КАНДИДАТ. Анатолий Байдачный: мы едем в карете прошлого

15:09, 21 апреля 2003
svg image
835
svg image
0
image
Хави идет в печали

Впрочем, когда мы познакомили Анатолия Николаевича с результатами референдума, он сказал:

— Я считаю, если нынешний тренер лидирует в рейтинге, то, видимо, не должно возникать никаких сомнений по поводу того, тот ли человек стоит у руля сборной.

— При всем том, согласитесь, нынешнее положение дел в национальной команде плачевное, и, как нам кажется, болельщики руководствуются скорее воспоминаниями о золоте 1982 года и успехами сезона- 2000/2001, нежели современными реалиями…

— С 1982 годом творится просто беда. В Беларуси носятся с событиями более чем 20-летней давности, словно кот с маслом. Один раз отпраздновали — и достаточно. Сегодня же обстановка вокруг победы минского “Динамо” в чемпионате Союза доведена до абсурда, и, честно говоря, наблюдать за всеми этими телодвижениями несколько неприятно. Да, ветераны могут помнить о той победе, встречаться, то да се, но устраивать шоу — марку нового пива выпускать, например, — это явный перебор… И если смотреть на мир с этой колокольни, то, скажите, что сейчас должны делать поклонники киевского “Динамо” — команды, которая только Кубок кубков выигрывала дважды? Лично я не припоминаю каких-то особых торжеств. Есть мудрая поговорка: “Тот, кто живет исключительно прошлым, у того нет будущего”. В Беларуси же, повторюсь, футбольный люд живет 82-м годом, хотя скоро исполнится 12 лет, как страны под названием СССР не стало… В карете прошлого далеко не уедешь.

Исходя из сказанного, можно по-разному оценивать и выступление сборной. С одной стороны, мы вправе сказать, что с приходом Малофеева национальная команда начала побеждать, провела несколько нормальных матчей, продемонстрировав качественный футбол… А с другой — возникает ряд вопросов: ценой каких усилий сборная добилась этого; был ли показанный в отборочном цикле чемпионата мира-2002 результат подготовленным и закономерным либо стихийным? Ведь подготовленный результат складывается из множества нюансов: развития футбола в государстве, в том числе и массового, становления клубов, уровня внутреннего первенства и так далее.

— Третье место нашей команды в отборочной группе первенства планеты — итог закономерный или спонтанный?

— Вряд ли он был случайным. И в том, что белорусская сборная заняла третье место, — заслуга главного тренера и группы игроков. Хотя вполне могла закончить отборочный цикл и второй. Основания для этого имелись, да и удача с самого начала благоволила команде Малофеева — очень многое складывалось в ее пользу. Ведь даже группа, победительницей которой — и тоже не без изрядной доли везения — стала далеко не сильнейшая в компании Норвегии, Украины, Армении, Уэльса, Беларуси сборная Польши, была не очень сложной. Однако из того локального успеха белорусский футбол дивидендов, к сожалению, не извлек. Мало того, празднования затянулись, и команда оказалась совершенно не подготовленной к следующему отборочному турниру.

— Вы считаете, высокое третье место навредило отечественному футболу?

— Нет, любой успех — это здорово. Вопрос, подчеркиваю, в другом: как им воспользоваться? Вместо того чтобы его закрепить, развить, впали в эйфорию, возжелав занять в отборочном турнире чемпионата Европы первое место… Абсурд, особенно если учесть, что в одной группе с Беларусью играют Голландия и Чехия — команды откровенно более сильные, чем наша дружина.

Я прекрасно понимаю чувства болельщиков, которые пишут в “Пресс- бол”, высказываются на вашем сайте: любой человек мечтает, чтобы сборная его страны побеждала, занимала на престижных соревнованиях призовые места… Вполне естественное желание, поскольку национальная команда — это футбольное лицо государства. Сборная должна создавать новые направления в развитии футбола в стране, быть законодателем моды.

Но одновременно надо реально смотреть на вещи. К слову, в России схожие проблемы. Там тоже зачастую живут воспоминаниями, мечтают добиться невероятных результатов, забывая, однако, что почва для этого пока не подготовлена должным образом. Правда, положительные тенденции налицо: в российский футбол вкладываются такие деньги и средства, какие белорусскому и не снились.

— Футбольное лицо Беларуси выглядит сейчас не очень привлекательно. И негатив впервые проявился не вчера, когда накануне встречи с Голландией Малофеев написал заявление об отставке, а в сентябре 2001-го, когда главный тренер после игры с Украиной безосновательно обвинил Александра Хацкевича и Валентина Белькевича в предательстве…

— Прежде всего не понимаю самих футболистов. Если бы мне нанесли подобное оскорбление, я никогда не вернулся бы в команду. Точнее, до той поры, пока этот человек находился бы на посту главного тренера. А так, если они проглатывают подобного рода упреки в свой адрес, то и к ним волей-неволей возникают определенного рода вопросы…

Хотя, естественно, обвинения Малофеева в адрес Белькевича и Хацкевича были, мягко говоря, лишены смысла. Коль ты им не доверяешь — вообще не выпускай на поле. А так получилось, что, проиграв матч, ты спихнул собственную неудачу на парней и подставил молодых людей, которым еще жить и жить. Это неправильно и непорядочно.

Теперь о том, что касается ситуации перед игрой с Голландией. Я не совсем в курсе всех тонкостей, в тот период меня в Беларуси не было. Однако я знаю, что, устраиваясь на работу, тренер подписывает не какую-то филькину грамоту, а контракт. В нем оговориваются все пункты соглашения, и он регистрируется, как понимаю, в ФИФА. И если какие-то моменты одну из сторон не устраивают, то люди либо находят компромиссные решения, либо пожимают друг другу руки и расстаются. Все должно быть цивилизованно. Поэтому демарш Малофеева накануне матча с Голландией ничего, кроме вреда, не принес: накалились отношения с людьми, болельщиками, прессой… Получилось, Эдуард Васильевич собственноручно поджег стул, на котором сидит. Убежден, никто не предъявил бы серьезных претензий ни сборной, ни тренеру за поражение в Эйндховене. Тем паче команда наверняка сыграла бы удачнее, будь обстановка внутри коллектива нормальной. Не говорю, что победила бы или свела встречу к ничьей, но однозначно не выглядела бы настолько разобранной. Сомневаюсь также, что белорусы сумели бы одолеть в гостях чехов, но австрийцам, конечно, проигрывать в Минске было нельзя. Впрочем, то домашнее поражение — психологическое следствие тех процессов, что происходили в сборной осенью минувшего года. Однако, несмотря ни на что, считаю: ничего страшного не случилось, и, надеюсь, Беларусь достойно завершит отборочную кампанию.

— С горем пополам уладив конфликт с Хацкевичем и Белькевичем, минувшей зимой Малофеев выпустил несколько критических стрел в адрес Александра Глеба, отказавшегося приехать на февральский сбор…

— Глеб поступил верно, как истинный профессионал. Он играет ведущую роль в клубе, который борется за путевку в Лигу чемпионов. Зачем его дергать, чего на него смотреть? Включи “НТВ- плюс” и наблюдай сколько душе угодно. Сашу не следовало вызывать на сбор, и вообще та игра под сводами манежа была не нужна.

Я не могу понять другого. Как можно было ответить отказом на предложение Португалии сыграть с ней там, где будет проходить финальный турнир чемпионата Европы, согласившись на товарищеский матч с Узбекистаном? Не хочу ничего плохого сказать об узбекской сборной, но эти две команды несопоставимы… А февральская игра в манеже? Если так получилось, что ни с одной из национальных команд не удалось договориться о спарринге (правда, я в этом сомневаюсь, просто никто в федерации, как следует, не пошевелился), пригласите московский “Спартак”, ЦСКА — пользы точно было бы больше, нежели от двусторонки. Я же наблюдал за ней: ребята откровенно отбывали номер…

— Вы сказали, что сборная Беларуси могла с Голландией и Чехией сыграть удачнее, но каким образом, если на сборах футболисты или вообще не видят главного тренера, или лицезреют его, скажем так, далеко не в кондиции? Если человека терзает, как написал Белинский, “русская болезнь непонятого одиночества”?

— Просто все ребята профессионально относятся к своему делу, уважают в первую очередь себя и тех людей, которые пришли за них поболеть. Их, видимо, совершенно не интересует, в каком состоянии пребывает тренер. Они выходят и работают. Поскольку приехали в сборную защищать честь родной страны и не могут играть хуже, чем умеют. Знаете, в оправдание Малофеева я хочу сказать вот о чем. На протяжении долгих лет каждый футболист подвергается очень серьезным стрессам: спорт в отличие от зарядки при открытой форточке не добавляет здоровья. Ни когда играешь, ни тем более когда работаешь тренером. Поэтому проблема, как расслабиться, действительно существует, иначе сгоришь. Главное, знать меру: когда, где и сколько. Но упрекать человека за это, думаю, не стоит. Не секрет, что аналогичные проблемы есть у многих тренеров-славян…

А по большому счету, ваш вопрос нужно задавать руководству федерации — людям, подписавшим контракт с тренером. Если их что-то не устраивает, то договор разрывается; а ежели они этого не делают, следовательно, в БФФ всем довольны. Значит, и никаких претензий к тренеру быть не должно.

— Анатолий Николаевич, а если бы вам предложили пост главного тренера национальной команды, какие меры предприняли бы, чтобы негативные тенденции, имеющиеся в сборной, исчезли?

— Я работал бы по-другому. Не так, как Эдуард Васильевич. Не утверждаю, что мои методы идеальны: каждый специалист трудится так, как считает нужным.

На мой взгляд, нужно учитывать реалии той страны, в которой работаешь. Я, положим, категорически отвергаю высказывания Малофеева о том, что в изучении предстоящего соперника нет никакой нужды, так как сборная не станет ни под кого подстраиваться. Даже бразильцы не могут себе этого позволить. Допустим, Беларусь может попытаться навязать агрессивный футбол Австрии (по подбору игроков наша сборная превосходит команду Кранкля), но никак не Голландии или Чехии… Тренировки сборной на 90 процентов должны носить тактический характер, на них нужно нарабатывать определенную модель на конкретную игру: футболист обязан знать, как он станет действовать в той или иной ситуации. Плюс отработка розыгрыша стандартных положений. Но когда я слышу о том, что ребята на сборе поиграли в баскетбол — весьма травмоопасный для футболиста вид спорта — это настоящий кошмар. Думаю, если бы клубный тренер об этом проведал, то имел бы полное право не отпускать футболиста в сборную…

— И все-таки: вы согласились бы возглавить сборную, поступи от БФФ такое предложение? Вы же приходили в “Черноморец”, “Ростсельмаш” в те периоды, когда турнирное положение команд было еще хуже…

— Работа в клубе и сборной — разные вещи. Во-первых, в любом чемпионате тебе отпускается больший лимит времени, нежели в национальной команде. Во-вторых, в клубе работаешь с игроками ежедневно, а в сборной — суммарно несколько недель в году. В сборной ты попадаешь в настоящие экстремальные условия. Поэтому что-то перестраивать в главной команде страны гораздо сложнее, ответственнее и опаснее. Достаточно вспомнить неудачный опыт Бышовца, который, чтобы создать новую команду к чемпионату мира, решил пожертвовать первенством континента. Идея в принципе неплохая, однако вспомните, что из этого вышло… В клубе, согласен, подобный подход терпим, но не в сборной! Ибо сборная — это государство. Страна же должна стремиться побеждать в каждой встрече, устраивать проходные матчи из игр сборной неприемлемо! И декларировать подобную позицию в прессе тоже нельзя.

Я не считаю, что в белорусской сборной происходит нечто ужасное: игроки остались прежние, нужно внести лишь некоторые коррективы. А готов ли я стать тренером? Понимаете, если человека зовут на работу в сборную и видят при этом в тебе лишь старика Хоттабыча, который вырвет волосок из бороды и “обеспечит” победу над Голландией или Чехией, решит, иными словами, сиюминутную задачу, а в следующем цикле — хоть трава не расти, то и браться за гуж не стоит. Лучше сразу идти в российский клуб и получать там хорошие деньги. Федерация, приглашая специалиста на пост тренера сборной, должна видеть в нем перспективу, знать, какой точки зрения на развитие футбола в мире и стране он придерживается. Вопросов, короче, превеликое множество. И неудивительно: работы у наставника сборной — непочатый край! Да только создание информационного центра, который будет служить проводником тренерских идей, потребует колоссальных усилий!

— Ладно, поставим вопрос иначе. Вы в принципе готовы стать у руля сборной Беларуси?

— Я не хочу никому переходить дорогу. Мы с Малофеевым далеко не друзья, но я искренне считаю, что Эдуард Васильевич должен — если ему, конечно, позволяет здоровье — довести нынешний отборочный цикл до конца. Я же могу возглавить сборную лишь в случае его отказа работать с командой. Разумеется, если федерация предложит мне этот пост.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?