Лауреат. Девушка с глянцевой обложки

14:56, 16 октября 2007
svg image
3475
svg image
0
image
Хави идет в печали


— Наташа, не боязно было появляться “в стане врага”? Ведь у латвийских любителей баскетбола еще свежи воспоминания о матче за бронзу.
— Между прочим, команда мужа, в том числе и латыши, болела за нас. Как только прибыла в расположение клуба, парни сразу прибежали смотреть медаль. Услышала много теплых слов в адрес белорусской сборной.

— Какие комплименты сделали мужчины?
— Для кого-то наше выступление оказалось приятным сюрпризом. Кто-то отметил, что моментами мы показывали зрелищный баскетбол. Сказали: играем простенько, но со вкусом. Для меня эти похвалы значат очень многое. Что ни говорите, а все мы игровики.

— Латвийские баскетболистки еще накануне турнира в Италии снялись на календарь в стиле “ню”. Они сделали это, чтобы помочь ветерану Ульяне Семеновой, у которой большие проблемы со здоровьем. А вы не согласились бы на такую фотосессию — из благородных побуждений или, может, проcто так?
— От своего имени скажу, что на благое дело ничего не жалко. В числе других спортсменов мы немного помогали Диме Раку, готовы помочь еще. Пользуясь случаем, хочу передать ему привет. Хотя, с другой стороны, болельщики преследуют другие цели. Не знаю, насколько в Беларуси развита такого рода реклама… Но, в общем, если все будет пристойно, со вкусом, почему бы и нет? Девчонки у нас симпатичные, со спортивными фигурами, хорошо сложены. Фотошопы нам точно не понадобятся.

— Что испытали, когда вас включили в символическую сборную турнира? В интервью нашей газете Анатолий Буяльский дал понять, что без Ольги Подобед не было бы и вашего солирования в этой номинации.
— Думаю, по игре мы с Олей дополняем друг друга. Когда меня признали лучшей разыгрывающей, немного удивилась. Даже не знаю, что подметили специалисты — голевые передачи или трехочковые броски. От себя хочу поблагодарить девчонок — они помогали, поддерживали, выручали в трудные минуты. Без партнерш ничего бы не вышло. Кто бы ни оказался в этой символической пятерке, она отражает командную игру. Мое признание — прежде всего дань заслугам сборной.

— Вы в самом деле здорово попадаете в кольцо с дальней дистанции. Причем делаете это мгновенно, “в одно касание”.
— Много времени на подготовку “трехи” все равно не дадут. Это умение оттачиваем, шлифуем на тренировках, чтобы броски стали неожиданными для соперниц.

— Наверное, “на Европе” вам перепало больше других — высокие игроки и локтями орудовали, и всем весом наваливались…
— На таких турнирах достается каждой — кому-то по шапке, кому-то снизу. Просто старались играть мудро, с головой, не допускать каких-либо казусов.

— Наташа, вы вообще человек амбициозный? В опросе “ПБ” на звание лучшей баскетболистки 2006-го стали шестой, в то время как первое место заняла Настя Веремеенко.
— Все мы по-своему честолюбивы. Просто сейчас, наверное, речь идет не о рейтингах, не о статистике и каких-то других показателях. То, что мы сделали как команда, и есть самый высокий прыжок — из группы “В” пробились в элиту, а там сразу на пьедестал. Это действительно достижение, а все остальное приложится.

— После квалификации к “Европе” вы жаловались на отсутствие внимания к сборной: как так, команда пробилась в высший свет, а кругом молчание. Теперь, по прошествии всех встреч и торжественных приемов, ваша душенька довольна?
— Да! Отдельная благодарность любителям баскетбола. Столько было сказано добрых слов, прислано SMSок! Причем сообщения были отнюдь не лаконичными — по несколько предложений. Звонили самые разные люди — не только родные и близкие, но и с незнакомых номеров. Откуда только узнавали наши координаты?! Поздравляли с победами, поддерживали после проигранных матчей. Было очень приятно! Внимание прессы и телевидения тоже не сравнить с тем, что было в минувшем году. За последние две недели мы стали чуть ли не национальными героями. Еще раз выскажу особую просьбу к телевидению. Все же желательно показывать прямые трансляции. Как-никак на дворе XXI век: пока идет запись игры, все можно узнать в интернете. Да и болельщикам назавтра утром идти на работу, и смотреть трансляцию в полночь не очень удобно. Почему-то футбол у нас могут показывать в прямом эфире и отовсюду.

— Клуб “Динамо-Энергия” поздравил с бронзовыми медалями?
— На клубном сайте поместили заметки, посвященные нашему успеху. Тренер новосибирской команды Кухаренко позвонил после игры с чешками, сказал, что два раза просматривал матч. Сначала живьем — на эмоциях, а потом уже в записи — детально, с профессиональной точки зрения. Он по достоинству оценил нашу игру, передавал привет Буяльскому, с которым вместе работал в прошлом сезоне. Очень гордится нашим выступлением и как коуч подметил какие-то нюансы.

— Чемпионат Старого Света — это большая ярмарка. Вы показали себя во всей красе. Заморские купцы не подходили?
— Разговоров на эту тему не велось — то ли потому, что у меня заключен контракт, то ли по какой-то другой причине. Во всяком случае, задачи и цели на следующий год уже определены. О смене клубной прописки и думать некогда.

— В каком поединке наша сборная почувствовала, что способна свернуть горы?
— В первых играх команда немножко осматривалась, старалась найти свой стиль. Ведь чемпионат Европы — совершенно другой уровень. Помню свои ощущения, как настраивались на матч с Италией: это было колоссальное напряжение. С Наташей Трофимовой мы жили в одной комнате, накануне ответственной игры обе ушли в себя. Очень хотели попасть в восьмерку. С одной стороны, чувствовалось волнение, с другой — собранность и сосредоточенность. Сегодня переполняет гордость за то, что смогли преодолеть этот барьер. Уже на разминке поняли: нам многое по силам. Перед встречей просмотрели игру итальянок, а когда вышли на площадку, оказалось: не так страшен черт, как его малюют. Применили против хозяек чемпионата все козыри и вчистую их обыграли.
Хотелось бы сказать спасибо Лилии Малой. Наша соотечественница приезжала поболеть за команду с мужем-итальянцем. Лиля живет на Сицилии с семьей, у нее двое детей. Своим присутствием она вдохнула в нас уверенность. После одного из матчей Малая призналась: “Девчонки, скажу откровенно: ваша сборная сильнее, чем наша времен Паращенко и Швайбович”. Услышать это было очень лестно. Мы сразу ожили, воспряли духом.

— Не перегорели ли перед матчем с испанками, имея лишний выходной?
— Не думаю. Все равно график был напряженным: поддерживали форму, восстанавливались, залечивали болячки. Мне кажется, в матче с командой Испании нам просто не хватило опыта встреч такого ранга. Сборная очень приличная — все баскетболистки возрастные, мастеровитые. Потом у них был дополнительный стимул — три раза завоевывали бронзу, хотелось подняться выше.

— Уже не раз отмечалось, что белорусская сборная была одной из самых дисциплинированных. Подъем, отбой по расписанию? Никого не надо было принуждать?
— Все девчонки привыкли профессионально относиться к делу. Если бы лишний часок позагорали или поплескались в море, это вряд ли пошло бы на пользу. Сегодня все мы знаем, чего стоит эта медаль. Не скажу, что больших жертв, но огромного напряжения — точно. А искупались мы третьего октября, когда у нас был собачий холод. Море оказалось довольно теплое. Просто окунулись в воду, чтобы охладить пыл, стряхнуть с себя эмоции. После матча с итальянками все были как выжатый лимон.

— Любой коллектив так или иначе делится на подкомпании. Кто с кем дружит и по каким критериям: по росту, интересам, по складу характера?
— Я, Наташка Трофимова и Марина Кресс общаемся еще со времен РУОРа. Девчонки помоложе тусуются отдельно. Хоть мы и кучкуемся, но относимся друг к другу нормально. Стараемся поддержать молодежь, которая присоединилась к нам в этом году. В Италии все вместе подбадривали Вику Гаспер. Она постоянно расстраивалась — не так много времени проводила на площадке, как ей хотелось бы. Что поделаешь, в команде двенадцать человек, и все рвутся в бой. Однако труд никогда не проходит даром. Твержу об этом постоянно. Просто не надо опускать руки.

— Анатолий Сергеевич Буяльский всегда был красавцем-мужчиной. А с годами стал эдаким светским львом: шевелюра с проседью, благородный подбородок. Отношения с наставником сборной у игроков строятся на профессиональной основе, или присутствует что-то по Фрейду?
— Многие баскетболистки знают Буяльского целую вечность. Я с ним знакома с юношеского возраста. Анатолий Сергеевич был моим тренером в “Горизонте”, новосибирском “Динамо”, сборной. Он хороший специалист, мы многому у него научились. Но это чисто профессиональные отношения. Победы и поражения нас сблизили. Белоруски в самом деле стали одной семьей. Однако в этой семье все бесполые существа, как на мужчину на него никто не смотрит. Это не упрек, а констатация факта. А так, все команды “на Европе” сказали: “О, у вас такой тренер!” Многие спортсменки нам завидовали.

— А обратного нет? Чтобы кто-то обиделся, разозлился на тренера, возненавидел его, лишь бы это пошло на пользу игре?
— Работа с женским коллективом в любом случае не подарок. Без обид не обходится. Однако всегда можно обсудить спорные вопросы, не переходя при этом на личности.

— Когда вы растеряли преимущество в матче с Латвией до “плюс четырех” и Буяльский взял тайм-аут, не боялись услышать в свой адрес пару ласковых по Карполю?
— Наш тренер не кричал, потому что иначе все эмоции передались бы и нам. Если бы он замандражировал, у Тани Троиной в самый ответственный момент могла бы дрогнуть рука. Говорил спокойно: доиграть, довести атаку до конца. Самое главное — быть внимательными в защите, потому что латышки ближе к финишу попали очень много трехочковых. Еще Анатолий Сергеевич делал ставку на надежных игроков, доверял тем, у кого шла игра. Мы поняли, что не можем упускать победу, не имеем на это права. Немножко осмотрелись, сосредоточились и довели начатое дело до конца. Извиняемся перед болельщиками, что заставили их понервничать. А что до методов Карполя, то в женском коллективе нельзя употреблять выражения, которые не относятся ни к игре, ни к профессии. У воспитанного человека хватит словарного запаса, чтобы доходчиво все объяснить. Хотя сюсюкать с нами тоже не стоит.

— Чего нам ждать от белорусок в олимпийской квалификации?
— Думаю, все со мной согласятся: только побед. Есть пять путевок на Олимпиаду, и надо постараться добыть одну из них. Попасть на Игры — это мечта каждого спортсмена. Надеюсь, руководство Минспорта, федерация пойдут нам навстречу и создадут все условия в плане организации, подготовки. Сейчас налицо была уйма пробелов. Взять даже простой пример. Мы являлись единственной командой в восьмерке сильнейших, который на протяжении всего чемпионата Европы не платили суточных. У нас считается так: если тебя кормят — все, больше ничего не надо. Не знаю, что это за уставы, сметы и ведомости. Но, скажем, в Италии девчонки не могли купить себе мороженого. Почти три недели сидели в чужой стране, не имея даже карманных денег. За свой счет приобретали разные мелочи, те же дезодоранты. Доходило до смешного: покупали порошок, сами стирали тренировочные вещи. Благо глава федерации Лев Васильевич Пименов пошел нам навстречу и взял на себя расходы по стирке игровой формы. Но, кроме игр, у нас были тренировки — носки, топики терли руками.

— А сумма премиальных вас немножко порадовала?
— Опять же не знаю, с чем ее соотносить. Вернусь к нашему любимому футболу. Во всех изданиях было написано, что только за выход на “Европу” национальной сборной полагался миллион долларов. Я скажу, что в сравнении с этими деньгами наше вознаграждение — слезы.

— Авось после “Европы” у сборной появится спонсор?
— Мы на это надеемся. Но надо себя пиарить, предлагать услуги. Кто-то должен этим заниматься — наверное, работники федерации. Девчонки готовы рекламировать все, кроме, пожалуй, спиртного и сигарет. Это было бы неправильно. Получилось, что на чемпионате континента белоруски сделали доброе дело фирме “Тута”, в чью форму была одета сборная. Думаю, когда команда заняла третье место, для прибалтийской компании это стало лучшей рекламой.

— Наташа, расскажите немного о себе. С вашим ростом — 165 сантиметров — с баскетболом вы могли и разминуться. Как пристрастились к оранжевому мячу?
— По-моему, кроме как в баскетбол, мне никуда не суждено было попасть: в свое время мама играла за “Радиотехник”, ее неоднократно приглашали в сборную Союза. Отец тоже в молодости занимался спортом, брат Вячеслав Марченко стал футболистом. Так что семья у нас спортивная. Кстати, мама, как и я, училась в РУОРе. В разные годы мы жили в соседних комнатах в общежитии на Тарханова. Ребенком я была подвижным, гоняла с мальчишками в футбол. Отвели на какие-то танцы — не понравилось. А в компании юных баскетболисток было общение, каждое лето выезжали с первым тренером Александром Николаевичем Верхотуровым в спортивные лагеря. Это такая страничка детства, которой теперь многим не хватает. О ней остались самые светлые воспоминания.

— Вы выступали и за польский, и за российский клубы. А с 2000 по 2004 играли за океаном в NCAA. Американский период вам многое дал?
— Получила образование, диплом по специальности “бизнес-менеджмент”. Выучила английский — азы постигала на курсах, а отшлифовала язык во время учебы в университете. Что касается баскетбола, не скажу, что достигла каких-то высот, но за четыре года, проведенные за океаном, приобрела немалый опыт. Да и вообще иногда полезно отсюда выезжать. Еще знаю польский язык. Хотелось бы выучить итальянский, да времени не хватает. Может, в Новосибирске возьмусь за учебники. Нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно держать себя в тонусе.

— Приходилось слышать, что вы увлеклись серьезной литературой…
— Был как-то порыв, захотелось вернуться к внеклассному чтению школьных лет — взялась за Достоевского. Читая классику сейчас, почерпнула для себя больше, чем в десятом классе. А так в принципе не чураюсь спортивных изданий, глянцевых журналов. Все зависит от настроения. Стараюсь не отставать от жизни, слежу за бестселлерами. Время от времени люблю почитать что-нибудь на английском. У нас в книжных магазинах с этим туговато. На полках лежит Агата Кристи, но это вчерашний день.

— По поводу будущей специальности не задумывались?
— В Америке бизнесу учат лучше, чем где-либо, у них эта школа очень развита. Тем более программа нашего университета входила в 25 лучших программ США, так что было грех не воспользоваться. Слушать преподавателей-профессоров на английском, которые работали на IBM, другие известные компании, дорогого стоит.

— Заокеанский диплом у нас котируется?
— Полагаю, что да. Можно сделать перевод документов.

— Нашу “корочку”, наверное, конвертировать на Западе сложно? Спортсмены в основном получают физкультурное образование.
— Кстати, говорят, что специалисты из БГУФКа в Европе пользуются спросом.

— В Беларуси бизнес — будь то мелкий или крупный — обречен на выживание. Да и налоги драконовские.
— Это минус, согласна. Есть мысли по окончании баскетбольной карьеры стать индивидуальным предпринимателем. Но пока налогообложение не изменится, наверное, даже не стоит браться за дело. Подождем, пока эту отрасль затронет прогресс. Надеюсь, перемены не за горами: жизнь движется вперед, не стоит на месте.

— И в каком бизнесе хотелось бы себя попробовать?
— Этого вам никто не скажет. Идеи стоят очень дорого — даже больше, чем сам капитал.

b— Как возник ваш союз с Алексеем Багой?
— Познакомились мы давным-давно. Еще во времена учебы в РУОРе проводили время в одной компании. Два года назад отгуляли свадьбу. И с тех пор вместе. Очень рада, что в семье нет конфликтов: оба в спорте, оба понимаем, что от нас требуется. Видимся, конечно, маловато. При любой возможности стараемся друг к другу приезжать. Надо потерпеть — такой у нас период жизни.

— К слову, муж пережил нечто подобное вашему спортивному взлету — с БАТЭ, с молодежной сборной?
— В свое время “молодежка” Пунтуса имела шанс попасть на Олимпиаду, но по разным причинам не получилось. И Алексей рад, что мы продвинулись на пути к этой цели. Он настоящий мужчина — гордится нашими успехами, неудачи принимает близко к сердцу.

— Что-нибудь особенное по прилете на родину вам презентовал?
— Свою заботу, поддержку, внимание. Просто эта медаль оказалась подарком, который ничем не перекрыть. Думаю, у каждой из нас была своя половинка, которая поддерживала в моральном плане.

— Значит, все девчонки заняты? Наши болельщики интересовались, дотянутся ли они до Веремеенко, чтобы ее поцеловать.
— Об этом надо спросить у самих баскетболисток. Девушки у нас серьезные. У каждой своя личная жизнь.

— Но есть ли у кого-либо из почитателей сборной хотя бы шанс?
— Как игрок скажу: шанс есть всегда.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?