Портрет. Наталья Трофимова: тренер только мешал

14:53, 10 августа 2007
svg image
7446
svg image
0
image
Хави идет в печали


ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Наталья ТРОФИМОВА. Родилась 16.06.79 в Минске. Форвард. Рост 186 см. Баскетболом начала заниматься в 1993 году в минской СДЮШОР-10, первые тренеры — Валентина Измир и Александр Воробьев. Выступала за команды: РУОР (Минск, 1995-97), “Горизонт” (Минск, 1997-99), “Лончность” (Ольштын, Польша, 1999-2003), “Познань” (Польша, 2003-04), “Висла” (Краков, Польша, с 2004). Трехкратная чемпионка Беларуси (1997-99) и двукратная — Польши (2006-07), серебряный призер чемпионата Беларуси (1996) и Польши (2004-05). Капитан национальной сборной, в составе которой провела 26 официальных матчей. Средняя результативность — 8,4 очка.

— Наташа, чем все-таки были вызваны разительные перемены в ваших отношениях с тренером?
— Сама не знаю. Год назад играла почти без замен и полностью его устраивала. Теперь же попала в немилость. Пыталась выяснить, в чем причина, но Оманич толком не мог объяснить. Исходил из теории: кто больше в клубе зарабатывает, тот больше и играет. Самое обидное заключалось в том, что я не видела возможности что-либо изменить, это было выше моих сил. Услышав несколько раз невразумительные объяснения, вообще перестала к нему обращаться. Сезон близился к концу, и я решила просто перетерпеть черную полосу.

— Кто сменил боснийца на посту рулевого “Вислы”?
— Томаш Херкт — мы с ним вместе работали в “Познани”.

— Уж не тот ли, у которого когда-то в “Познани” играли белоруски Швайбович, Малая и Мишина?
— Именно он. Очень хороший тренер и человек интересный. Надеюсь, при нем буду иметь значительно больше возможностей играть.

— Вероятно, с приходом нового тренера произошли и существенные изменения в составе?
— В общем да. Ушли от нас две американки — Доминика Канти и Шаника Хольдслау. Пришли две центровые из национальной сборной Польши, американка Кенди Дюпри из “Чикаго”, испанка Мэри Фернандеш.

— “Висла” стала сильнее?
— Пока сложно сказать. Думаю, чуть лучше будем выглядеть на позиции центра за счет высокорослых новичков. Да у нас и до этого команда была сильная, просто со стороны тренера не имели практически никакой помощи. Дошло до того, что в последних матчах его просили не мешать игрокам.

— На протяжении всего сезона “Висла” вела непримиримую борьбу за лидерство с “Гдыней”. В регулярном чемпионате вы были фаворитами, почему же в плей-офф оказались в столь затруднительном положении?
— Да, финал бурлил эмоциями. Болельщики получили то, что обожают. А неудачное начало финальной серии можно объяснить накопившейся усталостью. Ведь пришлось разрываться на два фронта между национальным первенством и Евролигой, а нагрузка делилась между пятью-шестью игроками. При современном силовом, скоростном баскетболе это нереально, никаких сил не хватит. Сказались и неквалифицированные тренировки. Первый матч еще на свежести вытащили, а потом наступил ступор. Тренер заваливал игры, еще чуть-чуть, и финал был бы проигран.

— После трех поражений кряду при счете 1:3 паники не было?
— Больше всего паниковал тренер. А девчонки верили, что смогут переломить ход борьбы.

— Ключевым стал шестой, выездной поединок.
— Игра получилась крайне сложной. Все решилось в нашу пользу буквально на последних сотых долях секунды. Заключительный бросок был просто потрясающим — на уровне НБА.

— Говорят, игроки “Гдыни” так были уверены в своей четвертой победе, что американки уже взяли билеты домой.
— Действительно, они приехали на матч с вещами. Может быть, их самоуверенность нам тоже помогла — они себя уже видели в Америке. Но мы-то не собирались сдаваться. У нас в самом деле была сильная команда, и все понимали, что счет финала объективно должен был быть 4:1, максимум 4:2 в нашу пользу. Но пришлось провести все семь игр.

— Похоже, то поражение оказало на баскетболисток “Гдыни” столь сильный психологический удар, что в заключительном поединке вы выиграли без проблем.
— Возможно. К тому же нас уже было не сдержать.

— Как твоя соперница по финалу Татьяна Троина восприняла подобный поворот событий? Пришлось утешать подругу?
— Конечно, она расстроилась, никто не любит проигрывать. У Тани тоже не очень удачно складывались дела в “Гдыне”, играла намного меньше, чем заслуживала.

— Широко ли отмечали чемпионство?
— Очень скромно. На следующий день легионеры разъезжались по домам, поэтому вечером после игры собрались в ресторане, президент клуба поздравил нас с золотыми медалями — и все.

— Вероятно, в прошлом году, когда стали чемпионами в год 100-летия клуба, отпраздновали на несколько лет вперед?
— О да! Тогда все совпало удачно — первое чемпионство после семнадцатилетнего перерыва, да еще в юбилейный для “Вислы” год. Тогда и у мэра города состоялась торжественная встреча, и спонсоры расстарались. А в этом году все были настолько уверены в нашем чемпионстве, что оно воспринялось довольно буднично, как само собой разумеющееся.

— Как провела отпуск?
— Замечательно. Путешествовала по Чехии. Красивая страна.

— После отпуска, вероятно, тяжело включаться в интенсивную работу на сборе национальной команды?
— Ну, мы ведь не с нуля начали. Как и требовал Анатолий Сергеевич Буяльский, все стали приводить себя в форму недели две-три назад. Так что нагрузки переносим нормально.

— Как капитан ты довольна микроклиматом в сборной?
— Отношения между девчонками замечательные, порой даже не верится, что так бывает. Дай бог, чтобы и дальше было так же.

— Неужели конкуренция совсем не сказывается?
— Она проявляется только на игровой площадке. Все прекрасно понимают, для чего приехали на сбор, что за место в составе надо сражаться. А поехать на чемпионат Европы мечтает каждая.

— Команде нынче нужно готовиться как никогда серьезно. Что-то мешает нормальному тренировочному процессу?
— Пока нет. Приятно, что перед сбором получили новые мячи, тренировочную форму. Подобное произошло впервые. Хотя так должно быть всегда.

— Огорчают болезни игроков: много времени “на больничном” провели Веремеенко, Дурейко.
— У нас есть полтора месяца, надеюсь, девчонки еще втянутся. Каждый игрок для нас ценен.

— Часто ли задумываешься о 24 сентября, когда придется сыграть дебютный матч с Испанией?
— Стараюсь гнать от себя эти мысли. Всему свое время.

— Для дебютанта обычно ставятся приземленные задачи — закрепиться в компании сильнейших сборных Старого Света. Или дерзнете?
— Было бы здорово с ходу завоевать медали или занять высокое место. Но сейчас что-либо прогнозировать просто бессмысленно. Сложно сказать, насколько мы сильны или, наоборот, слабы по сравнению с соперниками. Вот проведем несколько спаррингов, поучаствуем в турнире, тогда и прикинем, на что можно замахнуться в Италии, за какое место сможем реально бороться. Естественно, главная задача — закрепиться в серединке, чтобы не испытывать судьбу в утешительном турнире. Пожалуй, главное наше достоинство — командные действия. Если качественно подготовимся, то сможем в Европе пошуметь.

— Что думаешь о соперниках?
— Наша группа довольно ровная. Испанок все считают фаворитами. А что касается Хорватии, то соперник вполне по зубам. Да и Сербия после раздела с Черногорией наверняка стала слабее, и у нас появляется шанс.

— То, что придется сразу начать с фаворита, не страшит?
— Это не имеет большого значения. Все будет зависеть от того, как настроимся на игру.

— Может, стоит поберечь силы? Ведь испанки очень сильны — одна Вальдеморо чего стоит.
— Один человек, даже звезда, матч не выигрывает. На первом этапе нет смысла выбирать, с кем играть, а кого “отпускать”. Надо стремиться обыгрывать каждого, ведь в дальнейшем набранные очки будут учитываться.

— Оторванность от команды Елены Левченко, выступающей в НБА, не скажется негативно на ее взаимодействиях с партнерами?
— В прошлом году Лена тоже приехала на сбор чуть позже, но без проблем влилась в коллектив. Уверена, теперь будет так же. Человек играет в НБА, а это говорит не только об уровне, но и о способности быстро адаптироваться к командной игре.

— Буяльский стал активно подключать к сборной молодежь.
— И правильно делает, нам ведь скоро на пенсию. (Смееется.) Старательные девчонки, тянутся за опытными игроками, причем тренер никаких поблажек им не делает. На сборе все равны.

— Потихоньку начался процесс фильтрации состава — из него уже выпали Масиленене и Дубойская, весьма призрачны перспективы Рынкевич и Дурейко. Не жаль девчонок?
— Каждому неприятно, когда его отцепляют от сборной, все переживают. Но этот процесс неизбежен, всегда кто-то оказывается лишним. Даже если не попадаешь в команду, но ты тренировался с ней, значит, в следующем году у тебя будет больше шансов.

— Континентальное первенство пройдет в Италии. Насколько удачливая для тебя эта страна?
— Играла там только однажды — в Евролиге. Моя команда проиграла, так что не очень фартовая страна. Но хочется верить, что после чемпионата воспоминания будут со знаком плюс. Во всяком случае, постараемся оставить о себе наилучшие впечатления.

— Боязни нет? Все-таки впервые сыграете на таком уровне.
— Больше половины команды — баскетболистки опытные, поиграли в Евролиге, других еврокубках. Чего им бояться?

— Твоя младшая сестра играет в борисовской “Березине”. Часто даешь ей наставления?
— Когда перезваниваемся, обязательно интересуюсь, как ее дела, как сыграли. Советов она не просит. Уже достаточно взрослый человек, сама знает, что ей надо. Ну и я не вмешиваюсь. У нас в “Висле” есть комитет “шаленых родителей”: везде ездят за командой и доказывают тренеру, что их чада лучшие. Я не из таких.

— А сама в юности как реагировала на нравоучения?
— Мне до сих пор дают советы. Если вижу, что человек профессионал, то прислушаюсь, возьму для себя что-то полезное. А если дилетант — пропускаю его слова мимо ушей.

— Помнится, тебе предлагали сменить гражданство…
— Да, процесс запущен. Жду, когда сделают паспорт.

— У Польши не очень теплые связи с Россией и Беларусью. Это не сказывается на отношениях поляков к тебе?
— Если бы не смотрела наше телевидение, не знала бы об этом. В Польше ничего такого не чувствуется. К тому же я столько лет там живу, что меня считают за свою. Скажем, в клубе американки кучкуются отдельно, европейки тоже, а я всегда среди полек.

— А сама кем себя чувствуешь — белоруской или полькой?
— Конечно, белоруской. Здесь моя родина, какой бы паспорт у меня ни был.

— Но говоришь с акцентом…
— Сложно перестроиться, когда десять месяцев в году общаешься по-польски. Но это только поначалу. Кстати, после возвращения в Польшу будут обратные проблемы.

— Краков — один из красивейших городов Европы. Нравится в нем жить?
— Очень! Хотя и Познань, где играла прежде, мне тоже нравилась.

— Сильно огорчилась, что год назад Кресс покинула “Вислу”?
— Мы с Мариной вместе играем еще со времен РУОРа. Уже не раз случалось: расстаемся, а потом она приходит в ту команду, где играю я. Так что, надеюсь, мы еще восстановим наш тандем.

— Теперь в стане вашего главного конкурента “Гдыни” вместо Троиной будет играть Снытина. Снова придется соперничать с землячкой.
— Уже привыкла к подобному. А за Катю искренне рада. Если понадобится моя помощь, всегда готова подсказать, помочь.

— Уровень чемпионата Польши высок?
— Может, он стал ниже, чем несколько лет назад. Но практически в каждой команде играют по три американки, а это уже о чем-то говорит. Выделяются “Висла” и “Гдыня”, остальные примерно одного уровня, обыграть может каждый каждого. Хотя проходных игр у нас мало — на лидеров все настраиваются по-особому.

— Не жалеешь, что восемь лет назад выбрала эту страну?
— Нет. Хотя все могло сложиться иначе, ведь у меня было предложение из России. В Польше меня все устраивает.

— Там ты прошла завидный путь — от первой лиги до чемпионства. К чему теперь стремиться?
— Осталось выиграть Евролигу. В этом году стоит задача как минимум войти в восьмерку. Думаю, это нам по силам.

— А что же помешало в прошедшем сезоне?
— Да то же, что и в чемпионате. Ну представьте ситуацию: нужно обязательно выиграть важный матч у литовского ТЕО, в котором, кстати, играла Лена Левченко, чтобы быть при жеребьевке выше, а мы три дня на тренировках только и делаем, что бросаем по кольцу. Не слишком ли специфическая подготовка? Так и сыграли… Знаю, тренера хотели снять еще в середине сезона, но спонсор сказал, что он отработает до конца чемпионата. Поэтому в клубе всем приходилось терпеть.

— Семейное положение не изменилось?
— Нет, официально не замужем.

— Но любимый мужчина есть?
— Есть. Он — чех. В Кракове тренирует детей в центре сквоша, а в Чехии играет за одну из команд. Курсирует туда-сюда.

— Чего ждешь от сезона?
— Прежде всего радости от усталости после тренировок и игр, когда чувствуешь, что сумела помочь команде. Потерянный сезон ее как-то притупил. О результате даже не задумываюсь, потому что он должен быть только один — вновь стать чемпионами.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?