ЮБИЛЕЙ. Юрий Афанасенко: не надо о голах

06:35, 24 июня 2005
svg image
1762
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Говорят, два раза в одну реку не входят. Ты же умудрился оказаться в брестском “Динамо” в третий раз.

— Реки-то совершенно разные. Два первых прихода получились в общем-то случайными. В 1991 году мне было 17 лет, и я значился на контракте в минском “Динамо”. Перенес болезнь Боткина, пять месяцев не тренировался. После выздоровления толком еще не начал работать, как Юрий Курненин позвал в Брест. Потренировался неделю и провел тридцать календарных игр. Неплохой получился сезон. Журналисты в результате опроса даже признали тогда лучшим белорусским вратарем союзной второй лиги. Утвердился в себе, что-то кому-то доказал, да еще познакомился в Бресте с будущей супругой…

— Выходит, съездил не зря.

— Однозначно, не зря. Брест стал вторым родным городом, с которым меня многое связывает. Второй приход датирован 2001 годом, когда минское “Динамо” тренировал Пискарев. У нас не нашлось взаимопонимания. Чувствовал предвзятое к себе отношение и, не став дожидаться истечения контракта, попросил отдать куда-нибудь в аренду. Принявший брестское “Динамо” Виктор Сокол хотел видеть меня в команде во втором круге, и я не стал ничего выдумывать. В Бресте тогда больших задач не ставилось, и главным для меня было психологически не опуститься до среднего уровня той команды.

Нынешний же приход был продуманным и взвешенным. Поступило приглашение от Михаила Мархеля. Я почувствовал заинтересованность в себе и осознанно шел на контракт. Обнадежило, что руководство проявило настойчивость: вытащить меня из Гомеля было непросто — это требовало затрат, и немалых.

— Тебе пришлось поработать под началом многих тренеров. Назовешь наиболее близких по духу?

— Я не сторонник кого-то выделять — все наставники внесли свою лепту. Конечно, наиболее благодарен своему первому детскому тренеру Юрию Федоровичу Ларченкову из Бобруйска. Замечательный человек. Он оценивал свою роль скромно: “Пришел готовый вратарь, надо было ему только не мешать”. И все время меня стимулировал. А в воротах играл, сколько себя помню. Может, потому, что был во дворе младшим. И в детскую спортивную школу записывался вратарем. Очень признателен своему старшему земляку, заслуженному тренеру Беларуси Геннадию Брониславовичу Абрамовичу, который прекрасно понимал, как нелегко из Бобруйска куда-то выбиться. Он меня и вытащил, дал шанс сыграть в юношеской сборной Беларуси. Я был моложе ребят на год, но тем не менее меня включили в состав. Даже сыграл один тайм на всесоюзном турнире “Юность”, после чего попал на заметку тренерам юношеской сборной СССР. Естественно, когда мальчишку из Бобруйска вызывают на сбор в Москву, к нему появляется повышенный интерес и в республике. Так я оказался в республиканском интернате у Юрия Антоновича Пышника, тоже принявшего большое участие в моей судьбе. Были в юности некоторые шараханья, когда мог не приехать вовремя на сбор, но меня быстро поставили на место… Вот, собственно, три человека, которые и сыграли особые роли на стадии моего формирования. А дальше был взрослый футбол, где каждый тренер решал командные задачи и мне приходилось просто доказывать свою состоятельность.

— У тебя есть самый памятный матч?

— Неплохих матчей можно вспомнить немало, но особняком стоит поединок в Хельсинборге на Кубок УЕФА в 1996 году. 1:1 с командой, которая была на голову нас выше, создала множество моментов. Без ложной скромности скажу, что выступил тогда здорово. Шла речь о моем приглашении в эту команду, в Минск приезжал президент клуба. Но что-то не сложилось.

— Самый памятный гол?

— Не хочется про голы. Стараюсь их скорее забывать.

— В белорусском чемпионате есть форвард, который приносил бы тебе особые хлопоты?

— Навскидку не скажу. Имеются неплохие форварды, но все зависит от конкретной ситуации. Многие, если дать простор и время, исполнят и забьют. Задача вратаря и защитника — поставить на их пути препятствие.

— Ты пятикратный чемпион Беларуси, обладатель Кубка…

— Вообще-то золотых медалей у меня две: не сыгравшим в чемпионате пятидесяти процентов матчей их не давали.

— И тем не менее насколько, посмотрев назад, доволен карьерой?

— Есть о чем пожалеть. Чего скрывать, рассчитывал на более успешную карьеру. Когда в 15 лет попадаешь в сборную СССР, то, естественно, строишь определенные планы. Я был единственный такой из Белоруссии — казалось, впереди прямая дорога. А потом распался Союз, все начали уезжать. Как оцениваю на сегодняшний ум, у меня тогда не было достаточной игровой практики, чтобы о себе заявить. В 96-м провел, наконец, полноценный сезон за “Динамо-93” и через год уехал в “Аланию”. Полагал, что так и останусь в России, добьюсь успеха, заработаю хорошие деньги… Не скажу, чтобы сезон во Владикавказе был какой-то провальный, — нормальный сезон. В концовке провел шесть игр, довольно уверенно, Газзаев поблагодарил… Но вмешались нефутбольные дела. Контракт действовал еще на два года, по нему должны были прилично платить… Вместо этого меня освободили из команды, тем более что подрастал талантливый Мандрыкин. В трансферных делах я мало что смыслил, нормального агента не было. Выставили за меня почти нереальный для вратаря по тем временам ценник и предложили искать команду. А как найдешь, когда все, узнав про 200 тысяч долларов, шарахаются? В итоге мне ничего не заплатили и отдали в бесплатную аренду минскому “Динамо”, где после полугодичного простоя должен был начинать фактически с нуля. Уехать куда-то было уже тяжело, тем более что тридцатник приближался… Не думал, конечно, в свое время, что проведу почти всю карьеру в Беларуси. Но, как сказал кто-то из великих, каждый заслуживает того, что имеет.

— Что для тебя футбол?

— Тяжелая работа, которая приносит не одни только радости. Но это моя жизнь.

— Можешь сформулировать качества идеального вратаря? И в какой мере, по самооценке, ты ими обладаешь?

— Обо мне лучше судить со стороны. А вообще, для вратаря первое качество — умение предвосхищать момент, читать игру. Уже потом идут реакция, техника, прыгучесть, атлетическая подготовка. Идеальный вратарь тот, кто не пропускает.

— Имеешь кумира среди вратарей мирового футбола?

— Кумиров нет, однако есть предпочтения. Чех здорово провел этот сезон. Долгое время держит класс ван дер Сар. Кан в свое время здорово выручал “Баварию”. Ну и, разумеется, Буффон. Вот четыре эталонных, считаю, вратаря.

— Не могу не коснуться матча на финише прошлого сезона, когда тебе выставили оценку, близкую к нулю.

— Похоже, меня просто выбрали в качестве отрицательного персонажа — “чтоб другим неповадно было”. Тогда ходило много разговоров, что МТЗ-РИПО ищет любые пути остаться в высшей лиге. А когда вокруг матча создается такой ажиотаж — нельзя проигрывать, чтобы не давать повода. Но гомельская команда была плохо готова. Ведь и в следующей игре, дома “Днепру”, мы снова уступили — 0:4. Тоже я сдавал?

— Может, такой игрой выражалось отношение к тренеру?

— Абсолютно нет. Никто никого не плавил, и не были замешаны деньги. Говорю с уверенностью, потому что был в команде не последний человек — наверняка бы что-то знал. И потом, договорные матчи, если они есть, не проигрываются со счетом 2:5 или 0:4.

— Мархель не случайно пригласил в “Динамо” в связке тебя и Черепнева?

— Наверное. Мы провели с Олегом два неплохих сезона в Гомеле, понимаем друг друга на поле и в жизни. Дружим семьями. У нас одинаковые взгляды на футбол и, закончив играть, может, будем работать в связке. Одинаково видеть игру — не такое частое совпадение… Не знаю, догадывался ли об этом Михалыч. Скорее, ему просто нужны были опытный вратарь и защитники, чтобы усилить центр обороны — выбор пал на нас с Олегом и Лешу Наумова.

— Отыграв десяток туров, что можешь сказать о брестской команде? Не комплиментарно — объективно.

— Если объективно, проблем хватает. Считаю, усиливаться следовало до конца. Приглашать не трех-четырех человек хорошего уровня, которые чего-то добились и одинаково мыслят на поле, а хотя бы семь-восемь. И в этом плане доукомплектование в перерыве между кругами нам не помешает — если, конечно, на это будут изысканы ресурсы. Таких ребят можно найти. Они создали бы необходимую конкуренцию и научили бы играть молодежь. Команда не строится за одну предсезонку. Поменяв семьдесят процентов состава, нельзя выстрелить за год. Подпалый в Гомеле строил чемпионскую команду три сезона. В этом плане нужно немножко терпения. А что мне нравится в брестском “Динамо”, так это то, что в заряженности на борьбу мы не уступали в прошедших играх никому. Случаются матчи менее удачные, но за то, что ребята борются, а не отбывают номер, могу поручиться. Бывает, кому-то не хватает мастерства, но желания столько, что болельщику стоит снять шляпу.

— Брестский болельщик имеет особенности?

— Люди идут на стадион, чтобы увидеть победу своей команды. И когда эта победа достигается, пусть даже не в самой содержательной игре, все радуются. А проиграй мы или сыграй вничью, была бы совсем другая реакция. Это особенность не только брестской публики — так в Беларуси везде. Это не английские или итальянские болельщики, которые очень тонко разбираются в нюансах футбола. Красивым эпизодам аплодируют и у нас, но выскажу пожелание быть немножко добрее к команде. Не перетирать приглашения того или иного футболиста, а болеть, посылать положительные флюиды — это передается команде, потому дома легче играть. А еще применительно к брестским болельщикам скажу: здесь все большие патриоты. Хотят, чтобы за “Динамо” играли коренные брестчане. Ради бога! Имейся такие, будь здесь хорошая детская школа — не звали бы Черепнева, Наумова, Афанасенко… Но пока все по-другому. Дайте годик-другой — подтянется молодежь, будет в Бресте футбол, будет команда…

— Кто твои главные болельщики?

— Супруга. Как ни приедет на стадион — выигрываем. Брат. Родители тоже следят, переживают. И дочка, конечно. Но когда играем с минским “Динамо”, она всегда болеет за ничью.

— Каким видишь свое будущее по окончании игровой карьеры?

— Хотелось бы остаться в футболе. Бизнес сейчас не завяжешь — на это нет ни знаний, ни связей, ни начального капитала. А в футболе могу, мне кажется, принести пользу. Есть с чем сравнить, что вспомнить, чему научить. Когда ступлю на эту стезю, не знаю. Рассчитываю еще поиграть. Хотя в шкафу лежит институтский диплом тренера по футболу, а в голове постоянно идет анализ…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?