Пролог. До основанья. Ждем "затем"

12:23, 12 октября 2007
svg image
2825
svg image
0
image
Хави идет в печали

Да хотя бы мы, принимаясь за это традиционное предисловие к матчу, по обыкновению решаемое в форме импровизации из насущных вопросов и возможных ответов на них. Заметим, ответов — не претендующих на категоричность и оставляющих каждому читателю возможность судить и рядить ровно о том же совершенно по-иному.
Штанге плюс — Штанге минус

Чем обернулся осенний рестарт сборной, проведенный под предложенным новым рулевым девизом “Spiеl zum Spiеl”?
Продвижение белорусов “от игры к игре” складывается так, что нам все труднее исполнять добровольно взятые на себя обязательства наблюдателей-позитивистов. Три матча под началом Штанге смотрелись как скольжение по нисходящей: от бодрой победы над израильтянами — к жесткой острастке от румын, а от нее — к безликости вялых возражений скучным словенцам.
Две кряду отборочные “баранки” выселили сборную на шестую позицию в табличном реестре группы. И за три матча до финиша турнира можно с уверенностью предсказывать разве что одно: последними не будем точно — за нашу честь (точнее, за нею) стоит Люксембург.
Впрочем, куда печальнее очковых невзгод впечатления чисто игровые. Рекруты-первогодки, спешно брошенные на танки под куцым надзором пары-тройки старшин- аксакалов, пока не явили публике признаков скорой обучаемости. Скажем больше. Тактическая аморфность, угасание физической формы и эмоционального состояния сборников за десять дней предыдущей игровой сессии навели на крамольные подозрения: а был ли верно преподан немецким командиром курс молодого бойца? Помнится, в подзабытом перестроечном шлягере “Корабль дураков” (кажется, из репертуара “Рондо”) был гвоздивший правдой рефрен: “Никуда не плывем…”

Что могла бы выжать сборная Беларуси из сегодняшней турнирной ситуации, если бы такая задача перед ней стояла?
Едва ли стоит вдаваться здесь в детали сопряженного анализа таблицы и финишного календаря группы. Хотите — пересчитайте сами, хотите — поверьте на слово. Выше четвертого итогового места белорусам не финишировать уже ни при каких, даже самых фантастичных, раскладах. Зато победы в двух из трех оставшихся встреч (к примеру, над люксембуржцами и албанцами) с громадной долей вероятности поднимут белорусов на четвертое итоговое место. Особо подчеркнем: скорее всего, для этого вовсе не обязательно будет обыгрывать в последнем туре сборную Голландии.
Своих настроений не навязываем — просто делимся ими. Нам будет обидно, если реальную возможность финишировать на вполне пристойной и соответствующей классу команды позиции принесут в жертву тому, что называется “карт-бланш”, но пока походит, скорее, на азартные манипуляции с генератором случайных чисел. Обидно — из соображений не только престижа, но и элементарной бережливости. На уровне топ-соревнований драгоценна любая мелочь. Очки, на коих экспериментирует нынче герр Штанге, непременно аукнутся нам при будущих жеребьевках — даже тех, представительствовать на которых от нас будет уже не немец, а его неизвестный преемник…

Грозен ли нынче хоть чем-то футбольный Люксембург?
Способность и воля гостей к сопротивлению, предъяви те их в Гомеле, сильно нас удивят. В двух сентябрьских матчах люксембуржцы покорно приняли разгромы от словенцев и болгар. Оглушительность их провала в этом отборочном цикле самую лишь малость смягчается единицей в графе забитых голов. Она проскользнула в таблицу через прореху как раз в белорусской защите. Впрочем, разведка доносит, что ни творца того мартовского раритета юного Криса Саграмолу, ни верховодившего командой в тогдашнем отчаянном порыве Джеффа Штрассера в Гомель не взяли. Так что единственной опасностью, исходящей от гостей, видится соблазн забросать их шапками. Но ведь головных уборов у белорусов нынче не в избытке.

Удается ли штабу Штанге роль центра, консолидирующего лучшие силы белорусского футбола?
Во все времена в любой стране национальная команда считается эдаким ВДФХ — выставкой достижений футбольного хозяйства. Иными словами, отображать уровень развития спорта государственной важности она должна в режиме максимальной достоверности. Эпизоды аврального сноса выставочных павильонов и радикальной замены экспозиции эрудиты наверняка припомнят. Но вот случаи, когда эти меры дали положительный эффект, причем незамедлительно (а именно такой исход прочит затеянным у нас потрясениям революционер Штанге), в европейской футбольной практике что-то не припоминаются. Тем, кто поспешит привести в возражение хотя бы украинский опыт Олега Блохина, укажем на некорректность сравнения: изучите хотя бы возрастные показатели футболистов, с которыми пошел он на штурм квалификационных высот.
Заметим сразу, что мы не ставим целью оспаривать решения Штанге в каждом конкретном случае его отказа от использования в нашей сборной того или иного футболиста. Взятое обособленно, вырванное из ситуационного контекста, любое из его действий (особенно при цицероновских задатках немецкого гуру) может показаться торжеством логики и здравого смысла. Но выстроенные в цепочку, сопровожденные первыми последствиями события побуждают как минимум засомневаться, а еще лучше — ударить в набат.
Приводимая под заголовком схема — плод неизбежных допущений. Из опыта прежних матчей сборной под командованием Штанге знаем точно: нам не дано предугадать ход мыслей тренера при определении стартового состава на гомельскую игру. Но в данном случае интересна не столько наша условная версия завтрашней сборной Беларуси — “Штанге плюс”, сколько заведомо неосуществимый вариант “одиннадцати первых” — “Штанге минус”. В ней “собраны” исключительно те футболисты, которые либо не приняли приглашения в сборную, либо не привлекли сегодня внимание тренера, либо окончательно им отвергнуты. При этом, по нашей оценке, уровень мастерства и готовности каждого позволяет считать их потенциальными сборниками по меньшей мере на определяющую, первую половину грядущего отборочного цикла.
Если вы согласны с нашей стартовой посылкой (сборная — это ВДФХ), представьте чисто умозрительно матч этих команд и ответьте на вопрос: какая из них сегодня могла бы представить наш футбол достойнее? Шансов как минимум поровну — правда? Чем, к слову, не воплощение хрустальной мечты рулевого о наличии двух исполнителей на каждую из позиций? Надо просто собрать всех вместе — для этого, как мы наивно полагали, немца и звали на царство.
Подчеркнем, что приведенные рассуждения — не попытка кого-то оправдать и обелить. Присутствие в нашей схеме Александра Кульчия и Виталия Булыги не отменяет неприятия нами их демарша в канун матча против Израиля. Вакансия для Виталия Кутузова не значит веры в странные предлоги, под которыми он не впервой избегает приезда в сборную при разных тренерах. Впрочем, за Дениса Ковбу, Артема Челядинского и Сашу Юревича — безотказных пахарей и патриотов, которым до сих пор не дают шанса, обидно просто — без всяких оговорок.
А смысл написанного выше, он ведь в другом. В том, что наше футбольное хозяйство на таланты, увы, не щедро. Настоящие мастера — товар штучный, ко всему — особо воспитанный, в чем-то разбалованный. Он не терпит отгрузок партиями, массовых секвестров и призывов. Уподобляться рыболову, который, прежде чем забросить удочку, распугивает добычу криком, тренеру сборной глупо. Штанге это, возможно, удивит, но созвать заново боеспособную и мотивированную команду так просто, как удалось это немцу в растерзанном войной Ираке — объ- ехав дома кандидатов на джипе, у нас не получится. Принцип римских владык “Destruam et aedificabo” (“Разрушу и построю”), переиначенный затем в гимнах коммунистов, не годится тем более.

Что стоит за компромиссом Штанге и отказника Кутузова?
Газетная сага о пизанском диссиденте, скрасившая ожидание рутинного по сути гомельского рандеву, похоже, как раз и отражает процесс адаптации тренера сборной в белорусских реалиях. Изначально жесткая реакция Штанге на кутузовский отказ играть с люксембуржцами сменилась затяжными телефонными переговорами с привлечением в парламентеры капитана сборной Александра Глеба. Не станем исключать, что Штанге дали понять сверху: громкое расставание с еще одним потенциально ключевым футболистом сборной — недопустимое покушение на устои, которое может обрушить все здание.
На это намекают и внезапная телефонная навязчивость крутого прежде (вспомним Кульчия и Булыгу) наставника, и уговоры игрока одуматься, и легкость, с которой была признана весомой и простительной аргументация Кутузова.
На последней пресс-конференции нерасшифрованные личные мотивы Виталия в устах тренера оказались уважительнее и нравственнее чисто футбольных “клубных” причин, по которым ранее отказались ехать в сборную те же Кульчий и Булыга! Хотя, на наш взгляд, сравнение позиций всех троих допустимо разве что в определении степени их порочности.
В неотложность частных дел Кутузова мы охотно поверили бы, не стань в последние сезоны его личные проблемы такой же неотъемлемой характеристикой игрока, как ежегодные смены клубов. Причем проблемы эти по обыкновению обостряются как раз по мере приближением матчей сборных. Трудно допустить, что Штанге об этом не знает — хотя бы потому, что только ему Кутузов ответил отказом уже на два приглашения из двух отправленных! Нам кажется, сборная форварду “Пизы” явно в тягость. А телефонные расшаркивания со Штанге смахивают на обоюдную отсрочку окончательного развода, попытку размазать его во времени, сделать минимально публичным.
Между прочим, когда Штанге легализует мотив “личных проблем” футболистов и заявляет, что это уважаемо и допустимо, тренер играет с огнем, а точнее — с отрицаемыми им издержками нашей ментальности. В полной тягот и невзгод жизни белорусского легионера отыскать личную проблему несложно в любой наугад взятый день. Бедные Кульчий и Булыга просто не знали, где лежат индульгенции…

Чьи шансы дебютировать под началом Штанге в Гомеле наиболее предпочтительны?
Поделимся безобидным наблюдением. Доселе все футболисты, которых немецкий тренер приглашал с собой на предматчевые встречи с журналистами, непременно попадали затем в стартовый состав. Значит, в Гомеле впервые должны сыграть за сборную при Штанге Юрий Жевнов и Дмитрий Молош. Если, конечно, тренеру не переведут до матча этот абзац…

Как совместить обязательность выигрыша с обещанным продолжением экспериментов?
Это первый матч Штанге в Беларуси, в котором результат имеет значение абсолютно приоритетное. Маловероятно, что в такой ситуации тренер со старта решится на существенный риск. Скорее всего, игру начнут проверенные прежде футболисты. Потенциально проблемная зона в центре обороны, где не будет дисквалифицированного Артема Радькова, на деле опасной стать не должна — ввиду невысокого атакующего потенциала соперника. Его вполне под силу нейтрализовать, несмотря на недостаток сыгранности, Павлу Пласконному и Егору Филипенко.
Стратегически важно быстро забить. На это наверняка и будет ставка. Гол должен окончательно сломить волю гостей к сопротивлению. А в случае удвоения счета Штанге сможет вернуться в образ экстремала и смельчака, отправив на поле… а хоть бы даже и загадочного киевского юношу Андрея Воронкова, заместившего в списке приглашенных травмированного Романа Василюка.

Как скажется на настроении сборной Беларуси проведение домашней игры не в Минске, а в Гомеле?
Первый вывоз отборочного поединка сборной за пределы столицы вполне разумен. Особенно в свете предсказанной на субботу минской непогоды. Низкий рейтинг соперника вряд ли подвиг бы на массовое посещение трибун столичного зрителя. В Гомеле же на “Центральном” с его крытыми трибунами вполне можно рассчитывать на аншлаг. А играть в таком антураже всегда приятно. Осложняющим подготовку обстоятельством видится поздноватый — только сегодня — перелет сборной из Минска. Смена обстановки и незнакомая арена могут создать у игроков ощущение выездного матча и отчасти нивелировать прелести родных стен. Впрочем, и выездная победа над люксембуржцами нам не в новинку.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?