КЧС. БАТЭ возвращается на родину досрочно
Без блеска в глазах
Возвращение из уютного спорткомплекса “Олимпийский” в полутемный и тесный спартаковский зал резко отрицательно сказалось на настроении футболистов БАТЭ. Держа в уме тот нюанс, что исход поединка с потерявшим всякие турнирные перспективы “Пюником”, скорее всего, станет пустой формальностью (забегая вперед, заметим, что так, собственно, и произошло, ибо “Сконто” в пух и прах разбил таджиков), игрокам было сложно заставить себя выкладываться по полной программе, подвергаясь опасности получить нелепую травму. Вероятно, этим можно объяснить то, что на матч белорусы вышли в расхоложенном состоянии. Когда же игра свернула в незапланированное русло и пришлось мобилизовать морально-волевые силы, перестроиться на ходу оказалось архисложно. Матч для белорусского чемпиона выдался напряженным, нервным, из разряда тех, когда ждешь не дождешься избавляющей от душевных мук финальной трели. Причем счет в данном случае не играл абсолютно никакой роли. Ведь даже если бы БАТЭ удалось дожать неуступчивого соперника, этот матч так и остался бы в памяти как самый неудачный для него на турнире.
БАТЭ (Борисов, Беларусь) — ПЮНИК (Ереван, Армения) — 1:1
МОСКВА. 20 января. Манеж “Спартак”. 600 зрителей (вместимость — 600). Начало в 15.00. Вход свободный.
СУДЬИ: А.Сапаев (Туркменистан), Е.Волнин, В.Енютин (оба — Россия).
БАТЭ (4,88): Жевнов — 5 / Рогожкин — 4,5, Мардас (к) — 5,5, Бага — 5 (Тарасенко, 38 — 5,5), Невинский — 5 / Рубненко — 4,5 (Лошанков, 22 — 5,5), Ковалюк — 4,5 (Кобец, 58 — 5), Страханович — 5 (Чумаченко, 71 — б/о), Скрипченко — 4,5 (Шорох, 53 — 4,5) / Беганский — 4,5 (Гончарик, 46 — 4,5), Рындюк — 5,5.
Запасной: Федорович.
ПЮНИК (4,86): Эдель Апула — 5 / Артур Мкртчян — 4,5, Траоре — 5, Билибио — 4,5 / Пачаджян — 4,5, Алексанян — 4,5, Агван Мкртчян — 5, Минасян (к) — 5,5, Ж.Оганесян — 5, Ломбе — 4,5 (Парцикян, 75 — б/о) / Манучарян — 5,5.
Запасные: Карагезян, Григорян, Антонян, А.Оганесян, Карич, Энама Медия.
ФОРМА КОМАНД: желто-синие майки, желтые трусы — синие майки, черные трусы.
ГОЛЫ: 0:1 — Манучарян (15, пас — Пачаджян). 1:1 — Рындюк (28, с пенальти за снос Рындюка).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Бага (35), Невинский (67) (оба — за грубую игру), Рогожкин (72, за неспортивное поведение), Минасян (79, за грубую игру).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА: 92.03 (46.01 + 46.02).
УГЛОВЫЕ: 4 (2+2) — 2 (1+1).
УДАРЫ ПО ВОРОТАМ: 19 (7+12) — 11 (6+5).
В створ ворот: 5 (2+3) — 4 (2+2).
В штанги и перекладины: 0 — 1 (0+1).
Мимо ворот: 12 (5+7) — 5 (4+1).
Блокированные: 2 (0+2) — 1 (0+1).
ФОЛЫ: 26 (13+13) — 24 (10+14).
ОФСАЙДЫ: 3 (1+2) — 2 (1+1).
На фоне БАТЭ, не имеющего в составе легионеров, ереванский клуб выглядел довольно экзотично. В его заявке мы насчитали восемь иностранцев, причем, как принято у нас говорить, из дальнего зарубежья. Все они — наследство от прежнего главного тренера аргентинца Оскара Лопеса, при комплектовании состава делавшего ставку на латиноамериканских и африканских игроков. Однако возжелавший значительно повысить свой тренерский гонорар Лопес не нашел понимания у хозяев клуба и уже далече от Еревана, постепенно тает и легион футбольных наемников. Впрочем, в матче с белорусами иностранная составляющая “Пюника” выглядела достаточно внушительно: аргентинец Билибио, малиец Траоре и камерунцы Эдель Апула и Карл Ломбе.
Но отнюдь не наличие “шоколадных” футболистов в форме “Пюника” вызвало оживление на так называемой спартаковской трибуне. Под 16-м номером, закрывавшим всю спину, на поле вышел самый юный участник “КЧС” — 15-летний (!) Жорик Оганесян. Поначалу казалось, что появление этого желторотого птенца объясняется лишь тем, что он — сын президента клуба, лучшего игрока Армении ХХ века Хорена Оганесяна. Ибо малейшее соприкосновение с ним мощного Баги неизменно порождало падение несовершеннолетнего футболиста и смех в зале. Но прошло совсем немного времени, и вундеркинд доказал, что его появление в составе — отнюдь не отцовская прихоть. Два-три великолепных “резаных” паса за “шиворот” белорусским защитникам, после которых в штрафной БАТЭ моментально становилось горячо, убедили — природа не всегда отдыхает на детях великих мастеров кожаного мяча.
Оба предыдущих поединка борисовчане начинали по одному сценарию — с быстрых голов. И когда на 2-й минуте судья прервал игру на подступах к штрафной “Пюника”, мелькнула мысль: неужто и на этот раз сработает приятная традиция? Не сработала — удар Рындюка мимо “стенки” не дружил с точностью.
Чем больше кругов делала минутная стрелка часов, тем становилось все более очевидным, что БАТЭ не похож на самого себя. В сравнении с шустрыми, раскрепощенными, играющими в свое удовольствие армянами белорусы выглядели этакой безликой, серой массой. Футболисты много суетились, им явно не хватало простора, а еще — игровой дисциплины. Пробел в последнем компоненте и породил первую серьезную проблему. На 15-й минуте, попав под колпак прессинга, защитники БАТЭ проявили несвойственную им нервозность, за что и были наказаны метким ударом еще одного ереванского вундеркинда — 16-летнего форварда Манучаряна. И хотя Жевнов вовремя среагировал на коварный удар и, вытянувшись в струнку, сумел дотянуться до мяча, тот предательски юркнул в угол и… через дырку в сетке выкатился за пределы ворот. Но бдительный арбитр гол засчитал.
Впервые на турнире примерив к себе роль догоняющих, борисовчане вдруг обнаружили, что суммарной силы воли для того, чтобы переломить ход поединка, им недостает. Совершенно выпал из игры Рубненко, которого через два десятка минут пришлось усадить на “банку”. Долгое время в тени пребывали Скрипченко и Ковалюк, Беганский в верховых дуэлях никак не мог перехитрить уступающего ему в росте, но удивительно прыгучего Траоре. Сильное звено БАТЭ — полузащита — на этот раз работала вхолостую. Верный признак неудовлетворенности тренера действиями команды — массовые замены. Юрий Пунтус по максимуму воспользовался возможностью “передернуть” состав, и концовку матча, по сути, проводила уже другая команда.
В определенной степени борисовчанам повезло, что на исходе получаса коллективных мучений судьба преподнесла им подарок в виде пенальти. Ведь Рындюка, получившего мяч на входе в штрафную площадь от технично сыгравшего Беганского, вовсе не обязательно было по-хоккейному встречать на бедро, как это бесшабашно сделал Билибио. К “точке” подошел сам пострадавший и четко уложил мяч в недоступный для вратаря правый “низ”.
Дебют второй половины матча дал надежду на то, что наша команда сбросила с себя оковы летаргического сна. БАТЭ с ходу провел две живеньких атаки, вынудив “Пюник” выбранную на матч схему 3-6-1 преобразовать в более защитный вариант. А на 57-й минуте Гончарик, сменивший Беганского, получил прекрасную возможность вывести партнеров вперед. Ковалюк продольным пасом нашел на линии штрафной Рындюка, а тот продолжил атаку оригинальным трюком — пяткой послал мяч вразрез между защитниками на ход Гончарику. Увы, замах у форварда получился намного лучшим, чем удар.
К сожалению, оптимизм борисовчан угас так же быстро, как и появился. Разыгравшиеся армяне все чаще стали разрывать защиту БАТЭ, которая с трудом отражала лихие наскоки южан. 73-я минута едва не стала для белорусов роковой. Капитан “Пюника” Минасян, мозг и мотор команды, решил перехитрить Жевнова при исполнении штрафного удара. Показывая всем видом, что будет делать навес на 11-метровую отметку, он неожиданно стрельнул в ближний угол — штанга! А еще через пять минут Манучарян и Агван Мкртычян с удивительной легкостью вскрыли наш правый фланг, и от неприятностей уберегло лишь то, что неопытный Манучарян вместо прострела вдоль ворот набегавшему свободному партнеру предпочел пробить сам — Жевнов прикрыл ближний угол наглухо.
А завершиться эта бесплатная нервотрепка могла вполне счастливым хэппи-эндом. Вошедшему в игру незадолго до ее окончания Чумаченко стараниями Лошанкова и Кобеца было организовано рандеву без свидетелей с камерунским голкипером, однако шикарным шансом вывести БАТЭ на первое место в группе Игорь не воспользовался. Эдель Апула с ловкостью лесного зверя метнулся под обводящий удар и рукой изменил направление полета мяча ровно настолько, чтобы он миновал “рамку”.
ПОСЛЕ МАТЧА
Юрий ПУНТУС (главный тренер БАТЭ):
— У нас игра не получилась. Тому были как объективные, так и субъективные причины. По-прежнему остаюсь при мнении, что спартаковский манеж не располагает условиями, необходимыми для качественной игры. А в матче примерно равных соперников на тесном поле с жестким покрытием шансы уравниваются. Но манеж — это одна сторона медали. Вторая же состоит в том, что мы не смогли перебороть себя и должным образом настроиться на игру. Конечно, престижней было бы занять первое место в группе. Не получилось. Сразу отвергаю разговоры о том, что мы таким образом выбирали себе соперника по четвертьфиналу. Подобное было в принципе невозможно, поскольку он стал известен лишь через четыре часа после нашей встречи с “Пюником”.
— Прокомментируйте ранние замены Рубненко и Баги.
— Игрой Рубненко остался недоволен. Замена Баги диктовалась другими обстоятельствами. Он получил желтую карточку. Зная его горячий характер и учитывая неуверенное судейство туркменского арбитра, решил перестраховаться и выпустил на поле Тарасенко, который по плану и должен был менять Алексея, но чуть позже.
— Чем объясните отсутствие в составе Молоша?
— Дима не был на сто процентов готов к этой игре. И хотя он рвался на поле, решили поберечь его до более важных игр.
— Первую десятиминутку второго тайма вы провели достаточно уверенно. Наверное, в перерыве состоялся откровенный разговор с командой?
— Разговор действительно был, но далеко не на повышенных тонах. Скорее наоборот. Мне показалось, что в первом тайме очень нервозно вели себя на поле Рогожкин и Мардас, а это им несвойственно. Поэтому попытался найти слова, чтобы раскрепостить их, успокоить.
Самвел ПЕТРОСЯН (и.о. главного тренера “Пюника”):
— Получилась боевая игра, справедливо завершившаяся вничью. Команды очень старались, бились до конца. Хотя ошибок было много у обоих соперников. Но это вполне объяснимо — проводился третий матч за четыре дня, команды играли на фоне серьезной усталости. БАТЭ очень понравился, и я искренне желаю ему удачи на стадии плей-офф.
— Игра вашей команды приятно удивила. Что помешало сыграть так в двух предыдущих встречах?
— На турнире мы не ставили серьезных целей. Главная задача состояла в проверке прибывших на просмотр новичков-легионеров. Они и составляли костяк команды во встречах со “Сконто” и “Регаром”. Всех их отправляем домой — они нам не подходят. А в матче против БАТЭ выставили привычный состав “Пюника”. Отсюда и результат. Правда, решили проверить в серьезном деле еще необстрелянных юнцов бурно прогрессирующих в последнее время Жорика Оганесяна и Эдгара Манучаряна.
— Вы сказали, что БАТЭ вам понравился. А кого персонально выделите в составе белорусов?
— В первую очередь Рындюка. Одной игры мне было достаточно, чтобы понять — это талантливый форвард. А еще был поражен довольно четкой игрой вашей оборонительной линии.
— Против борисовчан вы выставили лишь одного форварда…
— Не от хорошей жизни. Те, кто мог нам помочь, травмированы и остались дома. Потому не было иного выхода, как выпускать совсем зеленого Манучаряна. И не прогадали. Согласитесь, он забил эффектный гол.
Геннадий Мардас: настроиться не смогли
В хороших матчах довольно просто находить героев для послематчевых интервью. За худшие же приходится отдуваться капитану — такова уж его доля. Тем более что Геннадий МАРДАС стал непосредственным участником обоих голов: забитого и пропущенного.
— К сожалению, нас выбил из колеи пропущенный мяч. Еще хорошо, что удалось достаточно быстро отыграться. Но причина нашей невыразительной игры, на мой взгляд, кроется в ином и объясняется пресловутыми особенностями спартаковского манежа — узкое поле, жесткое покрытие и низко висящая над полем сетка.
— Со стороны показалось, что команда вышла на поле с чересчур благодушным настроением.
— Это так. Почему такое стало возможным? Наверное, в подсознании уже сидела уверенность, что в четвертьфинал мы пробились. Но, встретив серьезный отпор со стороны противника, на нужную волну настроиться уже не смогли.
— Это была худшая игра БАТЭ на турнире?
— Думаю, да. У нас совершенно не заладилась комбинационная игра. Если бы смогли сыграть так, как со “Сконто”, когда подолгу контролировали мяч, остро атаковали, то армянской команде пришлось бы несладко.
— Что скажешь о “Пюнике”?
— Задорная команда. У армян многое получалось. Но в этом виноваты прежде всего мы. Уж слишком много свободы давали сопернику. А это был шанс для “Пюника”, и его игроки за него ухватились. Известно, что лучшее средство борьбы против южных команд — плотная игра и умение заставить их двигаться без мяча. Мы этого сделать не смогли, чем усложнили себе жизнь.
— Ты в курсе, кого опекал?
— Какие-то молодые парнишки то и дело сновали перед носом, но их лиц не успел запомнить.
— Один из них, игравший в атаке из глубины поля, — сын Хорена Оганесяна.
— Даже и не знал об этом. В одном из эпизодов к нему подбежал главный арбитр, проверил наличие щитков и попросил подтянуть гетры. Но у паренька ножка еще детская, тоненькая. Он подтянет гетры, а они опять сваливаются.
— Не кажется ли тебе, что уж очень легко армяне забили гол?
— Да мы его сами себе привезли. Невинский владел мячом, его начали прессинговать игроки атаки “Пюника”. Вове ничего не оставалось, как откатить назад, но мяч прилетел мне под левую ногу. Конечно, мог с ходу пульнуть, но был велик риск попасть в сетку под потолком, потому и решил подработать мяч под правую ногу. Пока это делал, уже начали накрывать меня. Выбить-то успел, но задел армянского нападающего. Мяч срикошетил и прилетел к крайнему полузащитнику “Пюника”, а тот в одно касание отправил его к дуге перед штрафной. У нас не сработала подстраховка, и потому форвард бил практически без помех.
— В комбинации, приведшей к пенальти, с которого был проведен ответный гол, ты тоже участвовал.
— У нас не ладилась игра в пас, мало было фланговых проходов. Долгое время мы пытались что-то сделать, но не получалось. И в одном из моментов я решил сыграть просто — сильно ударил вперед в надежде на Беганского. Паша поборолся за мяч и грудью сбросил на ход Рындюку, против которого в штрафной применили недозволенный прием.
ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ
Четвертый раз в рамках “КЧС” встретились белорусский и армянский клубы. Впервые была зафиксирована ничья. Прежде трижды наши команды праздновали победы: “Беларусь” (год — 1993, соперник — “Оменедмен”, счет — 2:0), минское “Динамо” (1998, “Ереван”, 2:0), БАТЭ (2000, “Ширак”, 5:1).
Лишь третий раз за историю проведения “КЧС” белорусская команда закончила групповой турнир без поражений. Прежде подобное удавалось “Беларуси” (год — 1993, баланс игр — +3=0-0, 9-2, место в группе — 1-е) и минскому “Динамо” (1996, +3=0-0, 10-5, 1-е).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь