АНАЛИТИКА. Записки первокружья
Солигорские экстремалы
Разве что отрыв, с каким лидирует “Шахтер”, все настойчивее внушает активистам погони мысли о тщетности усилий. Но выглядеть внушительно перевес может лишь до тех пор, пока аналогичные мысли не набьются в головы самих солигорцев. Белорусская футбольная история знает случаи, когда такие же астрономические запасы таяли на дистанции куда меньшей, чем целый круг. Однако сегодня в поведении лидера нет признаков головокружения от успехов. А потому к его заявке на чемпионство давно пора отнестись всерьез.
Впрочем, устремленность “Шахтера” к вершине вызывает у стороннего наблюдателя, не относящего себя к горячим поклонникам солигорцев, чувства двоякие. Что дальше, за гипотетическим золотом? По большому счету, наш сегодняшний лидер являет собой красноречивый пример отрыва авангарда от тылов. За относительным благополучием главной команды — критическое отставание футбольного хозяйства города в развитии инфраструктуры. “Шахтер” играет на самом неухоженном в высшей лиге стадионе, который лишь условно отвечает строгостям лицензирования. “Строитель” удручает коридорным мраком и обветшалостью. Он совершенно неудобен для зрителей, ибо единственная трибуна развернута против слепящего вечернего солнца. А из-за этого, к слову, оттуда невозможна еще и качественная телетрансляция. Планы исправления ситуации — от реконструкции существующей арены до возведения новой — не первый год остаются лишь в стадии намерений.
Солигорск с трудом порывает с прочно укоренившимися здесь славными традициями советского футбольного любительства. Похоже, за годы суверенитета отцы города и содержащего команду калийного объединения так и не стали видеть в “Шахтере” подразделение профи, которым, помимо достойной зарплаты, нужна еще и клубная база для восстановления и тренировок, регулярная подпитка и конкуренция со стороны взращенных здесь же резервистов.
С учетом таких особенностей местности турнирный ход дружины Юрия Вергейчика навевает ассоциации с успешным восхождением команды альпинистов-экстремалов. Она внимательно примерилась к маршруту в минувшие сезоны, взыскательно просеяла состав, добавила в него необходимые сильные звенья, с умом разбила промежуточные лагеря, подгадала с погодой и двинула вверх без страха и сомнений.
С динамовской отставкой Юрия Шуканова к Вергейчику вернулся “титул” самого молодого главного тренера лиги. В свои 37 лет наставник “Шахтера” не перестает удивлять твердостью шага (его и команды места в предшествующих чемпионатах: третье — пятое — третье), а заодно провоцировать ревнивую неприязнь коллег-конкурентов. Молва приписывает ему несговорчивость, дерзость, неумение быть дипломатом. В белорусском тренерском цехе он волею обстоятельств остается без приятелей, вне устойчивых творческих союзов и временных коалиций. Все это наверняка усложняет продвижение к цели. Но в то же время в определенном смысле и повышает пробу наград, которые команда Вергейчика уже брала и непременно еще возьмет.
Многие недооценивают профессиональную школу, которую хваткий и пытливый экс-динамовец прошел за легионерскую пятилетку в Бельгии и Германии, а затем и в тренерской связке с мудрым Иваном Щекиным. Конечно, за сезоны самостоятельной работы Юрий набил немало шишек. Но то, что при этом “Шахтер” стабильно держался в группе фаворитов национального чемпионата, говорит о многом. Как, кстати, и нынешний смелый отказ от участия в пустяшном Кубке Интертото, на что в прежние годы не решались его куда более искушенные собратья.
Сезон “Шахтера” предваряло мощное доукомплектование. И здесь, надо признать, Вергейчик, за малым исключением, избежал холостых выстрелов. А без таких недавних новобранцев, как Пласконный, Мартинович, Пацко и Клименко, уже не представишь теперешнюю шахтерскую основу.
Команда сбалансирована в линиях и крепка характером. Внушительное время сотрудничества тренерского штаба и костяка состава помогли надежно поставить игру. Сегодня “Шахтеру” чужды тактические выгадывания, попытки подстроиться под соперника. Он действует с позиции силы, уповая на зрелищную атаку, и за первый круг не уступил никому. У него больше всех забито и меньше других пропущено. К слову, это полное соответствие с нашим предсезонным прогнозом, прочившим солигорцам одну из фаворитских ролей.
Чижовка
А вот с минским “Динамо”, которому предрекалось аналогичное чемпионатное благополучие, мы, кажется, прокололись. К оговорке “кажется” обязал исключительно выигрыш динамовцев в последнем туре у “Днепра”. Теперь в условиях запредельной плотности в таблице не развенчанный пока чемпион вполне может подтянуться в медальную зону, а стало быть, избежать слишком уж строгих финишных упреков. Тем более — с учетом того, что пережила команда по весне и в начале лета.
О “Динамо” говорят нынче много — как ни о каком другом клубе. Недавний ранний вылет из Лиги чемпионов таким дискуссиям — лишний катализатор. До “Шахтера” минчанам сегодня так далеко, что можно с уверенностью заявлять: повторного подхода к главному еврокубковому снаряду через год у “бело-голубых” не будет. Иными словами, к очередному подтверждению близок белорусский феномен последнего десятилетия: дважды подряд футбольными чемпионами у нас не становятся…
При желании можно попробовать подвести под затяжную череду разноименных чемпионских осечек нечто вроде общего знаменателя — от рыхлой ментальности до пресловутого безденежья. Только в данном случае это нежелательно, ибо уведет в сторону от очевидной особенности нынешнего случая. Ведь у него есть вполне конкретный творец — с фамилией, именем, отчеством.
Юрий Александрович Чиж непринужденным майско-июньским ускорением восстановил нарушенную минувшей осенью среднюю частоту тренерских отставок: нынче, судя по всему, их будет в “Динамо” три. Оснований не съехать из Стаек в грядущем ноябре (а то и раньше) у теперешнего рулевого Александра Рябоконя не просматривается. В честолюбии, в связности речи, знании футбола и адекватности поведения с большинством предшественников украинец вполне сопоставим. А потому едва ли превысит норму пребывания на новом посту. За шесть сезонов чижовского правления в “Динамо” Рябоконь — двенадцатый главный. Все прежние ушли не по своей воле…
Успешность и полезность для страны едва ли не всех коммерческих начинаний Юрия Чижа снискали ему репутацию крепкого и расчетливого хозяйственника. Ни в коей мере ее не оспаривая, заметим, что футбольный клуб с его кадровой чехардой и лихорадкой результатов в картину повсеместного процветания чижовского хозяйства не вписывается. Искать объяснение в сложностях характера Юрия Александровича было бы слишком наивно. Тем паче что подтверждений этих сложностей, за исключением тренерских снятий и назначений да пары эпатажных интервью — никаких. А что, если… такое положение вещей для сегодняшнего динамовского хозяина элементарно выгоднее, нежели иные?
…На председательство в “Динамо” Чижа поставили в конце 99-го. Достояние республики, с боями отвоеванное у приватизатора Хвастовича, пребывало тогда в кризисе. Его отражением были безрадостные позиции команды за пределами призовой тройки. А глава многопрофильной фирмы “Трайпл”, стремительно набиравший имиджевый вес, симпатии властей предержащих и похвально неравнодушный к спорту, как никто другой подходил для футбольного “Динамо” на роль кризисного управленца.
Фактически все эти годы Чиж и занимался выведением клуба из кризиса. Отважимся на предположение, что делал он это без большой охоты, лишь в силу невозможности отказать в ответ на пожелание, прозвучавшее из заоблачных высей. Превращать “Динамо” в суперклуб, как любили говаривать во времена оные, никто, как скоро выяснилось, не собирался. По сути, динамовская шестилетка под началом Юрия Александровича — типичный пример минимизации расходов по содержанию непрофильного актива. Ведь клубная инфраструктура за все это время если и прирастала, так исключительно по мелочам. Строительство стадиона было ни к чему — к услугам флагмана главная столичная арена. База в Стайках перешла к новым хозяевам по эстафете и мало изменилась с советских времен. По-настоящему громких трансферных приобретений за эту пору не вспомнить. Дочерние команды в низших лигах тихо свернули, ограничившись дублем. И даже систему подготовки резерва предпочли выстроить не на базе топчущей пресловутый асфальт динамовской школы — дождались очереди на альянс с Юрием Пышником (читай: бюджетным РГУОРом, собирающим сливки со всей страны).
В таком экономном режиме, на волне принесенного динамовским брендом общественного почитания, под скандирования и файеры преданных фанов и при исполнительности назначаемых спонсоров, можно существовать долго. Особенно если поддерживать в окружающих иллюзию перманентного мужественного преодоления трудностей. Не для того ли требовалось немотивированно тасовать тренеров, публично “топтать” игроков, передергивать состав, то и дело разбавляя его “сэконд-хэндом”, подвезенным новыми назначенцами?
Однако и неспешный набор высоты в данном случае плох тем, что рано или поздно приближал к вершине. Нежданный шукановский порыв, подхваченный командой, было не остановить. Лихо добытый чемпионский титул сулил лавры лишь поначалу. С ним, по логике, должен был закончиться режим кризисного управления. А дальше дамокловым мечом нависали куда большие спрос и ожидания, а значит — необходимость реальных действий и затрат по развитию проекта клуба-флагмана.
Проще оказалось при первых признаках торможения отправить с глаз долой аномального Шуканова, а за ним — и Александра Башмакова. Ведь тот с опасным рвением принялся учить команду своему, тоже многое обещавшему, футболу. Никто и не понял, кто, как и откуда, но на “Динамо” горным селем обрушили новый кризис, преодолевать который предстоит по обыкновению — отважно и всем миром.
Заметим, что выстроенная здесь версия — плод фантазии исключительно автора этих строк — на бесспорность не претендует. Скорее, наоборот. Только ребят-динамовцев в любом случае жаль. Им снова предстоит побеждать все больше вопреки, а не благодаря.
Судей пора поберечь
Кто не помнит, по итогам двух предшествующих сезонов списки лучших арбитров имели вид, урезанный против обыкновения наполовину — до пятерок. Если девятый вал судейских проколов, накрывший первый круг, перекинется и на второй, по осени выбор у составителей очередного реестра лауреатов будет и того меньшим. Ясно, что ошибки арбитров в футболе следует воспринимать как объективную неизбежность: решения человека, то и дело попадающего в экстремальные ситуации и предельно ограниченного во времени, не могут быть стопроцентно точны. Но, простите за каламбур, минувшая половина сезона была в этом смысле экстремальна абсолютно. Без серьезных рекламаций в адрес судейских бригад со стороны тренеров, руководителей клубов, журналистов и последующих разборок экспертной комиссией и дисциплинарным комитетом БФФ обошелся редкий тур. Не с руки было заняться точными подсчетами, но специально сверил свои ощущения с впечатлениями бывалых коллег: столь проблемных в смысле арбитража сезонов не было у нас никогда.
Возможно, эффект увеличивает возрастающая активность телевизионщиков: в их объективы, а затем на экраны попадают практически все эпизоды, стоящие внимания. Показательна, к примеру, история недавней дисквалификации брестского рефери Константина Дайлида. Он ошибочно не засчитал гол минского “Локомотива”, благодаря которому тот мог одержать героическую (4:3 после отставания 0:3) победу над БАТЭ. Минчане не усмотрели в действиях судьи злого умысла, восприняли удар судьбы философски и давать официальный ход своим обидам не стали. Не отреагировал на судейский ляп как должно и инспектор встречи Владимир Вяткин, возможно, не рассмотревший толком спорный эпизод, случившийся под занавес игры. И только дотошный разбор обстоятельств сморгонского матча в сюжете “Столичного футбола” на канале СТВ инициировал заслуженное внимание к нему в стенах БФФ.
Наказание Дайлида, впрочем, было только одним из звеньев в цепной реакции кар, в небывалых дозах обрушенных нынче на головы незадачливых служителей Фемиды. Их было так много, что на каком-то этапе возникло устойчивое ощущение перебора. Не только в строгости, но и в гласности этого процесса. Психологический пресс повышенного внимания и возросшей цены каждого свистка и взмаха флагом стал фактором, только усугублявшим череду провалов.
На наш взгляд, массовые потери в белорусском судейском корпусе, вызванные отставками по возрасту плеяды опытных арбитров, выходивших на поле в первых суверенных чемпионатах, подсказывают более бережное и терпимое отношение к тем, кто приходит им на смену. Увы, только теперь стали реально ощутимы многолетние прорехи БФФ в организации подготовки судей. Сегодня лишь пятеро из двух десятков главных арбитров высшей лиги моложе 40 лет. А это значит, что в ближайшие сезоны судейский корпус продолжит молодеть. Ясно, что многим из новобранцев на первых порах не избежать ошибок. И хорошо, если к тому времени у нас появится отлаженный механизм “защиты арбитра”.
Не сочтите это за призыв к всепрощенчеству. Напротив, за теми же журналистами, телевизионными в особенности, надо оставить право скрупулезного и въедливого внимания к каждой судейской неточности. За пример можно взять хотя бы воскресные обзоры туров на итальянском канале RAI UNO, где этой теме в обязательном порядке посвящен специальный раздел, ведет который, к слову, без оглядки на профессиональную солидарность классный в прошлом рефери Карло Лонги.
Другое дело, что в той же Италии внимание СМИ к работе арбитров при всей значимости последующего общественного резонанса никак не пересекается с официальными акциями по тому же поводу со стороны федерации. Раскритикованных прессой арбитров часто назначают на следующий же тур. А уж длительные отстранения являются практикой исключительной. Все логично: за недели простоя судья уж точно не научится работать лучше. Это, впрочем, отнюдь не значит, что прегрешения коллег не подвергались жесткой оценке в узком цеховом кругу и остались без последствий — для репутации и кошелька. Только это — меры не для публичной огласки.
Можно, наверное, и поумерить пыл горячим на слово, а то и на депутатское перо руководителям иных наших клубов. Право, нельзя было без улыбки читать письмо патрона “Дариды” Владимира Делендика с разоблачениями каверз в отношении его клуба со стороны арбитра Валерия Величко. Вы можете поверить в столь черную неблагодарность парня из провинциальных Ивацевичей, которого в давние брестские времена снарядили и отправили в большой футбол нынешние рулевые “Дариды” Людас Румбутис и Александр Разин? Мы — нет.
Все проще: у судей, как у игроков и тренеров, случаются неудачные дни. И не стоит провоцировать новые.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь