Вам письмо. Я вас любил...
Все указывало на то, что ему не просто есть что сказать, но и имеется желание это сделать. Порывы отмечались неоднократно, однако, видимо, Покович-интеллигент постоянно сдерживал Поковича-профессионала, предписывая следовать врачебному правилу “не навреди”. “Знаете, я все-таки иностранец, и критиковать что-то в Беларуси с моей стороны неэтично. Да, здесь работает много моих коллег из России, они вроде как тоже легионеры. Но вы же понимаете, что мой случай несколько особый”, — не раз заявлял словак. И даже когда зимой случилась его неожиданная и довольно скандальная отставка из “Динамо”, Любомир удержал себя от соблазна громить на прощание всех и вся. На очередную просьбу о панорамном интервью он перед отлетом домой в Братиславу предложил: “Давайте сделаем это ближе к лету, после чемпионата мира, пусть страсти улягутся”. Нет сомнений, что разговор вскоре состоялся бы именно в формате интервью, если бы Покович-профессионал не удивил в очередной раз. Вчера утром знакомый голос с легким акцентом я услышал по мобильнику: “Я помню наш уговор и написал свою историю о работе с “Динамо”, мысли, которые посещали меня во время сотрудничества и после отставки. Хотел бы с вами поделиться. Использовать или нет — ваше дело”. Через четверть часа редакционный факс принял десять (!) страниц рукописного текста. Не имея на родине кириллической клавиатуры, Любомир не поленился изложить наболевшее вручную на пусть и хорошо известном ему, но все-таки неродном языке. Некоторых его коллег, случается, называют находкой для журналистов. После инициативы словака подобрать более удачное определение для него сложно. Естественно, что мы ни минуты не сомневались в том, публиковать ли его монолог.
Приглашение на переговоры в Минск я получил после окончания сезона в чешской экстралиге. Клуб “Оцеларжи” тогда предложил мне продлить контракт, но я хотел вернуться домой в Братиславу. Однако в Минск все-таки отправился: были любопытны условия развития хоккея в Беларуси. Оставаться не хотел, но увидел красивый город Минск, небольшой, но уютный Дворец спорта. Да и Владимир Наумов, Слава Киселев и директор “Динамо” Олег Иванов произвели на меня огромное впечатление. В общем, после чемпионата мира в Вене я приехал в Минск подписывать контракт. В середине июня 2005-го с моими помощниками (Панков, Дмитриев, Гавриленок) и директором клуба начали подбирать игроков и организовывать тренировочный процесс.
Первые шаги в качестве наставника команды я делал в Германии. Получил тренерскую лицен- зию категории “А” в институте в Кельне, познакомившись там с самыми выдающимися германскими специалистами по физиологии. Консультации с ними и лучшим словацким специалистом по физиологии Лацом оказались очень ценными. Купил часы “Полар”, которые записывают пульс спортсмена в течение тренировки, и компьютер и полностью изменил тренировочный процесс. Смена методики скоро принесла успехи моей команде и игрокам сначала в Германии, потом в Словакии.
Игрокам “Динамо” нравились тяжелые тренировки, они хотели каждый день работать на пределе. Я их понимал, но только потому, что сам был игроком. Взять, скажем, известную методику с “баллонами”, которые практиковала советская школа. В 80-х в Братиславу приезжал Анатолий Тарасов, делился опытом, мы под его руководством делали эти упражнения. Но с тех пор многое изменилось — в течение сезона хоккеист играет заметно больше матчей, чем несколько десятилетий назад. Многие же ошибочно считают, что чем жестче тренировка, тем лучше будут форма и результат. Но это далеко не так, если хоккеист хочет провести на высоком уровне весь сезон, а в его завершении нормально выступить на первенстве мира. Кроме собственно тренировок, нельзя забывать о правильном отдыхе и питании — в этих смыслах мы в “Динамо” многое изменили. Считал себя вправе производить эти небольшие “революции”: в сборной Словакии я был ответственным за тренировочный процесс, и даже словацкие звезды НХЛ уважали мою работу.
В начале июля 2005-го “Динамо” практически не имело состава, тогда как остальные команды давно были укомплектованы. В то время отличную селекционную работу провел наш директор Олег Иванов — к началу августа мы были готовы играть в Кубке Беларуси. В наш успех, с учетом сказанного, мало кто верил. А после нескольких удачных матчей начали сравнивать “Динамо” с футбольным “Реалом”. Мол, ничего удивительного, если они могут купить любого исполнителя. Это было странно слышать: большинство наших новичков еще в начале августа были свободными агентами, любой клуб мог им предложить контракт. В декабре того же года состоялся обмен с “Гомелем”: мы уступили Зарудного и Свито и пригласили Дудика и Фатикова. Даже в Минске мне многие говорили, что оба хорошо играть уже никогда не будут. Что получилось в итоге — всем известно.
Атмосфера в команде и дисциплина с самого начала были отличными. “Динамо” победило в Кубке и вместе с “Юностью” вышло в финал чемпионата. Он, конечно, разочаровал. Вспомню только самые яркие моменты. Во второй игре серии во втором периоде при счете 0:0 наша команда долго играла в меньшинстве “три на пять”, но “Юность” не могла забить. Судья в этот момент придумал скамеечный штраф, оправдывая это тем, что кто-то с нашей скамейки его оскорбил. В течение сезона мы ни разу не были уличены в подобном. В тот момент я потерял веру, что в этой серии можно честно победить. Думаю, моя команда тоже. Не буду огульно обвинять всех белорусских арбитров в непрофессионализме. Но их, увы, модно запугивать или так или иначе стимулировать. С их русскими коллегами было не лучше, если не сказать хуже — это не только мое мнение. Приглашение финнов для обслуживания игр последнего плей-офф — лучшее тому подтверждение.
Но относительную неудачу в финале мы пережили и продолжили работать. Огромное впечатление в том сезоне на меня произвел Андрей Скабелка. Он в октябре серьезно травмировал плечо, после операции несколько месяцев тренировался индивидуально. Его профессионализм и воля огромны. Работу он выполнял до точки, даже не зная, будет ли в этом сезоне играть. Когда случился кризис, Андрей надел коньки и помог выиграть три матча, чтобы затем продолжить лечение. Позже отправился на чемпионат мира и вместе с Антоненко и Мезиным стал одним из лучших игроков сборной. В ходе чемпионата мира я испытывал гордость — игроки “Динамо” составляли костяк белорусской национальной дружины, и она в Риге выступила отлично. Мои подопечные выглядели даже лучше, чем многие представители суперлиги.
Возможно, это совпадение, что я руководил тренировочным процессом братиславского “Слована”, когда словацкая сборная завоевала серебро и стала чемпионом мира. Тогда игроки моего клуба вместе с НХЛовцами также задавали тон. Даже летом перед началом НХЛовских кэмпов Шатан, Вишневский и Палффи участвовали в нашем тренировочном процессе, чтобы хорошо к ним подготовиться. И Руслан Салей минувшим летом тренировался с “Динамо”. И довольно странно было читать в газетах слова нынешнего директора “Динамо” Александра Белого, что он моим увольнением помогает сборной.
Перед отъездом домой я пошел попрощаться с Владимиром Наумовым, у нас были хорошие отношения. Он хотел, чтобы я продолжал работу в “Динамо” еще один сезон, закончил начатую работу по возрождению “Динамо” как фаворита. Говорил, что не так важно, на какой строке таблицы мы будем, главное — наладить игру, вернуть болельщиков на трибуны. Когда мы два года назад начинали играть во Дворце спорта, на трибуны приходили две-три сотни болельщиков. В последнем сезоне цифра возросла многократно. И это без рекламы, без барабанов! Еще бы чуть лучше работать в этом направлении клубу, аншлаг давно стал бы привычным делом.
И все-таки хочу вернуться в начало моего второго и, как оказалось, последнего, сезона у руля “Динамо”. Нам удалось сохранить костяк. Даже Мурзин, который хотел попробовать себя в суперлиге, позже вернулся. В моем блокноте значились еще несколько хороших игроков: Михалев, Боровков, Шафаренко, Матерухин, Рядинский. С некоторыми я предварительно договорился, но подписать контракты получилось не со всеми.
И все же команда в течение сезона продолжала усиливаться. И часто по тому же принципу: приглашали тех, кем не интересовались другие клубы, наши непосредственные конкуренты по лидирующей группе. С тем же Глебовым “Керамин” летом разорвал контракт, а он мне понравился еще в Гродно: функционально, тактически и даже просто человечески. Из Хабаровска приехал Шафаренко. Балмочных летом играл в “Юности”, но продолжительного сотрудничества почему-то у них не вышло, хотя с начала было ясно, что он по таланту не уступает игрокам НХЛ, нужно было лишь подтянуть физические кондиции. После операции подключился Башко, из киевского “Беркута” пришел Толкунов — надежный защитник. В декабре та же “Юность” отказалась от услуг Макрова. Мне он очень понравился — агрессивный, мощный, цепкий, даже не раздумывал над его приглашением. В течение сезона команду покинули Кузьменков, Седлак и Анкипанс. Латыш стал единственным игроком, который при мне ушел из-за проблем с дисциплиной.
Стоит сказать, что атмосфера в команде с начала сезона-2006/07, была хуже, чем годом ранее. Одной из основных причин был постоянный ремонт Дворца спорта. Мы работали в строительной грязи и шуме, часто были вынуждены освобождать раздевалку и другие помещения. Условия изменились после рождественского турнира, но я успел поработать только несколько дней.
Следующей проблемой было то, что некоторые игроки чувствовали себя обманутыми при заключении контрактов и выполнении обещаний. Как могли, старались их успокоить, просили забыть обиды и радоваться игре. И действительно в конце ноября Олег Хмыль и Олег Антоненко начали опять организовывать внутрикомандный “Кубок” — соревнования по буллитам. Атмосфера стала лучше. Чтобы больше сплотить команду, очень хотел организовать встречи с семьями игроков и работников администрации клуба. Год назад мы такие встречи устраивали. Сейчас Белый их почему-то запрещал.
Позже он рассказывал в интервью, что давно хотел меня уволить. Своими конкретными поступками и непонятными интригами он очень вредил моим отношениям с игроками. Между тем в декабре “Динамо” показало лучший хоккей за все время моего руководства. 24 декабря, на католическое Рождества, мы разгромили “Химволокно”. После второго периода вели 6:0, болельщики и игроки были в восторге. И только директор клуба был почему-то расстроен. Как будто ему не нравилось, что у нас все здорово получается. В декабре я его вообще видел редко, просто работал с командой, было не до интриг. Тем более удивительно, что 1 января Белый позвонил мне и “искренне”, как он сказал, поздравил с Новым годом. Это приободрило, хотелось верить в нормальные отношения и сотрудничество. А через несколько дней после этого звонка он меня уволил. Лучше бы тогда не звонил.
Я действительно не понимал за что: “Динамо” второй год подряд взяло Кубок страны. И играло хорошо, несмотря на кадровые потери, упомянутую травму Скабелки и не упомянутые пока Валуя и Богдановского. Последний стал одним из лучших в лиге в прошлом сезоне. И, если бы не травма, был бы им и теперь. Несколько очков мы потеряли из-за того, что Фатикову надо было привыкнуть к новым размерам щитков. Несколько — из-за ошибок молодых игроков в начале сезона. Играй мы только на результат, в январе “Динамо” оторвалось бы на 10-15 очков от конкурентов. Но мы и так постепенно забирались в таблице выше и выше, в конце года вышли на первое место.
Принято считать, что под моим руководством команда играла очень рационально. Согласен и не согласен одновременно. Хорошая игра в обороне — основа победы. Вообще, мнение о рациональности “Динамо” возникло еще в сезоне-2005/06. Тогда осенью у нас было много травмированных, но, несмотря на это, мы были способны побеждать любого дисциплиной и умом, пусть и со счетом 2:1. Но в последнем сезоне наше преимущество почти в каждой игре было ярким и очевидным. Если команда выиграет по броскам 50:12 — значит, у нее хорошее функциональное состояние и она исповедует атакующий хоккей. Мои команды в Германии, Словакии и Беларуси всегда пропускали мало и достаточно забивали. Но хорошо организованная оборона не мешает агрессивности в атаке.
Надеюсь, “Динамо” будет существовать и в будущем. В клубе работают несколько выдающихся профессионалов. Такого специалиста, как Александр Гузий — массажист и физиотерапевт, — трудно найти даже в ведущих хоккейных державах мира. Отличный администратор Игорь Карачун…
Я любил “Динамо”. Его игроков, болельщиков, группу поддержки, работников команды и клуба. И желаю им хорошего будущего.
Удачи! Ваш Любомир
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь