VМихаил Грабовский: ни года без кубка

16:39, 12 июня 2007
svg image
4330
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но традиции пересилили вероятность, и коуча мы “раскрутили” на его вариант тройки задолго до минувшей пятницы. А тот, как оказалось, словно в воду глядел: Михаил ГРАБОВСКИЙ пригубил-таки шампанского из второго по значимости (после Кубка Стэнли) заокеанского хоккейного трофея. И теперь нам немного неловко: проводись опрос чуть позже, наш сегодняшний герой, несомненно, упоминался бы в числе лучших куда чаще, чем это случалось в мае. Ибо до минувшей пятницы в массовом сознании завершившийся сезон для одного из самых талантливых молодых хоккеистов Беларуси складывался куда менее ярко, чем, к примеру, предшествовавший. Дозвониться до него последние несколько месяцев непросто: “контрактный” мобильник отключен еще в марте, подключать новый в конце сезона игрок не видел смысла. Но Миша все тот же — приветливый, отзывчивый и свойский парень, после долгого прозвона по всем возможным телефонам в его поисках вышел на связь сам.

— Ну как там, страна в курсе, героя будут встречать в аэропорту толпы поклонников и поклонниц? Если что, я во вторник днем прилетаю рейсом из Варшавы. Как-никак второй по престижности трофей Северной Америки взял. Шучу, конечно.

— Что ж ты так задержался-то с триумфом? Или, наверное, мы поспешили завершить опрос на звание хоккеиста года. Ты в нем нынче фигурировал заметно реже, чем год-два назад.
— Что, и ты меня в тройке не назвал? Ну все, кладу трубку. (Смеется.) Согласен, до последнего времени казалось, что сезон у меня не столь яркий, как минувший. Тогда все-таки взял с московским “Динамо” Кубок чемпионов, стал его лучшим бомбардиром. Но видишь, как судьба складывается: точку я все равно ставлю эффектную. Два года до этого удавалось блеснуть на чемпионатах мира в Вене и Риге. Сейчас на первенстве планеты сборной, увы, помочь не смог. Зато завоевал Кубок Колдера. Теперь-то уж, конечно, ни о каком неудачном году речи идти не может. Первый раз в моей карьере сезон так затянулся.

— Тяжело?
— Непросто. Друзья-то давным-давно уже на пляжах расслабляются. Костя Захаров ждал до последнего, хотя я его загодя предупреждал: раньше июня не вернусь. Как чувствовал. Короче, улетел Костик один, сейчас вот я на родину, и он аккурат прилетит с курортов. Может, чуть позже второй заход сделаем.

— Куда, уже определился?
— Посмотрю по деньгам. Финансы поют романсы.

— Ого, это у обладателя-то Кубка Колдера?!
— А что ты хотел, не НХЛ же. Премиальные какие-то нам положены от руководства Лиги как победителям. Но их выплатят позже. Здесь все подчинено тому, чтобы подготовить хоккеиста к главной лиге Северной Америки, не дать ему расслабиться и облениться. Так что в этом смысле АХЛовские университеты оказались очень кстати. И я знал на что иду: денег за этот год заработал заметно меньше, чем в суперлиге. Но к НХЛ стал ближе. Настолько, что даже три матча провел. А финансы — наживное. Сейчас вот толканем в Беларуси форму и клюшки новоиспеченного обладателя Кубка Колдера. Как думаешь, спрос будет? (Смеется.) Кстати, еще и язык за год подучил — тоже великое дело.

— Не французский часом? А то вон Алексей Ковалев со своими высказываниями о притеснениях франкофонами “Монреаля” “чужаков” на весь мир оскандалился.
— Ну так уже помирился ведь с руководством, дело прошлое. Я не заметил какой-то особой дискриминации по языковому признаку. Понятно, что здесь франко-канадцы держатся особняком, в своей среде им привычнее. Но думаю, что и в англоязычной команде белорусу или русскому было бы не проще — в любом случае мы здесь чужаки. И язык не играет решающей роли: даже в России на меня, случалось, смотрели исподлобья. Мол, чего приехал, хлеб у нас отбирать? Играл бы в своей экстралиге, или как там она у вас называется… Нормально, переживу. Это тоже подхлестывает, заставляет доказывать, что ты и правда не хуже местных. А может, и лучше. Куда страшнее, когда с тобой просто не хотят играть партнеры. И вовсе не из-за языка. Тренеры это чувствуют сразу, и хоккеист может надолго осесть на “банке”. У меня таких проблем, слава богу, не возникало.

— Зато с результативностью, уж прости за напоминание, на каком-то этапе были нелады. Особенно после того, как Андрей Костицын пошел на повышение в “Монреаль”. Стало не с кем отыграться?
— Был такой момент. Поначалу, пока Андрюха находился рядом, даже привыкать к особенностям здешнего хоккея особой необходимости не было — мы с ним небезуспешно использовали более привычный нам. Когда он ушел, я не стал меньше отдавать. Просто там, где Костицын решил бы момент, другие партнеры не забрасывали.

— А от них, судя по всему, передачи не особо дождешься?
— Большинство действительно не слишком любят раздавать пасы. Но и паталогически не жадничают. Другое дело, что передачи у них какие-то “не наши”, приноровиться надо. Ближе к финалу плей-офф как раз стало получаться. Еще один плюс — начал больше бросать сам, моментов хватало.

— А очков?
— Тоже вполне пристойный показатель. Правда, могло быть и лучше. Как минимум на три ассистентских балла, которые у меня элегантно увели. Даже не ожидал, что у канадцев подобное тоже практикуется, но трижды мои пасы “переписывал” на себя один из партнеров. Причем во всех случаях один и тот же. Фамилию называть незачем и обижаться тоже — может, ему было нужнее. Я свое еще наберу.

— Плей-офф российской суперлиги и Кубка Колдера — сходства и различия?
— Вторых куда больше. Во-первых, сумасшедший график, такого нет даже в НХЛ. Там паузы между играми больше, у нас же отыграл — и в самолет. В России, опять же, серии плей-офф обычно до трех побед. Здесь на всех — до четырех. Короче, здоровья нужно вагон. Но чего удивляться: игроков здесь готовят именно к НХЛ. Выживающие в этом безумии там должны потянуть. Сейчас на хоккеистов “Гамильтона” спрос должен быть повышенным. Все-таки к чемпионам особое внимание селекционеров. И не только “Монреаля”.

— Допускаешь переезд в другой НХЛовский клуб, даже несмотря на действующий еще год контракт с “канадцами”?
— Не допускаю, даже несмотря на мои симпатии к “Торонто”.

— Откуда такая любовь?
— Просто город базирования “кленовых листьев” от Гамильтона в полусотне километров. Монреаль — в пятистах. Чувствуешь разницу? Поэтому куда чаще доводилось наблюдать игры “Торонто”. И все же предпочту остаться в системе “Монреаля”. Надеюсь, в следующем сезоне шансов закрепиться в основе предоставят побольше.

— Университеты Хэнлона пригодились?
— Разве что подход канадца к работе с нашей сборной и некоторые элементы методики. В остальном же коуч “Гамильтона” Дон Ливер мало похож на Глена. Но и он, и его ассистент Рон Уилсон за этот год преподнесли мне немало полезных уроков. По милости второго видеонарезки приходилось смотреть до кругов в глазах, надоедало страшно. Но понимал, что все это на пользу.

— Завоеванный Кубок — лучшее тому подтверждение. Большим ли был резонанс в городе по поводу вашего успеха?
— Оглушающим, даже не ожидал такого. Поначалу-то народ не особо привечал наши игры. Может, кто-то не верил в успех. А скорее всего, потому, что параллельно проходил плей-офф Кубка Стэнли. Основное внимание было приковано к сече “Анахайма” и “Оттавы”. Но ближе к нашим решающим поединкам, что в Херши, что в Гамильтоне, народ все больше сходил с ума: пятнадцатитысячные арены битком, поддержка ураганная. Особый разговор — парад победителей. Вроде тех, что устраивают в своих городах новоиспеченные обладатели главного трофея НХЛ. Антураж у нас был тот же — многотысячные толпы, восторженные фаны и особенно шумные и крикливые фанатки. У меня отец приехал на последние игры, так вообще был оглушен таким антуражем. Это у нас болельщики, как правило, молодежь или люди среднего возраста. В Канаде хоккей не знает границ: дедушки болеют не хуже внуков, и бабушки заодно не отстают. Торжества венчал прием в мэрии, где каждому из нас вручили приз — уменьшенную копию Кубка Колдера. Кстати, такой полагается не только мне, но и Андрею Костицыну. Его вклад не забыли.

— А традиции путешествий оригинального трофея на родину каждого обладателя по примеру Кубка Стэнли нет?
— Пока не в курсе. Хотя показалось, что при желании я мог бы забрать с собой приз насовсем. Втихаря “уронил” бы в баул, никто бы и не заметил: сразу после победы в раздевалке творилось невообразимое. Знакомые, друзья, подруги, родственники хоккеистов, журналисты — доступ открыли всем. И через полчаса все уже были изрядно навеселе, шампанское, как и положено, лилось рекой. Потом Кубок еще пару дней стоял у нас в раздевалке без особого присмотра. Как достойный финальный аккорд удачного сезона.

— Все-таки абсолютно удачного и для тебя?
— Конечно. За вычетом нелепых травм — особенно апрельской, когда коньком располосовал кисть чуть ли не до нерва, — жаловаться грех. Обидно, что сборной помочь не сумел. Но здесь, сам понимаешь, вариантов вырваться в Россию на чемпионат мира не было.

— Но ведь следил за ним?
— А как же! Матч Беларусь — Канада вообще вместе с партнерами в раздевалке смотрели. После первого периода, который мы выиграли, те даже немножко опешили, притихли. После второго уже, конечно, взбодрились, стали подкалывать. Дескать, не переживай, Майкл, что поделать, вы — маленькая страна. Ну и все в таком духе.

— Парировал?
— За мной не заржавеет. Сказал, готовьтесь, ребята, к следующему чемпионату мира. В России нам вас бить неинтересно, в Канаде на вашей площадке — самое то. В 2008-м еще, может, немножко потренируемся, но на Олимпиаде в Ванкувере в 2010-м у вас шансов никаких.

— Как планируешь готовиться к новому сезону?
— Думаю, как и год назад, вначале с “Юностью”, если руководство не будет против. Кстати, есть повод поблагодарить и минский клуб, который всегда идет навстречу. Вот поработает со мной Захаров-старший с Никоновым — и вообще буду в порядке. Если не наберу лишних десять килограммов из-за хлебосольности родины.

— В новом сезоне рассчитываешь провести в НХЛ куда больше трех матчей?
— Естественно. У “Монреаля” же аккурат столетний юбилей клуба намечается. И понятно, что к такой дате боссы будут требовать непременного завоевания Кубка Стэнли. Хотят выигрывать — пусть привлекают. У меня же в последнее время правило: ни года без кубка.

АХЛ
ФИНАЛ КУБКА КОЛДЕРА
Пятый матч
7.06. Гамильтон — Херши — 2:1 (у хозяев: М.ГРАБОВСКИЙ — 0 очков, 1 бросок, 0 по “+/-”, 0 минут штрафа).

Итог серии — 4:1 в пользу “Гамильтона”. “Бульдоги”, цвета которых в нынешнем сезоне защищали белорусы Михаил Грабовский и Андрей Костицын, впервые в истории завоевали главный трофей Американской хоккейной лиги! Причем сделали это в поистине чемпионском стиле. “Рочестер” выбивал “бульдогов” из розыгрыша плей-офф в 2004-м и 2005-м — сейчас ему не оставили ни единого шанса. “Манитоба” первенствовала в Северном дивизионе, но и ее кубковый путь шлагбаумом перегородил “Гамильтон”. Атака “Чикаго” котировалась как едва ли не сильнейшая за последнее десятилетие в АХЛ — вратарь Кэри Прайс свел на нет все потуги неприятельских суперфорвардов. В конце концов акт о капитуляции подписал и “Херши”, обладатель Кубка Колдера 2006 года. В предыдущих трех раундах эта команда проиграла лишь два матча. До битвы с “Гамильтоном” в ее активе значились семь победных серий кряду. Перед главным финалом “Херши” уступил в основное время только 17 из 94 встреч. Однако клуб, который тренируют Дон Левер и Рон Уилсон, оказался не по зубам даже разогнавшемуся до космических скоростей чемпиону. Самым же полезным игроком нынешнего розыгрыша плей-офф признан 19-летний голкипер “бульдогов” Прайс. До него история Американской хоккейной лиги знала лишь двух вратарей-тинейджеров, приводивших команду к Кубку Колдера. В 1943 году это сделал Горди Белл, а в 1985-м — легендарный Патрик Руа.

М.ГРАБОВСКИЙ (Гамильтон) в плей-офф-2007 — 20 матчей, 11 (4+7) очков, +3 по “+/-”, 21 мин. штрафа.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?