Байдачный начал с серого листа

14:18, 21 августа 2003
svg image
698
svg image
0
image
Хави идет в печали

Суха ли теория?

…В канун матча Байдачный устроил для журналистов “час открытых дверей” на базе в Стайках. Там он дал вовсю разгуляться своей неоспоримой харизме. Первое, что бросилось в глаза при входе в холл, где при “закрытых дверях” собираются игроки команды, — это демонстрационная доска со схемой поля. Она хранила свежие следы мела после явно вчерашнего теоретического занятия. Позиции игроков на ней были вычерчены по неведомой сборной времен Малофеева зональной схеме 4-4-2 с линейным расположением!

Этот чертеж при сопоставлении с анонсированной в инаугурационных интервью Байдачного унификацией тактики всех национальных команд воспринимался кануном революции.

Полчаса спустя, отвечая на просьбу конкретизировать смысл обещанной тактической перестройки, Анатолий Николаевич выдал, на наш взгляд, наиболее впечатляющий из вторничных экспромтов (цитирую по тезисной записи в блокноте): “Англичане называют такое построение “four back” — “четверо сзади”. Его принципиальное отличие от всех других в лучшей возможности концентрировать игроков в зоне мяча при отборе… Относительно простые перестроения позволяют создавать барьеры на кратчайшем пути мяча к воротам и блокировать атаку соперника… Эта система требует и другого качества функциональной подготовки: меньше изнуряющей челночной работы, больше коротких взрывных включений… Она позволяет полнее раскрыть способности игрока в атакующих действиях… А самое главное — она способствует повышению зрелищности игры, делает ее более вариативной и богатой на голы… Мы не должны отставать от течений, признанных прогрессивными во всем мире, тем более что многие из наших сборников давно играют по такой схеме в клубах…”

Каково? После шаманских заклинаний и общих мест о духовности (“Воспари над низиной земной, стань орлом!”), коими пичкал в последнее время пишущую братию Эдуард Малофеев, размеренная конкретика из уст Байдачного слушалась аудиторией чуть ли не восторженно. И почему-то представлялось, как накануне точно так внимали новому тренеру съехавшиеся в Стайки сборники.

За час общения с нами Байдачный ни разу не произнес фамилии предшественника, но оценку доставшемуся наследству, хотя и косвенную, дать не преминул: “Что больше всего удручает? Вчера сказал ребятам, что за один день нам не успеть придумать и наиграть что-то новое. Поэтому есть смысл в том, чтобы на матч с Ираном вспомнить прежние тактические наработки, розыгрыши “стандартов”. На меня посмотрели с удивлением и сочувствием. Оказалось, ничего подобного в последние годы в сборной не готовилось и не отрабатывалось…”

Заполненный по периметру холл густо сыпал вопросами, в ответах на которые обстоятельность удачно сочеталась с незаурядным красноречием: “Главная проблема — психологическое состояние игроков после предыдущих игр отборочного цикла. Задачу выведения команды из этого кризиса нам надо решать сообща… Не я сказал: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Даже великие команды не гнушаются просмотром игр сборной Беларуси. На матч с Ираном приедут в разведку чехи. Вот и мы уже посмотрели записи двух последних матчей завтрашних соперников. Сегодня покажем их игрокам… Когда я говорил о невозможности использовать в сборной Кутузова, я имел в виду Кутузова полугодичной давности. Сейчас в клубе он попал в руки тренера Земана, который прославился умением приводить футболистов в нужную кондицию. Сегодня джинсы на Кутузове стали просторнее… Сборная — не лаборатория для поисков. В сборной надо играть… Мне не нравится выражение “Постоять за честь страны”. За честь страны, как я понимаю, стоит армия. А мы просто участвуем в соревнованиях. И уступить в них — это ведь не страну обесчестить… Что значит: вы должны биться? Мы не хотим биться, а хотим играть в футбол. Грамотно и красиво…”

По благоприобретенной за годы работы в “ПБ” привычке подвергать сомнению буквально все долго перебирал привезенные из Стаек записи и впечатления в желании зацепить хоть какой-то негатив, нелогичность и противоречие здравому смыслу. К вечеру сдался и вынес вердикт: “Придраться не к чему. Он начал убедительно”.

Завтра была игра…

Глубоки ли пробоины?

Журналистский и зрительский подход к товарищеским матчам должен быть щадящим. В том смысле, что за них в случае успеха можно без ограничений хвалить, а вот предаваться излишнему критицизму при любом результате не стоит. Да и проигрывала ведь наша сборная в “товарняках” последний раз очень уж давно — Эстонии, еще при Боровском.

Первый матч при Байдачном сборная Беларуси выиграла. Забавно, что снова со счетом 2:1, к которому так пристрастилась под началом Малофеева. И снова — с трудами и нервами, уступив соперникам второй тайм и пережив панику в концовке… Это, впрочем, не критика, а простая констатация. Теперешний состав слишком многое связывает с недавним прошлым, чтобы сразу отказаться от всего, что там было.

К примеру, с отставкой Малофеева никто не отменял заработанные при нем желтые карточки. И, уверен, задумайся об этом хоть кто-то в обновленном штабе сборной, мы наверняка не увидели бы в стартовом линейном построении обороны Сергея Омельянчука — после второго “горчичника”, отхваченного в Инсбруке, ему все равно не играть против чехов. Ясно, что репетировать новую тактику логичнее было бы с теми, кому воплощать ее в официальной игре. А то получилось, что из четырех противостоявших иранцам версий построения обороны (все — с Омельянчуком!) в ближайшем официальном матче не сможет быть применена ни одна. Практика опасна тем, что при нехватке организации, старания, а то и памяти способна нанести пробоину практически любой складной теории!

Что же касается непосредственно зонного принципа построения обороны, то персидские гости не подвергли его сколько-нибудь серьезной ревизии и уж тем более — не поставили под сомнение. За весь матч иранские футболисты лишь пару-тройку раз побывали в белорусской штрафной с мячом в ногах.

Отношение к этому факту может быть двояким. С одной стороны, есть соблазн заявить, что наши защитники неодолимой стеной стояли на пути чужого нападения, умеющего забивать. В пользу подобной трактовки говорят, к слову, впечатления от крупно (4:1) выигранного практически тем же иранским составом в минувшую пятницу тегеранского матча LG Cup против “львят” из Камеруна. От того же факта, впрочем, могут оттолкнуться и реалисты, которые скажут, что иранцы были “никакими” по причине того, что проводили третий матч за 8 дней, да еще после перелета в иной климатический пояс.

Игра обманула ожидания — прежде всего в том смысле, что опровергла мнение об иранской сборной как о несколько бесшабашной дружине, которая не больно чтит игровую дисциплину, зато любит при случае “помастериться”, действуя в атаке броско и раскованно. Напротив, она повела себя поначалу слишком уж осторожно. И при наложении на подчеркнутую осмотрительность белорусов, после того как они повели с разницей в два мяча, события на поле вплоть до шального ответного гола гостей задремавшему Тумиловичу обрели ужасающе скучный характер.

Пробоина номер два: зрелищностью, о которой так складно рассуждал Байдачный накануне, на “Динамо” даже не пахло…

Случайны ли голы?

В спорах скептиков и оптимистов, на которых разбился после позавчерашней игры лагерь поклонников белорусской сборной, предсказуемо бурно должны обсуждаться и ее голы. Ведь при желании их легко объявить халявными. В первом случае иранским защитникам вроде бы ни к чему было цеплять Василюка, давая повод для пенальти. Во втором — голкипер Мирзапур совершенно невынужденно отбил на Штанюка после удара Гуренко мяч, который вполне мог брать намертво.

А вот — взгляд с другой кочки. Вы вспомните, когда последний раз сборная Беларуси дважды за матч забивала со “стандартов”? Ни за что! Было это более пяти лет назад — в таком же домашнем спарринге с Литвой. Да и одиночные реализации стандартных положений случались по большим праздникам. Между прочим, у классных сборных доля “стандартных” голов составляет около четверти. Выходит, уже в первом своем матче со сборной Байдачный шагнул к избавлению от дискредитирующей сборную “тень-денции”. (Кстати, и пенальти принес розыгрыш штрафного!) И здесь уж теория с практикой явно в ладах.

Другое дело, что реализация “стандартов” не стала десертом к обязательному основному блюду — отлаженному и агрессивному нападению. Хотя и надо соглашаться с послематчевым доводом главного тренера (см. следующую страницу) о том, что хорошей атаки в тот день у него не могло быть по определению — с едва начавшими полноценно тренироваться Ромащенко и Гуренко, с увязшим в спартаковском дубле Василюком, с недавно попавшим на реанимацию к Земану Кутузовым… Впрочем, если даже добавить сюда сетования на то, что мало играли рядом (да и то не в линию) Кульчий и Ковба, которые завалили роли диспетчеров, все вкупе так и не станет индульгенцией за второй тайм — самую беззубую 45-минутку в 11-летней истории сборной. Незаполненный прямоугольник в графическом разделе соседней страницы так и подмывает назвать чистым листом, с которого начнется новый и яркий этап в биографии сборной. Только вот лист сей никак не белый — уж очень много было в среду серости.

Есть мнение, что после перерыва Байдачный осознанно моделировал игру в откат, которая единственно возможна против всесокрушающей мощи чехов. Едва ли. Если бы было так, он непременно хотя бы намекнул об этом после игры. Но Анатолий Николаевич сказал журналистам принципиально иное: что он пошел навстречу пожеланиям игроков и разрешил сэкономить силы для важных матчей за клубы в предстоящий уик-энд. И это единственный прозвучавший из уст Байдачного пассаж, который не понравился категорически и вылез торчком из имиджа тренера-максималиста, который усердно ваялся все эти дни.

Есть ли надежда?

Став во главе сборной, Байдачный не перестал быть клубным тренером — ни в мыслях, ни номинально. Так, ненароком, в который раз дала о себе знать динамовская составляющая его образа. В задачи этих заметок не входит препарирование проблемы совместительства — для этого будут и другие номера “ПБ”, и время.

Сейчас — о другом. Массовое введение в игру ближе к занавесу игроков столичного “Динамо”, не избалованных вызовами в главную команду, показалось порывом свежего ветра над сушью безразличия, заполонившей к тому времени газон. А многоходовка, что затеяли на левом фланге Володенков с Корниленко, и вовсе осталась в памяти единственным послеантрактным проблеском игрового остроумия. Он мог-таки оставить росчерк на нашей графической схеме угроз, не покатись мяч под правую ногу левше Ковальчуку.

…На одном из футбольных интернетовских сайтов перспективно стартующий юный футбольный летописец пробует дискутировать с автором этих строк. Будучи страстным поклонником “бело-голубых”, он с жаром вопрошает: ну скажите, кого конкретно из динамовцев Байдачный пригласил в национальную команду, не имея на то оснований?! Володенкова? Юру Цыгалко? Корниленко? Ковальчука? Ну, может, только Маковского…

Спор — ни о чем. Мы ведь нигде не писали, что так много динамовцев в сборной — это плохо. Это нормально! Плохо то, что из звездочек белорусского чемпионата замечаются только они. Если главной команде интересен Ковальчук, то почему — не Шагойко? Если Корниленко — то почему только он, а не Близнюк или Мархель? Если надежда на Володенкова — то почему еще и не на Макара с Былиной?

У всех перечисленных и еще у многих должна быть как минимум надежда. Для начала — на то, что главный тренер сборной услышит и не забудет их фамилии, а затем найдет время посмотреть и игру. За этих парней я ручаюсь хотя бы в том, что никто из них ни сегодня, ни завтра не скажет Байдачному в перерыве между таймами о желании поберечь силы для очередного тура чемпионата какой бы то ни было страны…

Товарищеский матч национальных сборных

Беларусь — Иран — 2:1

МИНСК. 20 августа. Стадион “Динамо”. 11000 зрителей (вместимость — 40000). Переменная облачность, 18 градусов. Электроосвещение. Начало в 19.00. Вход свободный.

СУДЬИ: Н.Иванов, А.Лукашин, В.Гамеев (все — Россия).

Состав

ЗАПАСНЫЕ: Беларусь — 12.Хомутовский; Иран — 12.Ахмади, 19.Шафиеи, 21.Накиса.

ТРЕНЕРЫ: Беларусь — Анатолий Байдачный, Юрий Курненин, Людас Румбутис; Иран — Хомаюн Шахрохи, Хоссейн Фараки, Хамид Ходадад.

ФОРМА КОМАНД: красные майки, зеленые трусы — белые майки и трусы.

ГОЛЫ: 1:0 — Ромащенко (9, с пенальти за снос Василюка). 2:0 — Штанюк (40). 2:1 — Нури (84, пас — Даеи, со штрафного).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Каби (29), Гуренко (32), Ровнейко (81) (все — за грубую игру).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА — 94.29 (46.11 + 48.18).

БЕЛАРУСЬ ИРАН
1-й т. 2-й т. ВСЕГО 1-й т. 2-й т. ВСЕГО
УГЛОВЫЕ 1 1 2 3 1 4
УДАРЫ ПО ВОРОТАМ 6 6 6 8 14
В створ ворот 3 3 2 2
В штанги и перекладины
Мимо ворот 2 2 4 4 8
Блокированные 1 1 2 2 4
ФОЛЫ 7 11 18 18 8 26
ОФСАЙДЫ 2 2 4 1 1 2

ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ

6 — Из района сегмента дуги Ромащенко исполняет штрафной. Направленный им над “стенкой” гостей мяч летит выше ворот.*

7 — После мощного удара Гуренко со штрафного мяч, попадая в “стенку”, отлетает назад на ногу Кульчию. Следует незамедлительная передача обратно в штрафную Василюку. Преследуемый защитником, тот пяткой пасует назад Ромащенко. Максим пытается нанести удар по воротам, однако Голмохаммади подставляет ногу, и мяч оказывается у свободного от опеки Василюка в 11 метрах от ворот. Тот замахивается для удара, но его сбивает Камели — пенальти.**

9 — К “точке” подходит Ромащенко. Белорусский полузащитник обманывает прыгающего влево вратаря и бьет низом в правый нижний угол — 1:0.***

14 — После сильного удара Каземяна со штрафного в 22 метрах от ворот мяч летит мимо.*

14 — Преследуемый Островским Носрати пасует от левого углового флага в штрафную набегающему Акбари. Тот технично пяткой отбрасывает мяч назад. Некунам мощно бьет с разбега с 20 метров — чуть выше перекладины.*

18 — Носрати отбирает мяч в середине поля у левой бровки у Гуренко. Смещаясь в центр и не встречая помех, он приближается к воротам и с 28 метров хлестко бьет в ближний угол — рядом со штангой.*

33 — Некунам получает мяч в середине поля, пробрасывает себе на ход и бьет с 27 метров в левый “низ” — мяч от ноги белорусского защитника летит на угловой.*

40 — Со штрафного Гуренко наносит плотный удар с 18 метров. Мирзапуру не удается поймать мяч. Первым на отскоке оказывается Штанюк, добивающий его в пустые ворота — 2:0.***

69 — Резаеи вбрасывает мяч из аута в центр белорусской штрафной. Кульчий головой выбивает его, однако первым на подборе оказывается Каби, который бьет с ходу с 18 метров — сильно, но не точно.*

73 — Многоходовую комбинацию сборной Ирана ударом с 25 метров левее центральной оси мощным ударом завершает Нури — рядом с ближней штангой.*

75 — После розыгрыша штрафного кто-то из белорусских защитников, пытаясь разрядить обстановку, выбивает мяч головой. Но тот оказывается у Маданчи, который после обработки бьет с 22 метров. После рикошета от защитника хозяев мяч резко меняет траекторию и летит рядом с левой стойкой.**

79 — Камели справа вводом мяча из аута находит Даеи. Тот принимает мяч спиной к воротам, разворачивается, уходит от Штанюка и бьет с 23 метров — Тумилович на месте.*

82 — Омельянчук пасом вперед находит у левого угла штрафной Корниленко, которого преследует Голмохаммади. Форвард белорусов, уводя иранца за собой, пяткой пасует назад набегающему Володенкову, который врывается через ближний угол в штрафную и пасом поперек выводит на ударную позицию атакующего вторым темпом Ковальчука. Однако Резаеи оказывается расторопнее белоруса и овладевает мячом.**

84 — Даеи со штрафного катит мяч влево Нури. Тот после обработки неожиданно для Тумиловича наносит пушечный удар с 28 метров в левый верхний угол — 2:1.***

ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ

Анатолий Байдачный стал вторым по счету главным тренером сборной Беларуси, дебютировавшим на командном пункте с победы. Первым подобное удалось его предшественнику — Эдуарду Малофееву (дата — 16.08.00, соперник — Латвия, счет — 1:0).

Денис Ковба сыграл 10-й матч за национальную сборную Беларуси.

Максим Ромащенко забил 5-й гол в составе главной команды нашей страны. Чаще него это делали лишь В.Белькевич — 9 забитых мячей, С.Герасимец — 7, Р.Василюк — 6. Как и Ромащенко, по 5 голов на своих счетах имеют П.Качуро и В.Кутузов.

Сергей Гуренко 40-й раз выводил команду на поле в качестве ее капитана. 9 раз капитаном сборной был А.Зыгмантович, 6 — В.Шанталосов, по 5 — С.Герасимец, А.Сацункевич, по 2 — С.Алейников, В.Безмен, В.Журавель, по 1 — В.Белькевич, Г.Лесун, А.Хацкевич.

Сборная Ирана стала 33-м соперником, с которым национальная команда нашей страны встречалась в официальных матчах.

В пользу сборной Беларуси назначен 6-й пенальти (все реализованы). Для сравнения, соперники белорусов пробивали одиннадцатиметровые удары уже 15 раз (реализовали 13).

Максим Ромащенко реализовал 2-й пенальти из двух пробитых. Трижды бил с “точки” П.Качуро, 1 раз — С.Герасимец.

2:1 — самый распространенный победный счет в матчах национальной сборной Беларуси. Он встречался уже шесть раз. Занимательно, что все прежние победы были достигнуты, когда у руля команды стоял Эдуард Малофеев. По три раза белорусы одерживали верх со счетом 1:0 и 2:0, по одному — 4:2, 3:0, 4:1, 5:2 и 5:0.

В 10 встречах кряду национальная команда Беларуси пропускает голы (с 21.08.02) — повторение антирекорда, установленного в 1996-97 годах.

В 8 последних товарищеских матчах подряд сборная Беларуси не проигрывает соперникам (с 16 августа 2000 года). Баланс таких встреч за это время: +6=2-0, 19-9.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?