Перспектива. Иван Иванков: без мата не обойтись

15:44, 7 августа 2007
svg image
6822
svg image
0
image
Хави идет в печали


— Когда мы узнали, что Иванков не будет готовиться к предстоящему чемпионату мира по состоянию здоровья, еще раз обследовали его в НИИ. К сожалению, врачи сделали заключение, что у Вани на самом деле есть серьезные проблемы. Большой спорт никого не щадит, и надо вовремя его покинуть, чтобы сохранить здоровье. Мы предложили спортсмену возглавить национальную команду. Разговор был в мае. Ваня побывал у министра спорта Александра Григорова, в НОКе советовался с Геннадием Алексеенко, побеседовал с председателем нашей федерации Николаем Корбутом. Это жизненный момент, и он назревал. Как спортсмен Ваня испытал, наверное, все. Последние два года он готовился к соревнованиям в США, а к нам приезжал лишь на заключительные сборы. И если Иванков остается в Беларуси и не уедет в Америку, было бы здорово использовать его знание и опыт. Ведь если и привлекать кого-то в сборную, то лучше своего, а не тренера из Америки или Канады, — они ведь сами учились у нас.
Однако нельзя обойти стороной и заслуги нынешнего главного тренера мужской национальной команды Виктора Дойлидова. Он 13 лет руководит сборной, за это время было завоевано много медалей, при нем Иванков дважды становился абсолютным чемпионом мира, в 2001 году ребята впервые в истории победили на первенстве планеты в Бельгии. Дойлидов понимает всю эту ситуацию и, я думаю, сейчас прилагает максимум усилий для того, чтобы наша команда успешно выступила на чемпионате мира в Штутгарте (1-9 сентября). Вне зависимости от того, останется он или не останется, а потому, что есть еще более высокие нотки в спорте — престиж тренера и всей белорусской гимнастики. По итогам чемпионата мира лишь 12 лучших сборных получат лицензии на Олимпийские игры. На последнюю Олимпиаду наша мужская дружина не попала, и, несмотря на все трудности, очень хотелось бы сейчас такого промаха избежать. В любом случае все решения в нашей спортивной гимнастике обычно принимаются на аттестации национальной команды в конце года, где федерация подводит итоги и вносит предложения о замене того или иного тренера.
Нынешнего рулевого Виктора ДОЙЛИДОВА удалось разыскать в спорткомплексе “Трудовые резервы”, где команда готовится к чемпионату мира.
— Иванков мой лучший и любимый ученик. Людей с таким характером в спорте очень мало. Многие наши гимнасты уезжают работать в Америку, и мы теряем то, что готовили годами. А Ваня остался, приходит на тренировки, подсказывает, помогает ребятам. Если бы он выступил на чемпионате мира, то я бы даже не переживал о субъективизме судей. Ведь Иванков — личность, с которой ассоциируется вся команда. Я надеюсь, что он останется в сборной, пусть и в другом статусе. Не стоит забывать, что главный тренер — это не тот человек, который работает непосредственно со спортсменами, оттачивает их технику и новые элементы. На это элементарно не хватит времени. Здесь нужно в первую очередь координировать работу личных наставников, сплачивать коллектив, нацеливать его на достижение высоких результатов. Самое главное — создать команду единомышленников. Буду рад, если получится поработать и с Ваней, чтобы он тоже поучаствовал в подготовке ребят к Олимпиаде. Но туда еще нужно попасть. В Германии за 12 путевок в Пекин реально будут бороться 16-17 дружин. Думаю, медали оспорят 8 команд: быстро прогрессирующие азиатские страны — Китай, Япония, Южная Корея, а также сборные России, Румынии, Франции, США и Германии. Теоретически и мы вполне могли бы вклиниться в эту компанию, но все же основная задача — не упустить оставшиеся четыре олимпийские путевки. Уверен, что, если ребята выступят без провалов, мы обязательно решим эту задачу. Но не стоит концентрировать все вокруг Иванкова. На мой взгляд, его приход на какой-то тренерский пост в сборной сейчас в корне ничего не изменит. А ныне мы должны думать только о том, как попасть на Олимпиаду без него.
Сам Иван ИВАНКОВ по-прежнему тренируется в столичном зале спортивной гимнастики “Кольца славы” на Ванеева — в одиночку.
— Работаю для себя. Приезжаю в спортзал каждый день, кроме воскресенья, и два часа занятий хватает для поддержания физической формы. Когда тренируюсь, чувствую себя гораздо лучше. А то если прекращу тренировки, могу просто рассыпаться. Спина болит постоянно: и лежа, и сидя, и стоя. Из-за многочисленных прыжков произошло смещение позвонков. Несколько грыж, есть угроза защемления нерва с последующим параличом ног. Постоянно приходится искать какое-то положение, в котором немного легче. Живу на таблетках — и это в 32 года! Хотя врачи говорят, что при соблюдении определенных условий можно если не вылечиться, то, по крайней мере, ослабить боли и избежать серьезных последствий.
К сожалению, международные стандарты не позволяют использовать гимнастические маты во время соревнований. А без них при приземлении нагрузка на позвоночник значительно возрастает и может произойти какой-то сдвиг. Это сейчас я понимаю, что все гимнасты должны закачивать спину, потому что только сильные мышцы могут выдержать нагрузки. В противном случае страдает позвоночник. А я в свое время где-то не досмотрел, потом не долечился, положился на обезболивающую таблетку…
Когда еще в 1996 году прямо перед Олимпийскими играми порвал ахилловое сухожилие, подумал: все, с большим спортом придется завязать. Депрессия была страшная. И в это время мне позвонили из США Олимпийские чемпионы Надя Команечи и ее муж Барт Коннер с вопросом, не желаю ли я восстановиться в очень хороших условиях. Мне гарантировали, что результаты будут положительными. Я-то понимал, что гарантировать в таких вопросах ничего нельзя, но все равно по-человечески очень благодарен людям за помощь. Я проходил реабилитацию у ведущих специалистов в Оклахоме и Лас-Вегасе. Человек, который работал со мной, отвечал также за физическое состояние Майка Тайсона. И он говорил, что мы работаем не просто на реабилитацию, а на то, чтобы человек после травмы стал лучше, чем был до нее. Это были нелегкие месяцы. В голове каша, я ложился с мыслью, что все это бесполезно, иногда было больно до слез, но, вставая утром, спрашивал себя: а может все-таки получится? В итоге уехал туда на костылях, а вернулся на своих двоих. И с таким зарядом энергии, с таким огромным желанием вернуться на большой помост, что уже не боялся никаких препятствий и вскоре выграл абсолютное первенство чемпионата мира. До сих пор это для меня не просто победа в спорте, подтверждение титула, а победа над самим собой, над теми барьерами, душевными и физическими, которые стояли передо мной как перед обычным человеком.
По этому поводу американцы даже сняли документальный фильм, приуроченный к Играм доброй воли. Они специально приезжали в Минск, а на экраны картина вышла в день моего выступления в Нью-Йорке. Там были просто душераздирающие кадры: показывали операцию, раскроенную ногу, костыли, тренировки в Минске, интервью. Как раз когда фильм закончился, зрителям объявили, что я стал победителем Игр доброй воли в многоборье. Овации, слезы! Американцы умеют преподнести. И мне даже жаль, что нашим людям немножко не хватает таких эмоций. У нас тоже достаточно своих проблем, много инвалидов, спортсменов-калек. Надо хоть иногда давать этим людям возможность поверить в себя, подсказать: жизнь продолжается, нужно только за нее бороться, чтобы получать удовольствие.
С 1994 года я являюсь членом Белорусского союза спортсменов, который возглавляет замечательный человек, в прошлом легендарная спортсменка, рекордсменка СССР по легкой атлетике Мария Леонтьевна Иткина. Организация чисто общественная, живет только на взносы. И я вижу, как многие люди, которые тоже пережили какие-то трудности, откликаются и через союз помогают людям, нуждающимся в помощи.
Возвращаясь к Америке, скажу, что жил я там в городе Норман (штат Оклахома). У меня была возможность заниматься в прекрасном зале. Барт работал на телевидении и освещал спортивную гимнастику. Благодаря ему у меня был доступ к видеоматериалам со всеми последними выступлениями соперников. С интересом смотрел за китайцами, корейцами, японцами. Рядом был оклахомский университет, где тренировалась половина ребят, входивших в национальную команду Америки. Я наблюдал за их подготовкой — что можно перенять, или, наооборот, от чего следует уйти. Хорошо, когда знаешь соперника в лицо, следишь за всеми гимнастическими новинками. Нельзя никогда зацикливаться на своем зале, на уровне своей страны. Раньше на базу сборной Советского Союза нельзя было проехать даже национальному телевидению. Требовался специальный пропуск, разрешения главного тренера и председателя федерации — следовало пройти много инстанций, чтобы проехать на “секретный” объект. Сегодня различные новшества распространились по всему миру. И бороться нам стало намного труднее. Если раньше был один Союз, то сейчас все 15 республик борются за место под солнцем. Не считая остальных — Европу, Америку, Азию, Австралию… В том же Китае в спортивной гимнастике идет настоящий естественный отбор. Там даже если пара лидеров сломается, выйдут другие, и команда все равно будет сражаться за медали.
В Америке я впервые попробовал себя в качестве тренера. В маленьком городишке у меня была группа ребят в возрасте от 12 до 18 лет. Всего человек десять. Самое трудное оказалось найти с ними общий язык. Ведь каждый — индивидуальность, нужен особый подход. Со временем мы так привязались друг к другу, что было очень тяжело расставаться. В национальном чемпионате США в 2005 году один из моих ребят пробился в финал и в многоборье стал 9-м из тысячи. Хотя дело не в том, какие места они занимали, а в том, что они прогрессировали, радовались, когда им удавались те трюки, о которых раньше даже и не мечтали. Я радовался как ребенок, глядя на них.
В общении с детьми мне очень помогло знание английского языка. В будущем хочется освоить еще один. Может быть, французский или испанский. Но, поверьте, жизнь за границей совсем не сахар, как кажется со стороны. Бесспорно, их быт превосходит наш, есть возможность заработать, обеспечить семью на какое-то время вперед. И все же для меня бытом жизнь не ограничивается, и я нахожу больше преимуществ здесь, в Беларуси. Возможно, потому, что патриот, такой же, кстати, как и американцы. Они с большим трепетом относятся к понятию “патриотизм”, пропагандируют его везде и всюду. Иногда может показаться, что чересчур. Но если задуматься, каждый человек должен гордиться той страной, в которой родился, любить свой народ и свою землю. И когда трудишься за рубежом, все равно душой, сердцем и мозгами находишься дома.
Здесь созданы все условия для работы. Думаю, ни один президент в странах бывшего СССР так не заботится о спорте, как в Беларуси. Беда лишь в том, что мы долго жили багажом Советского Союза. Иногда не задумывались, что нужно готовить новое поколение спортсменов, тренеров. И когда вдруг в каком-то виде спорта пропадает результат, следом пропадают и финансирование, внимание. У нас, например, наметилась тенденция к тому, что залы спортивной гимнастики закрываются. В двухмиллионном Минске осталось, по сути, два с половиной зала. Два — это “Трудовые резервы” на Калиновского и “Кольца славы” на Ванеева. Половинка — это малюсенький СКА в центре города. Прекрасный зал на “Динамо”, в котором мы готовились ко многим чемпионатам мира, сейчас передали художественной гимнастике. Конечно, бывает, когда получается “меньше, да лучше”, но здесь явно не тот случай. Если не бить тревогу, то спортивная гимнастика может вообще исчезнуть.
В гимнастике денег не платят, как в теннисе, хоккее или футболе. Это элитный вид спорта — его надо любить, быть фанатом. И выжить здесь может только человек с характером, трудолюбием и чувством самолюбия. Таких нужно находить, поощрять, поддерживать.
Конечно, хотелось бы остаться дома. В каком амплуа? Говорят, что из неплохих спортсменов не получается хороших тренеров. Вероятно, это так, но есть и исключения из правил. Я бы хотел привести один только пример: Николай Андрианов возглавлял молодежную сборную СССР. Это очень талантливый человек, и в том числе благодаря ему я добился побед. Потому что если человек хочет развить тот вид спорта, которому он отдал многие годы, то рано или поздно появится положительный результат.
Да, предложение возглавить сборную было, в нагрузку, что ли, предполагалась общественная деятельность на должности заместителя председателя федерации. Представлять интересы федерации и спортивной гимнастики в целом. Но это лишь разговор, в котором точки над “i” еще не расставлены. Есть много различных нюансов как финансовых, так и чисто спортивных. Не зря говорят, что коней на переправе не меняют. Сейчас сборная готовится к чемпионату мира, в ней работают хорошие специалисты и спортсмены. А что касается моей тренерской деятельности, то она возможна лишь тогда, когда будет контракт, который несет за собой ответственность за его выполнение.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?