ГОРЯЧАЯ ТЕМА. Зачем Совбезу туалеты
Белорусская футбольная история уместила не один сюжет о командах, ставших бездомными. Исходной точкой очередного, который мы намерены изложить, можно считать весну-2003. Тогда “Локо” только готовился к дебюту в высшей лиге и не подозревал, что по осени ему придется ненадолго с ней расстаться. Планы хозяев футбольного клуба СКВИЧ, в структуру коего и входит дружина Анатолия Юревича, простирались далеко. А потому уже тогда клубное руководство озаботилось укреплением тылов. Арена “Локомотив”, которую клуб взял в аренду у Белорусской железной дороги с брендовым именем для команды в придачу, в короткие сроки преобразилась. Там быстро зазеленела трава на основном поле, появилось тренировочное, встала капитальная трибуна на 800 мест, презентабельный вид обрели административный корпус и привязанные к нему объекты футбольной инфраструктуры. Впрочем, обольщаться этим не стоило: всего год оставался до вступления в силу лицензионных требований БФФ, ключевое из которых — трехтысячные трибуны. А их-то не было.
Для решения проблемы руководителям СКВИЧа удалось подтянуть тяжелую артиллерию. Вопрос об аренде клубом стадиона обсуждался в марте 2003-го в присутствии железнодорожного генералитета на рабочем совещании в Совмине. Его протокол скреплен подписью курирующего спорт вице-премьера Владимира Дражина. А ключевой пункт документа обязывал БЖД “составить план мероприятий по реконструкции и перспективному развитию стадиона “Локомотив” в соответствии с требованиями УЕФА по лицензированию футбольной деятельности”.
Закреплению СКВИЧа на важном оперативном плацдарме, казалось, способствовала и состоявшаяся месяцем позже предсезонная инспекция арены главой ассоциации БФФ Геннадием Невыгласом. Автору этих строк довелось быть свидетелем того, как тогдашний начальник БЖД Василий Гапеев и руководители Октябрьского района стояли перед главой Совбеза страны во фрунт и на все его пожелания реагировали не по-граждански четко: “Будет сделано!”
Сделать, кстати, предстояло не так уж и много. Объем работ по возведению трибуны на противоположной административному корпусу стороне газона при нормальной организации был вполне подъемным и допускал их ведение в пору межсезонья. А потому решили не сталкивать реконструкцию с играми чемпионата. Но, не дожидаясь его окончания, в СКВИЧе уже подыскали потенциальных подрядчиков на возведение трибуны из легких металлоконструкций и на поставку недостающих двух тысяч с небольшим пластиковых сидений. Оптимистичный ход событий нарушил… вылет “Локомотива” из высшей лиги во второй дивизион. Лицензирование автоматически перестало висеть над клубом дамокловым мечом. Заботы о реконструкции арены отложили до возвращения в элиту. Зря. Ведь оно состоялось всего через год. Вот только штурмовать чиновничьи бастионы пришлось уже фактически заново.
Впрочем, и на этот раз начало обнадежило. Зимой на имя начальника БЖД Владимира Жерело ушли обстоятельные письма из БФФ (за подписью Геннадия Невыгласа) и НОКа (за подписью Геннадия Алексеенко) с обоснованием неотложности работ на “Локомотиве”. В ответ не замедлили себя ждать конструктивные заверения главного инженера БЖД Валерия Шубадерова: проведено выездное совещание… проектному институту поручено разработать… проектирование будет вестись в два этапа… после получения заключения вневедомственной экспертизы и решения Мингорисполкома приступим к выполнению строительных работ…
Увы, на сей мажорной мартовской ноте повествование переходит в сплошной минор. Наступило молчание, которое затянулось. Попытки руководителей СКВИЧа его прервать и добиться хоть какой-то конкретики если не в действиях, то в объяснениях бездействия железнодорожных и городских властей примерно месяц назад обернулись письмом, полученным Минским отделением Белорусской железной дороги из Комитета архитектуры и градостроительства столичного горисполкома. Оно стоит того, чтобы быть приведенным без купюр.
“По поручению руководства Мингорисполкома вопрос проведения проектно-изыскательских работ по объекту “Строительство трибун и туалетов на территории стадиона “Локомотив” по ул. Сенницкой, 55” повторно рассмотрен Комитетом архитектуры и градостроительства.
Сообщаем, что в соответствии с СанПин N10-5 РБ2002 “Санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-защитные зоны” (раздел 5, стр. 34, 35, пункт 10) физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа со стационарными трибунами относятся к IV классу и требуют санитарно-защитной зоны не менее 100 метров. Вокруг стадиона “Локомотив” ближе 100 метров расположены многоэтажные жилые дома и лечебные учреждения, поэтому проектирование и строительство трибун приведет к нарушению нормативов.
Кроме этого ПИКУП “Минскградо” разрабатывается сокращенный детальный план реконструкции территории в границах улиц Авакяна — Воронянского — Левкова — Аэродромная, согласно которому данный стадион может использоваться также как школьный в связи с тем, что рядом будет предусмотрено проектирование и строительство средней школы.
В связи с изложенным предлагаем откорректировать название в материалах предварительного согласования места размещения данного объекта, изложив в следующей редакции: “Строительство туалетов на территории стадиона “Локомотив” по ул. Сенницкой, 55”.
При получении вашего согласия Комитет осуществит подготовку и выдачу заявки (схемы) установленного образца для сбора исходных данных по объекту.
Председатель комитета Р.И.Белогорцев”
От грустного до смешного — всего пара абзацев. Бесполезно пытаться понять, где побудительные мотивы возникновения этого документа, фактически отсылающего все заинтересованные стороны — от футболистов до Совбеза и Совмина — в направлении не существующих локомотивских туалетов. Возможно, концы стоит поискать в стенах железнодорожного ведомства. Ведь команду не связывает с ним ничего, кроме названия и сданного в аренду стадиона. Зачем в таком случае БЖД траты на достройку, а затем еще и лишние хлопоты по содержанию становящегося громоздким непрофильного актива? Равно как незачем все это и исполкомовским клеркам. В подобной ситуации достаточно лишь намекнуть о желательности отказа, а уж в соответствующем департаменте всегда отыщут несоблюденный норматив (не санитарный, так, к примеру, противопожарный), годящийся для наложения табу.
Впрочем, с версией грядущей передачи “Локомотива” на баланс средней школы в ведомстве г-на Белогорцева явно погорячились. Люди, готовившие ответ, едва ли видели объект воочию. В противном случае им было бы очевидно, что с содержанием арены даже в теперешнем ее виде справится не каждый вуз. А ведь в перспективе еще и добавка из великодушно дозволенных туалетов! К слову, из логики документа следует, что их появление в куда меньшей степени требует стометровой санитарно-защитной зоны, нежели всего двухтысячные трибуны (вместимость пары городских кинозалов), которые и заполняться-то будут в лучшем случае раз в неделю!
Знаем, что ввязываться в дискуссию по подобным вопросам с профессионалами, облеченными чиновничьими полномочиями, себе дороже. Лучше наивно зададимся вопросом: как же при упомянутых выше непреодолимых санитарных запретах только в последние годы в стране были реконструированы, а то и построены заново в разы превосходящие “Локомотив” по вместимости и куда ближе его расположенные к многоэтажным зданиям стадионы в Гомеле, Борисове, Могилеве, Бобруйске?! А кто, в конце концов, давал добро на появление уже существующих зрительских мест на том же “Локомотиве”? И уж совсем кстати: распространяйся власть грозного “СанПин N10-5 РБ2002” за пределы отечества, мы (страшно подумать!) никогда не слышали бы ни о лондонском “Хайбери”, ни о эйндховенском “Филипсе”, ни о монакском “Луи II”, ни о стокгольмской “Росунде” — да мало ли их разбросано по миру, футбольных арен, благополучно и гигиенично стоящих посреди городских кварталов!
— Печальнее всего, что приходится месяцами доказывать очевидное, — сетует председатель правления клуба СКВИЧ Виктор ПАВЛОВ. — Разве кто-то выиграет, если в столице не станет самобытной команды высшей лиги, если потеряет смысл работа нашей юношеской футбольной школы, имеющей группы различных возрастов, если будет упущен шанс создать фактически в центре города, в динамично развивающемся жилом районе, хороший спортивный объект, которых так не хватает? Такого просто не должно быть! И это поддерживает нас в надежде и стараниях изменить положение. Что ж, придется снова походить по высоким кабинетам…
Похоже, без этого и в теперешнем мире — никак. Считайте прочитанное попыткой вместе с Павловым постоять за локомотивские надежду и старание. А еще — за здравый смысл. Дорогу к нему, увы, слишком часто приходится торить тяжелой артиллерией.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь