НА ПОЛПУТИ. Юрий Вергейчик: взойти и удержаться

04:48, 28 июля 2005
svg image
604
svg image
0
image
Хави идет в печали

В телефонном разговоре, сопровожденном вопросом автора этих строк о времени и месте встречи, рулевой горняков грустно пошутил: “Наверное, надо перестрелять журналистов, а потом застрелиться самому. Тогда и отдохнем друг от друга…” Но, мало-мальски зная характер Юрия Васильевича, не сомневался, что через несколько часов моим собеседником окажется спокойный, открытый, искренне улыбающийся человек.

Перестроения на ходу

— Для начала вернемся к недавней тренерской летучке, в которой вы обмолвились о проблемах, возникавших при межсезонной подготовке команды. Исходя из комплектования “Шахтера”, слышать подобное было несколько удивительно…

— Со стороны может показаться, что я просто люблю жаловаться. Но представьте ситуацию: уходим в отпуск, а двенадцать футболистов не имеют контрактов. Уговариваем людей, которые прежде всего нужны. Слава богу, получается. Однако Трепачкин отказывается подписывать новый договор, его примеру в начале января следует Тихончик, с просьбой уехать на просмотр в запорожский “Металлург” обращается Храпковский — с Сашей у нас существовала договоренность о том, что не станем возражать против поступающих ему предложений. В итоге ведущий игрок не только защиты, а всей команды в разгар предсезонки ушел в екатеринбургский “Урал”. Трепачкин занимал позицию правого полузащитника, Тихончик действовал впереди — мы теряли процентов тридцать основного состава. Да и приглашение множества новичков зачастую сулит проблемы: как они вольются в коллектив, как себя поведут, приживутся ли? Многие газеты, и “Прессбол” в частности, писали, что “Шахтер” очень удачно провел селекцию. А я не был уверен в том, что столь ярко проявят себя Клименко и Мартинович. Кто знает, как бы все обернулось, не опустись во вторую лигу минское “Торпедо”-СКА, из которого взяли троих футболистов, и не появись на последнем сборе Пласконный… Говорю о проблемах, поскольку не хочу в будущем наступить на те же грабли, которые бьют нас по лбу каждый год. Команда формируется в январе-феврале, а должна — в октябре-ноябре. Если нацеливаться на решение высоких задач, уже на первой межсезонной тренировке нужно иметь штат, заполненный на девяносто процентов.

— “Шахтер” действительно тяжело вкатывался в сезон: из всех его ничьих в первом круге на стартовый четырехтуровый отрезок пришлись три. Или это было обусловлено силой соперников?

— И тем, и другим. К примеру, БАТЭ и МТЗ-РИПО тогда участвовали в Кубке Беларуси, поймали игровой ритм. В этом плане они имели преимущество. Плюс, как это ни смешно, я не до конца определился с составом. Чуть позже в нем произошли большие изменения, поскольку на старте чемпионата увидел то, чего не заметил на заключительном сборе. Мы перестроились, и с матча пятого тура против минского “Локомотива” стали выглядеть по-другому. Прибавляли с каждой игрой, демонстрировали футбол, который устраивал и меня, и болельщика.

Золотой шанс

— Как вели себя в непростые для команды весенние дни?

— Мне бы самому психолог не помешал. Думал, хорошо бы в пятерку попасть… Но, повторюсь, благодаря коррективам в составе все образовалось. На флангах у нас играли хорошо работавшие в межсезонье Пацко и Новик. Но у каждого футболиста свои возможности: в итоге направо отрядили Гренькова, а налево — Мартиновича. И оба смотрелись гораздо интереснее. Жаль, мы не увидели этого раньше, хотя Мартинович и тот же Соболь сначала находились в простое из-за полученных еще в “Торпедо”-СКА дисквалификаций.

— Вместе с тем Соболь и впоследствии нерегулярно попадал в основу…

— Формируем обойму в зависимости от игры соперника. Не поставили Сашу против минского “Динамо”, хотя до этого в семи матчах подряд с его участием побеждали. На фланге он уступал бы Володенкову в скорости, тогда как Ласовский хорошо знает манеру игры острого динамовского хавбека. И мы не прогадали: фактически минчане не создали ни одного момента, но мы пропустили курьезный гол. Однако это была ничья, которой можно гордиться. А из всех четырех ничейных исходов наибольшее разочарование оставил один — со “Славией”. Тогда понял окончательно: необходимо что-то менять.

— И в какой период почувствовали, что команда обрела второе дыхание?

— Пожалуй, он растянулся на две игры: второй тайм с “Локомотивом” и следующий домашний матч с “Неманом”, завершившийся нашей крупной победой 3:0. До этого не спал ночами, размышлял над тем, как найти выход из ситуации. Но во встрече с гродненцами ребята укрепили мои мысли и сами обрели уверенность. Коллектив еще больше сплотился и стал спокойнее чувствовать себя на поле. И за новобранцев зря переживал. Мартинович, Соболь, Клименко, Пласконный — хорошая молодежь, которая ничего не выигрывала. Сейчас для этого есть отличные перспективы.

— Золотые?

— Конечно. Такой возможности стать чемпионами Беларуси потом может и не представиться. Условия у многих команд растут, и футболисты об этом знают, поскольку постоянно общаются между собой. Я не люблю заглядывать в чужой огород, потому скажу, что имеем не только шанс для того, чтобы стать обладателями наград высшей пробы, но тем самым дать толчок развитию футбола в Солигорске. А он крайне необходим. Первое место “Шахтеру” нужно позарез. Может, когда доберемся до Лиги чемпионов, улучшится финансирование, будут быстрее строиться стадионы, болельщики начнут чувствовать себя комфортнее… Но чтобы завоевать золото завтра, нужно не сидеть сложа руки сегодня. Потеря из-за тяжелой травмы Белоусова оказалась для нас болезненной. В связи с этим также делали перестановки, но они не шли команде на пользу. Пока пронесло. А теперь следует усиливаться. Это делают и “Нафтан”, и МТЗ-РИПО, и минское “Динамо”. Конкуренты не дремлют, поэтому ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, а идти дальше и вести точечную селекцию, которая позволит нам удерживать игру хотя бы на прежнем уровне.

— Назовете имена новичков?

— С минским “Динамо” договариваемся по поводу покупки Рожкова, а еще два потенциальных приобретения пока рано персонифицировать. Скажем так, ведем переговоры о возвращении футболистов с легионерских хлебов в России и на Украине.

“Валенсия” подождет

— О еврокубках вы также упомянули в будущем времени. Не тяжело было осознавать, что остались вне международной арены в этом году?

— Мы не отвлекаемся от высоких задач в чемпионате, избежали финансовых затрат. Если бы имели возможность принимать зарубежные клубы в Солигорске, наверное, не отказались бы от Кубка Интертото. А так аренда стадиона в Минске обходится от 5 до 10 тысяч долларов, самолет — от 20 до 25 тысяч, размещение в гостинице, питание и все прочие расходы, связанные с приемом соперника, тоже немалые. Потому поддержал акционеров “Шахтера”, вышедших с предложением не участвовать в Интертото. На мой взгляд, это правильное совместное решение.

— При том, что вполне реально было добраться до третьего раунда и попасть на испанскую “Валенсию”?

— Пройти чехов и бельгийцев могли при большой удаче. А “Валенсия”? Надо чуть подождать. Мы не в состоянии позволить себе сражаться на два фронта. Это отразилось бы на чемпионате, поскольку у нас короткая скамейка. И не думаю, что сейчас у нас оказался бы такой результат.

— Впечатляющая беспроигрышная серия “Шахтера” тянется с минувшего года, да и на выездах дела клуба наладились. Помнится, раньше гостевые матчи являлись ахиллесовой пятой клуба…

— На чужих полях из шести встреч мы выиграли пять, с разницей забитых и пропущенных мячей 12-2. Пока на выезде выступаем лучше, чем дома. Это говорит о потенциале “Шахтера”, о том, что у нас налажена и организована коллективная игра. Причем дважды победили с крупным счетом команды, борющиеся за самые высокие места — “Нафтан” и “Гомель”. Да и с “Локомотивом”, и с брестским “Динамо”, которых одолели с “сухим” счетом, пришлось сложно. Не говоря уже о жодинском “Торпедо”.

— Захваченное в чемпионате лидерство не давит на команду?

— Конечно, груз ответственности чувствуется. Да и любой знает, как на лидера настраиваются соперники. Но ведь нас никто не заставлял взваливать на себя эту ношу. Мы сами взобрались на первую строку. Теперь необходимо на ней удержаться, а ведь сделать это гораздо труднее.

— В этой ситуации не приходилось раскрепощать подопечных?

— В зависимости от игры соперника, своих ощущений сегодня говоришь одно, завтра — другое. Скорее, это приходит интуитивно, а не заранее подготовленным экспромтом. Не знаю, как получается. Судя по результату, нормально… Хотя огромной скованности не видел. Большинство футболистов “Шахтера” уже опытны, да и Пласконный, Клименко, Мартинович — мастеровитые игроки.

— Помимо этого трио, кем еще из новичков довольны?

— В принципе добротно выглядит Соболь. Жаль, не имели возможности играть в первом круге Лагун и Макар — исходя из нашего видения футбола отдавали приоритет другим. Не прогадали…

— Почему в запасе засиделся опытный Борель?

— Место в составе нужно заслужить. На данный момент Клименко, Никифоренко и Гончарик выглядят предпочтительнее, поэтому Витя не выходит в основе.

— Будете ли вы с кем-то расставаться до начала второго круга?

— На воскресный кубковый матч со слонимским “Коммунальником” повезли 15 игроков, включая запасного вратаря. Вот доукомплектуемся и тогда, возможно, с кем-то распростимся. Пока же нужны три футболиста, способные помочь завоевать золотые медали.

— Кто порадовал из старожилов?

— Доволен всеми ребятами, оставшимися в “Шахтере” после прошлого сезона — Будаевым, Леончиком, Юревичем, Белоусовым, Никифоренко. Это наш костяк, на котором строим команду. На своем уровне играет Логвинов.

— Вас не тревожит, что еще одного голкипера такого уровня в “Шахтере” нет?

— Это жизнь. Многие не имеют и такого, как Логвинов. Безусловно, старались продублировать позицию, но еще не настали те времена, при которых мы держали бы в Солигорске двоих ра1вноценных вратарей.

— Однако поговаривают, что у “Шахтера” лучшие условия среди клубов высшей лиги…

— А я говорю, что мы не входим в пятерку. И пусть кто-то ехидно посмеется над моими словами, но это так. Хотя все равно не поверят…

От эйфории до волнения

— Назовете самый радостный отрезок или эпизод, случившийся в первом круге?

— После того как закончили его крупной победой в Гомеле, поймал маленькую эйфорию. Но затем она резко переродилась в волнение. Ведь если не станем чемпионами, то скажут, что виной всему молодость Вергейчика. Это всегда у меня в голове и не дает покоя. С другой стороны, выигрывает команда, проигрывает тренер.

— Возможны ли у “Шахтера” невынужденные потери?

— Недавно на просмотр в “Москву” съездил Пласконный — российский клуб захотел с ним познакомиться. Тем паче у Павла есть желание расти. Для молодого игрока, являющегося кандидатом в национальную сборную, это важно. Вроде бы парень произвел приятное впечатление на москвичей, но пока решено ничего не менять. До конца года Пласконный будет играть у нас.

— Кто еще, по вашему мнению, способен пойти на повышение?

— Юревич. Но пока серьезных предложений ему не поступало, а отдавать Сашу в первую российскую лигу или в средний украинский клуб не хотим. Помимо материальных благ, нужно думать и о спортивном росте, а там скачка не будет. Нам же потеря такого игрока стоила бы дорого. Но если на нас выйдет серьезный клуб, то Юревича, сделавшего для “Шахтера” очень многое, никому не позволю удерживать. Сегодня я назвал бы его лучшим футболистом чемпионата. Просто он скромен, не всегда заметен в игре, хотя постоянно приносит ощутимую пользу. При хорошей работе шанс выйти на более высокий уровень имеет и Клименко.

Работа на перспективу

— Как оцените уровень нынешнего первенства?

— К сожалению, он усредняется год от года.

Даже с учетом гостевых побед БАТЭ и МТЗ-РИПО в Кубке УЕФА?

— Прекрасно, что вы начинаете с таких приятных фактов, но в целом они ничего не меняют. Теперешние проблемы связаны с многим. Например, с тем, что на протяжении десяти лет после распада СССР футболу уделялось не такое большое внимание, как прежде. И вот пришло время, когда молодые футболисты, набиравшиеся в группы подготовки в начале 90-х, должны пополнять команды. А в тот период школы разваливались, уходили детские тренеры, существовал сонм экономических проблем. В футбол стало попадать меньше перспективной молодежи — как следствие, теперь клубы нередко вынуждены прибегать к помощи легионеров. Безусловно, отношение к детскому футболу улучшилось, и это даст плоды, но лет через пять-семь. Мы тоже стараемся работать так, чтобы впоследствии не тратить больших денег на селекцию, а растить своих. И пусть в целом перспектива неблизкая, но уже теперь в “Шахтере” есть пять игроков различных сборных — прежде такого не было…

В зеркальном отражении

— Как “Шахтер” проведет межкруговую паузу?

— Да ее же, по сути, нет. Конечно, могли пожертвовать кубковой игрой в угоду чемпионату. Но если бы исключили встречу со слонимским “Коммунальником” из подготовки, могли бы и вылететь. А это просто несерьезно.

— Программа второго круга зеркально повторяет первую половину чемпионата. Три грядущих игры способны оказать определяющее значение на турнирные перспективы “Шахтера”?

— Естественно. Сначала нас ждут выезды к БАТЭ и “Днепру”, а затем домашний матч с МТЗ-РИПО. От того, как их проведем, и будет зависеть, сможем ли на самом деле бороться за место, на котором ныне находимся. После этих поединков многое прояснится. Хочется верить, в лучшую для нас сторону…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?