Способен ли кто перепрыгать Китай?

16:31, 12 июня 2007
svg image
4464
svg image
0


До Олимпиады в Пекине немногим больше года, и все чаще приходится слышать о том, что она станет торжеством китайской модели развития. Даже в футболе китайцы рассчитывают на многое. Действительно, в Китае игра номер один приобрела огромную популярность, не случайно в этой стране находится крупнейший в мире фан-клуб “Манчестер Юнайтед”. Да и национальная сборная завоевала симпатии болельщиков, попав в финальную стадию чемпионата мира-2002. Однако в своей третьей подгруппе она не выиграла ни разу и не забила ни одного мяча. Кроме того, мужская олимпийская команда Китая в течение последних двадцати лет на Играх не появлялась. И тем более претензии должны были бы остудить пролеты мимо Олимпиады в Афинах и чемпионата мира-2006. Но отнюдь.
Два года назад взяла старт футбольная реформа, начавшаяся с пересмотра устава национальной федерации. В ней, в частности, оговаривалось оздоровление атмосферы в футбольной лиге, в которой возникали споры и конфликты из-за азартных ставок на результаты и несправедливого судейства. Также в действие вступил проект под красноречивым названием “Звезды-2008”. В его рамках несколько лучших молодых футболистов, которые по возрасту подходят для участия в Олимпиаде-2008, были отправлены в Германию для обучения. Кроме того, реформа включает меры по улучшению системы тренировки молодежи, увеличение средств на их подготовку, повышение квалификации тренеров, поддержание школ и университетов в проведении турниров. Понимая, что результаты не могут прийти мгновенно, федерация тем не менее поставила сборной задачу войти в первую восьмерку олимпийского турнира.
Очки олимпийского зачета в Китае считаются столь же скрупулезно, как и у нас. Однако в преддверии пекинского форума не выдерживают нервы даже у славящихся своей психологической устойчивостью спортсменов Поднебесной. Так, четырехкратная победительница Олимпийских игр и четырнадцатикратная — чемпионатов мира по настольному теннису Дэн Япин, в 90-х в течение восьми лет бессменно бывшая первой ракеткой мира, в марте этого года на пленарном заседании Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) заявила: “То, что китайская спортивная делегация стремится занять первое место по числу золотых медалей на Олимпийских играх, — явное заблуждение. Лозунг “Занять первенство по количеству золотых медалей” оказывает большое давление на спортсменов, тренеров и ведомства по делам физкультуры и спорта, он не может превратиться в движущую силу, а, наоборот, станет тяжелым бременем и отрицательно скажется на нормальном развитии спортсменов. Нам необходимо всесторонне понимать цель проведения Китаем Олимпиады. “Мягкая” мощь страны имеет более важное значение, так как она отражает совокупную влиятельную силу страны в политике, экономике, дипломатии, культуре и других сферах”.
К слову, “мягкая мощь” сыграла немалую роль еще в 70-х годах, когда встреча китайских и американских мастеров настольного тенниса дала отсчет эре так называемой “пинг-понговой дипломатии”. Тогда спорт стал инструментом повышения имиджа республики, что в конечном итоге привело в 1979 году к признанию КНР со стороны США. Факт исторического значения. Не случайно раздел спорта в буклете “Китай в истории и сегодня” открывается фотографией матча по настольному теннису бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера и бывшего вице-премьера Китая Ли Ланьцина, который прошел в 2001 году в честь 30-летия начала “пинг-пон- говой дипломатии”.
На современном этапе связь спорта с дипломатией также бесспорна. 8 июня белорусский лидер на встрече с Лю Пэном, являющимся одновременно президентом НОКа и председателем Главного государственного управления физкультуры и спорта Китая, сказал, что наша страна готова сотрудничать по всем направлениям. По информации официального сайта главы государства, Александр Лукашенко заверил собеседника: “У вас никаких проблем в отношениях с Беларусью никогда не будет”. В разговоре он выказал благодарность за предоставленную нам возможность проведения в Китае предолимпийских тренировок по 12 видам спорта совместно с китайскими спортсменами.
Конечно, как рассказывал “Прессболу” главный тренер по настольному теннису Александр Петкевич (“Можно ли обыграть полтора миллиона китайцев?”, “ПБ” от 1 июня 2007 г.), “до Олимпиады ведущие атлеты Поднебесной в совместных тренировках принимать участия не будут. Но и лучшие игроки провинций представляют собой грозную силу”. По сообщению БЕЛТА, с 6 по 10 августа в Пекине состоится встреча шефов олимпийских миссий. Планируется, что, помимо вопросов проживания белорусской сборной во время Олимпиады, будут обсуждены возможности проведения в Китае наших предолимпийских сборов.
Нет сомнений, что подобных просьб китайской стороне пришлось выслушать немало. Так, в середине апреля Лю Пэн обещал подобное в столице Казахстана (источник — сайт Алматы). А годом ранее дозволения провести безболезненную адаптацию к условиям будущей Олимпиады испрашивал Валерий Борзов, президент федерации легкой атлетики Украины (источник — украинский НОК). Едва ли не заводили разговор об этом наши восточные соседи, использовав удобный повод: ведь 2007 год объявлен годом Китая в России.
Кстати, Лю Пэн на субботней пресс-конференции в НОКе заявил: “Мы получили в спортивной сфере очень большой прогресс потому, что учли опыт бывшего СССР. С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 году мы начинали с нуля. И одно из важнейших направлений, которое заимствовали, — это система подготовки спортсменов, выстроенная от команд сельского уровня до национальных сборных. Внеся в нее свои дополнения, мы работаем на этой системе уже полвека. Поэтому говорим спасибо всем странам бывшего СССР”.
В продолжение темы довелось прочитать любопытное интервью двукратного олимпийского чемпиона по прыжкам в воду Дмитрия Саутина, данное им по следам выступления на мартовском чемпионате мира, где китайцы завоевали все золотые медали, кроме одной. Россиянин вспоминал: “Еще в 1980-м они приехали на Олимпиаду в Москву с видеокамерами, блокнотами, фотоаппаратами. Снимали, записывали, беседовали, подсчитывали. В 1984-м в Лос-Анджелесе им не дали развернуться — тогда блистал великий Грэг Луганис, слава и гордость Соединенных Штатов, приковывавший к себе всеобщее внимание. Разве судьи позволили бы китайцам подступиться к живой легенде?! Затем Луганис ушел из спорта, и “китайский феномен” стал набирать обороты. Я довольно долго считался главным конкурентом китайских прыгунов, а теперь — кто там на горизонте способен их перепрыгать?” (из “Российской газеты в Черноземье”). Сегодня же представители Поднебесной проявляют интерес, в частности, к белорусской художественной гимнастике, что четко проявилось во время их недавнего визита.
Художественная гимнастика пока не входит в число традиционно сильных для Китая видов спорта. Напомним, в Афинах китайцами впервые в истории было завоевано 32 золотые медали аж в четырнадцати видах спорта. Причем гребля на каноэ, теннис, женская борьба стали новыми областями по ковке драгметалла высшего достоинства. Вместе с тем, как заявил Лю Пэн в марте 2005 года, “потенциал в традиционно сильных для нас видах, таких, как настольный теннис, бадминтон, прыжки в воду, тяжелая атлетика, выявлен почти полностью. Для китайских спортсменов в них нет пространства, чтобы завоевать еще больше золотых медалей. Поэтому мы поставили себе задачу: найти новые виды спорта, в которых наши атлеты смогут добиться прорыва.
Легкая атлетика, плавание и гребля являются тремя базовыми видами спорта олимпийских соревнований, в их дисциплинах разыгрываются 119 золотых медалей. Это традиционно слабые виды для наших спортсменов. После Олимпиады 2000 года в Сиднее китайские спортивные круги разработали “Программу-119”, прилагая большие усилия для повышения уровня отечественных спортсменов. И на Олимпийских играх в Афинах они завоевали 4 золотые медали в этих видах спорта. В том числе в барьерном беге на 110 метров, где лауреатом стал 21-летний Лю Сян, повторивший к тому же мировой рекорд. “Программа-119” оправдала себя”. В ее продолжение олимпийский чемпион в беге на 200 и 400 метров американец Майкл Джонсон со своим наставником были приглашены в Китай для лекций и консультаций. Кроме того, по словам главного тренера по легкой атлетике Фэн Шуюна, китайская федерация планировала выделить большие средства, чтобы направить четырех бегунов на 6-месячные закрытые тренировки в США под опеку Джонсона.
Вдобавок, считает китайский министр, необходимо повышать уровень своих атлетов в борьбе, таэквондо, велоспорте и других видах, чтобы они стали новым источником золотых медалей сборной Китая. Кстати, в минувшую субботу вице-президент НОКа Александр Медведь, руководитель отечественной федерации борьбы, рассказывал, как несколько лет назад китайцы приезжали на его “фирменный” турнир, участвовали в совместных с белорусами тренировках. То есть они используют любую возможность учиться.
Что еще приглянулось гостям? По словам вице-президента НОКа Геннадия Алексеенко, приезжую делегацию приятно удивил уровень спортивных сооружений. Интересно, что на вопрос “что наиболее впечатлило?” посол У Хунбинь ответил: “Комплекс футбольных полей. У нас такого масштаба нет”. Кроме того, китайцы обратили внимание и на отношение белорусского государства к спорту. Правда, не знаю, в курсе ли они, каковы новые величины вознаграждений, которые будут предназначаться будущим олимпийским призерам в Беларуси. На вопрос, сколько платят в Китае, Лю Пэн прежде всего отметил, что они уже и так герои нации. Потом рассказал, что каких-то документов, регламентирующих призовые за Олимпиады, нет. Атлет вознаграждается государством, федерацией и местными органами власти. Самый популярный подарок — машина или квартира. Еще отличившимся выделяют средства ряд предприятий. Например, руководитель одного из производств в Сянгане преподносит победителю килограммовую медаль из чистого золота.
Во время трехдневного визита президент китайского НОКа часто улыбался и говорил комплименты. Как сообщает БЕЛТА, однажды Лю Пэн пошутил: “Население вашей страны в 130 раз меньше, чем Китая. Поэтому одна ваша медаль на международных соревнованиях стоит 130 наших. Если в сравнении спортивных достижений Беларуси и Китая придерживаться этого принципа, то мы от вас далеко отстали”.
Однако резкий прогресс Китая в спортивной сфере начался лишь совсем недавно, и, как говорят сами уроженцы Поднебесной, его истоки лежат в 1995-м, ставшем годом принятия Программы укрепления здоровья населения. Она напpавлена на повышение общефизических показателей, пpежде всего молодежи, подpостков и детей. Нацелена на то, чтобы каждый человек не менее pаза в день участвовал в физкультурных меpопpиятиях и pаз в год пpовеpял здоpовье. Во исполнение программы во дворах и парках, на площадях и обочинах дорог оборудованы спортивные площадки. В стране насчитывается 616 тысяч дворцов спорта и залов. В школе сдают экзамен по физкультуре. Приняты законы, на основании которых учащиеся, не выполнившие определенные спортивные нормативы, не могут поступать в учебные заведения высшей ступени.
Меры по закалке здоровья привели к тому, что сейчас 37,1 (!) процента населения от семи лет до семидесяти занимаются спортом. Планируется, что к 2010 году, сроку завершения программы, эта цифра вырастет до 40 процентов. Лю Пэн заявил белорусским журналистам: “Мы считаем самым главным развивать спорт для того, чтобы улучшить здоровье населения”. Не случайно помощник президента Геннадий Алексеенко говорит: “Тезис от массовости к спорту высших достижений у них действительно уместен”. Чтобы осознать наши реалии, достаточно взять в руки новенький журнал “Спортивный шаг Беларуси”, который корреспонденту “ПБ” предложили в субботу в НОКе. Там министр Александр Григоров повествует о 12,6 процента…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?