателей, играю-то как обычно. Спасибо новым правилам: теперь нападающих уже не возят на “вилах”, как в недавнем прошлом, больше простора для творчества и проявления всех способностей. Ну и партнеры подобрались на загляденье: с Чубаровым в одной связке уже второй сезон, Павел Роса тоже хорош, умеет создавать моменты из ничего.
— Ты о нем прямо как о Ягре.
— Яромир неподражаем, он вне сравнения. Если Паша может создать момент из ничего, то Ягр мог из ничего обеспечить результат.
— В декабре один из российских телекомментаторов после твоего очередного гола сказал: “Что и говорить, отличный форвард у сборной Беларуси…” Тем временем ее поклонники продолжают ждать твоего в нее возвращения. Неужели обиды 2005-го настолько отложились в памяти?
— Какое там — давно забыто, дело прошлое. Да и обиды-то как таковой не было — разве что непонимание происходящего. Почему не вызвали сразу, какого ответа от меня ждали, когда пытались пригласить уже по ходу чемпионата мира в Вене?.. Неприятный осадок был, не скрою, но все недоразумения через несколько месяцев отошли на второй план. На первый выдвинулись семья и родившаяся вскоре дочь.
— Как дела у маленькой Алексеевны?
— Растет понемногу, уже вовсю пытается болтать, радует маму с папой. После рождения дочери все, кроме семьи, стало вторичным.
— Даже хоккей?
— И он в том числе. Жена и ребенок — главное.
— Такая расстановка акцентов не особенно вредит твоим бомбардирским показателям.
— Даже наоборот — способствует. Раньше-то играл и добивался чего-то исключительно для себя. Сейчас за моей спиной дорогие мне люди, нужно стараться для них, заботиться о нынешнем и будущем благополучии.
— Вернемся к сборной. Что должно произойти, чтобы ты вновь облачился в ее форму?
— Меня должны как минимум пригласить.
— Самое простое из условий и самое легковыполнимое. Еще?
— А я вообще никаких условий не выдвигаю. Если не считать, конечно, отсутствие травм на момент вызова и присутствие уверенности, что я действительно на данный момент могу сыграть на все сто, а не отбывать номер, подводя партнеров и тренеров. Вообще же зарекся строить далеко идущие планы относительно национальной команды. Помню, весной 2005-го мы играли в плей-офф против “Динамо”. После одного из матчей в Москве ко мне подошел за интервью журналист, и из всего разговора процентов восемьдесят заняло обсуждение грядущего мирового первенства. Я много и вдохновенно рассказывал о своих планах в составе сборной, а через пару-тройку дней мне позвонили из Минска со словами утешения. Мол, не переживай… Признаться, даже не сразу понял, о чем речь, пока не втолковали: на мировое первенство меня не берут.
— Я уже запутался, кто из наших в каком статусе пребывает в российских клубах. Паспорта, как и легионерские правила в суперлиге, меняются с калейдоскопической скоростью.
— Если честно, я и сам запутался. В межсезонье, когда ФХР развернула очередное наступление на легион, даже наш клубный юрист просчитывал, как меня заявлять. Потом, правда, страсти поутихли, полевым игрокам разрешили еще сезон выступать на прежних условиях, то есть просто в соответствии с лимитом, без всяких налогов. А квота позволяет мне играть и как белорусу, мест хватает. Что будет дальше — посмотрим. Все уже привыкли, что правила могут поменяться в любой день.
— Пока все идет к тому, что не имеющих права выступать за сборную России в новом сезоне основательно подожмут. Тебе, чтобы стать нелегионером, нужно четыре года не играть за национальную команду другой страны. Два уже прошло. Нет соблазна отклонять дальнейшие вызовы в сборную, чтобы переждать еще два?
— Сам видишь, какая сложная схема получается. Причем она ничего не гарантирует: за два года поменяться может что угодно. Да и мне тогда уже будет тридцать два, так далеко не заглядываю. Россия не НХЛ, контракты на пять лет — большая редкость. В общем карантин — явно не тот фактор, который может препятствовать моему выступлению за белорусскую сборную.
— Что думаешь о заявке нашего клуба в высшую лигу чемпионата России с правом выхода в суперлигу?
— Слышал об этом проекте, но мне из Омска сложно давать ему всестороннюю оценку. Белорусский клуб в суперлиге — это здорово. Однако туда, во-первых, нужно еще пробиться, а во-вторых, четко представлять, куда идешь и что от тебя потребуется. Одного патриотизма и даже подбора приличных исполнителей здесь недостаточно, нужна мощная поддержка. Все преуспевающие российские команды имеют в попечителях губернаторов.
— Ну, за административной поддержкой, сам понимаешь, дело не станет.
— Это ясно, но деньги все равно понадобятся очень приличные и постоянно. А если выйти в суперлигу и начать там экономить на перелетах и гостиницах — лучше вообще не начинать эту кампанию. За темпами развития инфраструктуры российских хоккейных команд сейчас трудно угнаться. Масштабы строительства колоссальные, клубы постоянно справляют новоселья в новых аренах. Причем ультрасовременных.
— Когда планирует переехать “Авангард”?
— Обещают, что наш новый стадион будет готов к следующему сезону. Уже вовсю идет подготовка к церемонии торжественного открытия. Планируют пригласить на выставочный матч клуб НХЛ.
— Уже известно какой?
— Пока это на стадии переговоров. Но ясно, что после сезона-2004/2005 болельщики жаждут увидеть Ягра и его “Нью-Йорк Рейнджерс”.
— В связи с российским проектом появилась идея слияния трех минских клубов. Как это прокомментируешь?
— Опять же сложно что-то обсуждать, находясь за несколько тысяч километров от места событий. Но, насколько мне известно из разговоров и Интернета, особой популярностью эта идея не пользуется. В чемпионате Беларуси сейчас основная интрига — в соперничестве именно столичных команд. И какой тогда смысл в слиянии? Это все равно, что скрестить “Ак Барс” с “Авангардом”. Кто-нибудь может себе такое представить? Если причина в поиске денег на российский проект — это одно. А если кто-то надеется, что из игроков трех клубов можно собрать команду уровня крепких дружин суперлиги, — то напрасно. При всем уважении к выступающим в Минске ребятам, из этого ничего толкового не выйдет.
— Ты не склонен к фантазиям и прожектам, и все же давай попробуем. Предположим, некий белорусский суперклуб по той или иной схеме создан. Есть поддержка, деньги, амбиции, перспективы в суперлиге. Тебе предлагают пристойный контракт. Твой ответ?
— Хороший вопрос, хотелось бы посмотреть контракт. (Смеется.) А если серьезно, далеко не все, поверьте, завязано на количестве нулей в договоре. Можно попасть в такую обстановку, в которой и деньгам не обрадуешься, работа будет в тягость. Сейчас в “Авангарде” я получаю огромное удовольствие от каждого выхода на лед, от каждой тренировки с этими партнерами, под управлением этого главного тренера и под руководством этого президента клуба. Вокруг меня люди, которым не надо объяснять, почему мне нужна именно такая клюшка и коньки определенной марки и модели. Я знаю, что, какая бы проблема ни была мною затронута, к ней отнесутся с вниманием и пониманием. И я вполне понимаю Алексея Морозова, который на вопрос, почему он не возвращается в НХЛ, куда его настойчиво зовут, отвечает стереотипно: “Потому что в “Ак Барсе” я нашел себя”.
— Иными словами, ты подписал бы контракт с белорусским клубом, возглавляемым Белоусовым?
— По крайней мере это был бы один из определяющих факторов. Хотя Захаров тоже подойдет. (Смеется.)
— Белорусские болельщики все-таки продолжают надеяться на твое появление в составе сборной грядущей весной. Но если этого по какой-то причине не случится, матчи будешь посещать? Если не ошибаюсь, главная арена мирового первенства расположена недалеко от твоей московской квартиры…
— Как раз поэтому постараюсь покинуть Москву, уеду с семьей куда-нибудь отдыхать, как привык это делать через неделю после окончания сезона. По Ленинградскому шоссе и в обычный-то день не проехать — сплошные пробки. Могу себе представить, что там будет твориться во время чемпионата мира. И даже по телевизору искать трансляции не стану: хоккея мне и в суперлиге достаточно.
“БЕЛОРУССКИЙ ДЕСАНТ” | |||||||
Полевые игроки | И | Г+П | О | +/- | Ш | ||
1. | А.Калюжный (Авангард) | 44 | 16+38 | 54 | +3 | 18 | |
2. | А.Угаров (Нефтехимик) | 36 | 8+8 | 16 | -3 | 22 | |
3. | К.Кольцов (С.Юлаев) | 43 | 7+9 | 16 | +1 | 39 | |
4. | О.Белкин (С.Юлаев, Лада) | 25 | 7+8 | 15 | +1 | 20 | |
5. | Д.Мелешко (С.Юлаев) | 34 | 9+4 | 13 | +3 | 12 | |
6. | М.Аскаров (Трактор) | 40 | 1+7 | 8 | 0 | 44 | |
7. | С.Кукушкин (Динамо, Лада) | 24 | 3+2 | 5 | -4 | 18 | |
8. | С.Заделенов (Нефтехимик) | 34 | 1+4 | 5 | -7 | 18 | |
9. | В.Костюченок (Лада) | 39 | 1+3 | 4 | 0 | 22 | |
10. | В.Денисов (Лада) | 38 | 0+3 | 3 | +2 | 76 | |
11. | Я.Чуприс (С.Юлаев) | 4 | 0+0 | 0 | +1 | 6 | |
Вратари | И | Мин. | ПШ | Ср.Пр. | Сух. | Ш | |
1. | А.Мезин (С.Юлаев) | 13 | 695 | 20 | 1,72 | 2 | 2 |
2. | С.Шабанов (Металлург Нк) | 18 | 1051 | 42 | 2,40 | 1 | 0 |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь