ПОЛУФИНАЛ. ОТВЕТНЫЙ МАТЧ. Наигрались
СУДЬИ: О.Чикун (рФ) — 8, С.Жук (арФ) (оба — Столбцы), Ю.Дупанов (арФ, Минск).
ИНСПЕКТОР: Ю.Грищенко (нк, Брест).
БАТЭ (5,42): Федорович (к) — 6 / Бага — 5, Мардас — 5, Молош — 5 / Лошанков — 5,5, Лихтарович — 6 (Тарасенко, 78 — б/о), Ермакович — 5,5, Чумаченко — 5 (Страханович, 33 — 5,5), Шмигеро — 5,5 (Лисовский, 45 — 5,5) / Концевой — 5, Беганский — 6.
Запасные: Кобец, Гончаренко, Жевнов, Невинский.
ШАХТЕР (4,91): Мартешкин (к) — 5 / Будаев — 5, Турдыев — 4,5, Милевский — 5 / Трепачкин — 4,5 (Мирошкин, 71 — б/о), Леончик — 5, Ходжаев — 5 (Гаврилович, 79 — б/о), Подрез — 5 (Балашов, 71 — б/о), Юревич — 5,5, Новик — 4,5 / Никифоренко — 5.
Запасные: Хамидов, Ермоленко, Кирик, Каморников.
ФОРМА КОМАНД: сине-желтые майки, желтые трусы — черно-белые майки, черные трусы.
ГОЛЫ: 1:0 — Шмигеро (42, пас — Лошанков). 2:0 — Беганский (81, пас — Концевой).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Будаев (56, за грубую игру), Лихтарович (71, за опасное нападение на соперника).
УГЛОВЫЕ: 3 (3+0) — 4 (1+3).
УДАРЫ ПО ВОРОТАМ: 19 (9+10) — 9 (5+4).
В створ ворот: 8 (4+4) — 5 (3+2).
В штанги и перекладины: 0 — 0.
Мимо ворот: 7 (5+2) — 2 (1+1).
Блокированные: 4 (0+4) — 2 (1+1).
ФОЛЫ: 20 (7+13) — 19 (7+12).
ОФСАЙДЫ: 3 (1+2) — 2 (0+2).
Менее чем месячный отрезок вместил три рандеву борисовского и солигорского клубов: одно в чемпионате и два — в Кубке страны. И все три (совпадение редчайшее!) принесли идентичные в цифровом выражении результаты — 2:0 в пользу БАТЭ.
Арифметика беспристрастно убеждает, что кубковый путь продолжит в финале действительно сильнейший. Впрочем, если проследить за подоплекой спора в ракурсе психологическом, то откроется немало примечательного. Несмотря на целиком негативные для «Шахтера» итоги трехматчевого соперничества, настроение его игроков и тренеров от встречи к встрече становилось все более боевым, а команда — смелее и задиристее. Красноречивый контраст: после апрельского поражения Юрий Вергейчик в приватной беседе признавал, что у его подопечных в Борисове просто не было шансов, зато за час до начала полуфинальной субботней встречи, всерьез и ничуть не рисуясь, обсуждал с нами виды «Шахтера» на участие в финале. Причем степень вероятности того, что солигорцы сумеют отыграть дефицит в два гола, была, по Вергейчику, отнюдь не нулевой.
В таком настроении наставника солигорцев утвердила игра команды в первом матче, после которого домашние трибуны, простив проигрыш, проводили ее аплодисментами. Пронеся пробудившийся вкус к атаке через победный поединок против «Днепра», «Шахтер» и в Борисове начал весьма боевито. Уже на 5-й минуте проход Новика по левому флангу завершился прострелом в направлении набегавших в штрафную партнеров. Собиравшийся ударить Подрез вместо встречи с мячом оказался на газоне. Гостевая версия этого неоднозначного эпизода после матча звучала так: защитники заплели солигорцу ноги. Рефери Олег Чикун посчитал иначе. Хотя, назначь он пенальти (на взгляд с трибун, основания были), уголек соперничества враз разгорелся бы до размеров пламени.
Впрочем, не растрачивая эмоции на обиды, «Шахтер» продолжил игру ва-банк. На протяжении тайма он провел еще пяток острейших вылазок, в завершении которых Никифоренко и Подрез попеременно угрожали Федоровичу ударами без помех из пределов штрафной. Правда, лишь раз борисовскому капитану пришлось демонстрировать прием, годившийся под определение «сэйв», бросившись в правый угол за мячом, пробитым Подрезом. В остальных случаях «шарик», как прирученный, покорно катился во вратарские перчатки. Тем не менее до перерыва оборона хозяев в центральной зоне трещала по швам.
Не заслуживала комплиментов игра в защите и самих солигорцев. Остался в тумане смысл перевода в эту линию Милевского. Как объяснил после матча ассистент Вергейчика Юрий Курненин, таким ходом тренерский штаб надеялся укрепить оборону. Но ведь в первом матче Милевский блестяще проявил себя в роли закоперщика командной игры на позиции опорного хава. А теперь диапазон его действий оказался значительно сужен, причем без видимого усиления тыла. БАТЭ отвечал атакой на атаку, и либеро «Шахтера» Турдыев явно не справлялся с противостоянием настырным форвардам БАТЭ.
Мощный Беганский дважды остудил пыл гостей ударами головой: подрезка после передачи Лихтаровича была чуть неточной, а скопировать гол первого матча после розыгрыша углового помешала бдительность Мартешкина. Дважды оказывался на огневых позициях Концевой. Но сначала, отправленный в штрафную пасом Ермаковича, он пробил высоко. А затем в стычке с Будаевым не замкнул удобный прострел Беганского с левого фланга.
При обоюдоострой игре несомненным облегчением для гостей стала неприметность на поле центрального полузащитника борисовчан Чумаченко. Юрий Пунтус заменил его еще до перерыва при неоткрытом счете. Рискнем предположить, что утеря тонуса лучшим игроком БАТЭ на стартовом отрезке сезона объясняется непопаданием в состав сборной на московский турнир «LG Cup». (Кстати, по поводу этого президент БАТЭ Анатолий Капский сделал для «ПБ» такое заявление: «Наш клуб не обращался ни к руководству сборной, ни в БФФ с просьбой оставить Игоря для участия в полуфинале Кубка. Решение принималось без консультации с нами. Мы были бы двумя руками за вызов Чумаченко в национальную команду — для БАТЭ это большая честь».) Впрочем, и без привычного вклада Чумаченко организация атак борисовчан впечатляла — для этого здорово поработала вся средняя линия, особенно неуемный в азарте и трудоспособности Лихтарович.
А судьба финальной путевки решилась в эпизоде, главными действующими лицами которого оказались борисовские фланговые полузащитники. За подробностями гола Шмигеро отсылаем к послематчевому интервью с его автором. Заметим лишь, что новобранец БАТЭ до его замены, вызванной травмой, вполне надежно замещал на левой бровке травмированного Скрипченко.
Всего тайм на отыгрыш трех мячей — задача сделалась для гостей объективно неразрешимой. Отсюда, наверное, и ослабление внутреннего нерва соперничества после перерыва. Темп и зубастость атак пошли на убыль. А проведенные во втором тайме замены преследовали цели не столько усилить какие-либо позиции, сколько сэкономить силы ключевых фигур в преддверии скорых и непростых матчей чемпионата: БАТЭ — против «Немана», «Шахтера» — против жодинского «Торпедо».
Второй гол борисовчан имел тональность эпилога. Беганский своей активностью, безусловно, заслужил внесения в самый почетный раздел протокола. Ударом метров с 15 он завершил комбинацию, затеянную Страхановичем и Концевым. Мяч вкатился в ворота от рук коснувшегося его в броске Мартешкина крадучись, словно спрашивая: ну, а скоро конец?
ТРЕНЕРСКИЙ ПРЕСС-ТАЙМ
Юрий ПУНТУС (БАТЭ):
— Очень рад, что наша команда наконец пробилась в финал Кубка страны. Всегда не уставал повторять, что «Шахтер» — обученная команда, умеющая играть в футбол не на словах. И в первые двадцать минут солигорцы это лишний раз подтвердили, вчистую нас переиграв. Трижды защитники оказывались в роли сторонних наблюдателей, позволяя соперникам беспрепятственно выходить на ударные позиции. Но проблемы с реализацией моментов не позволили «Шахтеру» вернуть борьбе интригу. Не скажу, что Федоровичу пришлось трудиться в поте лица: ведь игроки «Шахтера» просто посылали мяч ему в руки? Возможно, перед игрой мне не удалось найти правильных слов, которые подействовали бы на ребят. Тем не менее мы были чуть сильнее, и это вылилось в итоговые цифры на табло. Но, на мой взгляд, по игре, показанной в обоих кубковых матчах, «Шахтер» тоже достоин участия в финале.
Юрий КУРНЕНИН (Шахтер):
— Считаю, что БАТЭ по праву вышел в кубковый финал, и искренне эту команду поздравляю. В отличие от нас борисовчане сумели реализовать созданные моменты. Первый тайм игры в нашем исполнении стал продолжением второго тайма в Солигорске. Мы создали несколько великолепных возможностей, но реализовать их опять не смогли. Очень обидно уступать сопернику, пусть и более сильному, когда имеешь одинаковое с ним число голевых шансов. Однако говорю это не для оправдания. Результат закономерен, и дальше идет объективно сильнейший. Ведь мы уступили БАТЭ в исполнительском мастерстве.
ГЕРОЙ МАТЧА
Коренной перелом в игре наступил благодаря мячу, забитому незадолго до перерыва новичком борисовчан Павлом ШМИГЕРО:
— Накануне игры наши тренеры не раз напоминали о прошлогодней неудаче в четвертьфинальном соперничестве команды со «Славией». Тогда, победив на выезде, БАТЭ уступил дома. Нас просили сыграть очень собранно и исключить из своих действий всякий риск. Но это не означало отказа от наступательной игры. Ведь очень важно, чтобы нами были довольны еще и зрители. Однако в реальности получилось так, что первые минут двадцать получились невыразительными. Причина прежде всего в очень хорошей игре «Шахтера». Возможно, для нас такая активность солигорцев оказалась немного неожиданной. К тому же несколько дней назад мы провели труднейший поединок со столичным «Торпедо». Тем не менее надо отдать должное и нашим ребятам, сумевшим во второй половине первого тайма уравнять игру и вернуть все на круги своя.
— Тебе пришлось заменить на левой бровке Вадима Скрипченко. Когда узнал о том, что выйдешь в стартовом составе?
— Чувствовал, что выбор тренеров мог пасть на меня, поэтому морально к этому был готов. А о том, что действительно выйду, узнал лишь на установке. Мое внимание акцентировали на том, что предстояло вести фланговую борьбу с Ромой Трепачкиным — быстрым и техничным футболистом. В круг моих обязанностей входило не забывать про игру в обороне, следить за ним и по мере возможности нагнетать с фланга напряжение у чужих ворот.
— Твой гол внес существенный перелом в настроение команд. Он выглядел эффектно.
— Да. В одной из наших контратак Женя Лошанков сместился с правой бровки к углу штрафной и сделал выверенную поперечную передачу в зону правого защитника «Шахтера». В этом моменте здорово сыграли наши нападающие — они увели своих опекунов в центр. Поэтому я оказался без опеки в штрафной напротив ворот. Одним касанием подработал мяч и, не сближаясь с вратарем, левой ногой пробил в ближний верхний угол. Все было настолько быстро, что Мартешкин, мне показалось, не ожидал.
— До перерыва оставалось всего три минуты, но доиграть их тебе не довелось?
— Не думаю, что Будаев нанес мне травму намеренно. Было просто жесткое игровое столкновение. Удар коленом пришелся в бок. Причем ушиб был настолько сильным, что второй тайм провел в раздевалке — от боли было уже не до игры. Хотя очень верил, что победу ребята не упустят. Надеюсь, к следующей игре врачи вернут меня в строй. Хочу играть.
— Когда зимой переходил в БАТЭ, у тебя не было тревоги, что из-за сильной конкуренции в команде можно прочно засесть на скамейку запасных?
— Знаете, я ведь пришел в БАТЭ не из детско-юношеской школы, а из профессиональной команды. Поэтому был в себе уверен. И сейчас считаю, что поступил абсолютно правильно. Для меня огромная честь и классная школа — играть в одной команде и в одной линии с такими футболистами, как Игорь Чумаченко, Дима Лихтарович, Саша Ермакович.
ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ
БАТЭ провел 20-й кубковый матч. Баланс игр борисовчан: +14=1-5, 52-17.
Форвард БАТЭ Павел БЕГАНСКИЙ забивает в 3 кубковых матчах кряду (3 гола). Благодаря этому он вошел в число лучших бомбардиров нынешнего розыгрыша. А лидируют в этой номинации Алексей Денисеня («Динамо» Бр) и Артем Концевой (БАТЭ) — по 5 голов. Помимо Беганского, по 3 мяча в активе Вадима Бойко («Динамо» Бр), Виктора Бореля («Гомель») и Сергея Улезло («Химик»).
Голкипер борисовчан Александр ФЕДОРОВИЧ 10-й раз в кубковых матчах сыграл «на ноль» (в 18 встречах). Он стал третьим голкипером, достигшим этой отметки. Лидирует в этой номинации Виталий Варивончик — 11 «сухих» игр (из 24). Как и Федорович, 10 раз (из 19) оставлял свои ворота в неприкосновенности Сергей Синицын, играющий нынче в «Белшине».
БАТЭ в течение месяца трижды встречался с солигорским «Шахтером» (21 апреля, 10 и 18 мая) и во всех трех матчах одерживал победы, причем с одним и тем же счетом — 2:0. С учетом обоих последних полуфиналов («Гомель» тоже трижды в течение месяца сыграл с брестским «Динамо») история суверенного футбола насчитывает уже 12 случаев, когда команды кубковых пар в течение месяца проводили по 3 официальные игры между собой. До борисовчан лишь раз одной из команд — «Молодечно» — удалось выжать из этих игр максимум (11 и 24 июля, 2 августа 1993 года). А трижды битым оказывался? все тот же «Шахтер». Забавно, что и молодечненцы тогда одержали три победы с одинаковым счетом — 1:0.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь