Портрет. Елена Левченко: "герой дня" — не про меня!

13:37, 26 октября 2007
svg image
5418
svg image
0
image
Хави идет в печали


“Извини, времени катастрофически мало. Завтра в Литву уезжаю, клуб ждет”, — с нотками вины в голосе призналась Лена. Другая бы на ее месте, намерившись провести вечер в кругу семьи, вообще отбрила бы интервьюера, пообещав взамен традиционный “завтрак” из “давайте поговорим в следующий приезд” или “очень занята, в другой раз”. Но Левченко — человек слова: пообещав что-либо (о масштабной беседе мы договорились наутро после прилета сборной из Италии), не отступится и обязательно выполнит. Причем сделает это на совесть, а не ради галочки в графе “добрые дела”.

— Насколько серьезной оказалась травма, полученная в матче за бронзу? Вижу, гипс уже сняли…
— Отделалась вывихом и большим синяком. Врачи успокоили — перелома нет. Хотя кисть немножко побаливает. Думаю, к тренировочному процессу сумею полностью восстановиться.

— По числу травм в сборной могу судить, что девушки нынче защищаются жестче, нежели мужчины.
— Есть такое, но я к этому привыкла. Возможно, сказался опыт выступлений за океаном, где силовой баскетбол в порядке вещей. В европейских турнирах судейство обычно “более” мягкое, однако на чемпионате арбитры давали потолкаться, одобряли агрессивную борьбу. Для некоторых это стало откровением, но нас подобная трактовка эпизодов — в некоторых случаях закрывались глаза даже на болезненные контакты и стыки — не смутила.
Равно как спокойно отнеслась к переходу на континентальные правила игры. Да, пару раз попадалась на американских шагах, которые здесь считаются пробежкой, но это ни о чем не говорит. К примеру, когда зафиксировали нарушение в момент приема передачи от Оли Подобед — мелочь, но запомнилась, — подумала: “Только бы не сорваться на движении”. То есть прекрасно понимала угрозу совершения ошибки. Никакого автоматизма, типа “вчера выступала по канонам WNBA и не переключилась”, не было и в помине.

— Тебе пришлось сражаться с лучшими “большими” Европы, многие из которых уже сейчас считаются небожителями женского баскетбольного Олимпа. Какая из дуэлей доставила наибольшее удовольствие?
— Не буду выделять кого-то в отдельности: в каждом матче старалась действовать в защите с предельной концентрацией, серьезно относилась к опеке соперниц. Неважно, была ли это Мария Степанова (великолепная баскетболистка, бороться с которой — большая честь), или же совершенно неизвестная публике юниорка.
Все очень просто: даже если у тебя не идет бросок и не ладятся дела в нападении, ситуацию можно исправить толковой работой в обороне. Главная задача (она постоянно находила отражение в тренерских установках) — не позволить оппоненту свободно набирать очки и выигрывать отскоки. При этом каждая победа, будь то вынужденная ошибка со стороны противника или совершенный перехват, приносила дополнительные положительные эмоции.
Обидно лишь, что при анализе поединков журналисты и болельщики очень редко обращают внимание на качество игры в защите. В статистике люди зачастую смотрят исключительно на положенные в командную копилку баллы и количество совершенных подборов, после чего — особенно если не видели встречу воочию — делают скоропалительные выводы. Для них низкая результативность тождественна провалу, хотя всю встречу ты мог обороняться по высшему разряду. В американском баскетболе защита является краеугольным камнем игровых схем. Тем, как заботишься о безопасности собственного кольца, интересуются в первую очередь.

— Во всех встречах Евро-2007 тебя призывали на помощь команде из резерва. Насколько уютно чувствуешь себя, когда выходишь на игру со скамейки, а не в старте?
— Определять состав и выбирать моменты для замены игроков — прерогатива тренера. Поэтому доверяла мнению Анатолия Сергеевича Буяльского. Если честно, для меня нет особой разницы в том, как и когда появляться на площадке. Сколько бы минут ни отводили, всегда старалась делать максимум возможного ради того, чтобы помочь команде добиться положительного результата. Не только в матче — в каждом игровом эпизоде: успешно завершить атаку, подобрать мяч, вынудить оппонентов нарушить правила.
Посмотри, разница между стартующими и всеми остальными лишь в том, что первые вступают в дело чуть раньше. Но потом все равно следуют замены. Возможно, одна из тактических задумок нашего тренера имела целью усилить командные взаимодействия с помощью ротации. В любом случае никаких претензий или недовольства подобной ролью нет. Главное — имела возможность играть и приносить пользу сборной.

— Раз заговорила о коуче, хочу узнать: какое из его заданий было наиболее сложным?
— У нас не было каких-то определенных персональных “накачек”. Мол, ты должна непременно сделать это, а она обязана успеть то. Каждый четко знал объем и область работ. У центровых были одни зоны ответственности, у разыгрывающих другие. Проще говоря, каждый был на своем месте, знал, как поступить в той или иной ситуации.
Во главу угла ставилось доминирование под щитами с целью обеспечить перевес по подборам, ведь даже аналитики признавали — у белорусской сборной одна из самых сильных передних линий. Естественно, хотелось, чтобы теория подтвердилась на практике. Порой же задуманное срывалось, и тогда нам стоило больших усилий вернуть нити игры в свои руки. Знаешь, когда что-то не идет, но необходимо, чтобы на следующий день это действие получалось во что бы то ни стало, возникает психологический дискомфорт, который порой очень непросто преодолеть. То же наблюдается, когда промахиваешься из выгодных ситуаций. Поэтому после неудач старались побыстрее восстанавливать внутренний баланс, чтобы в дальнейшем ошибки не отразились на рисунке матча. Такие моменты, пожалуй, и напрягали больше всего.

— Если проследить за тем, как ты реализовывала штрафные броски, можно с уверенностью сказать: собранности Елене Левченко не занимать…
— Когда становлюсь на линию, всегда стараюсь сконцентрироваться, успокоиться. Ведь недаром этот баскетбольный элемент в английском языке называется free throws — “бесплатные броски”. Глупо транжирить такие перспективные моменты, ведь сегодня уйма встреч выигрывается как раз за счет четкой реализации данных попыток. Плюс каждое точное попадание отражается на эмоциональном фоне конкуренток: ведь мы успешно завершаем атаку и идем в защиту, а им только придется что-то придумывать, дабы заработать баллы… Из маленьких психологических вещичек, собственно, и складывается общая победа — в решающий момент мелочи трансформируются в неделимое целое…
Для меня каждый фол был своеобразным испытанием, проверкой на прочность. Считаю, центровой обязан реализовывать каждый штраф. Поэтому по ходу второго матча с испанками, когда дважды кряду смазала бросок, иронично улыбнулась — не поверила, что дала слабину. Да и собственную статистику этими промахами изрядно подпортила, не так ли? В подробности как по ходу чемпионата, так и после него не вдавалась, но папа, который пристально следил за статистикой, подсказал: осечки нарушили красоту и стройность показателей.
Кстати, покаюсь: во время “Европы” не только не следила за цифрами по поводу, но не читала прессу (“Прессбол”, прости!) и не бороздила просторы интернета. Мне пересказывали суть некоторых статей о нас. Знаю: когда мы что-то плохо делали, здесь имели место негативные отклики, но я не хотела в это вмешиваться.

— Однако соблазн был велик?
— В журналистике трудится много людей. Некоторые из них хорошо разбираются в баскетболе, другие же не понимают абсолютно ничего. Вот ты специально приехал на интервью, а некоторые просто сидят перед компьютерами и собирают информацию, после чего клепают поверхностные материалы только потому, что в этом заключается их работа. Причем могут насочинять такого, что информация волей-неволей “зацепит” человека. Считаю, мне “закрытость” помогла — не отвлекалась на внешние раздражители.
Согласись, глупо верить: мол, газета может образумить спортсмена. Прекрасно знаю, что в игре было сделано неверно, отдаю отчет в совершенных ошибках и легче от нравоучений в прессе мне вряд ли станет. Раз мы выступили неплохо и завоевали медали, наверное, избранная стратегия оказалась правильной.

— Неужели жизнь в Италии замкнулась исключительно на баскетболе?
— Нет, естественно. Придумывали различные способы релаксации. К примеру, утром очень хорошо помогали кроссы. Вместе с Наташей Трофимовой и Наташей Марченко (порой присоединялась Катя Снытина) совершали очень душевные получасовые пробежки вдоль берега моря. Кроме того — открою секрет — мы занимались дыхательной гимнастикой, которая здорово расслабляла. При желании можно было искупнуться или позагорать, но этими благами не злоупотребляли.

— После победы над латышками болельщики начали обсуждать способы увековечить достижение. Самым популярным вариантом было переименование улиц в вашу честь. Как бы отнеслась к такому решению?
— Проспект Левченко, говоришь? Или бульвар Веремеенко? Нет, я бы такое решение не приветствовала — как-то чрезмерно пафосно получается. Вместо всяческих безумных акций подобного типа хочется, чтобы в стране начали уважать женский баскетбол, поддерживали его развитие, а не тратили деньги на бесполезную “развлекаловку”.

— Для тебя баскетбольный сезон начался не апеннинскими баталиями, а сражениями в WNBA. Как оценишь их в целом и переход из “Хьюстона” в “Вашингтон” в частности?
— Трансфер не был спонтанным: имела время на разведку, акклиматизацию, совместные тренировки со столичной командой. Естественно, надеялась получать приличное количество игрового времени. Но специфика баскетбола такова, что многое зависит от системы, в которую попадаешь. В одну из них ты вписываешься, иной не подходишь напрочь. Получилось так, что тренер “Мистикс”, желавший видеть меня в составе, через пару дней после трейда покинул клуб. Поворот событий оказался не совсем удачным: несмотря на то, что понравилась главному менеджеру и получила приглашение остаться в команде, появлялась на площадке не очень часто. Ведь в команде есть более опытные баскетболистки, которые довольно давно выступают в лиге, — им доверяют, на них делают ставку.
Тем не менее стараюсь извлечь позитив из любой ситуации, смотреть на вещи оптимистично. Пусть играла редко, но тренировочный процесс у меня прошел хорошо. Когда прибыла в расположение сборной, ни с “физикой”, ни с возвращением в реалии европейского баскетбола проблем не возникло. В плане готовности по сравнению с прошлым годом был сделан существенный шаг вперед. Плюс удалось избежать травм, что в моем случае крайне важно.

— Но ты не будешь отрицать, что в “Вашингтоне” есть ряд “неприкасаемых”, таких, как Милтон-Джонс, конкурировать с которыми нереально?
— Верно подмечено, хотя подобное отношение к ведущим игрокам в той или иной степени присуще всем командам. ДеЛиша — великолепный игрок. С ней в удовольствие и взаимодействовать, и общаться. Представься возможность, и в Европе с радостью играла бы с ней бок о бок.

— После вылета “Мистикс” продолжала следить за событиями в WNBA?
— Да, наблюдала за играми вплоть до финала. В серии между “Детройтом” и “Финиксом” симпатии были на стороне последних — хотелось увидеть на чемпионском троне новые лица. Попутно переживала за экс-партнерш по “Шарлотт” — Келли Мадзанте и Танджелу Смит. Кроме того, было очень интересно проследить за тем, сумеет ли скоростной баскетбол “Меркьюри”, чуть более мне близкий, одолеть прагматичный и силовой стиль “Детройта”.

— Выбор Капи Пондекстер в качестве MVP финала оправдан?
— Она обладает полным набором качеств, которые необходимы высококлассному игроку. Удалось поиграть против Капи во время обучения в колледже, когда она выступала за университет “Ратгерс”. Помню любопытный эпизод с ее участием. Мы защищались “зоной”. Пондекстер выводила мяч из-за боковой линии. Поскольку я была занята опекой, то стояла спиной к начинающей атаку сопернице. Капи, не долго думая, отыграла мяч о мою спину, подобрала его и после прохода заработала два очка для команды… Без сомнения, Пондекстер по праву получила награду: она провела добротный сезон в Европе, была очень стабильна — так что мои поздравления!.. Хотя Диана Таурази, насколько знаю, по ходу финальной серии также выглядела очень солидно.

— А самой поиграть в сильном континентальном чемпионате, не в пример литовскому, наравне с коллегами по WNBA не хотелось бы? Ведь после чемпионата Европы в ту же Россию, небось, за милую душу сосватали бы…
— Все, что ни делается — к лучшему. На данный момент имею контракт с клубом, который будет выступать в Евролиге. Надеюсь получать достаточное количество игрового времени и бороться за награды. Какой смысл рассуждать о том, чего нет в реальности? Спроецируй принцип “если бы да кабы” на мою жизнь и увидишь, что многих вещей запросто могло не случиться. А так сборная классно выступила на чемпионате Европы, проблемы со здоровьем обошли стороной, на руках хороший контракт с солидной командой. Может, стоит принимать вещи такими, каковы они есть?!

— Коль упомянула Евролигу, оцени группу, в которой придется выступать. Соперники ведь отнюдь не слабые…
— Согласна, конкуренты как на подбор, придется поработать. Ведь в противниках “Валенсия” с бывшей баскетболисткой ТЕО Кэти Даглас, “Тарб”, “Фаэнца”, московское “Динамо”, в котором с нынешнего сезона будет выступать Света Вольная. О легкой прогулке и не мечтаю…

— Привносит ли в дуэль дополнительную изюминку противостояние со знакомыми?
— Конечно. Со многими людьми поддерживаешь контакт — с той же Даглас находимся в очень теплых отношениях, постоянно общаемся. И вне игры взаимная симпатия и дружба на первом плане. Но на площадке, как говорится, ничего личного, only business. При этом каждый, вполне естественно, стремится к победе и жаждет добыть ее любой ценой. Бывает так, что после матча не сразу заговариваешь с человеком. Если проиграл, сам не желаешь обсуждать произошедшее, а если выиграл — не хочешь сыпать соль на свежие раны.

— Лена, после чемпионата Европы не боишься, что могут возникнуть проблемы с мотивацией?
— Нет, что ты! Чувство успокоенности и самодовольства незнакомо. Каждое утро начинаю со слов: “Кто-то где-то становится лучше, чем я”. Эдакий вариант спортивной самопровокации, но он действует. Сколько бы ни тренировалась, постоянно себе напоминаю: есть люди, которые в настоящий момент работают упорнее, тщательнее, становятся сильнее.
Конечно, чувство удовлетворения присутствует. После всех травм и болячек получить медаль чемпионата Европы — превосходная награда. Да и игру показала довольно неплохую. Но это не предел — ежедневно продолжаешь себя подхлестывать, не позволяешь останавливаться на достигнутом.

— Давай позабудем о спорте — как-никак ты вернулась в родной город. Какую работу делаешь по дому с удовольствием?
— Если есть настроение, могу приготовить что-нибудь вкусненькое. Правда, для этого обязательно надо быть в хорошем расположении духа. Даже теория такая есть: если отсутствует желание, лучше к кухне близко не подходить. Коронных блюд в моем арсенале нет, но обычно радую близких разнообразными сэндвичами, оригинальными салатами. Не боюсь и иных работ в быту. Если понадобится забить гвоздь или вкрутить лампочку, думаю, особых проблем не возникнет.

— Ну, последние обязанности по дому скорее мужчина должен выполнять. Кстати, каков минимальный набор качеств он обязан иметь, чтобы пройти кастинг Елены Левченко?
— Молодому человеку необходимо обладать хорошим чувством юмора, с ним должно быть интересно общаться. Обязательное условие — он должен уважать мою работу. Не приемлю выбора по принципу “или я, или баскетбол”. Хотелось бы ощущать заботу и понимание с его стороны даже в моменты, когда находишься на значительном расстоянии. Внешность — не самое главное качество, но, как и любому человеку, хочется, чтобы она также импонировала предпочтениям.

— Любишь бывать душой компании?
— Если это необходимо и поможет весело провести время, могу “закрутить карусель” или вставить пять копеек для затравки. Но, по большому счету, избегаю повышенного внимания. Сейчас это чувствую особо остро, ведь постоянно осаждают пресса, телевидение… Не скрою, моменты славы приятны, потому как они заслуженны, но, с другой стороны, очень непривычно быть “героем дня”.
У нас как получается? О тебе вспоминают только тогда, когда сделаешь что-нибудь глобальное и хорошее. Однако стоит хоть немного оступиться, как моментально оказываешься смешан с грязью. Другой вариант — журналисты раздувают из мухи слона, а люди охотно этому верят. Поэтому хочется, чтобы в отношении спортсменов не велась политика двойных стандартов. Тем более мы всегда открыты к общению.

— Сейчас, наверное, нашлась уйма желающих рассказать о сборной и ее представительницах?
— Знаешь, порой становится просто смешно. Для того чтобы о команде заговорили, нам понадобилось прыгнуть выше головы и завоевать медали. А что было бы, останься Беларусь на четвертой позиции? На пятой? Если бы мы вовсе не вышли в плей-офф? Изменилось бы отношение людей?.. Увы, так устроено человечество, и здесь ничего не поделаешь: выигрываешь — и тебя обожают, проигрываешь — от любви не остается и следа.

— Напоследок поделись рецептом, как заставляешь себя сделать следующий шаг после поражения, неважно — произошло оно в жизни или на площадке?
— Психологически это тяжело, но стараюсь сохранять позитивный взгляд на жизнь. Ведь в ней, как на американских горках, все не может быть ровно и гладко: то взлетаешь к вершинам, то падаешь на дно. Поэтому надо сохранять веру в лучшее. Только тогда сможешь находить в себе силы что-либо менять и преодолевать трудности…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?