Высокий гость. Философия по Блаттеру: получай удовольствие от жизни и футбола

14:57, 20 марта 2007
svg image
2304
svg image
0
image
Хави идет в печали

Заметим, практически все задуманное удалось осуществить: высокопоставленному гостю организовали встречу на уровне премьер-министра, на которой ему вручили Олимпийский орден НОКа, ознакомили с программой развития футбола в стране, строительством стадионов и мини-футбольных полей, продемонстрировали эффективность работы детских школ, задействованность столичного манежа и искусственного поля ФК “Минск”. Позже он восторженно признался (будем надеяться, искренне), что не ожидал увидеть подобного. И пообещал в случае своего переизбрания в мае текущего года продолжать оказывать БФФ финансовую и иную помощь. В свою очередь лидер белорусского футбола недвусмысленно дал понять оппоненту, что наша поддержка на предстоящих выборах ему гарантирована, и предрек господину Блаттеру яркую победу. В общем, стороны остались довольны друг другом.
Венцом программы президента ФИФА, прибывшего к нам всего на денек из Польши, где он успешно урегулировал ситуацию со скандальным смещением с должности тамошнего руководителя федерации, стала встреча в Доме футбола с членами исполкома БФФ, ветеранами, юными футболистами-суворовцами и представителями СМИ. На ней Йозеф Блаттер сполна продемонстрировал ораторские и актерские качества, на добрый час захватив аудиторию рассказом о своем видении развития мирового футбола, о проблемах, которые больше всего беспокоят сегодня. Изъясняясь на родном французском языке, он при случае старался вставлять русские словечки, чем, безусловно, подкупал аудиторию, не раз прерывавшую его спич аплодисментами и живо реагировавшую на шутки, до которых швейцарец оказался весьма охоч.

Доверяю Геннадию Невыгласу

— Дорогие друзья! Для меня большое удовольствие находиться в Минске. То, что я увидел, очень понравилось. Хочу поздравить Геннадия Невыгласа — моего коллегу и друга — с успехами, которых он достиг за годы работы в федерации, а также по поводу его переизбрания на посту председателя БФФ. Это гарантия преемственности и того, что мы будем и дальше двигаться в правильном направлении.
До встречи с вами я посетил спортивный манеж, а также футбольную школу. Впечатлен ее работой: занимающиеся в ней дети от 6 до 16 лет получают подготовку очень высокого качества. Должен передать вам слова, услышанные от нового президента УЕФА Мишеля Платини после его недавней поездки в Минск. Он сказал, что в Европе подобного не существует. И он прав.
Рад приветствовать в зале ветеранов. Они — наше наследство. Что касается возраста, то я вполне мог бы сидеть рядом с вами. Хотел бы находиться и на вашем месте, дорогие суворовцы, ибо в наше время подобного не было. Вам повезло: вы обучаетесь не только военному ремеслу, но и любимой игре. Футбол — это еще и боевое искусство, сражение двух лагерей. Но не военное сражение — оно проходит в духе честной спортивной борьбы. Не всем из вас суждено стать звездами, однако вы станете хорошими людьми, поскольку пройдете школу дисциплинированности и уважения к ближнему, школу соперничества по честным правилам. Вы научитесь побеждать и, что не менее важно, проигрывать. Ведь не получается так, чтобы человек побеждал всегда.
Когда я ознакомился с работой Белорусской федерации футбола, с ее проектами по подготовке молодых игроков, реализуемыми с помощью правительства, то понял, что белорусский футбол ожидает весьма позитивное будущее. Особенно мне импонирует то, какое решение исполком принял по ограничению количества легионеров. Эта проблема очень волнует. В таких странах Европы, как Англия, Франция, Италия, Испания, Германия, Швейцария в богатых клубах существует засилие иностранных футболистов. К примеру, в Англии можно найти команды, в составах которых вообще нет англичан, а в Германии — где играют только два немца. Будут ли местные болельщики связывать себя с таким клубом, если не знают людей, играющих за него? Вряд ли. ФИФА вырабатывает линию, согласно которой на поле должны находиться пять легионеров и шесть национальных игроков. Мне импонирует, что белорусская федерация шагнула даже дальше, перейдя на систему “четыре плюс семь”.
Должен сказать, угрожающая ситуация с легионерами касается только Европы. Приведу пример. На двух последних клубных чемпионатах мира Европу представляли “Ливерпуль” и “Барселона”. В их составах было по 7-8 легионеров, в то время как в других командах — не более двух. И каков результат? В 2005 году главный приз завоевал бразильский “Сан-Паулу”, где играло 10 местных футболистов и один уругваец, а в 2006-м великая “Барселона” в финале уступила бразильскому “Интернасьоналу”, за который не играли звезды калибра Роналдо и Роналдиньо. Поэтому вы находитесь на правильном пути. Это дешевле и дает возможность иметь систему, при которой белорусским футболистам легче дорасти до уровня национальной сборной.
Хотел бы коснуться темы судейства. За последние два года разразились три скандала — в Германии, Италии и Бразилии. Арбитры стали мишенью, инструментом манипулирования в нечестных играх. Мы должны защитить их. В профессиональном футболе необходимо переходить на профессиональное судейство. Тогда арбитр не будет столь уязвим для пороков общества, таких как коррупция, жестокость, обман. Защищая футбол от негативных явлений, мы можем помочь обществу. Это было доказано на Кубке мира: пока он шел, в течение шести недель мир был спокоен. Кроме Ирака, ничего негативного на планете не происходило. У всех был как медовый месяц: все понимали друг друга, обнимались, была прекрасная атмосфера. А потом, когда футбол вернулся в обычное русло, вернулись и проблемы: со зрителями, игроками, порой проявляющими неоправданную жестокость.
К сожалению, с приходом больших инвестиций в футбол он становится вопросом национального престижа и рискует потерять свои корни, стать излишне политизированным. Мы вместе будем бороться с этой опасностью. Я доверяю Белорусской федерации футбола, ветеранам, верю в молодежь, в новый состав исполнительного комитета и в представителей СМИ, которые помогут в нашем стремлении сделать футбол лучше и чище.
Воспользовавшись взятой Йозефом Блаттером паузой перед пресс-конференцией, Геннадий Невыглас выполнил приятную миссию раздачи подарков и сувениров. Так, президенту ФИФА вручили футболку с гербом Беларуси на груди и “девяткой” на спине. “Мы знаем, что господин Блаттер является главным центральным нападающим мирового футбола, поэтому дарим ему майку с таким номером”. Ева Паскье — менеджер ФИФА по развитию футбола в странах Европы — удостоена Почетного знака Белорусской федерации футбола. Не остались в стороне и ребята из команды “Суворовец”, подарившие гостям сувениры. Как истинный джентльмен Блаттер также щедро одарил Геннадия Невыгласа. “Вот и еще один экспонат для нашего музея”, — заметил председатель БФФ.

Над нами с Платини зря смеялись

Сжатые рамки визита Блаттера, которого в аэропорту дожидался самолет для вылета в Киев на собственно пресс-конференцию, оставил совсем мало времени. Поэтому большинство припасенных вопросов так и остались в загашниках.

— Новый президент УЕФА Мишель Платини, с которым вас, как известно, связывают дружеские отношения, провозгласил курс на реформы. В частности, он предлагает изменить регламент Лиги чемпионов таким образом, чтобы в турнире участвовали лишь обладатели золотых наград. Также он ратует за придание импульса развитию футбола в Восточной Европе, куда входит и Беларусь. Вы поддерживаете эти инициативы или готовы с ним дискутировать?
— Вы правы, Мишель Платини мой друг. Он единственный из великих футболистов, который 30 марта 1998 года был на моей стороне, когда я выдвинул свою кандидатуру на пост президента ФИФА. В то время было очень много улыбок в зале. А сегодня он президент УЕФА, а я возглавляю ФИФА. И те, кто тогда улыбался, делали это напрасно. Главная идея Мишеля: футбол для всех и все для футбола. Я знаю, что он думает о том, как реорганизовать Лигу чемпионов. Но это является европейским делом, и я как президент международной федерации не имею права вмешиваться. У нас с ним одинаковое понимание ситуации с засилием легионеров, мы оба за то, чтобы установить лимит “6 плюс 5”.
Г.Невыглас: Хочу дополнить. Мишель Платини уже прислал нам приглашение: 11-12 апреля в штаб-квартире УЕФА состоится совещание с руководителями федераций, и мы коллективно примем решение по этому вопросу.

— Финал чемпионата мира — замечательный праздник. Но он проходит более месяца и выглядит затянутым. Не входит ли в ваши планы изменение регламента этого турнира и, возможно, некоторых устаревших правил?
— О правилах игры. Если и есть в нашем виде спорта что-то почти совершенное, так это правила игры. Их семнадцать. Два из них чрезвычайно важны. Это — “нарушения” и “вне игры”. Что касается нарушений, то арбитры карают за них с помощью желтых и красных карточек. А дискуссию о положении “вне игры” можно начать сегодня и через двадцать дней не прийти к решению, нужно ли отменять это правило. Оно является неотъемлемой частью футбольной тактики, я назвал бы его интеллигентным элементом игры. Идея, которую я вынашиваю вместе с Мишелем Платини, — это дать главному судье еще двоих помощников, чтобы всего их было четверо.

— Что самое важное и значимое вам удалось сделать на посту президента ФИФА?
— В этой организации я работаю более 32 лет. Начинал в отделе развития. И до сих пор являюсь лицом, ответственным за развитие. За время моего президентства мы реализовали, по крайней мере, три крупных проекта. Первый — предоставили каждой федерации финансовую помощь в размере миллион долларов за четыре года. Создали программу “Гол”, в рамках которой с 1998 года реализовали почти 300 проектов. Первая часть программы давала помощь федерациям, а 21-22 марта у нас будет принято решение по поводу программы “Гол-2”. Она касается строительства — стадионов, полей, домов футбола. Признаюсь, существуют некоторые проблемы, связанные с финансированием федераций. Если просто давать деньги, не всегда можно обеспечить целевое их использование, поэтому мы много контролируем. Могу себе поставить в заслугу, что я привез Кубок мира в Африку. Это справедливое решение, поскольку Африка многое дает футболу. Уверен, ЮАР организует очень хороший Кубок мира. А если Геннадий со своей командой будет хорошо работать, то и Беларусь в дальнейшем получит право принять чемпионат мира. (Аплодисменты.) Откровенно говоря, то же самое скажу и в другой федерации, которую буду посещать. (Смех в зале.) В будущем попытаюсь обеспечить, чтобы футбол взял на себя в полной мере социальную ответственность перед обществом. В том плане, что богатые должны делиться с теми, кто имеет меньше средств. Мы это называем солидарностью. К сожалению, это слово проще произнести, чем реализовать его смысл на деле.

— Не планирует ли ФИФА ввести видеопросмотры, как в хоккее, которые позволили бы арбитрам принимать объективные решения?
— Если мы и пойдем на это, то только для использования видео на линии ворот, чтобы четко определить, пересек мяч ее или нет. Футболисты, арбитры и зрители стремятся к человеческой игре. А в игре все могут делать ошибки. И судьи в том числе — они имеют на это право. Вы думаете будет меньше дискуссий по поводу положения вне игры или пенальти, если мы прервем матч и станем рассматривать картинку на мониторах — обсуждать, смотреть по диагонали, слева направо и наоборот? Убежден, это не приблизит к истине. Зато зрители наверняка негативно воспримут бесконечные остановки игры и попросту уйдут со стадиона.

— Вопрос о борьбе с футбольными хулиганами волнует всех. Есть ли у ФИФА рецепт борьбы с этой напастью?
— Да, средство есть. Во-первых, необходимо иметь стадионы, которые были бы комфортабельными и безопасными. Только с сидячими местами и без барьеров вокруг зрителей, поскольку за решетками содержат либо диких животных, либо пленников, а зрители — ни те, ни другие. Пример того, как бороться с футбольными хулиганами, показала Великобритания. В 1989 году в Шеффилде перед началом матча Кубка Англии шестьдесят молодых людей оказались раздавленными, когда в сутолоке были прижаты к ограждению. Тогда правительство решило, что на футбольных объектах не должно быть ограждений. Это непростой и долгий путь. Англичане потратили 15 лет на то, чтобы переломить сознание людей. Сейчас там все спокойно. На стадионах ведется наблюдение по замкнутой системе телевидения, не только внутри стадиона, но и на подходах к нему. Если бы подобное оборудование было в Катании, кровавого инцидента можно было бы избежать. Насилие не является частью футбола, но оно живет в обществе. Даже в истории, которую нам рассказывает Библия, в первой семье один брат убил другого. А ведь тогда в футбол не играли. Необходимо предотвратить, чтобы люди, стремящиеся проявить такие наклонности, как жестокость, использовали футбол в этом качестве. Поэтому призываю белорусскую федерацию и клубы тесно сотрудничать с силами правопорядка. Тогда воплотится девиз, который мне очень по душе: получай удовольствие от жизни и от футбола.

Поблагодарив за вопросы, оказанное внимание и гостеприимство, Йозеф Блаттер сердечно распрощался с аудиторией, посетовав на то, что погостить дольше не удастся — ждет дорога в Киев. Впрочем, пообещал: если майская отчетно-выборная конференция ФИФА не внесет в его жизнь кардинальных изменений, обязательно снова посетит Минск.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?