Кубок Дэвиса. Персона. Матс Виландер: верю в комнду
Кажется, что в шведской сборной все вертится благодаря деятельности неутомимого капитана. По крайней мере такое ощущение сложилось после встречи скандинавских гостей в аэропорту “Минск-2”. В то время как теннисисты не торопясь катили свои тележки к выходу, Виландер успевал по-английски обсуждать детали размещения в отеле с представителями принимающей стороны и перекидываться шутками с подопечными на экзотически звучащем шведском, а также отвечать на вопросы журналистов.
— Будучи действующим игроком, в одном из интервью вы как-то посетовали: “На свете нет ничего скучнее, чем паковать чемоданы. Хотел бы я знать, сколько раз мне приходилось делать это за свою карьеру!” Однако и после завершения активных выступлений покой вам только снится. Неужели теперь кочевая жизнь стала вам нравиться?
— Не сказал бы: постоянные переезды раздражают не меньше, чем раньше. Подолгу быть вдали от семьи очень тяжело. Но я по-прежнему люблю теннис и не представляю своей жизни без этой игры. Работа эксперта на телевидении и должность капитана шведской команды в Кубке Дэвиса подразумевают высокую степень владения ситуацией в мировом теннисе. И чтобы не отставать от хода событий, приходится постоянно быть в движении. Такова жизнь.
— Что является решающим фактором для победы в Кубке Дэвиса: игроки, имеющиеся в распоряжении сборной, или решения капитана?
— Безусловно, главная роль принадлежит теннисистам. Без сильных игроков нереально добиться выдающихся результатов. Функции капитана сводятся скорее к психологическому аспекту: нужно сплотить команду для достижения единой цели. Причем понятие “команда” воспринимаю широко — это не только игроки, но и тренеры, массажисты, доктора, администраторы… Вклад каждого из них необходим для общей победы. Стратегия на матч куда менее важна, нежели отлаженная работа всего командного механизма. Капитан же обязан должным образом координировать его действия.
— Легко ли руководить сборной из-за океана?
— Считаю, нет большой разницы в том, где я нахожусь. Игроки ведь тоже не сидят на месте. Турниры проходят по всему свету, и побывать на каждом невозможно. Поэтому стараюсь внимательно следить за происходящим посредством телевидения, газет и Интернета, так что недостатка в информации не испытываю. Впрочем, крупнейшие турниры предпочитаю наблюдать воочию. Например, на открытом чемпионате Австралии имел возможность тщательно проследить за выступлениями соотечественников.
— Вы покинули профессиональный теннис в 1996 году, однако продолжаете выступать в ветеранских турнирах. Как часто тренируетесь, чтобы поддерживать хорошую форму?
— К сожалению, теперь выхожу на корт не так часто, как хотелось бы, — не хватает времени. Зато взял за правило раз в неделю играть в хоккей. Как и все шведы, очень люблю эту игру. Есть и любимые клубы: в Национальной хоккейной лиге сопереживаю нью-йоркским “рейнджерам”, а в шведском чемпионате поддерживаю клуб ХВ-71. Кроме этого, к хобби отнесу еще гольф и лыжи. Но ими занимаюсь не столь регулярно.
— Знаю, что у вас имеются и “неспортивные” увлечения…
— Да, это так. Пишу стихи и прозу, а также играю на гитаре. Даже записал несколько дисков. Обожаю рок-н-ролл, особенно Боба Дилана и группу “Dire Straits”. Мои композиции написаны преимущественно в этом стиле. Из классических композиторов предпочитаю Моцарта. Творчество доставляет мне огромное удовольствие: всегда интересно создавать что-то новое. К сожалению, и на это времени катастрофически не хватает.
— В американском городе Хейли, где вы постоянно проживаете, находится резиденция известных голливудских актеров — Брюса Уиллиса и Деми Мур.
— У вас несколько устаревшая информация. Они действительно какое-то время проживали в штате Айдахо, но затем переехали. Познакомиться с артистами не довелось.
— У вас четверо детей. Не пойдут ли они по стопам отца с тем, чтобы стать теннисными профи?
— Трое из них занимаются теннисом раз в неделю. Но пока они слишком малы, чтобы об этом думать. Вот вырастут — сами решат. Давить на них авторитетом не собираюсь.
— В вашей карьере было много блестящих побед. Какая из них самая запоминающаяся?
— Пожалуй, выделю виктории в Кубке Дэвиса. Все-таки в других турнирах отвечаешь сам за себя и не можешь рассчитывать на помощь партнеров. В этих же соревнованиях каждый игрок — часть команды, и если все получается наилучшим образом, испытываешь потрясающие чувства. Командные триумфы для меня всегда более значимы. Хотя и победы в финалах турниров “Большого шлема” дорогого стоят.
— Не кажется ли вам, что шведский теннис утрачивает былые позиции? В прошлом представители вашей страны неизменно входили в мировую элиту. Сейчас же звезд калибра Бьорна Борга, Матса Виландера и Стефана Эдберга не просматривается…
— На то есть объективные причины. Раньше теннис культивировался далеко не во всех странах, и пробиться в когорту лучших было проще. Теперь же конкуренция куда более серьезная. Судите сами: если в прежние времена “теннисными” державами считались шесть-семь государств, то нынче игроки очень высокого уровня есть более чем в пятидесяти странах мира. Как видите, теперь стать законодателем моды в современном теннисе — задача сверхсложная. Поэтому нельзя сказать о некой деградации этого вида в Швеции: теннис в стране развивается нормальными темпами. Да и талантливые теннисисты у нас имеются.
— Легко ли в Швеции стать профессиональным игроком в теннис?
— Для этого в стране есть все условия: множество кортов, различных теннисных школ, клубов. Словом, все, чтобы ребенок в совершенстве постиг азы игры. В самом начале закладывается хорошая база. И если человек затем решает связать жизнь с теннисом, то все что ему нужно — это кропотливо работать.
— То есть попасть, например, в знаменитую академию Ника Боллетьери — задача для шведского тинейджера не самая сложная?
— Не стал бы делать акцент именно на этой академии. Я не склонен считать ее лучшей кузницей молодых дарований. Есть много других теннисных школ, где огранка талантливых игроков и доводка их до мирового уровня осуществляется не хуже. И путь туда для шведских ребят открыт.
— Что знаете о нашей стране?
— За исключением того, что под ее флагом выступают Мирный и Волчков, практически ничего. Наверняка мои познания расширятся благодаря визиту в Минск…
— …где сборная Беларуси традиционно выступает очень сильно.
— Наслышан о феерических победах вашей команды. Что и говорить, тот факт, что белорусы играючи справились с аргентинцами и испанцами, а также победили очень мощную сборную России, свидетельствует о многом. Беларусь — серьезный соперник.
— Кстати, в матче против россиян ключевым стал поединок Мирного и Сафина, которого вы какое-то время тренировали. Почему решили прекратить сотрудничество?
— Так сложились обстоятельства. От работы с Маратом остались самые теплые воспоминания. Он отличный теннисист и очень хороший человек. Трудился с Сафиным на протяжении восьми месяцев и многое почерпнул в процессе общения с этим талантливым игроком. Надеюсь, для него наши занятия также не прошли даром. Мы расстались друзьями.
— Готовы ли Бьоркман и компания играть на сверхбыстрых кортах минского футбольного манежа?
— В отличие от аргентинцев или испанцев мои парни не являются заложниками фактора “любимого” типа покрытия, поэтому считаю, что на ваших кортах они освоятся довольно быстро — главное плодотворно провести тренировки уже в Минске. Все мои подопечные чувствуют себя на быстрых покрытиях нормально. Поэтому уверен: в этом плане у белорусов не будет никаких преимуществ. Тем не менее от хозяев будут ждать победы многочисленные поклонники, а это значит, что переполненные трибуны могут придать им дополнительный заряд энергии и в какой-то степени повлиять на исход матча, ведь психологический аспект очень важен. Мы же будем лишены помощи родных стен.
— К вопросу о покрытии. В бытность игроком вам удалось выиграть турниры “Большого шлема” на трех типах кортов: траве, грунте и синтетике. В чем секрет подобной универсальности? И были ли у вас предпочтения в этом плане?
— Да нет, особых преференций действительно не имел. Причина проста: на тренировках уделял равное количество времени и внимания действиям на разных покрытиях. В формировании моей манеры игры большую роль сыграла личность тренера. Мой наставник всегда утверждал, что настоящий профи не должен иметь любимых и нелюбимых покрытий. Поэтому тщательно отрабатывал со мной малейшие нюансы игры на различных кортах. Видимо, подействовало: не испытывал никаких трудностей, выступая как на медленном, так и на быстром покрытии.
— Считаете команду Беларуси сильным соперником?
— Сильным, но проходимым. Разумеется, большим количеством информации владею о Максиме Мирном: кроме того, что он довольно высоко располагается в рейтинге АТР, Макс уже долго выступает в паре с Юнасом Бьоркманом, который за это время достаточно хорошо изучил манеру игры белорусского лидера. Что касается Волчкова, то для нас этот игрок — загадка. Но его низкое положение в табели о рангах не станет поводом для недооценки. Нам известно, что в Кубке Дэвиса этот спортсмен всегда готов преподнести соперникам сюрприз. Легким противостояние с вашей командой точно не будет.
— Уже решили, кто будет первым номером?
— Нет, да и пока рано об этом говорить. Обычно распределение ролей у нас происходит непосредственно перед жеребьевкой. Мне нужно побыть с ребятами, поговорить с ними. Не стоит загадывать наперед. К тому же о значимости номера можно говорить лишь с большой долей условности. У нас в обойме четыре высококлассных спортсмена, и уверен, что они не подведут, каким бы по счету каждый из них ни вышел на корт. Не стану утверждать о какой-то определенности даже по поводу состава пары. До матча осталось не так много времени, скоро сами все увидите.
— Как вы расцениваете шансы своей команды на успех?
— Думаю, в битве с хозяевами корта наши шансы равны. Белорусам помогут родные стены, зато у нас более широкий выбор игроков, поэтому отдать кому-либо предпочтение не решусь. Игра рассудит.
— По силам ли вашей команде выиграть Кубок Дэвиса?
— Считаю это вполне возможным. У нас очень ровный, сбалансированный состав, готовый решать самые серьезные задачи. Ближайшая — победа над командой Беларуси. В случае если мои ребята окажутся сильнее Мирного и Волчкова, очень высока вероятность того, что следующий матч проведем дома, а это увеличивает наши шансы на успех. В моем распоряжении сейчас игроки высокого уровня: Юнас Бьоркман, Робин Седерлинг, Томас Юханссон и Симон Аспелин — проверенные бойцы, имеющие солидный опыт выступлений в турнирах высокого ранга. К тому же у нас с ребятами сложились дружеские отношения. Мы получаем удовольствие от совместной работы. Верю в свою команду!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь