ЧЕ-2008. Отборочный матч. Беларусь — Люксембург. Глядя с трибуны. Допелись

14:59, 16 октября 2007
svg image
6005
svg image
0
image
Хави идет в печали

А заодно с гордостью — о том, как стадион в городе Гомеле, несмотря на мерзкое ненастье, не спешил оголять трибуны после финального свистка, идейным порывом чеканя в адрес победителей русское слово “Мо-лод-цы!”. По проигравшим, спешившим схорониться от непогоды и стыда в подтрибунном тоннеле, оно било наповал не то рикошетом, не то выстрелом в спину, не то бумерангом растоптанных надежд.

Порядок убывания

Армия поклонников Бернда Штанге продолжает сдавать города. Гомель, куда завезли обещавший быть большим футбол, похоже, уже можно числить отчужденной территорией. Там ведь экспромтом чествовали Люксембург не только вербально, но и тактильно, восторженно и горячо тиская по-мальчишечьи счастливого, пошедшего “в народ” защитника Вагнера. Того самого — 37-летнего любителя-“динозавра”, в четвертом своем матче за родную сборную посадившего белорусскую атаку в холодную октябрьскую лужу.
Послематчевое слияние в экстазе люксембуржцев-футболистов и белорусов-болельщиков — глубокая метафора жизни сродни знаменитому воробьяниновскому крику в финале “Двенадцати стульев”. Крику, дословно по классике, простреленной навылет волчицы — такой еще постоит в ушах.
Едва ли будет ошибочным предположение, что где-то на трибунах, а равно и у телевизоров в разных уголках страны синхронно перешли на ядреные словеса и те, кто долгие годы носит в себе кровную ответственность за отечественный футбол и кому на будущей неделе встречаться со Штанге на не раз анонсированном собрании в стенах БФФ, — белорусские тренеры. Каким будет 23 октября этот интернациональный форум, можно только гадать. Но уж рутинного совета по обещанной выработке единой методологии ждать теперь не стоит точно. А стоит, скорее, — очень специфического консилиума медиков-реаниматологов под началом главврача, потерявшего доверие. Ох, явно не с сыновней любовью будут внимать заезжему гроссмейстеру его коллеги… Интрига, однако. Ведь в скором на вердикты футбольном сообществе, пуще чем где бы то ни было торжествует народная мудрость: хорошую репутацию заслужить трудно, а потерять — проще простого.
…Товарищеская победа над Израилем с помощью липового пенальти да три отборочные пустышки вослед — таков регрессирующий немецкий зачин белорусской сборной. Приложение к нему из послематчевой пресс-конференции в Гомеле — обещание курс не менять и искать игроков еще.

Фэн-шуй

“Есть матчи, которые нельзя проигрывать”, — справедливо расставлял перед стартовым свистком акценты тренер-немец. По аналогии и в продолжение: есть поражения, причины каковых не следует выискивать в локальных просчетах, фатальном стечении обстоятельств. Коль скоро наших бьют вылезшие из-за конторских столов любители, следует говорить о выплывших на поверхность ошибках концептуальных. И раз Штанге намерен упорствовать в своей эксклюзивной стратегии, видит бог, будущее сулит нам еще немало адреналиновых сюрпризов.
Таковые в субботу по обыкновению вытекли из области экзотичной специализации футболистов. Как не считать амплуа Сквернюка тренерским перформансом, коли парень начинал в минской “Звезде” форвардом, а потом, уехав в Россию, трудом и талантом “сделал себя сам” в сплошь атакующих ипостасях в самарских “Крыльях”? Это ровно из той же оперы, что и давешний выход брестчанина Мозолевского против Израиля на все тот же левый край, почему-то определенный ахиллесовой пятой сборной. Разница лишь в матчах — тот товарищеский, этот отборочный; в появлении на поле — тогда со скамейки, нынче со старта; и, увы, — итоге, напрочь исключающем игривое “варум нихт?” в ответ на вопрос о приоритетах.
Не белорусскому уму, а разве только китайским канонам фэн-шуй подвластна специфика нынешней расстановки футболистов по позициям. В свой 22-й день рождения Сквернюк был встроен в игровой интерьер декоративным фикусом у окна, и немудрено, что со своим росточком на той самой 95-й минуте так и не дотянулся до мяча, летевшего на голову Левеку…
Опрометчивым модерном представляется и вывод в “опорники” Омельянчука — пожалуй, он не сыграл так, чтобы хлопоты по поиску умельца на стратегически важную позицию исключить из числа тренерских и болельщицких тревог. В иное время и в другом календарном контексте универсал-ростовчанин с его киевских времен успешным опытом в роли “шестого номера” сломал бы люксембургский хребет наверняка. Но на посттравматическом фоне и при функциональных издержках полуторамесячного простоя в клубе сладить в одиночку фактически с тремя старательными, кряжистыми визави, зачищать низ да сигать на “второй этаж”… Плюс каноническая необходимость быть важным звеном в организации атаки, как показалось, замышленной именно с упором на доставку мяча омельянчуковским транзитом в конструкторские ноги Глеба.
Коль уж поминать звездные вкрапления в субботних составах соперников из подвала отборочной группы “G”, то победа Люксембурга неминуемо вырастает в цене. Ги Эллерс не взял в Гомель своего капитана — единственного высокопрофессионального игрока маленькой страны Штрассера. Сейчас кажется, знай травмированный ветеран из французского “Меца” о поджидающих его партнеров фанфарах, он уж как-нибудь, на новокаине, да и подсобил бы команде в исторический вечер. И ему досталась бы порция заслуженных оваций от тонко чувствующих момент гомельских болельщиков.

Идея люкс

Гости ждали этой победы не больше, чем солнца в ненастную гомельскую холодину. Их игра была незамысловато выстроена по тем же прозаическим лекалам, что и всегда. Скучно, серо, дешево и сердито. Круговая, дисциплинированная и в меру качественная оборона, атака строго по остаточному принципу. Когда после антрактной тренерской накачки белорусы организовали на чужой половине классический по форме и ущербный по сути навал, люксембуржцы малость струхнули. А вскоре еще и смертельно устали и начали сверх приличий затягивать выпадавшие паузы, за что не раз карались судьей.
Они строго держались ничейных ориентиров, какие с их тренерских позиций были замечены еще до перерыва. Откликом на рабочий стык Филипенко и грузноватого темнокожего форварда Китанже стала оголтелая барабанная дробь по пластиковому балдахину, заслоняющему скамейку от дождя, — так колотят не из побуждений гуманности к ближнему, а чуя редкий шанс, какой грех упустить. Перекрытие пошло трещиной, но люксембургский главк чувствовал в игре проклюнувшиеся очковые посулы и на протекающую крышу не реагировал.
Победу гостей на холодную голову можно считать случайной, но, завершись матч ничьей, она стала бы торжеством высшей футбольной справедливости.
Люксембуржцы, даром что не посягали на контроль мяча, перещеголяли белорусов в количестве угроз. Да и в качестве тоже. Но это не блеск их атаки, а нищета — нашей. Во все суверенные годы поднимаемая тема взаимодействия разных футбольных интеллектов — элитного и посредственного — в эпоху Штанге находит особенно выпуклое проявление. Сдается, в былые годы матерому Белькевичу и молодому Василюку было куда проще состыковать идеи в районе чужой штрафной, нежели теперь киевскому дублеру Воронкову синхронизироваться мыслью с Глебом. Перепад клубных высот внутри одной отдельно взятой сборной нынче как никогда велик — от лондонского “Арсенала”, что лелеет надежду выиграть Лигу чемпионов, до “Динамо” из Бреста, что еще вчера висело над перволиговой пропастью в белорусском первенстве. Выудить из такого винегрета хоть пару-тройку рациональных атакующих зерен тяжко даже при встрече с подданными Великого Герцога. Их и было всего ничего, стоящих белорусских атак. Самая острая — в концовке, когда вырвался на простор Родионов, так поздно сменивший на поле небывало щедро одаренного доверием киевского дебютанта. Аналогично и моторный Калачев показался опрометчиво законсервированным в резерве в угоду экспериментам, грозящим пребольно ударить по белорусским позициям в рейтинге ФИФА.
В душе Эллерса, по его же послематчевому признанию, крепла мысль о прыжке выше головы, и ни в одной из своих замен он не был нацелен на сбережение нулей на табло. Все три рокировки питали силами группу атаки и не пропали втуне. Голевая двухходовка и есть крупный плод стараний резервистов. Вдобавок к ней — второй топовый момент матча, полутаймом ранее, когда едва появившийся на поле Да Мота подал угловой и Жевнов выгреб мяч с “ленточки”, а потом ценой травмы обезопасил ворота от набежавших на добивание доброхотов.

“О-о-осень, осень…”

Идея приглашения “на царство” заграничного миссионера до того долго бродила на дрожжах нашей унылой отборочной действительности, что к моменту реализации проекта его продукту была уготована восторженная встреча даже не по одежке — по паспорту с чужим гербом. И кто бы ни явился на наши ландшафты из-за бугра, его бы приняли никак не хуже, чем гоголевского Хлестакова — такой был текущий момент, вспомните свои летние ощущения. Сколь бы ни пестрел регалиями послужной тренерский реестр герра Штанге, не он, а, скорее, его германские прописка и говор воспринимались залогом будущих прорывов в высокие сферы. Вот и был естественный карт-бланш от БФФ подхвачен дифирамбами и славословиями — в футбольном сообществе, журналистском и болельщицком. За каковым ущербным пиететом, под резонерство на пресс-конференциях и реверансы в сторону трибун, и прошли первые недели нового тренера, оцененные не критично при помощи увеличительных стекол, а беспечно сквозь розовые очки. Так лето красное и пропели.
По теперешнему же, осеннему, разумению, за два месяца руководства белорусской сборной Штанге ничтожно мало продвинулся в области рационального тренерского менеджмента. Игра его команды все так же кажется триумфом наития при минимуме теоретической заданности и практической отлаженности навыков. Из семи взятых на шлифовку матчей минуло четыре, а прибывает пока лишь количество взятых в прицел футболистов (при умозрительном минимуме по-настоящему ярких находок), густеет рядами отряд разжалованных отставников да ширится арсенал метафизических процедур во имя оптимизации микроклимата.
Перед Люксембургом сборная запела про осень. Сулящую стать наихудшей в истории команды — как минимум с точки зрения результата. Или остались еще те, кто искренне верует в светлую реальность в оставшихся до зимы матчах с израильтянами, албанцами и голландцами? По следам субботних гомельских мелодий более тонально подходящим музыкальным продолжением концерта по немецким заявкам видится и слышится вовсе не веселая попса. А кое-что из старого доброго рок-н-ролла на все времена — про незабвенные Аргентину и Ямайку.
Вопрос в том, где собрать наивный аншлаг под очередной прогон фонограммы?

Беларусь — Люксембург — 0:1
ГОМЕЛЬ. 13 октября. Стадион “Центральный”. 13500 зрителей (вместимость — 14307). Пасмурно, дождь, 3 градуса. Начало в 18.00. Электроосвещение. Билет — 4000, 5000, 10000 рублей.
СУДЬИ: М.Свендсен, Б.-Р.Хансен, О.Хансен (все — Дания).
КОМИССАР: А.Леппянен (Эстония).
ИНСПЕКТОР: Г.Бенко (Австрия).
Составы
ЗАПАСНЫЕ: Беларусь — 13.Мозолевский, 15.Киренкин, 16.Кашевский, 17.Молош; Люксембург — 4.Хайнц, 12.Обервайс, 13.Саграмола, 15.Гайсбуш.
ТРЕНЕРЫ: Беларусь — Бернд Штанге, Харальд Ирмшер (оба — Германия), Юрий Петухов; Люксембург — Ги Эллерс, Ронни Бонвини, Арни Кирш.
ФОРМА КОМАНД: красные майки, зеленые трусы — белые майки и трусы.
ГОЛ: 0:1 — Левек (95+-г, пас — Да Мота).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Ломбарделли (28), Петерс (46) (оба — за грубую игру), Ланг (71, за затяжку времени), Левек (78, за симуляцию), Жубер (82, за затяжку времени), Да Мота (85, за задержку соперника руками).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА: 96.30 (46.00+50.30).

БЕЛАРУСЬ ЛЮКСЕМБУРГ
1-й тайм 2-й тайм ВСЕГО 1-й тайм 2-й тайм ВСЕГО
1 8 9 УГЛОВЫЕ 1 1 2
6 13 19 УДАРЫ ПО ВОРОТАМ 4 7 11
1 1 2 В створ ворот 1 5 6
В штанги и перекладины
3 9 12 Мимо ворот 3 1 4
2 3 5 Блокированные 1 1
5 2 7 ФОЛЫ 8 8 16
5 1 6 ОФСАЙДЫ 1 1 2

ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ
10 — Со своей половины поля Пласконный вертикальным пасом находит в центральном круге А.Глеба. Тот принимает мяч и вторым касанием мимо Ланга низом чертит диагональ в направлении подключающегося по левому флангу Ромащенко, который через ближний угол врывается в штрафную, но вместо удара с убойной позиции катит поперек. Защитники сборной Люксембурга, пытаясь разрядить обстановку, совершают вынос. Первым на подборе оказывается Стасевич, который, подрабатывая мяч, разворачивается на 180 градусов и бьет с 9 метров — выше ворот.**
26 — Затяжную атаку сборной Беларуси мощным ударом с позиции левого инсайда в 25 метрах от ворот завершает Ромащенко — выше.*
36 — Белорусы проводят быстрый вертикальный контрвыпад. Омельянчук низом пасует на ход А.Глебу. Тот приближается к воротам и вразрез между скопившимися в центре защитниками сборной Люксембурга выводит на ударную позицию проникающего в штрафную через ее правую зону Корытько. Жубер своевременно покидает ворота и не позволяет белорусу нанести удар из района угла вратарской.**
43 — Обнаруживая разреженность оборонительных порядков хозяев в центре поля, от левой бровки Реми мягко пасует оставленному без присмотра Петерсу. Тот подрабатывает и без помех сильно бьет с 25 метров в правый верхний угол ворот — Жевнов парирует.*
52 — Омельянчук переводит мяч на правый фланг Корытько. Тот навешивает в центр штрафной Воронкову, который, располагаясь правее одиннадцатиметровой отметки, без всякого противодействия со стороны защитников гостей бьет головой — несильно и неточно.*
64 — На левой бровке Калачев освобождается от опеки Ланга и подает в штрафную люксембуржцев. Воронков, отвлекая внимание на себя Кинцигера и Вагнера, освобождает зону для атаки Корниленко. Тот набегает и бьет головой с 10 метров в левый угол — рядом со стойкой.**
66 — Неспешная атака сборной Люксембурга завершается поперечным пасом Петерса и хлестким ударом с 30 метров Беттмера под перекладину — Жевнов переводит мяч на угловой.*
67 — Да Мота подает справа угловой. Коварно пущенный им мяч, просачиваясь мимо ведущих на ближней штанге позиционную борьбу Омельянчука и Реми, летит низом в угол ворот. Жевнов с трудом преграждает путь мячу, а повторным движением рукой смахивает его с ног бросающихся на добивание Вагнера и Левека. Первым на подборе оказывается Петерс, но его удар с линии вратарской блокирует Пласконный.***
73 — А.Глеб получает мяч в середине поля, переводит его чуть правее Ромащенко, а тот пасует врывающемуся через ближний угол в штрафную Калачеву. Хавбек сборной Беларуси, находясь под углом к воротам, стреляет с 13 метров — выше.**
74 — Корниленко подбирает мяч после выноса и немедля пасует влево Ромащенко. Тот после подработки бьет из-под Ланга в дальний нижний угол — Жубер руками переводит мяч на угловой.*
84 — На левой бровке мяч получает Муч, уходит в центр от Корытько и хлестко бьет с 22 метров в ближний угол — Хомутовский начеку.*
87 — Белорусы проводят быструю вертикальную комбинацию: Филипенко пасует вперед Омельянчуку, тот отдает Калачеву, который в касание находит Корниленко. Форвард белорусской сборной вторым касанием вразрез между Лангом и Кинцигером находит врывающегося в штрафную Родионова. Тот подрабатывает себе на ход, однако в момент замаха для удара в двух метрах от линии вратарской из-под его ноги мяч выбивает Ланг.***
95+ — На левой бровке Да Мота обыгрывает Филипенко, но защитник сборной Беларуси устремляется за соперником и едва не прерывает его проход, однако хавбек сборной Люксембурга, разворачиваясь на 180 градусов, вновь отрывается от визави. Да Мота навешивает от лицевой линии в центр штрафной. Мяч перелетает над Сквернюком, и Левек с 8 метров бьет головой под руками Хомутовского в правый угол — 0:1.***

ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ
Владимир Корытько провел 30-ю игру в составе сборной Беларуси.

Андрей Воронков сыграл первый матч официального ранга в составе главной команды страны в возрасте 18 лет 247 дней. Раньше его в истории дебютировали лишь двое футболистов: Леонид Ковель — 18 лет 72 дня (дата — 9.10.04, соперник — Молдова, счет — 4:0, минута появления на поле — 82-я) и Владимир Маковский (12.11.95, Мальта, 2:0, 75-я) — 18 лет 203 дня.

С момента дебюта на тренерском посту сборной Беларуси Бернд Штанге потерпел третье поражение кряду в матчах официальных турниров. Прежде нечто подобное случалось с Михаилом Вергеенко, у которого стартовая проигрышная серия и вовсе составила 6 поединков.

Сборная Беларуси пропускает в 13 матчах подряд (со 2 сентября 2006 года) — абсолютный антирекорд национальной команды.

В нынешнем отборочном цикле сборная Беларуси потерпела 5-е поражение кряду. Более неудачная серия в рамках одного турнира у нее фиксировалась лишь однажды — 10 лет назад, когда белорусы проиграли 6 матчей подряд.

Со счетом 0:1 сборная Беларуси проиграла уже 14-й раз. Столь же часто наша команда уступала лишь с результатом 0:2.

Впервые в истории домашний отборочный матч белорусской сборной был проведен вне Минска. Что же касается всех игр, то прежде наша команда проводила домашние поединки за пределами столицы лишь дважды — в Молодечно на городском стадионе (27.05.96, Азербайджан — 2:2) и в Витебске на ЦСК (12.11.05, Латвия — 3:1).

7-й раз в истории сборная Беларуси пропустила в добавленное арбитром время, причем 4-й — в матчах отборочных турниров. Но лишь первый раз в играх официального ранга подобное привело к потере качества результата.

Между прочим, тенденция выступления нашей команды в сверхлимитное время в последнее время приобрела угрожающие черты. Судите сами: до 2005 года включительно, после того как основное время игр завершалось, сборная Беларуси забила 9 голов и пропустила 2, однако начиная с 2006 года все перевернулось — 1 забитый гол и 5 пропущенных.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?