Персона. Владимир Савко: учиться не зазорно

14:41, 23 февраля 2007
svg image
3709
svg image
0


— Две недели назад руководство БГК официально объявило о прекращении сотрудничества с российским наставником Анатолием Драчевым. Как восприняла команда эту новость?
— Большой неожиданностью это известие не стало. Ребята были готовы к такому повороту событий, поскольку в последние месяцы Анатолий Николаевич уже отошел от активных дел. И все же, полагаю, большинство игроков были бы не прочь еще поработать под началом Драчева. Специалист-то он авторитетный, знающий. Однако ряд обстоятельств не позволили ему в полной мере реализоваться в Бресте. Тут и проблемы со здоровьем, и прежде всего отсутствие успехов в Лиге чемпионов. Братья Мешковы, учредители клуба, само собой, ожидали иной организации игры. А если нет результата — значит нет и тренера, который во все времена остается наемным рабочим. И его будущее полностью зависит от выполнения поставленных задач.

— Смена на капитанском мостике повлекла за собой изменения в тренировочном процессе, принципах ведения игры?
— Сейчас затевать коренную перестройку было бы глупо и безответственно. Ни один тренер не станет резко ломать подготовительный процесс, игровые модели, если они больше года кроились по определенным лекалам. Так что продолжаем работать преимущественно по планам бывшего главкома. Вот закончится сезон, тогда мне и предстоит заняться планированием нововведений.

— Давайте вернемся на год с небольшим назад, когда состоялось утверждение Драчева в должности рулевого брестской дружины и, как следствие, ваше понижение в статусе. Такое решение не вызвало обиды?
— Если вы запамятовали, в идентичной ситуации мне уже доводилось оказываться несколько лет назад, когда на мое место был приглашен Николай Шако из донецкого “Шахтера”. Тогда это явилось для меня неожиданностью, и, не скрою, в первый раз переживал смещение болезненно. В то же время закалился психологически. И перед приходом Драчева был, по большому счету, морально готов ко всякого рода пертурбациям. Потому как, повторюсь, коль выступили на международной арене ни шатко ни валко — жди закономерных последствий. Признаться, вторично ипостась ассистента главного тренера воспринял даже с облегчением. Появилась возможность взглянуть на положение вещей в клубе, на действия подопечных со стороны. И при этом продолжать заниматься любимым делом в команде, к которой душой прикипел, развиваться профессионально.

— Приход российского специалиста расцветил облик команды новыми красками?
— Не сказал бы. Безусловно, Драчев — в гандболе человек с именем, возглавлял сборную России, которую возил на чемпионат мира в Тунисе. Он пришел в БГК со своими задумками, концепциями, о чем много и интересно говорил. Тщательно изучал кассеты с записями наших матчей, вникал в суть увиденного. Все правильно, это должен делать любой наставник, чтобы в дальнейшем двигаться с командой по восходящей. Но говорить, изучать — одно, а воплотить в реальность — совсем другое. Видеокассеты — не повседневная жизнь в команде. Я-то до этого проработал в Бресте три года, хорошо знал клубную кухню, подводные рифы, особенности характеров ребят. А для Анатолия Николаевича многие нюансы оказались сюрпризами со знаком “минус”. При формировании боеспособной команды мелочей не бывает.

— Легко ли работалось с россиянином, и что вам дал творческий союз с ним в профессиональном плане?
— Если честно, общаться с ним было непросто. Близко он к себе никого не подпускал. Одно слово — москвич. Мы же ребята простые и всегда старались строить отношения несколько по-другому. Что касается нашего профессионального сотрудничества, то из него я для себя почерпнул немало полезного. Никогда не считал зазорным учиться у кого бы то ни было. Методики Драчева — это другая гандбольная школа, нежели, скажем, наработки Спартака Петровича Мироновича. Почему бы не взять себе на заметку нечто новое? И, кстати, при работе с Драчевым нередко сталкивался с вещами, которые ранее не приходилось встречать. Выполняя функции помощника главного тренера, я при этом добросовестно конспектировал и обрабатывал все новинки, находки, которые применял Анатолий Николаевич, — чтобы в будущем использовать накопленное в собственной тренерской практике.

— В глубине души вы разделяли кадровую политику, которая проводилась в клубе на протяжении последнего времени? Главная причина нынешних лигочемпионских неудач мешковцев многим виделась в проявлениях тренерской вкусовщины, в принципах землячества. Между тем пока россияне пользовались неограниченным кредитом доверия, зачастую казавшимся необоснованным, игра доморощенных гандболистов и тех же украинских легионеров заметно поблекла…
— Да, поблекла. А разве могло быть иначе, если многие в одночасье отошли на вторые роли? Спад игроку едва ли не гарантирован, если раньше он неизменно выходил в стартовой семерке, а теперь — со скамейки, и то не всегда. Конкуренция должна быть здоровой. Считаю, необходимо предоставлять шанс каждому. Тогда не возникнет обид и косых взглядов. А когда игроки вводятся в основную обойму искусственно, не будучи безоговорочно сильнейшими… И потом, в случае пожара на площадке, бросаем в бой обиженных — а они не готовы ни морально, ни функционально. В свое время я делал приобретения точечные, под конкретные позиции, не просто “до кучи”. Драчев видел селекцию по-своему. Не стану называть фамилии гандболистов, хотя людям сведущим и так понятно, о ком речь. Так вот ребята, приглашенные в команду Драчевым, — исполнители хорошего уровня. Но беда в том, что в Бресте они не выстрелили. Тренер рассчитывал на них, до последнего доверял. А у них не пошло… И руководство поставило это наставнику в вину. Как ни крути, по делу, что тут скажешь. Коллектив у нас возрастной и, что скрывать, сложный. Постепенно назревает необходимость привлечения талантливой молодежи, чтобы в будущем была возможность реально влиять на нее. Пока в БГК прочного сплава опыта и молодости нет.

— Что не мешает беспроблемному существованию мешковцев в национальном чемпионате...
— До сих пор проблем, может, и не было. Зато теперь внезапно появились: с недавнего гомельского тура привезли грипп — полкоманды слегло, и я в том числе. Главное, чтобы не возникло осложнений. Ведь уже в первой декаде марта принимаем в родном Бресте очередные туры и первенства страны, и Балтийской лиги.

— В нынешнем сезоне вы пока не потерпели на внутренней арене ни одного поражения…
— Однако вряд ли это свидетельствует о том, что общий уровень чемпионата Беларуси не растет. Движение вперед есть, правда, мелкими шажками. И молодежь, пусть опять же не слишком высокими темпами, прогрессирует. Неплохой подбор у СКА, сражаются с нами отчаянно. Очень нравится “Аркатрон”. Главное — удержать этих парней в стране, чтобы не разбежались по Европе, толком не оперившись.

— Оправдывает ли себя наличие в Бресте дочерней мешковской команды — ЦОР-БГК?
— Для чемпионата в целом — наверное. Все-таки появился еще один претендент на медали. Но меня, как тренера, устраивает далеко не все. Нет стабильности. В ЦОРе все держится на двух-трех опытных игроках. А они не железные. Между тем во всех клубах работают неглупые люди. Ведется наблюдение, делаются выводы. Вот и выходит, что стоит плотнее опекать лидеров ЦОРа — и мы проигрываем.

— Вопрос, возможно, преждевременный, и все же: ждут ли БГК в будущем кадровые изменения, или вы не видите необходимости в дополнительной селекции?
— До конца сезона еще три месяца. Тем не менее уже сейчас могу сказать, что изменения если и произойдут, то минимальные. Всегда руководствовался принципом: приглашать в команду нужно по-настоящему добротных игроков. Но таковых за бесценок никто не отдаст, а финансы наши не безграничны. Благо костяк имеется. И отказываться от услуг кого-либо не намерены. Если кто и покинет коллектив, то лишь по состоянию здоровья. Тьфу-тьфу.

— Но позиции, нуждающиеся в усилении, все-таки есть?
— Нуждаемся в левом крайнем. Этот фланг у нас закрывает Андрей Мочалов. Претензий к нему нет, но он играет без сменщика. Не помешал бы и еще один левша.

— В настоящий момент вы, по сути, в одиночку разрываетесь между двумя брестскими клубами. Если не секрет, когда и за счет кого будут сформированы тренерские штабы БГК и ЦОР-БГК?
— Вы обратились не по адресу. Пусть руководство решает, кто будет моими ассистентами. Кого пригласят — с тем и стану работать. От неудач никто не застрахован. Поэтому не хочу нагружаться дополнительной ответственностью — и за себя, и за другого человека. Доверяюсь мнению учредителей.

— Вы — наставник молодой, хотя и с немалым для ваших лет опытом. А насколько состоявшийся?
— Очень сложный вопрос. Скажу так: каким бы квалифицированным ни был тренер, без исполнителей высокого уровня он ничего существенного не добьется. Мне повезло. Я имею возможность варьировать состав, потому что в нашей команде доводится работать с хорошими игроками. Перед ними можно и нужно ставить серьезные цели. И перспективы БГК, равно как и мои, напрямую зависят от того, в какой мере ребятам удастся реализовать свой потенциал. А он у них приличный.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?