ЗНАКОМСТВО. Закон сохранения по Игорю Криушенко

08:27, 4 февраля 2005
svg image
597
svg image
0
image
Хави идет в печали

— К вашему назначению и анализу текущей ситуации в БАТЭ мы еще вернемся. А пока любопытно узнать, как вы оказались на тренерской стезе?

— В 1994 году, находясь в якутском “Динамо”, порвал ахиллово сухожилие. После операции, естественно, долго не мог играть. На пару с Володей Мисюченко нам предложили возглавить команду. В Якутске и прошли мои первые тренерские пробы. В следующем сезоне после выздоровления вернулся на поле в качестве играющего тренера. На родину приехал в 1997 году и выступал за могилевское “Торпедо-Кадино”. Правда, спустя год завершил игровую карьеру. И сразу же получил от Михаила Басса предложение составить тренерский тандем с Николаем Насташевским.

— Как возник вариант с БАТЭ?

— С Юрием Пунтусом мы давние друзья. В свое время вместе играли в минском “Спутнике”. Да и воспитывались у одного тренера — Михаила Михайловича Мустыгина. Зимой 99-го Юрий Иосифович позвонил мне и пригласил в свою команду, на что я, не колеблясь, ответил согласием. Для начала мне поручили работу в “Смене”- БАТЭ, являвшейся тогда фарм-клубом основной команды.

— Кого из футболистов, получивших путевку в жизнь из “Смены”- БАТЭ, можете назвать?

— Фамилии многих ребят, игравших у нас в те времена, сегодня на слуху. Например, нынешние игроки БАТЭ Валера Тарасенко и Леша Бага вышли именно из фарм-клуба. Помимо них, всем хорошо известны Леша Панковец, Денис Паречин, Игорь Квятковский, Игорь Сарасек, Леня Лагун, Коля Бранфилов, Ваня Срибненко. И это далеко не полный перечень.

— Вы долгое время трудились в тени Юрия Пунтуса, добившегося громких успехов на внутренней арене. Не задевало ли самолюбие то, что многие ваши сверстники уже давно самостоятельно работали с командами, а вы по-прежнему находились на вторых ролях?

— В фарм-клубе, а затем в дубле БАТЭ мне была предоставлена практически полная свобода действий. Поэтому места для творчества хватало. Строил тренировочный процесс по своему усмотрению, без оглядки на Юрия Иосифовича. И в этом видел большой плюс для себя как для начинающего тренера. А у специалиста калибра Пунтуса никогда не считал зазорным поучиться. Тем более было чему. Но любой ассистент рано или поздно начинает готовить себя к должности главного тренера. Как-то мне предложили возглавить “Белшину”. Внутренне я уже был готов к тому, чтобы принять положительное решение. Однако Юрий Иосифович остановил меня, подчеркнув, что в таком деле спешка не нужна и мое время еще придет. Теперь я понимаю: он уже тогда готовил себе замену.

— Вы сказали, что, работая в “Смене”-БАТЭ, а потом в дубле, имели свободу действий. Не противоречило ли это самой идее фарм-клуба?

— Нет. У нас действительно не было слепого копирования манеры игры основной команды. В первую очередь исходил из того, кого имел в своем распоряжении. Отталкиваясь от этого, определял тактику. У нас была основная задача — воспитание для первой команды молодых талантов, и с ней мы всегда справлялись. А вот основная футбольная философия фарм-клуба, дубля и основы совпадала. Мы тоже старались играть в комбинационный футбол, который всегда привлекает внимание зрителей. В то же время стремились выдерживать равновесие между атакой и обороной.

— Какое наследство вам досталось от Пунтуса?

— Хорошее. Хотя, когда в начале межсезонья большая группа ребят заявила о намерении найти себе новое место работы, на душе было тревожно. В этот момент меня здорово поддержал Анатолий Капский, не перестававший убеждать, что при любых раскладках у нас будет кому играть. К тому же он обещал, что в случае необходимости укрепить какие-то позиции будут выделены средства на приобретение футболистов. Но прибегать к этому не пришлось. Многие ребята выразили желание вернуться в команду. Теперь у нас вполне боеспособный коллектив.

— Возьметесь соизмерить потери и приобретения?

— Бесспорно, Страханович, Жевнов, Лошанков, Шкабара, Афанасьев — значимые фигуры в белорусском футболе. Их уход не может пройти бесследно. Но ведь и мы не сидели сложа руки. Считаю, что в свое время в клубе поступили дальновидно, когда не расстались с Федоровичем. Мы вернули Сашу из аренды в “Нафтане” и теперь за место в воротах спокойны. Нам удалось усилиться классным плеймейкером Сашей Барановым. Не забывайте, что БАТЭ всегда выделялся на фоне других команд тем, что растил свою молодежь. Уже в прошлом году когорта талантливых ребят настойчиво стучалась в двери основной команды, но из-за перебора исполнителей мы вынуждены были их придержать, а потому для повышения мастерства отправили в аренду в другие коллективы. Сейчас вернули Климовича, Радькова, Халецкого, Гаркушу и очень на них рассчитываем. Считаю, что слабее команда не стала. А вот будем ли мы сильнее, и сможем ли продемонстрировать свои лучшие качества — это вопрос. Но ответ на него можно будет получить лишь в конце сезона.

— За старт команды в чемпионате не волнуетесь?

— Старт в любом деле волнителен. Особенно в спорте, где от того, как начнешь, зависит очень многое.

— А за свой дебют в новой должности?

— Не поверите, но этот момент не вызывает беспокойства. Ведь я уже работал тренером. А поскольку ничего кардинально нового не делаю, то и не испытываю какой-то запредельной тревоги.

— В прошлых сезонах ключевая роль в БАТЭ отводилась Олегу Страхановичу, который благодаря высокому индивидуальному мастерству в труднейших ситуациях регулярно выручал команду. Сейчас такого лидера нет…

— Надеюсь, те функции, которые выполнял Олег, равномерно лягут на плечи всех игроков. Проблем не должно возникнуть. Напротив, сложнее станет соперникам. Если раньше их задача сводилась к нейтрализации нашего лидера, то сейчас она усложнится: неизвестно, от кого ждать подвоха. Вожак — это хорошо. Но, с другой стороны, когда не клеится игра у него или ему мешает противник, то возникают определенные сложности в работе командного механизма. Мне не хотелось бы, чтобы игра БАТЭ зависела от одного футболиста.

— Как вы распределили обязанности между помощниками?

— В работе с основной командой мне помогает Михаил Хлус. С вратарями работает Андрей Викторович. Полномочия играющего тренера получил Вадим Скрипченко. К тому же планируем провести в команде выборы тренерского совета. Помимо наставников, в него войдут два-три футболиста, которых выберут сами ребята. Если возникнут внутриклубные вопросы, требующие коллегиального обсуждения, этим и будет заниматься наш совет. Убежден, пульс команды надо чувствовать всегда.

— Какое впечатление производят новобранцы команды Баранов и Красько, уже оформившие контракты?

— Баранов — сложившийся мастер. В чемпионском сезоне-99 он играл у нас. Возможности Александра прекрасно известны. За пять лет, проведенных вне БАТЭ, он не только ничего не потерял, но и приобрел в опыте. Очень надеемся на то, что центральный треугольник Ермакович — Лихтарович — Баранов добавит команде мысли и изобретательности. Красько — молодой парень. Еще не знаю, потянет ли он функции основного игрока в этом сезоне, но в будущем очень на него рассчитываю. Важно, что он хорошо обучен принципам зонной игры, которые планирую прививать подопечным.

— Вот уже второй сбор кряду с командой работает Леонид Лагун. Не означает ли это, что он будет играть в БАТЭ?

— Пока об этом говорить рано. Мы не вели предметных разговоров ни с Леней, ни с московским “Торпедо”, которому он принадлежит. Парень попросил предоставить ему возможность поддерживать форму, пока не нашел себе новую команду. Мы пошли навстречу футболисту, в свое время немало способствовавшему росту авторитета БАТЭ.

— Как обстоит ситуация с Молошем, Багой, Тарасенко?

— Молош уже продлил срок соглашения с клубом. Скорее всего, останутся в команде и Тарасенко с Багой. Сейчас с ними ведутся переговоры по поводу заключения новых контрактов.

— Будет ли усиливаться линия атаки?

— Вряд ли. У нас есть четыре форварда, на которых мы очень надеемся: Беганский, Вишняков, Горбач и Саша Лебедев.

— В этом перечне отсутствует Рубненко, регулярно игравший на острие атаки в прошлые годы…

— Я проводил индивидуальные беседы с Димой, после которых мы пришли к выводу, что ему ближе позиция крайнего полузащитника. Причем не имеет значения — правого или левого. Он одинаково хорошо владеет обеими ногами.

— Как себя чувствует Шмигеро?

— Паша пока восстанавливается, занимаясь по индивидуальному плану. Полагаю, что к лету он примкнет к основной команде.

— Каковы ближайшие планы БАТЭ?

— После участия в “Кубке “Дариды” продолжим сбор в Дудинке, периодически наведываясь для тренировок в столичный манеж. Затем у нас будут два двухнедельных сбора: один в Турции (уезжаем 19 февраля), второй в Польше.

— Прежде БАТЭ отличался от других белорусских клубов остроатакующим стилем игры. Но в нем были изъяны — иной раз действия впереди шли в ущерб обороне. Какой вы видите игру вверенной вам команды?

— Когда тренер располагает мощной группой атаки, которая на голову превосходит соперника, то всегда можно и нужно играть в футбол с позиции силы. Не скажу, что сейчас у нас футболисты низкого уровня. Однако и утверждать, что они намного сильнее соперников, не могу. В современном футболе, независимо от проповедуемого командой стиля, все же главным является результат. Конечно, стремление к его достижению иной раз входит в противоречие со зрелищностью. Но мне, например, очень нравилась постановка дел в сборной Греции на чемпионате Европы. Многие ворчали, что греки проповедуют антифутбол. Я так не считаю. На мой взгляд, важным элементом на пути достижения результата является тренерское искусство, коим, несомненно, обладает Отто Рехагель, сумевший с не самыми сильными футболистами выиграть чемпионат континента. У БАТЭ будут разные по стилю и классу соперники. Поэтому придется менять и тактический рисунок. С кем-то больше сыграем в атаке, а с кем-то — в обороне. Не я открыл закон сохранения, согласно которому, если где-то что-то прибудет, то где-то обязательно убудет, и наоборот. Можно использовать большие силы для ведения наступательных действий, но тогда возникнут проблемы в обороне. А можно все делать наоборот: защищаться большими силами, но быть обреченными на нерезультативную игру. Важно добиться сбалансированности действий команды в обороне и нападении.

— О турнирных ориентирах борисовской дружины на ближайший сезон можно и не спрашивать?

— Конкретных задач еще не ставили. Но, зная уровень команды и планку требований, которой она достигла, думаю, что цели будут, как всегда, самые высокие. К тому же мы ни разу не выигрывали Кубок. Очень хотелось бы, чтобы наконец этот трофей стал нашим. Благо первые шаги к этой цели мы сделали прошлой осенью, пробившись в четвертьфинал. И еще. 5 февраля исполняется пятьдесят лет администратору нашей команды Валерию Кротову. От себя и от имени всего коллектива искренне поздравляю Валерия Александровича с этой датой.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?