И снова: сколько?
Не ошибемся, если скажем, что все ближе к былой степени актуальности вопрос о численном составе высшей лиги. Нынешний чемпионат белорусская элита переживает в формате 14 команд. Не сказать, что это принесло нашему футболу сколько-нибудь ощутимые организационные неудобства. Сверстали довольно ритмичный календарь практически с воплощенным недельным циклом. Не было и памятного по минувшим сезонам шквала переносов, связанных с участием клубов в еврокубках, которые заметно искажали бы текущую оценку турнирной ситуации. Однако и при отсутствии очевидных изъянов нынешняя система розыгрыша как бы по умолчанию считается временной, приговоренной к пересмотру.
Возможно, срабатывает стереотип недавнего прошлого. В 2001-2002 годах такая схема у нас уже была. Напомним, она проторила себе дорогу после жарких, уже немыслимых сегодня дебатов, когда при абсолютно равном разделении голосов членов исполкома БФФ тогдашний ее глава Григорий Федоров воспользовался уставным правом проголосовать двумя руками. Не забудем, что тогда изначально оговаривались экспериментальный характер незначительного сокращения, желание присмотреться к последствиям и только потом решить, куда двигаться дальше.
Двинулись назад. Уже через год Федоров, изрядно подрастерявший авторитет в судебных баталиях с “ПБ” и лишенный министерской неприкосновенности, с легкостью отказался от едва ли не самого перспективного из немногих своих начинаний — в расчете на поддержку консервативного большинства на предстоявших выборах. Чемпионат на два сезона вернули в 16-командный формат.
Предпосылки теперешней ситуации иные. Сменивший Федорова в председательском кресле Геннадий Невыглас, кажется, никогда публично не выражал своей позиции по означенному вопросу. Не беремся судить, что за этим стоит: нежелание до поры навязывать подчиненным свою точку зрения или то, что позиция главы БФФ все еще находится в стадии формирования. В любом случае федерация поступила вполне в духе времени и взятых на вооружение принципов, когда настояла на твердом соблюдении требований лицензирования и отсекла от элитного общества немощных бедняков. Их оказалось именно два — “Ведрич-97” и “Торпедо”-СКА. Но то была всего лишь моментальная фотография тогдашней ситуации, стечение обстоятельств. Численный состав лиги в 14 клубов никто не узаконил, в действующем регламенте эта позиция, явно с умыслом, не оговорена: “… участвуют… в высшей лиге — команды, получившие такое право по спортивным результатам и получившие лицензию АБФФ…” (Для сравнения: “… в первой лиге — 16 команд”.) Такая двусмысленность была хороша в конкретном историческом контексте. Но ее недопустимо тиражировать, сохраняя в регламенте чемпионата на новый сезон. А значит, БФФ пора определяться.
Если не ошибаемся, единственным публичным выражением позиции федерации по волнующему нас вопросу был соответствующий раздел доклада зампредседателя БФФ Юрия КУРБЫКО, с коим тот выступил на августовском заседании исполкома, подводившего итоги первого круга. Фрагмент вполне содержателен и стоит того, чтобы привести его практически без купюр:
— Наиболее активно дискутируется вопрос о числе команд в высшей лиге. Этой и другим актуальным темам был посвящен инициированный нами недавно опрос клубов и региональных федераций. Не назовешь участие в нем слишком активным. Но и пришедшие ответы отражают значительный разброс мнений. Систематизируя их, можно выделить три варианта предложений касательно численного состава сильнейшего дивизиона. Первый: оставить 14 команд. Второй: восстановить численность из 16 клубов. Третий: пойти по пути более радикального сокращения — до 12 команд. Замечу, что первые два варианта в пропорции примерно 50 на 50 поддерживают специалисты, а за третий наиболее рьяно ратуют журналисты и болельщики, мнение которых, разумеется, тоже важно. У каждой из рассматриваемых схем есть минусы и плюсы.
Число 16 наиболее близко к классическим канонам, по которым разыгрываются чемпионаты большинства европейских стран. Это 30 матчей, которые неплохо вписываются в календарные рамки нашего сезона. Впрочем, практика показывает, что нам не удается обеспечить достаточный конкурентный уровень турнира с таким числом участников. К тому же объективно осложняют формирование 16-командной лиги жесткие требования системы лицензирования.
Розыгрыш с 14 командами позволяет составить наиболее ритмичный календарь, максимально приближенный к принципу недельных циклов. Но все же, по мнению многих, которое я разделяю, сезонная игровая нагрузка при этом получается недостаточной.
Если рассматривать вариант 12 команд, то в нашем климате вряд ли осуществима идея играть по примеру, скажем, Шотландии — в 4 круга: ведь это 44 матча! Наверное, более реальна схема двухэтапного розыгрыша: сначала двухкруговой турнир всей лиги, затем еще два круга после разделения на шестерки. Итого 32 матча при очевидном ужесточении конкуренции — ведь команды сопоставимых уровней будут встречаться четырежды за сезон. Впрочем, такая ломка системы розыгрыша выглядит наиболее радикальной и отчасти рискованной.
Короче, полезно еще не раз отмерить, прежде чем резать. Но в любом случае решение нельзя и затягивать. Ведь возможные коррективы в систему розыгрыша надо заложить в регламент на новый сезон.
Готовя эти заметки, мы поинтересовались у автора доклада изменениями, которые привнес в ситуацию минувший со времени выступления месяц. Оказалось, их практически нет. Решение не принято. А значит, есть повод еще раз подкрепить позицию, которую едва ли не с рождения суверенных чемпионатов защищает “ПБ”. Собственно, ее и озвучил Юрий Курбыко, комментируя вариант сокращения лиги до дюжины клубов. Возможно, жизнь сделала нас менее категоричными и настойчивыми. Согласитесь, это утомительно: из года в год обосновывать очевидное и всякий раз выслушивать в ответ лишь одно возражение, перебивающее систему твоих аргументов: “Вы добиваетесь сужения географии высшей лиги! А это недопустимо”.
Радетели “географии” словно не замечали, как от сезона к сезону все сложнее становилось комплектовать клубы мастеровитыми белорусскими исполнителями, как накрыло футбольные поля страны цунами варяжьего “секонд-хенда”, как, наконец, ниже двухтысячной ватерлинии опустился показатель средней посещаемости матчей. По большому счету, теперь тревога о географии — это забота всего лишь о числе арен, где издевательским эхом размазывается по пустым трибунам марш Блантера.
Тем болельщикам, кто рассматривает число 14 как досадное недоразумение, а не площадку, удобную для планового перехода к более компактной лиге, предлагаем ответить на незатейливый вопрос: что интереснее — пара дополнительных матчей вашей команды с соперниками силы “Звезды”-“Славии” или шанс лишний раз увидеть минское “Динамо”, “Шахтер”, БАТЭ?
В силу специфики так называемой корпоративной солидарности не адресуем этот вопрос футбольным специалистам и игрокам. Для подавляющего их числа, увы, более привлекательным всегда будет вариант, сулящий меньше проблем и большую востребованность бланков премиальных ведомостей.
К слову, Юрий Курбыко уверил, что для разработчиков регламента реально интересно и важно мнение любого неравнодушного к футболу человека. А потому предлагаем читателям еще раз (хочется верить, с пользой для дела) оживиться на поприще “Vox populi”. В понедельник вопрос “Сколько?” будет задан голосующим на нашем веб-сайте. Охотники высказаться более обстоятельно могут сделать это в ветке прессболовского Интернет-форума, озаглавленной так же, как этот материал. Предпочитающим же эпистолярное общение предлагаем адресовать письма на имя автора этих строк. Наиболее интересным суждениям непременно найдется место на наших страницах.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь