ФИНАЛ. Новый кубок в новых руках

14:47, 17 мая 2004
svg image
2251
svg image
0
image
Хави идет в печали

Что касается трофея-“сменщика”, то эта амфора, отлитая из сплава цветных металлов на одном из предприятий Санкт-Петербурга, весит 11 килограммов и имеет “рост” 52 сантиметра. Первая надпись гравера на боковой плоскости подставки нового приза будет такой: “2004 — “Шахтер” (Солигорск)”.

По Базилевичу

Подготовка к финалу в стане его будущего победителя сложилась нештатно. Скандалом в ночь на среду, после матча против “Звезды”, солигорскую гостиницу переполошили славно погулявшие Олег Беляков и Игорь Слесарчук.

…Известный футбольный теоретик и практик Олег Базилевич, поработавший в свое время в Беларуси, оставил в память о себе немало любопытных постулатов. Один из них гласит, что конфликтная ситуация в канун особо важных матчей — не беда, а благо для команды. Если ее нет, то конфликт надо вызвать чуть ли не искусственно. Ибо подобная эмоциональная встряска в контексте подготовки к одной конкретно взятой игре сбивает поведенческие стереотипы, будоражит игроков и способствует обретению ими дополнительного куража.

Ничего провоцировать “по Базилевичу” Юрию Вергейчику не пришлось. Сюжет выстроился сам собой. А та широкая огласка, которой руководители “Шахтера” предали внутрикомандное ЧП и последовавшие воспитательно-хирургические меры, свидетельствовала о том, что наследие украинского мэтра отнюдь не чуждо самому молодому главному тренеру белорусской высшей лиги.

Риск Вергейчика

Надо полагать, “Шахтер”, безнадежно сонливый в ничейной встрече со “Звездой”, от поднятого шума окончательно проснулся. Впрочем, обстоятельством, безусловно, насторожившим поклонников команды, было то, что отчисленный Беляков считался основным вратарем. И вопрос об оправданности риска главного тренера, который приносил в жертву мобилизационным выгодам относительную сыгранность защитников и голкипера, становился едва ли не ключевым. Кубковый финал, таким образом, становился “моментом истины” для Александра Герасимовича, не наигравшего к 25 годам и двух десятков матчей в высшей лиге…

Отходами Вергейчика от расхожих представлений были и включение в число “одиннадцати первых” Александра Новика, и нежелание пойти на поводу у болельщицких ожиданий подвигов Виктора Бореля. На место в атаке, которое прочили оставленному в запасе экс-гомельчанину, он поднял из полузащиты Артема Гончарика.

Стабильность Подпалого

Наставник “Гомеля” Сергей Подпалый, в отличие от оппонента по финалу, предпочел здоровый консерватизм. Его стартовый состав оказался предсказуемым с точностью до человека и никаких видимых каверз не таил. Лишь при более пристальном рассмотрении чуть удивила рокировка в центре обороны двух Олегов — Черепнева и Попеля. Впрочем, в переводе искушенного капитана на роль чистильщика легко угадывались дань важности матча и неприятие всякого риска.

Таким образом, уже предстартовое знакомство с протоколом и дебютный отрезок обозначили принципиальное расхождение подходов тренерских штабов к выбору стратегии и тактики соперничества.

Однако утверждение о том, что оправданно рискнувший и отведал в итоге шампанского, на наш взгляд, выглядело бы натяжкой. Понятие “справедливость исхода” к рецензируемой игре применимо едва ли. При поступательно возраставшем с течением матча качестве футбола устойчивого впечатления превосходства какой-либо из команд так и не возникло.

Каждый по-своему

После бурного гомельского дебюта с фирменным, исподтишка, уколом Близнюка и успешным сэйвом-крещением Герасимовича последовало старательное двадцатиминутное перетягивание каната. Оно иллюстрировало похвальную обоюдную концентрацию при игре в обороне и явную худосочность групп атаки. А вот другая половина первого тайма была, пожалуй, самым зрелищным отрезком всей игры. Соперники, словно сговорившись, перешли на режим обмена ударами, в числе которых были и никак не заслуживавшие свиста.

В построении игры фундаментальнее выглядели чемпионы. Они брали большей вариативностью действий полузащитников, толково деливших функции. Аксакал кубковых финалов Лукашенко хозяйничал в районе центрального круга, встречая чужие атаки и начиная свои. Данилов и Разумов то и дело менялись краями, обеспечивая атакам широту и регулярные фланговые обострения. Радовал глаз техникой работы с мячом молодой Зиновьев. Впрочем, при очевидном умении создать эпизод “под себя”, он явно недорабатывал в диспетчерском содействии партнерам. И в этом смысле, конечно, не выдерживал умозрительного сравнения с травмированным ветераном Карсаковым. Гомельчанам явно не хватало мастерских последних пасов из центральной зоны перед штрафной. Вот почему их атаки нечасто доводились до Усова и Близнюка, терявшихся в тисках линейной обороны солигорцев.

“Шахтер”, изначально отринувший попытки состязаться в игровой изысканности, старался быть проще. Солигорцы куда бережнее соперников относились к шансам, которые давали им довольно частые “стандарты”, без раздумий били издали и старались выжать максимум из суеты, порой возникавшей в чужой штрафной. В результате Афанасенко, которого поочередно тревожили Новик, Трепачкин, Тихончик и особенно Гончарик, работал в воротах никак не меньше солигорского визави, справляясь с угрозами столь же успешно.

Зеленая волна

Приведенные характеристики вполне применимы и к событиям второго тайма, начало которого изрядно подпортил спорый холодный дождик — к счастью, недолгий. В перерыве Подпалому пришлось сделать вынужденную замену, сняв с игры Попеля (назавтра травма бедра стоила Олегу отлучения от состава “молодежки”, заявленного на финальный турнир чемпионата Европы). На место переднего центрального защитника был отправлен номинальный хавбек Хусяинов, игравший поначалу слишком суетливо.

Возможно, желание предельно отдалить эпицентр борьбы от потенциально проходимого участка обороны заставило гомельчан добавить в атакующем рвении. Они все ощутимее доминировали в контроле над мячом. А четверть часа перед овертаймом породила полное ощущение того, что “Шахтер” сдает функционально. Игра почти не уходила с солигорской половины, а напор чемпионской зеленой волны был так силен, как если бы на табло не горели нули, а подопечные Подпалого изо всех сил спасались от поражения.

Кульминация у бровки

Тем поразительнее была метаморфоза, приключившаяся с командами после пятиминутной передышки у скамеек запасных. Смена ворот ничуть не изменила вектор игровых действий. Зрители главной трибуны по-прежнему сидели, развернувшись влево — в сторону северных ворот. На них настойчиво наседал уже “Шахтер”. Тогда как “Гомель” в первую десятиминутку овертайма лишь раз совершил массовую вылазку за центр. От объяснения столь внезапной перемены в настроениях команд в послематчевом пресс-тайме наставник гомельчан по существу уклонился: “Даже не знаю, что и сказать…” Вергейчик же не без гордости уверил журналистов в том, что его подопечные были изначально лучше готовы физически.

Осмелимся возразить тренеру-победителю и тем самым отпустить ему комплимент. Едва ли за несколько минут, проведенных командой в обществе тренеров и обслуги, силы могли покинуть гомельчан, выглядевших до этого явно свежее оппонентов. Как не могло их существенно прибавиться у тяжело игравших солигорцев. Дело, скорее, в психологии. Напускное спокойствие Подпалого показалось ошибкой. Стоило, наверное, повести себя подчеркнуто бурно — в тон бушевавшим на поле страстям. Может быть, тогда боевой настрой гомельчан не ушел бы, как вода в песок. А вот штаб Вергейчика пораженческие тенденции в поведении подопечных сумел переломить. “Шахтер” вернулся на поле заряженным прежними амбициями и заново поверившим в удачу. Причем существенный вклад в улучшение игры внесли все трое солигорских резервистов, в основное время не отличившиеся абсолютно ничем.

Острый ум и острый угол

Интересно, что будущие триумфаторы вплотную приблизились к победе как раз тогда, когда во втором из добавленных мини-таймов гомельчане вернули свои контршансы. Роман Трепачкин, выведенный пасом-скидкой Бореля на удар справа под острым углом, не сдрейфил при виде летевшего навстречу ему Афанасенко. Он технично катнул мяч под вратарем, чье место в створе успел занять Черепнев. Нули устояли. Но самый яркий на то время эпизод матча оказался репетицией развязки.

Четыре минуты спустя атака с участием тех же персонажей развивалась поразительно схоже. Но лишь до мгновения, когда Трепачкин, расставаясь с мячом, вместо предполагаемого голкипером удара низом с изумительной расчетливостью перебросил его по высоченной навесной траектории, оставившей в дураках гомельскую подстраховку…

Провидение, взявшее шахтерскую сторону, проявило себя искуснейшим постановщиком. Для того чтобы признать финал вполне удавшимся, в большинстве нейтральным столичным трибунам не хватало лишь гола. Под самый занавес подоспел и он.

ГОМЕЛЬ — ШАХТЕР — 0:1

МИНСК. 16 мая. Стадион “Динамо”. Переменная облачность, 10 градусов, в начале второго тайма дождь. Электроосвещение. 8500 зрителей (40000). Начало в 18.30. Поле — 4.

СУДЬИ: С.Шмолик (рФ) — 9, О.Колб (нк) (оба — Брест), Ю.Дупанов (арФ, Минск).

ИНСПЕКТОР: В.Вяткин (нк, Бобруйск).

Составы

ЗАПАСНЫЕ: “Гомель” — Архипцев, Бурдейный, Георгиев, Венчак; “Шахтер” — Подрез, Гукайло, Бойко, Варивончик.

ТРЕНЕРЫ: “Гомель” — Сергей Подпалый, Николай Горюнов, Леонид Борсук; “Шахтер” — Юрий Вергейчик, Анатолий Боговик, Сергей Мирошкин.

ФОРМА КОМАНД: зеленые майки и трусы — желтые майки и трусы.

ГОЛ: 0:1 — Трепачкин (112, пас — Борель).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Усов (53), Лукашенко (59) (оба — за грубую игру), Будаев (61, за задержку соперника руками), Трепачкин (91+), Зиновьев (95) (оба — за грубую игру), Белоусов (110, за задержку соперника руками).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА: 125.02 (46.00 + 47.03 + 15.02 + 16.57).

ГОМЕЛЬ ШАХТЕР
1-й т. 2-й т. доп. вр. ВСЕГО 1-й т. 2-й т. доп. вр. ВСЕГО
УГЛОВЫЕ 5 3 1 9 5 3 4 12
УДАРЫ ПО ВОРОТАМ 8 8 3 19 9 3 10 22
В створ ворот 4 2 1 7 2 3 3 8
В штанги и перекладины
Мимо ворот 4 3 1 8 6 3 9
Блокированные 3 1 4 1 4 5
ФОЛЫ 11 8 8 27 7 11 3 21
ОФСАЙДЫ 1 1 2

ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ

3 — Данилов слева простреливает в район ближнего угла вратарской. Близнюк опережает Новика и, подставляя ногу, изменяет траекторию полета мяча — Герасимович начеку.**

9 — Рейд через середину поля Никифоренко завершает пасом в правую зону штрафной Трепачкину. Тот после обработки навешивает на дальний угол вратарской, где никем не прикрытый Новик пытается нанести удар с лету — мяч срезается с ноги полузащитника и летит мимо ворот.**

25 — После прохода по левому флангу Юревич верхом направляет мяч в центр штрафной. Тот после легкого рикошета от головы Черепнева летит к Трепачкину, который сбрасывает его Гончарику. Форвард солигорцев, находясь в 12 метрах по центру от ворот, бьет с полуразворота — выше.*

36 — Разумов завершает контрвыпад вдоль правой бровки диагональным пасом открывающемуся Зиновьеву. Тот в штрафной солигорцев, разворачиваясь на 360 градусов, обыгрывает Ласовского и, выходя один на один с вратарем, бьет с острого левого угла с 8 метров, но попадает в вышедшего навстречу Герасимовича.***

38 — Гончарик перехватывает мяч у Шагойко и пасует проникающему справа в штрафную Трепачкину. Тот бьет с 10 метров, но выдвигающийся навстречу Афанасенко руками отбивает мяч. Повторный удар солигорца, уже по пустым воротам, отводит стелющийся в подкате Лукашенко.***

43 — Усов выполняет штрафной удар по центру в 22 метрах от ворот. Пущенный им над “стенкой” мяч достает из-под перекладины и переводит на угловой Герасимович.*

45 — После ввода мяча Трепачкиным из аута Тихончик головой сбрасывает его Новику. Тот принимает мяч на грудь, перекладывает с левой ноги под правую и коварным ударом целит в левый нижний угол — Афанасенко парирует руками.**

59 — Гончарик, находясь в 30 метрах от ворот, выполняет штрафной. После его хлесткого удара мяч из правой “девятки” на угловой переводит Афанасенко.*

73 — Герасимович сильным ударом от ворот вводит мяч в игру. У линии штрафной гомельчан его подхватывает находящийся в окружении трех защитников Тихончик. Однако неожиданно перед ним теряет равновесие Панковец, и форвард “Шахтера” пробрасывает мяч себе на ход вправо, а потом хлестко бьет с линии штрафной — Афанасенко парирует удар.**

79 — Панковец перехватывает мяч у Трепачкина, прорывается по левому флангу и, не встречая со стороны Ласовского сопротивления, простреливает низом в центр штрафной. Близнюк опережает Будаева и с ходу переправляет мяч в левый нижний угол — вратарь на месте.*

87 — Разумов получает мяч в центре поля, двигается вперед и с 27 метров стреляет в правый угол — чуть неточно.**

94 — Греньков от левой бровки устремляется в центр, пасует в левую зону штрафной Никифоренко, который, не обрабатывая, катит мяч поперек. Удар Леончика с 11 метров блокирует Хусяинов.**

98 — “Гомель” организует стремительную контратаку по правому флангу. Разумов мчится вдоль бровки и диагональным пасом находит в левой зоне штрафной свободного Зиновьева. Однако тот при подработке допускает технический брак, касаясь мяча рукой.**

102 — Леончик прорывается по центру, пасует налево Гренькову, получает мяч обратно и хлестко бьет низом с линии штрафной в левый угол — рядом со штангой.**

103 — После выноса мяча из штрафной “Гомеля” Даниловым в 30 метрах от ворот первым на подборе оказывается Хусяинов. После его пушечного удара мяч пролетает над правой “девяткой”.**

108 — Трепачкин слева подает угловой. В центре штрафной у мяча оказывается Порываев, который бьет с полуразворота с 8 метров, но попадает в кого-то из гомельских защитников.**

108 — Порываев вбрасывает мяч из аута в район одиннадцатиметровой отметки. Там борьбу на “втором этаже” выигрывает Борель, переправляющий мяч в сторону правого угла вратарской. Трепачкин достает мяч и катит его между рук выходящего на перехват Афанасенко. Гомельчан спасает выбивающий мяч с линии ворот Черепнев.**

112 — У левой бровки мяч получает Греньков, смещается в центр и пасует в штрафную Никифоренко. Тот, находясь под плотным прессингом Горовцова, пасует назад Леончику, под мощный удар которого бросается Панковец. Мяч взмывает вверх. Борель, выигрывая верховое единоборство у Заболоцкого, направляет его в правый угол вратарской, куда, пользуясь нерасторопностью Данилова, устремляется Трепачкин. Наперерез полузащитнику “Шахтера” бросается Афанасенко, но солигорец перебрасывает голкипера и заодно — пытающегося выбить мяч головой из ворот Хусяинова — 0:1.***

115 — Близнюк справа пасует в штрафную Горовцову, который после подработки бьет с 9 метров, но попадает в принимающего на себя удар Будаева, от которого мяч летит на угловой.**

АРИФМЕТИКА ФИНАЛОВ

ИСТОРИЯ суверенного белорусского футбола насчитывает уже 13 финальных матчей. Ф-92: “Динамо” (Минск) — “Днепр” (Могилев) — 6:1. Ф-93: “Неман” (Гродно) — “Ведрич” (Речица) — 2:1. Ф-94: “Динамо” Мн — “Фандок” (Бобруйск) — 3:1. Ф-95: “Динамо-93” — “Торпедо” (Могилев) — 1:1 (пенальти — 7:6). Ф-96: МПКЦ (Мозырь) — “Динамо” (Минск) — 4:1. Ф-97: “Белшина” (Бобруйск) — “Динамо-93” (Минск) — 2:0. Ф-98: “Локомотив-96” — “Динамо” (Минск) — 2:1. Ф-99: “Белшина” (Бобруйск) — “Славия” (Мозырь) — 1:1 (пенальти — 4:2). Ф-00: “Славия” (Мозырь) — “Торпедо”-МАЗ (Минск) — 2:1. Ф-01: “Белшина” (Бобруйск) — “Славия” (Мозырь) — 1:0. Ф-02: “Гомель” — БАТЭ (Борисов) — 2:0. Ф-03: “Динамо” (Минск) — “Локомотив” (Минск) — 2:0. Ф-04: “Шахтер” (Солигорск) — “Гомель” — 1:0. Второй раз в решающих матчах зафиксирован счет 1:0 (оба раза — в дополнительное время).

ЮРИЙ ВЕРГЕЙЧИК — самый молодой главный тренер, приведший команду к выигрышу Кубка Беларуси. В этом году ему исполнилось лишь 36 лет. Таким образом, побит рекорд, установленный в розыгрыше-1992/93, в котором наставнику “Немана” Станиславу Уласевичу было 37 лет. Самый же возрастной тренер, выигравший Кубок — Георги Гюров (2002/03, “Динамо” Мн — 61 год). Лишь одному наставнику удавалось побеждать в двух кубковых финалах — Вячеславу Акшаеву (“Локомотив-96” — 1998, “Белшина” — 2001).

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ игроков “Шахтера” в финальном матче составил 27,2 года. Любопытно, что история Кубков насчитывает уже 4 случая, когда этот показатель одной из команд в финале зашкаливал за 27-летнюю отметку, и каждый раз именно эти команды выходили победителями. Помимо “Шахтера” подобное удавалось “Локомотиву-96” (розыгрыш — 1997/98, средний возраст — 27,6) и дважды “Белшине” (1998/99 — 27,4; 2000/01 — 27,7).

СОЛИГОРСКИЙ “ШАХТЕР” впервые победил в Кубке Беларуси. Трижды завоевывали почетный приз минское “Динамо” (1992, 1993/94, 2003) и “Белшина” (1997, 1999, 2001), дважды — “Славия” (1996, 2000).

ВТОРОЙ РАЗ в истории в кубковом финале сыграл “Гомель”. Чаще подобное удавалось лишь минскому “Динамо” — 5 раз, “Славии” — 4 и “Белшине” — 3.

37 ГОЛОВ забито в 13 финалах (средняя результативность — 2,85 гола за игру). Между таймами они распределяются в соотношении 11:23, а еще три были забиты в дополнительное время.

ЛУЧШИМ БОМБАРДИРОМ финалов по-прежнему остается Сергей Яромко, который в составе бобруйского “Фандока” и мозырского МПКЦ забил 3 мяча. По 2 гола в послужных списках имеют Андрей Довнар (“Динамо-93”, “Динамо” Мн), Владимир Журавель (“Динамо” Мн), Валерий Стрипейкис (“Славия”) и Максим Цыгалко (“Динамо” Мн).

ВСЕ игроки “Шахтера”, за исключением Виктора Бореля, выступавшие в финальном матче, впервые стали обладателями Кубка страны. У Бореля же это второй победный финал (2002, 2004). А самым титулованным футболистом в розыгрышах Кубков по-прежнему остается Андрей Хрипач, четырежды выигрывавший почетный трофей (1996, 1997, 1999, 2001). По три раза приз завоевывали Игорь и Эдуард Градобоевы (1997, 1999, 2001). Помимо Виктора Бореля, по два раза к победам в турнире напрямую оказывались причастными Валентин Белькевич, Евгений Кашенцев, Александр Тайков (все — 1992, 1994), Юрий Свирков, Олег Сысоев (оба — 1993, 1996), Эдуард Деменковец (1994, 1998), Андрей Турчинович (1995, 1999), Дмитрий Денисюк (1996, 2000), Александр Борисик, Сергей Жемчугов, Сергей Разумович, Евгений Тимофеев, Андрей Хлебосолов, Игорь Шустиков (все — 1997, 1999), Александр Седнев (1996, 2001), Дмитрий Балашов (1997, 2001), Сергей Вехтев (1998, 2001), Максим Разумов (1998, 2002), Федор Лукашенко и Дмитрий Карсаков (оба — 2000, 2002).

ШЕСТОЙ раз (больше всех!) в кубковых финалах играл Федор Лукашенко (“Динамо-93” — 1997, “Славия” — 1999, 2000, 2001, “Гомель” — 2002, 2004). 5 раз в решающих матчах на поле выходили Андрей Хрипач (“Фандок” — 1994, МПКЦ — 1996, “Белшина” — 1997, 1999, 2001) По 4 финальных матча за плечами Игоря и Эдуарда Градобоевых (“Фандок” — 1994, “Белшина” — 1997, 1999, 2001), Дмитрия Денисюка (“Славия” — 1996, 1999, 2000, “Локомотив” Мн — 2003) и Александра Седнева (“Торпедо” Мг — 1995, МПКЦ — 1996, “Торпедо”-МАЗ — 2000, “Белшина” — 2001). По третьему разу в финалах сыграли Юрий Афанасенко (“Динамо” Мн — 1994, “Динамо-93” — 1997, “Гомель” — 2004), Максим Разумов (“Локомотив-96” — 1998, “Гомель” — 2002, 2004) и Олег Черепнев (“Фандок” — 1994, “Гомель” — 2002, 2004).

ТРЕТИЙ РАЗ в финальном матче судил брестчанин Сергей Шмолик (1997, 1998, 2004). Рекордсменом среди арбитров по числу проведенных финальных поединков по-прежнему считается минчанин Вадим Жук, за плечами которого 6 матчей такого уровня (1992, 1993, 1994, 1995, 1999, 2002). Уже 6-й раз (больше всех!) обслуживал решающие поединки в качестве ассистента рефери минчанин Юрий Дупанов. Брестчанин Олег Колб впервые помогал главному арбитру в финале.

8500 ЗРИТЕЛЕЙ наблюдали за финальным матчем. Лишь дважды в истории Кубков Беларуси была зафиксирована большая зрительская активность: 1993 — 11000 болельщиков, 2003 — 12000.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?