ЧЕ. Люксембург — Беларусь. Отборочный матч. Зрачки сезонного расширения
В программе большого футбольного вечера найдется достойное место матчу на стадиончике “Жози Бартель”: хозяева из маленького Великого Герцогства, из цикла в цикл играющие в свое удовольствие, с оживлением встретят гостей рабоче-крестьянских кровей, официально декларирующих амбициозные задачи. Оба соперника нынче ютятся в группе “G” ниже фаворитско-середняцкой ватерлинии, но белорусам завтра выпадает шанс для некоторого повышения собственных котировок на отборочной бирже-2008.
Прогнозы на то в целом благоприятные, однако вопросы, как всегда, есть, и иные из них мы ставим в традиционном прологе в канун стартового свистка.
Время и дело: как оценивать период подготовки к продолжению отборочного цикла?
Без малого полгода маялся в календарном простое караван соискателей мест под австрийско-швейцарским солнцем EURO’2008. Для большинства футболистов нашей сборной это: осенние страсти-мордасти чемпионатов и весенний авитаминоз возвращения к делу, новогодние хлебосольные праздники и беспросветные трудодни зарубежных сборов, горячо желанный зимний отпуск в теплую приморскую погоду — плюс редкое отвлечение на дела родины в фиксированные даты икс…
Таковых было две: в ноябре тоскливо сыграли в Таллинне, в феврале — противоречиво в Тегеране. И в том прибалтийском случае, и в последующем ближневосточном белорусский штаб сработал с акцентом на ревизии подручного резерва, ниспослав доверие новым (или новым-старым) протеже. За игровую эстонскую невнятицу и “стандартный” пошиб иранских пропущенных мячей Пунтус получил очередную партию гневных болельщицких филиппик, хотя — и это определенно — извлек и немало проку. Переварим вслед за ним пресловутую “пищу для размышлений” и получим, что Глеб-младший необходим в атаке с первых минут, что нужен сборной Челядинский, что Клименко пусть подождет, а Порываев окрепнет — это лишь очевидная часть выводов, вынесенных из пары спаррингов.
Инспекция кадровых запасов, выходит, и есть первейшая стратегическая задача “товарняков” на современном этапе сборной. Через эти масштабные смотры, конечно, потеряно время, какое требуется на доводку и шлифовку, а то и просто пуск механизмов, но уж как-то с некоторых пор у нас повелось, что один вдруг заболеет, второй получит травму, третий отпросится, а четвертый откажется…
Февральский выезд в Тегеран (равно как и прошлогодний прием слабосильной Андорры перед Албанией) благодаря стереотипам и тренерским интервью укоренился в массовом сознании еще и как некая модельная репетиция игры в Люксембурге. Очевидные — стилевые и не только — различия в объектах проб, безусловно, дезавуируют подобные тезисы. Но, пожалуй, оттого их просто не следует выдвигать, чем навязчиво искать лучшие образцы под прокрустово ложе, а не найдя, маяться комплексом неполноценности. Иначе пепел можно сыпать не только на белорусскую голову. Ибо выходит, что Гуус Хиддинк моделировал на соотечественниках завтрашний матч с эстонцами, сами голландцы на России отрабатывали приемы против Румынии, Англия в сопротивлении испанцам штудировала игровые методики для субботней их презентации в Тель-Авиве — список примеров можно продолжить. И, к слову, друзья-люксембуржцы пред- восхищали встречу с белорусами, крепя игровую философию аж с помощью Гамбии. Интересно, много ли общих черт сыщется в манерах нашей сборной и африканской команды с 134-м рейтингом ФИФА?..
Вообще, конечно, славно, когда близки по духу и классу спарринг-партнер и ближайший соперник по отборочной группе. Но если такого единства нет, едва ли это повод для горестного заламывания рук. Из чего выходим на вывод: последние полгода сборная Беларуси прожила нормально. Не гениально и блистательно, но — не хуже других.
Пан или пропал: какие выгоды сулит белорусам завтрашний успех в Люксембурге?
Жизненно необходимый минимум — примерно таким представляется завтрашний кон. Если не случится страшного и белорусы увезут домой победу, она не пошатнет табличных устоев. В лучшем случае настигнута будет Румыния, но и то лишь на три дня — следом команда Виктора Пицуркэ сама примет в объятия Люксембург, вдобавок дома. Значит, быть нашей сборной там же, где она есть, — в самых что ни на есть экваториальных водах группы. Измениться может разве что расстояние до желанных субтропиков, где нынче болгары и куда метят те же румыны, которых завтра ждет Роттердам.
Если 90 минут в компании с карликом оставят горький осадок, то настанет пора умывать руки. Ничья ли, поражение — неважно. Сам факт потери очков надлежит воспринимать не иначе как идеологическое фиаско, крах главной генеральной идеи. А верность этой идее доказать будет непросто: голландцы и болгары на “Жози Бартель” победили одинаково трудно — 1:0. А какими терниями устланы отборочные пути-дороги футбольной Беларуси, говорить не ново — две гостевые победы на весь суверенитет.
Блеск или нищета: благоприятна ли кадровая ситуация накануне выхода на поле?
За год с лишним, что руководит сборной Юрий Пунтус, подопечных у него перебывало, как у Али-Бабы — без малого сорок. Из национального чемпионата, ближнего зарубежья и дальнего. Поиск продолжается и поныне — впервые со времен Анатолия Байдачного в команду рекрутирован борисовчанин Близнюк. Лыком в строку здесь, наверное, и межсезонные турецкие командировки наставника — не обремененный клубной привязанностью, он видал за зиму воочию многих кандидатов. И собранное ныне достояние не соответствует оптимальным тренерским предпочтениям лишь в одном — травма вывела за кулисы Омельянчука. В сравнении с иным безрыбьем — мелочь, если бы обошлись без издержек давешние руйтовские будни. Пускай в экстренно прооперированном лице Концевого потеряла скорее не основа, а скамейка, и не болит уже капитанская шея Штанюка, и вполне заменим в полузащите Ковба. Вопрос в другом: в вероятности субботнего всеоружия Глеба-старшего, чье колено не в полном порядке. И ответ можно получить лишь на практике.
Плюс или минус: чем для сборной закончилась трансферная зима?
Для футбольных стран вроде нашей каждое межсезонье сродни экзаменационной сессии: прирастет или оскудеет делегированный зарубежью легион. По счастью, зима не выхолостила иностранные закрома сборной. И стартовый состав по-прежнему кооперируется кадрами чужеземной прописки. Формально — даже в большей мере, чем в прошлом году. Правда, смена Глебом-младшим и Страхановичем МТЗ-РИПО на “Каунас” не воспринимается переходом на иной качественный уровень. Зато российскую первую лигу на украинскую высшую — с ее встроенностью в международный календарь — благополучно поменял Корытько. Благодаря трансферу в “Ростов” задержался в прежних соревновательных реалиях, а не ушел с “Шинником” на понижение Омельянчук. В разрезе ближайшего будущего оптимистичны легионерский зачин во Львове Ковеля и запорожские перспективы Тигорева, пессимистичны — солигорский застой Пласконного и неважное московское житие Ленцевича. Разговор о перспективе можно и продолжить: в Харькове держит планку Панковец, сказывают, недурен в Кривом Роге Рожков…
А здесь и сейчас из тех, кого прочат в завтрашнюю основу, далек от клубного фавора лишь Кутузов — но его распутье придет только летом.
Хищник или жертва: чего ожидать от скромной команды Ги Эллерса?
Долго можно рядить о миниатюрных параметрах футбола Великого Герцогства. О дюжине лет без побед — черная полоса продолжалась с 1995 года по 2007-й. О “сухой”, как памперс, серии команды — она тянулась почти полтора года. О любительском статусе подавляющего большинства футболистов, которые с 9.00 до 18.00 (с перерывом на обед) служат в каком-нибудь общепите, а по вечерам неистово тренируются, гоня усталость трудового дня. О единственном на все времена профи европейского масштаба — Джеффе Штрассере. О том, что другие легионеры лишь значатся в принадлежности к заграничным клубам, а в действительности пылят где-то на глухих запасных аэродромах. Все это так, однако вовсе не значит, что в тихом омуте повывелись черти.
Одна из затертых истин — в футбол научились играть все — в сборной Люксембурга торжествует в виде максимально закрытой игры, кучности обороняющихся, их взаимопонимании и физической кондиции — и чуть-чуть приотворенной контратакующей форточки. Уже сейчас можно попытаться отвадить от завтрашнего просмотра ТВ болельщиков-эстетов — матч наверняка не окажется ярким и красочным, что грозит рафинированному сознанию легкой моральной травмой. Газетные отчеты хоть сейчас начинай словами: хозяева бдели в обороне, связывая по рукам-ногам пытавшихся атаковать гостей. Команда-аутсайдер, она редко забивает (в нынешнем отборе — круглый ноль), но и пропускает мало: за три матча — четыре мяча. Это куда меньше нашего, что не располагает к уничижительным оценкам атакующих возможностей соперника-лилипута. Шанс-другой он часто имеет. А еще знает толк в “стандартах” (!) — болгары это с охотой подтвердят.
В бровь или в глаз: в чем залог победы над аутсайдером?
Пунтус наверняка лучше любого из нас знает, на что горазд соперник. Всегдашний анализ видео- и прочей информации плюс разведданные ассистента — вероятно, достаточно, чтобы нарисовать с натуры портрет большого внешнего и внутреннего сходства.
Завтра белорусам экстренно понадобятся навыки игры заведомо первым номером. С некоторых пор она получается куда лучше контратакующей — именно так, а не иначе, в последние годы забита львиная доля мячей. Геройства ли Корниленко в матче со Словенией, соло ли Глеба-младшего в Иране, расправа над годящейся в пример Андоррой — производство голов как следствие моментов, создаваемых в позиционном розыгрыше. Банально, но факт: особую цену будет иметь быстро забитый мяч, страхующий игру от плодящей ошибки поспешности и лишающий оппонента психологического комфорта. Голландцы и болгары забили Люксембургу в середине первых таймов — и дальше было легче. Хотя аутсайдер и не думал впадать в глубокую депрессию. Он не за победу или ничью зачастую борется — за поражение со знаком качества, отсюда и умение не разваливаться после первого же “шухера”.
Наряду со шлифовкой комбинационного стиля на неделе в немецком Руйте белорусская сборная, как и было некогда обещано, с особым тщанием и редкостным пристрастием углубилась в тонкости обороны при стандартных положениях. Если на ахиллесову пяту в процессе тренировок наденут-таки наконец ботинок на толстой подошве да случится до перерыва гол в хозяйские ворота, то, рассуждая тривиально, три очка в белорусскую копилку не лягут лишь по какой-то большой — но все равно непростительной — странности.
Азарт или расчет: контуры стартового состава и выбор тактики — каковы тренерские приоритеты?
Кто-то вслед за поэтом скажет: эпоха зрелищ кончена, пришла эпоха хлеба. И, значит, повелевай тренер делать игру строгую и выверенную — чтоб наверняка: тихо ехать и дальше быть. Уйти в подполье, отдать бразды в чужие руки, так мало к тому привыкшие, сомкнуть пружину и основательно готовить ее решающий спуск… Ничего подобного в белорусском исполнении мы завтра не увидим. Есть мнение, что Юрий Пунтус любит ходить ва-банк, подавляющее большинство моментов истины разрешая безоглядно и инициативно, особенно когда очевидно превосходство своих над чужими. И раз уж любой завтрашний финал, кроме победного, вышибет почву из-под ног, значит, самое время настежь открывать забрало. Наиболее отчаянная из виденных у сборной тактика 3-5-2, с заданной наступательной активностью кого-то из крайних защитников, выраженной атакующей устремленностью флангов и полутора “опорниками”… Дабы поскорее сделать из соперника решето и три очка в копилку положить эффектным театральным жестом. Хозяев, впрочем, такими приемами не проймешь — они только и умеют играть, как от противного, в меру скромных сил пользуясь преимуществами второго номера.
Но это едва ли что-то поменяет в белорусской стратегии. Особенно когда не просто очки — будущее замкнуто в узких пределах страны, едва заметной на географической и футбольной карте.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь