ТМ. Беларусь — Израиль. С ним не соскучимся!

16:32, 24 августа 2007
svg image
6322
svg image
0
image
Хави идет в печали


Судьба пока без знаков

В футболе герр Штанге — не новичок. В футболе белорусском — абсолютный первопроходец. Стартовые шаги незнакомца встречают у нас по-разному: кто с бодрой надеждой, кто — с шипучей ревностью. При этом едва ли не каждый — от недоброжелателя до горячего апологета — готов видеть в словах и поступках первого тренера-иностранца сборной некие знаки судьбы.
Давайте поостережемся. Ведь Штанге сам настоятельно просит не спешить с выводами до поздней осени, до коей ему даровано свыше право на любые рисковые эксперименты.
А еще новый рулевой просит журналистов и болельщиков помочь позитивным фоном для начатой им работы. За этим у сердобольных белорусов дело точно не станет — если сборная будет выходить на каждый матч с таким настроем, как в среду, а ее тренер продолжит такими же порывами гнать на трибуны ветер перемен и излучать благорасположение к окружающим.

Интрига узнавания

Готовы до поры закрыть глаза даже на очевидную “намыленность” Штанге в официальном общении с прессой. Вопросы, которые ему неудобны и в ответе на которые (наверное, в силу недостаточного постижения темы) можно поплыть, он предпочитает “терять” при переводе или не замечать, избегает прямых критичных оценок. Потому при постоянных подтекстах и недомолвках дорого стоит его послематчевое признание о том, что теперь он хотя бы запомнил всех игроков по именам.
Это многое объясняет в трансформациях многострадального “списка Штанге” на пути к окончательному варианту состава, сформированному за пару дней до игры. Ведь мы гадали и не могли постичь, почему сначала вызвали лишь пятерых защитников и, скажем, четырех вратарей. Еще таинственнее стала тренерская логика, когда на смену выбывшим Жевнову, Кутузову и Юревичу (вратарь, игрок атаки, защитник) были выбраны Стасевич, Булыга и Мозолевский (полузащитник и два форварда). Или когда взамен внезапных отказников Булыги и Кульчия позвали лишь Павла Платонова, не востребованного изначально даже тренерами “молодежки”. Зачем при оставшихся всего четырех защитниках Штанге понадобились на сборе пятеро (!) номинальных левых хавбеков? Или почему после лопнувшего расчета на Кульчия даже в число запасных не попал, безусловно, самый искушенный из имевшихся опорников Ковба?
После тренерского пассажа про запоминание имен показалось бессмысленным искать систему и мотивы там, где их, похоже, и не было. Скорее всего, Штанге пока и впрямь не утруждал себя во многом слепым для него выбором, в чем-то полагаясь на сторонний совет, в чем-то — на летучие первые впечатления, в чем-то — на авось.

Warum nicht?

Мы ведь не знаем, что разглядел тренер за пару дней сбора в том же Ковбе или каковы его впечатления о приватном общении с Денисом. Кстати, от ответа на прямой вопрос об отсутствии этого игрока в протоколе Штанге во время пресс-конференции привычно и технично ускользнул, а уже затем, общаясь персонально с автором вопроса и этих строк, сначала отшутился: “Ковба сыграет в следующий раз”, а чуть погодя вполне достойно сымпровизировал: “Ковбу я знаю. Мне важно было узнать и Кашевского”.
Кажется, финальное сочетание защитного квартета белорусов (Омельянчук — Радьков — Кашевский — Мозолевский) мы не увидим больше никогда. Когда Штанге спросили, что делал в этой линии форвард-брестчанин, тот импозантно воскликнул: “Варум нихт? (почему нет?)” Или уже по другому поводу: “Счет 2:1. Значит, я все делал правильно”.
На эти фигуры умолчания, пожалуй, не стоит обижаться. “Намыленность” Штанге разумно простить в сопоставлении с “замыленностью” наших представлений о своей сборной. Только человек с очень свежим взглядом на нее мог представить в “старте” на позиции левого хавбека абсолютного новичка Стасевича. Можно спорить о том, насколько удачно борисовчанин сыграл в целом. Но такая “частность”, как блестящий диагональный пас Игоря на Корниленко, начавший голевую атаку, уже на все сто оправдывает нетрадиционный кадровый ход тренера. Если Штанге и блефовал, то чрезвычайно удачно.
Кстати, не думаю, что он вникал в подробности израильского отрезка карьеры Василюка. Но ведь и здесь потрясающе угадал: доверил начать матч именно Роману с его рвением и уймой адресов для голевого привета земле обетованной.

В тени Бенаюна

Товарищеские матчи сборных — футбол отчасти неполноценный. Как правило, его интересно смотреть лишь один тайм — до сумбура массовых плановых замен второй половины. С ними из игры частенько уходит, размывается подтекст тренерского тактического противостояния.
Настаиваем, что так было и на сей раз. Рулевой израильтян Дрор Каштан еще накануне матча анонсировал намерение испытать две схемы, из которых он будет выбирать вариант для скорой важнейшей отборочной встречи с англичанами. До перерыва это было 4-4-2 с модным ромбом в средней линии. После него — 4-3-2-1. Это построение удавалось гостям много хуже доантрактного, но исполнялось до конца. Упоминаем об этой заданности в игре соперников лишь потому, что она объективно помешала оценить силу тактических ходов Штанге.
Весь первый тайм он стоически мирился с дырой на подходах к штрафной. Полновластным хозяином там стал капитан израильтян Бенаюн. А объективным подспорьем этому было отсутствие у белорусов умелого хавбека-разрушителя. Глеб и Ромащенко образовали центральную пару, как показалось, без внятного разделения обязанностей при отступлении. В результате оба провели первую половину в неких полуролях и в глубокой тени звезды “Ливерпуля”. Через пустовавшую зону опорника умениями Бенаюна в штрафную Хомутовского пришло немало опасностей. В их числе и пенальти, с которого гости отыгрались. А из наступательных инициатив диспетчерского дуэта белорусов вспомнится разве что острый пас Глеба на ход Василюку в конце тайма. Но форвард удивил проигрышем в скорости габаритным защитникам.
Во второй половине белорусы концептуально перестроились: Ромащенко заиграл слева, а на место опорного полузащитника вышел Кашевский. Эти изменения Штанге неизбежно провел бы еще раньше, не будь матч товарищеским. Причем резервист умело и заметно унял прыть неприятельских атак. Вот только не беремся судить, как поделить доли в этом успехе Николая между верностью хода одного из тактиков и неудачностью решения другого.

О Глебе насущном

Возможно, второй тайм явил бы нам и другого Глеба. Он явно получил отмашку на игру с меньшей оглядкой. Но выгодами этого положения лидера команда пользовалась совсем недолго — пока в игровом столкновении тот не повредил голеностоп. Эта неприятность объективно разграничила потенциал Александра, лихо начавшего сезон в “Арсенале”, и его возможности в конкретной ситуации. Не нам судить, насколько необходимо было держать на поле раненого капитана почти до финального свистка. Но настойчивых попыток попросить замену, что неизбежно случилось бы с Глебом в недавнюю пору его эгорасцвета, он не предпринимал. Отнесем это к живительной силе капитанской повязки.
Тем более что, перекочевав после замены на рукав Ромащенко, она волшебным образом преобразила и того. Максим фейерверком фланговых проходов взорвал концовку. Гости уже настроились было на режим доигрывания и оказались совершенно не готовы к активному входу в игру жадных до подвигов белорусских резервистов. Потому, пожалуй, израильтяне и проиграли.

И о победе

Конечно, пенальти, заработанный Близнюком, из числа тех, которые подвергают пристрастной экспертизе. Большинство арбитров на месте литовца Паулюса Мальжинскаса приняли бы иное решение — ведь нападающий после неочевидного фола продолжил атаку и даже ударил, то есть фактически нарушение было “заиграно”. Но, с другой стороны, не так уж трудно выстроить и цепочку рассуждений, которая привела бы к выводам противоположным. А посему стыдиться победного гола с “точки” нам ни к чему. Принципиально важно, что этот острейший момент вообще возник — стараниями Близнюка и весь матч самоотреченно отпахавшего на атаку Корниленко.
Бернд Штанге, построивший подготовку к матчу и ведение игры на сплетении так впечатливших нас решений-парадоксов, не прогадал и сорвал банк.
У каждого громкого события случается знаковая подробность — деталь, говорящая о сути больше очевидного результата. Возможно, кто-то отметил для себя что-нибудь другое. Мне же на душу отрадно лег банальный эпизод из концовки, когда резервный арбитр поднял транспарант с числом минут, набавленных к нормативному времени. В Минске был час до полуночи. Большинству зрителей предстояли неблизкие пути домой и укороченный по этой причине сон. А на табличке светилась нечастая в таких случаях пятерка. И вдруг трибуны дружно зааплодировали этой цифре. И радости еще немного побыть соучастниками этого позднего и в принципе рядового матча-спарринга.
Вы хотели позитивного фона, герр Штанге? Теперь он у вас точно есть. А с ним и стартовая позиция в позавчерашней версии рейтинга ФИФА — 69-я. Победа над Израилем там еще не учтена.

Товарищеский матч национальных сборных
Беларусь — Израиль — 2:1

МИНСК. 22 августа. Стадион “Динамо”. 10500 зрителей (вместимость — 40000). Переменная облачность, 26 градусов. Начало в 21.00. Электроосвещение. Билет — 2000-10000 рублей.
СУДЬИ: П.Мальжинскас, А.Пипирас, С.Дирда (все — Литва).
Составы
ЗАПАСНЫЕ: Беларусь — 22.Гаев; Израиль — 12.Голан.
ТРЕНЕРЫ: Беларусь — Бернд Штанге, Харальд Ирмшер (оба — Германия), Юрий Петухов; Израиль — Дрор Каштан, Моше Синай, Александр Уваров, Ури Харель.
ФОРМА КОМАНД: красные майки, зеленые трусы — синие майки, белые трусы.
ГОЛЫ: 1:0 — Василюк (3, пас — Корниленко). 1:1 — Гершон (29, с пенальти за фол против Ицхаки). 2:1 — Ромащенко (92+, с пенальти за фол против Близнюка).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Таль (7), Бен-Хаим (19) (оба — за грубую игру), Бенаюн (26, за неспортивное поведение), Шпунгин (70), Рафаэлов (85) (оба — за грубую игру).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА: 95.48 (46.01+49.47).

БЕЛАРУСЬ ИЗРАИЛЬ
1-й тайм 2-й тайм ВСЕГО 1-й тайм 2-й тайм ВСЕГО
1 6 7 УГЛОВЫЕ 2 1 3
8 11 19 УДАРЫ ПО ВОРОТАМ 5 4 9
2 3 5 В створ ворот 2 2
В штанги и перекладины
6 3 9 Мимо ворот 2 4 6
5 5 Блокированные 1 1
7 2 9 ФОЛЫ 7 13 20
2 1 3 ОФСАЙДЫ 1 1 2

ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ

3 — После неспешной поперечной перепасовки сборной Беларуси неожиданно для гостей Стасевич длинной диагональной передачей от левой бровки находит барражирующего на острие атаки Корниленко, который головой сбрасывает мяч вразрез между Гершоном и Бен-Хаимом на ход Василюку. Тот проталкивает мяч под руками бросившегося навстречу голкипера и с линии вратарской поражает пустую “рамку” — 1:0.***
4 — В результате неудачной попытки израильтян разрядить обстановку мяч прилетает к Ромащенко. Тот наносит мощный удар с ходу с 28 метров — Ават парирует.*
10 — Гершон совершает рейд из глубины поля и пасует влево Бенаюну, который в одно касание переводит мяч Ицхаки. Тот вертикальным пасом через разреженные порядки белорусской обороны выводит на ударную позицию Колаутти. Форвард сборной Израиля, не сближаясь, бьет с 22 метров по центру — Хомутовский на месте.*
12 — У правой бровки Калачев находит Корниленко, который длинной верховой передачей бросает в прорыв Василюка. Тот отрывается от Бен-Хаима, однако наперерез белорусу бросается голкипер. В 20 метрах правее центральной оси Василюк, чувствуя за спиной дыхание защитника, пробует перебросить покинувшего ворота голкипера — неточно.***
15 — На подходе к воротам хозяев Бенаюн переводит мяч вправо. Ицхаки хлестко бьет с угла штрафной в дальний угол — мимо.*
20 — Со штрафного Стасевич катит мяч под удар с 30 метров Василюку — сильно, но неточно.*
22 — Со своей половины поля Калачев посылает мяч Василюку. Тот в правой зоне центрального круга пробрасывает мяч на ход мимо Гершона и вырывается на оперативный простор. Однако на линии штрафной Гершон настигает мешкающего с завершением атаки форварда сборной Беларуси и в подкате выбивает мяч.**
28-29 — Шпунгин справа выполняет диагональный прострел. Сначала Пласконный, а затем на линии штрафной Радьков не дотягиваются до мяча, которым овладевает Колаутти. Омельянчуку удается слегка вытолкнуть мяч из-под ног нападающего сборной Израиля. Однако первым на подборе чуть правее одиннадцатиметровой отметки оказывается Ицхаки, которого сбивает проигрывающий ему позицию Тигорев — пенальти. Гершон сильно бьет низом в правый угол — 1:1.***
37 — Из зоны правого инсайда со “стандарта” Ромащенко низом посылает мяч в штрафную сборной Израиля. Оказывающемуся в перспективной позиции для завершающего удара Корниленко не удается принять и обработать мяч.**
39 — Совершая подбор в правой зоне перед штрафной гостей, Калачев, не мешкая, пасует Василюку. Тот в касание адресует мяч располагающемуся в 8 метрах от ворот Корниленко, который после подработки хлестко бьет — неточно.*
46+ — В центре поля Глеб перехватывает мяч у Альбермана и вертикальным пасом подключает к атаке Василюка. Тот догоняет мяч у сектора перед штрафной, однако белоруса настигают Бен-Хаим и Зив и вынуждают его нанести неподготовленный удар с 20 метров в левый нижний угол — неточно.**
56 — Бенаюн навешивает слева с углового в центр штрафной. Набегает оставленный без присмотра Бен-Даян и, не встречая помех, кивком головы с 8 метров посылает мяч в правый угол — рядом со стойкой.***
61 — После розыгрыша углового удара Ромащенко движется с мячом вдоль левой лицевой линии и пасует Родионову. Тот в касание отдает располагающемуся в левом углу штрафной Кашевскому, который бьет с 13 метров в ближний “низ” — вратарь на месте.*
70 — Альберман со своей половины поля верхом посылает мяч в направлении Тамуза. Тот жестко играет корпусом против Радькова, через правый угол проникает в штрафную белорусов и бьет низом с 13 метров в дальний угол — рядом со штангой.*
76 — У левой бровки мяч получает Ромащенко, приближается к ближнему углу штрафной и хлестко бьет с 17 метров в левый нижний угол — рядом со штангой.*
79 — Глеб катит поперек поля подключающемуся к атаке справа Омельянчуку. Тот продвигается с мячом вперед и сильно бьет низом в правый нижний угол — рядом со штангой.*
88 — После розыгрыша штрафного мяч в правом углу штрафной получает Калачев, который отправляет его верхом вдоль линии вратарской. Задев кого-то из израильтян, мяч оказывается у Ромащенко. Тот катит атакующему из глубины Близнюку, который после подработки бьет с 9 метров — от Струля мяч летит на угловой.**
91+-92+ — Близнюк обкрадывает Бен-Хаима, не мешкая, играет в “стенку” с Корниленко, по центру прорывается в штрафную. Давидович, пытаясь сократить угол обстрела, покидает ворота и в ближнем бою парирует удар белоруса. Судья, фиксируя фол со стороны преследующего Близнюка Струля, назначает пенальти. Ромащенко с “точки” бьет в правый нижний угол — 2:1.***

ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ
Максим Ромащенко забил 15-й гол в составе сборной Беларуси — больше всех. Список его ближайших конкурентов: Валентин Белькевич и Виталий Кутузов — по 10 мячей, Роман Василюк — 9.

Бернд Штанге стал третьим главным тренером, дебютировавшим на посту наставника сборной Беларуси с победы. Прежде викторий в своих первых матчах добивались Эдуард Малофеев (дата — 16.08.00, статус матча — товарищеский, поле — в гостях, соперник — Латвия, счет — 1:0) и Анатолий Байдачный (20.08.03, ТМ, дома, Иран, 2:1).

Зато по времени первого взятия ворот Бернд Штанге вне конкуренции. Как известно, первый гол под его началом белорусская сборная забила уже на 3-й минуте. Вот показатели его коллег по тренерскому цеху: Анатолий Байдачный — 9-я минута (автор — Максим Ромащенко), Сергей Боровский — 38-я (Юрий Вергейчик), Михаил Вергеенко — 49-я (Сергей Гоцманов), Эдуард Малофеев — 50-я (Роман Василюк), Юрий Пунтус — 124-я (Сергей Корниленко).

Уже четвертый раз в истории белорусская сборная добилась побед в добавленное арбитром время. Раньше подобное фиксировалось в матчах со сборными Норвегии — 2:1 (дата — 28.03.01, статус игры — отборочный матч чемпионата мира, автор гола — Роман Василюк, минута — 93+, тренер — Эдуард Малофеев), Турции — 2:1 (18.08.04, ТМ, Денис Ковба, 91+, Анатолий Байдачный) и ОАЭ — 3:2 (22.11.04, ТМ, Александр Кульчий, 91+, Анатолий Байдачный).

В матче были назначены сразу два пенальти (по одному — в пользу израильтян и белорусов). Но это не рекорд. Так, 21 февраля 2004 года в рамках международного турнира на Кипре сборная Беларуси обыграла латвийскую команду (4:1). В этом матче было пробито три одиннадцатиметровых удара (два исполняли белорусы, один — латыши).

Сборная Беларуси одержала 30-ю победу в истории. Баланс ее игр: +30=28-52, 129-173. В товарищеских матчах нашей команды самый высокий процент побед от общего числа игр — 36,8 (14 в 38). Далее в этой номинации следуют матчи международных турниров — 33,3 (3 в 9), отборочные игры чемпионатов мира — 23,3 (7 в 30) и отборочные поединки чемпионатов Европы — 18,2 (6 в 33).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?