Административно-командная система. Указательные выступления

14:39, 5 октября 2007
svg image
5458
svg image
0
image
Хави идет в печали

07.07.2003, N 290 хоккей до 31.05.2010
07.07.2003, N 291 футбол до 31.12.2008
04.08.2005, N 348 биатлон до 04.08.2010
05.10.2006, N 600 волейбол до 31.12.2009
16.11.2006., N 680 гандбол до 31.12.2009

Вполне вероятно, что нулевые годы XXI столетия назовут впоследствии золотым веком белорусского хоккея. В смысле получаемого им государственного ухода и иждивения, замысленного когда-то как мера временная, чтобы дать дитяти окрепнуть и стать на ноги. Но инкубационный период несколько затянулся. Недавнее августовское продление льгот (уже пятое (!) за время их существования) отсрочило конец вольготных сшибок на льду под сенью госприюта до лета 10-го года. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.
С каждой пролонгацией потихоньку расширяется и перечень организаций-добровольцев, приписанных к хоккейным клубам затем, чтобы оказывать им систематическую поддержку. По некоторым опубликованным в печати данным, только в минувшем году по линии “дополнительных мер” на игру с шайбой была выделена почти половина от всех спортивных субсидий. Если и так, то это вышло, разумеется, не по чьему-либо административному произволу, а сложилось исторически. Именно в хоккее сосредоточились наиболее передовые флагманы отечественной, так сказать, индустрии. Производит впечатление и количество спонсоров у десятка наших ледовых ватаг — в среднем по дюжине кормильцев на брата! Есть здесь и свои передовики. Так, согласно последней редакции указа, за ГУФКиС “ХК “Юность-Минск” закреплены 23 организации-донора, а записному обитателю турнирных подвалов КСУП “Брестский хоккейный клуб” шефскую помощь оказывают аж 27 (!) благотворителей. Как при этом каждый субъект хозяйствования из этого аутсайдерского “пула” умудряется выполнять доведенную указом на плановой основе ежемесячную минимальную спонсорскую норму в размере не менее 5 (!) процентов от финансовых и иных средств, получаемых клубом в месяц? Уму непостижимо. А ведь только выполнение данного 5-процентного критерия позволяет организациям, попавшим в утвержденные списки, включать в себестоимость продукции суммы денежных средств, безвозмездно переданных хоккейным клубам.
“У семи нянек дитя без глазу” — это не про футбол. В нем количество льготных предприятий-меценатов ни в одном клубе не превышает пяти. В футбольном перечне все добротно, основательно, по-хозяйски. Если ФК “Нафтан”, то и спонсор у него один-единственный — одноименное ОАО. Коли “Дарида”, то тут же титульная фирма. Если “Динамо-Минск”, при нем соответственно разнообразные многочисленные “трайплы” и свой же “бровар”. Обращает на себя внимание деятельное участие во вспомоществовании игре миллионов структур концерна “Белэнерго”. Все его унитарные предприятия, расположенные в областных центрах, закреплены за соответствующими клубами (РУП “Минскэнерго” помогает БАТЭ). Все, кроме “Могилевэнерго”, отдавшего предпочтение не “Днепру”, а хоккейному “Химволокну”. Может, оттого-то и влачат свое турнирное существование местные футболисты?
Но в целом жить можно, грех жаловаться. Кабы не одно прекаверзное обстоятельство. В отличие от хоккея, где нет ротации между лигами, футбольный список льготников, куда попадают только команды высшего дивизиона, требует постоянного обновления согласно спортивному принципу. Так вот, этот принцип, строго говоря, не выдерживается. Нынешние новички элиты — “Сморгонь” и “Минск” — были включены в режим преференций лишь 6 сентября сего года, когда вышла новая редакция футбольного указа. Фактически больше половины сезона они находились в неравных экономическо-правовых условиях с остальными соперниками. Сосуществование в одной лиге команд с различным юридическим статусом, образно выражаясь, играющих на разных правовых полях, само по себе нонсенс. Думается, что БФФ совместно с заинтересованными клубами стоит более оперативно решать данную проблему, представляя актуальные спонсорские списки на утверждение по итогам сезона, до начала следующего. Межсезонье в футболе долгое, административный ресурс в нем не маленький — все решается.
О волшебных свойствах упомянутого ресурса применительно к отечественному спорту давно сказания ходят. Положим, о мужском гандбольном клубе “Машека” нет ни малейшего упоминания в профильном льготном рескрипте, а он, знай себе, не то что существует, а вовсю примеривается к лидерским одежкам. Зато в документе о поддержке ручного мяча фигурирует уже испустившая дух команда “Колос-Горки”. Не было бы счастья, да несчастье помогло. По случаю безвременной кончины дорогого подшефного получил вольную тамошний сельскохозяйственный кооператив “Овсянка”.
Поднимать волейбол и гандбол рекрутированы спонсоры поскромнее — “труба пониже, и дым пожиже”. Что называется, соответственно чину. Но они есть, прописаны в указах, и это уже хорошо. Потому что с выходом этих нормативно-правовых актов отечественные субъекты хозяйствования, то бишь лица, их возглавляющие, получили недвусмысленный посыл: вид спорта находится под опекой государства, а значит, помогать ему хочешь не хочешь, а надо! Кто чем может, всем зачтется. Отныне и просить на волейбольные и гандбольные нужды стало как-то сподручнее и не стыдно. А ведь еще совсем недавно там терпели бедствие, мыкали горе и обивали пороги в полной безнадеге.
Теперь же есть повод порадоваться за ручной мяч и волейбол и горько пожалеть, посыпая голову пеплом, бедный баскетбол, за который некому оказалось замолвить слово. Хотя начинали когда-то видные представители “сиротствующей триады” вместе: помните, как подписывали общую просительную челобитную на высочайшее имя, как разом ходили по чиновным кабинетам?.. Но не попал баскетбол под “дополнительные меры”, увы! Что выглядит какой-то особенной, изощренной несправедливостью в свете (а вернее сказать — во тьме) недавнего оглушительного пролета в европейской квалификации Борисова и К°. Думается, было бы очевидным упрощением сводить британское аутодафе только лишь к вопиющей некомпетентности тренерского штаба. “Село в корзину” прежде всего само руководство БФБ, которому должно быть, по крайней мере, неловко перед любителями баскетбола за существующее положение дел во вверенной им игре. Так что даже любые успехи женской сборной, попавшей на ЧЕ, выдать за достижения им будет сложно, ведь девичий клубный баскетбол в стране пребывает на чахлом уровне.
Ну а если сделать более не представляется возможным, потому как остро недостает того самого административного влияния, то не пришла ли пора обратить высочайшее внимание на ситуацию в баскетбольном хозяйстве? Во всяком случае, в чем оно сейчас явно нуждается и чего, без сомнения, заслуживает, так это уравнивания в правах с гандбольными и волейбольными смежниками. А там — пускай это трио соперничает между собой, доказывает свою эффективность, хоть соцсоревнование устраивает.
Кстати, во всех действующих спортивно-протекционистских указах прописана обязанность Министерства спорта и туризма раз в год в установленном порядке представлять в Совет Министров отчет об эффективности мер государственной поддержки. Совмин, в свою очередь, на основании этого отчета обязан ежегодно вносить президенту предложения о целесообразности дальнейшей господдержки каждого конкретного вида. Трудно предположить, каковы критерии эффективности, содержащиеся в чиновничьих докладах, но, судя по всему, они не находятся в прямой зависимости от результатов выступления белорусских спортсменов на международной арене. Скажем, в начале этого месяца биатлонные льготы, действовавшие два последних года, были продлены еще на три, хотя видимых глазу и греющих душу болельщиков эффектов в виде драгметаллов на топ-форумах намедни обнаружить не удалось.
Правда, отсутствие медалей, безусловно, не повод, чтобы отменять преференции, особенно в игровых видах, которые в существующих реалиях еще долго не станут самоокупаемыми и конкурентоспособными вовне. Отъявленным оптимистам, если таковые имеются, не стоит тешить себя иллюзиями, что отечественные спортивные клубы смогут выжить без очередных пролонгаций дарованных однажды льгот. И если кому-то подобный сценарий развития событий придет в голову, он должен отдавать себе отчет в том, что прежде нужно будет изменить саму систему управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена в руках бюрократического аппарата. Для административно-командной системы, как трактуют ее современные экономические словари, характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Возможно, все это и не про нас, но мы здесь ратуем не столько за экономические трансформации, сколько за сохранение, развитие и приумножение команд в игровых видах спорта, а значит, и за администраторов, этому процессу способствующих.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?