Бернд Штанге: это провокация!
— Бернд, как прошел визит в Минск?
— Очень хорошо. Я был рад вновь приехать в Беларусь после трехнедельного отсутствия. С удовольствием принял участие в празднике друзей футбола, на который меня пригласили. Повидал за эти два дня многочисленных знакомых, мы поздравили друг друга с Рождеством и Новым годом.
— После чего вы вернулись на родину, чтобы продолжить отпуск…
— Скорее, чтобы начать его! Я находился в Германии с начала декабря, но все это время практически не отдыхал. Постоянно возникали какие-то дела. Пару недель назад, к примеру, совершил вояж в Лондон. Посетил матч “Арсенала” с “Челси”, побеседовал с Александром Глебом и Арсеном Венгером. Не забывайте также, что на стажировке в Германии недавно побывали несколько белорусских тренеров. Я находился в контакте и с ними, и с Артемом Радьковым, который приезжал в Нюрнберг на мед- обследование. Вы помните, в ходе сезона у него были проблемы со здоровьем. Мы вместе посетили ряд матчей бундеслиги и Кубка УЕФА. И лишь в канун праздников я получил возможность отдохнуть от футбола. Не скрою, немного устал — все же сборная Беларуси под моим началом провела семь матчей за три месяца. Работы хватало, и, думаю, я заслужил право чуть-чуть расслабиться. Однако пауза будет совсем недолгой — 7 или 8 января возвращаюсь в Минск, чтобы вновь приступить к исполнению своих обязанностей. Ведь уже в начале февраля сборной предстоит принять участие в международном турнире на Мальте.
— В Германии Рождество, наверное, важнее, чем Новый год?
— Да, так уж сложилось исторически. Этот праздник я встретил в своем доме в Йене, в узком семейном кругу. Собрались мои жена, оба сына со своими девушками и мама, которой уже 81 год. Гостей не приглашали. Поставили елку, обменялись подарками, ну а затем сели за стол — ели, пили, в общем, отдыхали. Для нас это редкая возможность встретиться всем вместе. Я работаю в Беларуси, один из сыновей — во Франции, второй учился в австралийском университете, но вот сейчас нашел работу в Мюнхене. Короче говоря, мы космополиты… Новый год, думаю, отпразднуем аналогичным образом — никуда не пойдем и останемся дома. Нам есть что обсудить — работу, какие-то семейные вопросы.
— В вашей семье есть традиционное праздничное меню?
— Мы очень любим рыбу и морепродукты. А на этот раз я привез из Беларуси икру. Купил ее в минском гипермаркете “Корона”, как и две бутылки “Советского шампанского”. Брют для мужчин и полусухое для женщин. В Германии цены на продукты гораздо выше, так что я сэкономил. В общем, отметили Рождество в каком-то смысле на русский манер.
— В Йене сейчас теплее, чем в Минске?
— Я бы сказал, наоборот — холоднее. Когда приезжал в Беларусь, там не было снега и температура превышала нулевую отметку. У нас же все белым-бело. Климат в последние годы заметно меняется. Похоже, мир сошел с ума…
— А чем занимается ваш ассистент Харальд Ирмшер?
— Тоже отдыхает. Он ездил со мной в Лондон, ну а сейчас находится со своей семьей в Йене. Харальд живет в двух километрах от меня, в соседнем районе. Конечно же, мы поздравили друг друга с Рождеством.
— Коль вы упомянули о недавнем визите в Англию, можете рассказать о нем подробнее?
— Для меня было важно встретиться с капитаном сборной Глебом, узнать, как у него дела. К сожалению, Александра по-прежнему беспокоит мышечная травма. Из-за нее в том же матче с “Челси” он вынужден был покинуть поле во втором тайме. Это довольно серьезная проблема, и нам всем вместе надо ее как-то решать. Но у Глеба даже нет времени на лечение — “Арсенал” проводит по две встречи в неделю. Наш капитан играет очень важную роль в клубе. Венгер сказал мне, что это лучший сезон Алекса в составе “канониров”.
— Четырнадцатого января вы наведаетесь в Загреб, где представители нашей группы попытаются выработать календарь отборочных матчей…
— Первоначально, как известно, это мероприятие было намечено на 19 декабря. Но затем его перенесли на январь. В принципе для меня не имеет значения, в какой день встречаться. По опыту прошлых лет могу лишь сказать, что предстоит тяжелая битва. Все участники будут отстаивать свои варианты, а в результате никто не получит сполна то, что хочет. Но я настроен оптимистично. Подготовка к старту отборочного цикла обещает стать плодотворной. Ведь нам удалось договориться о спаррингах с очень сильными соперниками — Турцией, Германией и Аргентиной.
— В этом, думается, велика ваша заслуга.
— Основные переговоры вела федерация, а не Штанге. Но какие-то идеи я, конечно, высказывал. Особенно горжусь тем, что мы сразимся со сборной Германии. Уже сейчас с нетерпением жду этого поединка. Предварительная договоренность о нем была достигнута в ЮАР во время жеребьевки отборочного турнира чемпионата мира. Там у меня состоялась беседа с менеджером “бундестим” Оливером Бирхоффом, с которым я неплохо знаком. Речь вообще-то шла сразу о двух встречах — в Германии и в Минске. Пока удалось решить вопрос только об игре в Кайзерслаутерне. Но есть надежда, что в ближайшие год-два немцы пожалуют в Беларусь с ответным визитом. Мы будем продолжать переговоры.
— На родине за последнее время у вас часто брали интервью?
— Да. Но, к сожалению, не всем журналистам можно доверять. Меня очень огорчило то, что написала “Sueddeutsche Zeitung”. Знаю, что “Прессбол” перевел это интервью, и отклики читателей были неоднозначными. Поэтому хочу сказать, что я никогда не говорил: дескать, в Беларуси нет сборной U-21 и системы юношеского футбола. Это полный бред, как такое можно было вообще придумать? Я постоянно нахожусь в контакте с тренерами сборных младших возрастов, а “молодежка” лидирует в отборочной группе чемпионата Европы. Достаточно зайти на официальные сайты УЕФА и ФИФА, чтобы убедиться в этом. “Sueddeutche Zeitung” — черная, грязная газета, отражающая интересы определенных сил. Эти безмозглые идиоты устроили провокацию, хотели придать интервью политическую окраску — мол, в Беларуси все так плохо. И поэтому вложили в мои уста откровенную чушь. Я был ужасно зол. Мы с белорусской федерацией написали в эту газету гневное письмо.
— А нормальные издания к вам обращались?
— Конечно! Я дал немало интервью — к примеру, газетам “Tageszeitung Berlin”, “FAZ”, известному таблоиду “Bild”. Все они напечатали мои слова без искажений. Могу привезти эти газеты и показать вам! Но, к сожалению, не все ваши коллеги действуют честно. “Sueddeutsche Zeitung”, кстати, потом обращалась ко мне за комментарием жеребьевки отборочного турнира чемпионата мира. Но я наотрез отказался с ними общаться. Иногда посмотришь — чего только обо мне не напишут! Мол, я был правой рукой Саддама Хуссейна. Ну конечно! Вы знаете, где сейчас подручные бывшего иракского диктатора? В тюрьме или на том свете. Я же — просто тренер, и сборная Ирака стала одним из этапов моей карьеры.
— Чего вы ждете от 2008 года?
— Надеюсь, что все те, кто имеет отношение к сборной Беларуси, объединят свои усилия. Ведь цель у нас одна. И тогда, возможно, у нашей маленькой, молодой страны появится шанс. Понимаю, людей много, и у каждого свое мнение. Все считают свою точку зрения единственно верной. Но, чтобы чего-то добиться, надо работать вместе. Хочется верить, мне удастся хорошо подготовить команду к старту отборочного турнира. И мы сыграем так, как в последних матчах с Албанией и Голландией. Может, даже лучше — если только в команде установится атмосфера единства.
— А что бы вы пожелали на Новый год читателям “Прессбола”?
— Хочу от всей души поздравить их с праздниками. И выразить надежду, что в следующем году они будут чаще проявлять солидарность со сборной. А мы, в свою очередь, постараемся порадовать болельщиков хорошими результатами. Если же говорить не о футболе, то желаю всем белорусам мирной жизни. Очень важны хорошая работа и здоровье, семейное счастье. Хочу сказать, что я все больше и больше люблю Беларусь. До июля нынешнего года ваша страна являлась для меня загадкой. Прежде никогда там не был и обладал лишь малой информацией. Но за месяцы, проведенные у вас, я научился ценить доброту и гостеприимство белорусского народа. Особенно доброжелательно ко мне относятся минчане. Скажем, когда я бываю на Комаровском рынке, многие продавцы там не знают, кто такой Бернд Штанге. Эти люди не следят за футболом, однако очень любезно и приветливо со мной общаются. Я ценю душевную теплоту белорусов и желаю вам всего самого наилучшего. С Новым годом!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь