ЧЕ. Беларусь — Болгария. За честь и Славу

14:34, 1 июня 2007
svg image
4351
svg image
0
image
Хави идет в печали


Реален ли план, проект это или прожект, какие средства хороши для достижения цели и какая цель нам по средствам — в канун стартового свистка вопросов, как всегда, в достатке. Ответы получим по свистку финальному.

В силах ли сборная выжать максимум в июне-2007?
Шесть очков в июне — это почти как семь на старте в сентябре-октябре, помните? Правда, нынче такая задача тем же Пунтусом не декларируется браво, в чем, видать, сказывается приобретенный тренером опыт. Наверняка июньское продвижение по турнирной дистанции просчитывается штабом в режиме step by step. И в этом смысле София в среду — видение из далекого будущего.
Но если уж разводить виртуальную бухгалтерию в отборочной группе “G”, то, пожалуй, в качестве некоторых ориентиров предлагается принять тот же рейтинг ФИФА (в последней версии: Болгария — 36-я позиция, Беларусь — 64-я). Или предматчевый настрой болельщиков по ту сторону Карпат. Тамошние Янко и Христо в коллективном сознании субботней участи любимцев не знают пессимизма, выдав на одном из Интернет-сайтов почти 75 процентов уверенности в победе своих. Почти солидарен с ними и белорус из лондонского “Арсенала” Александр Глеб, соразмеривший шансы в не радующей глаз ура-патриота пропорции 70 на 30 в пользу рейтинга ФИФА.
Отсюда и напрашивающийся вывод: возьмет сборная июньский очковый максимум — то будет величайший, вряд ли изведанный в прошлом, пусть локальный, но фурор. Он разом развенчает многолетние статистические условности, гласящие бесстрастностью цифр, что даже две кряду белорусские отборочные победы есть эксклюзив, командой Пунтуса, собственно, и созданный — от прошлогодней Словении до весеннего Люксембурга. Появляется возможность серию продолжить, и если тому быть, то разговоры о вероятном выходе сборной из группы зазвучат уже не затаенной мечтой, а конкретикой искусства возможного.
Не увлекаясь будущим, в настоящем следует признать очевидное: двойной удар по болгарам — вопрос веры, но никак не знания. Много ее или мало — частность для каждого сердца, болельщика или игрока; чем больше — тем оно, конечно, лучше.
А за добротный, соответствующий злобе дня результат, полагаем, вполне сгодятся и три очка за 180 минско-софийских минут. Не говоря уже о четырех, каковые и вовсе станут основанием для гордого белорусского взгляда в болгарские и не только глаза.
О меньшем думать не хочется. Это будет росписью в очередном несоответствии сборной поставленным задачам, и, как знать, не заготовлены ли на такой нехороший случай в БФФ болванки для тренерских заявлений известного печального содержания…

В чем, кроме игровых достоинств сборной, сокрыт ее шанс в борьбе с болгарскими мастерством и авторитетом?
Как бы ни были неисповедимы футбольные пути, а в группе “G”, хочешь не хочешь, славяне держатся друг подле друга. И не только в турнирной таблице, но и в том, что издавна именуется атмосферой вокруг команды.
Не станем экскурсировать в близкое прошлое нашей сборной — с встречами-расставаниями с ней футболистов старой волны, разнокалиберными историями вполне недвусмысленных подтекстов и прочим, что было недавно, а потому свежо и поныне. Очевидно, что на фигуре главного тренера команды давно замкнуто целое множество недоброжелательных взглядов, и любой сбой в игровых механизмах влечет снежный ком безудержного гнева. За неверную ли тактику, отсутствие признаков стратегии в избранном курсе, сказанные когда-либо слова, кажущиеся слишком субъективными кадровые предпочтения…
Известно, что тем большим правом на профессиональную нестандартность обладает руководящее лицо, чем убедительнее результат этой новой линии. Бери Пунтус в сборную только номинально лучших — играющих в более престижных клубах, забивающих больше, пропускающих меньше, собери все, что на хорошем плаву в зарубежье, неудачи воспринимались бы терпимее. Ратующие за такой путь — в некотором роде путь наименьшего сопротивления — футбольное сообщество и армия болельщиков ответственность за фиаско морально бы разделяли: такова, дескать, спортивная жизнь. Но тренер сборной упорно следует вне русла общественного мнения — хотя бы тем, что продолжает ставить на высокое предназначение Вячеслава Глеба, и, идя своим фарватером, огонь за поражения обречен принимать только на себя.
В похожем, а то и покруче, положении — и вдохновитель болгар Станимир Стойлов. Наставник софийского “Левски”, он еще и посты совмещает, за что его белорусского коллегу исправно клеймили в прошлогоднюю его бытность рулевым МТЗ-РИПО. На страницах номера вы еще прочтете о восьми стойловских рекрутах из своего клуба — и лишь одном из идеологически чуждого ЦСКА. О высказываниях, принижающих статус сборной до уровня клубного полигона, о тьме ненавистников из числа хоть бы армейской торсиды — линия Стойлова, пожалуй, будет позагогулистее пунтусовской.
В стране, где футбол обожают по принадлежности к одной из враждующих сторон — “Левски” и ЦСКА, трудно консолидировать усилия, будучи явным приверженцем одного из лагерей.
Другой аспект: Стойлов — временщик, коим, грубо выражаясь, заткнута дыра во времени. Он точно знает, что финальный свисток в среду станет для него прощальным гудком в сборной — хватит ли профессионализма, чтобы самоотреченно сработать на промежуточном участке, отмахнувшись от куда более насущных клубных дел, что навалятся уже назавтра?..
Есть, конечно, у этой медали и иная сторона. Болгария другого эксцентрика — легендарного Христо Стоичкова — белорусским штабом в подробностях изучена. Какую явь покажет соперник под новым флагом — загадка, и, выходит, играть придется практически с чистого листа, осознавая, что сам в чужих умах разобран по косточкам. Уж на эту обязательную предстартовую процедуру найдет время и силы любой уважающий себя и свою репутацию временщик.

Что значит в кадровом и тактическом выражении заявленная Пунтусом субботняя игра первым номером?
Больше всех пропускающая и забивающая не меньше других сборная Беларуси почти наверняка уготовит нам очередной “валидольный” матч. Тому способствуют ситуация в таблице и кредо главного тренера, команды которого во все времена искали счастье вдалеке от собственных ворот.
Место в них — за Юрием Жевновым, в чем состоит одна из кадровых аксиом сборной на современном этапе. О формировании оборонительной линии на позавчерашней пресс-конференции сказано: фундаментальная. Значит — квартет. Значит, с капитаном Сергеем Штанюком в центре, на здравие которого особые надежды — последнюю неделю-полторы ветерана-защитника досаждал дискомфорт в голеностопе.
Существует некоторая досужая интрига вокруг личности второго центрального защитника. Ведь с четверкой в тылу сборная в нынешнем отборочном цикле играет нечасто — два матча из минувших пяти, в Эйндховене и Бухаресте. В обоих случаях в паре со Штанюком орудовал Дмитрий Ленцевич. Но с тех пор карьерные дела московского торпедовца застопорились, и место в сборной он потерял. Зато в тот же вторник в костяк команды публично был включен Денис Ковба. И если главный тренер не изменит себе и выпустит тандем нападающих, то при священной незыблемости места в основе “опорника” Александра Кульчия крепить “самарцу”, скорее всего, центральный плацдарм в обороне.
Коли так, то это будет интересное сочетание гренадеров, из которых каждый обогащен большущим опытом в одной из сильнейших европейских лиг. Этот опыт поможет в короткий срок сыграться, и даже стержневая прописка Ковбы в центре полузащиты не кажется существенной — он уже в тех футбольных летах, когда смены амплуа не шокируют. Тем более в Самаре и в той же сборной хоть изредка, но случались уже ровно такие переквалификации, а сами “Крылья” ныне в России парят высоко.
Другой вопрос, хватит ли белорусским защитникам пороху при переходе от российской премьер-лиги к английской, уровня лондонского “Тоттенхэма”…

Ожидать ли от Александра Глеба феерически вдохновенной игры в субботу?
Так уж вышло, — а по-другому быть, наверное, и не могло, — что тема лучшего белорусского футболиста последних лет становится общим местом в любых суждениях о национальной сборной. А сегодня — после Канарских островов и травмы колена, в канун архиважных матчей — она еще и будоражаще актуальна. Болельщик мучаем вопросом: как сыграет наш арсеналовец против болгар?
Не только сам Алекс Глеб откровенен в своих интервью: искренностью он словно копирует тренера своей сборной. В ноябре, вернувшись из Таллинна, где был неважно сыгран товарищеский матч, Юрий Пунтус по-честному рассказал, что старший из братьев, случалось, ратовал за ввод в состав младшего, в чем педагогу-наставнику виделся залог предельной игровой выкладки “канонира”. Каким бы спорным ни был этот подход, сколько бы кривотолков ни вызывал, как бы ни влиял на коллективное сознание команды, на самый больший наш футбольный талант он действительно налагает конкретную ответственность — лично перед тренером, рискнувшим строить сборную со столь радикальным креном на главную несущую конструкцию.
В числе прочего это ведь и через такие нетривиальные кадровые приоритеты сборная осталась без Сергея Гуренко и Максима Ромащенко, а сам главный нажил себе немало неприятелей. Будет жаль, если процесс реформ закончится безрезультатно — ставка не сыграет. Глеб-старший продолжит европейскую карьеру, младший — хлопец одаренный, хоть и строптивый, получив желанную визу, — уедет в “Хартс”, а Пунтус с признанием ошибочности стратегии рискует остаться один на один с глубоким, многоголосым разочарованием. Кто-то скажет: сам виноват — и будет прав ровно настолько, насколько разумно строить команду вокруг футболиста лондонского “Арсенала”.
Впрочем, многочисленные поклонники этого недюжинного таланта, наверное, также имеют резон, полагая, что Алекс изо всех сил старается занять в сборной уготованную ему нишу. Ведь белорус уж два года как не занимается формированием игрового стиля. Он пришел в “Арсенал” и просто встроился в годами наработанный венгеровский алгоритм, играет отведенную ему партию на правой бровке — и, кажется, без претензии однажды выдвинуться на роль первого среди великих. В этом смысле нам, вероятно, стоит задним числом пожалеть о несбыточном: что период основания новой сборной не совпал во времени с порой возмужания Глеба в немецком “Штутгарте”. Вспомните: когда он заправлял в швабском клубе, забивая и пасуя, подоспела пора ехать с “молодежкой” на чемпионат Европы — и сыграно там было на уровне, с шикарным голом в ворота итальянцев. Хотя концовка сезона в бундеслиге прошла на уколах, а мотивация на малоприметном в Европе турнире для набирающей обороты карьеры была в общем так себе.
Теперь все по-другому. Александр Глеб состоялся как футболист элитного уровня. Но не состоялась пока сборная его страны. Может, все еще состыкуется? Для этого Глебу-старшему в ближайшие дни необходимо отработать не только за себя, но и за того парня….

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?