БЕЛАРУСЬ — ЧЕХИЯ. Отсчет обратный

14:32, 4 сентября 2003
svg image
710
svg image
0
image
Хави идет в печали

В дорогу дальнюю

На нашем футбольном календаре пора очередных потрясений. Это время, которое провоцирует быть оптимистом и вслух разделять чье-то стремление к высоким чарующим целям. Давайте не будем. Лучше, как когда-то в час “призыва на царство” Эдуарда Малофеева, попробуем сойтись на том, что в футболе не бывает чудес. Достойного результата не достигнешь рывком — это долгая дорога, отправляться в которую надо с возом знаний, четким планом и запасом терпения, а не с дюжиной зазубренных заповедей.

Дело тренера — перед каждым матчем говорить о стремлении к максимальному результату. Но его обязанность — отдавать себе отчет в том, насколько этот максимум достижим.

Счастье болельщиков (журналисты — из их числа) — верить в лучшее до стартового свистка и хотя бы иногда радоваться после свистка финального. Их мудрость — в умении прощать, отличать пусть даже неудачные старания и работу от непрофессионального отбывания номера.

Сегодня мы можем только предполагать, каким окажется для главной команды страны “эпоха Байдачного”. Не думаю, что игра против чехов, как бы она ни сложилась, существенно приблизит нас к ответу на этот вопрос. Уж слишком далеко назад оказалась отброшена сборная всего за год, прошедший после печального ЧП с “высоким давлением”. В наследство Байдачному остались связка “баранок”, пустые полки и разобщенная группа футболистов, деморализованных неопределенностью и краснобайством. Знаете, что было одной из главных проблем нового штаба сборной в последние дни? Найти видеокассеты с записями прошлогодней октябрьской встречи с чехами в Теплице и их мартовского поединка с голландцами! А ведь оба матча транслировало БТ…

В этом недоброй памяти цикле нас огорчительно отучили от естественного восприятия футбола как процесса демонстрации чисто физических умений — тем более успешного, чем больше в нем проявлений ума. События в сборной и ее игра пристрастили нас к подходам нравственно-этическим. Случилась ли очередная измена игровым принципам? Удалось или нет главному тренеру продержаться в трезвости до вечерней тренировки? Излечилось ли от звездной болезни дерзкое бундеслиговское дарование? Каким образом пересекали госграницу сребреники, полученные за капитуляцию в Инсбруке? За разоблачением предателей не оставалось времени на отработку “стандартов”. Помощь псковским друзьям вытесняла из планов далекие выезды для просмотра кандидатов. А пауз между штудированием “Нового завета” и конспектированием Монтеня было мало для того, чтобы из информации о ближайшем сопернике в памяти остались хотя бы номера и фамилии…

Все это было не далее чем вчера. А уже завтра — выход сборной против чехов.

Абсолютная вменяемость

Байдачному невозможно отказать в очевидном достоинстве — он говорит о футболе совершенно понятным языком, чутко адаптированным к уровню слушателя. Это особенно важно, когда во главу угла поставлена авральная смена тактических ориентиров. Хотя зональный принцип построения игры большинству футболистов сборной знаком не понаслышке, надо немало потрудиться, чтобы разрозненные знания всех привести к общему знаменателю знания коллективного. Усердные занятия теорией — обязательный пункт программы каждого предматчевого дня.

Знаменательно, что новый тренер сборной сразу же открестился не только от упрощенных тактических постулатов предшественника. Он принципиально иначе формулирует и главную задачу доматчевой подготовки. Малофеев постоянно говорил о необходимости максимального сближения уровней физической кондиции игроков. Байдачный убежден, что считанных дней сбора для серьезной работы над “функционалкой” изначально недостаточно, поэтому в идеале к приезду в сборную футболист-профессионал должен готовиться заранее и самостоятельно. Возможную же разбежку в уровнях индивидуальной готовности следует принимать уже как данность и учитывать при выборе состава. А имеющиеся в распоряжении тренера дни разумнее посвятить постановке командной тактики, отработке розыгрышей стандартных положений и, непременно, повышению эмоционального тонуса.

Товарищеский поединок с иранцами команда провела фактически с листа, собравшись накануне. В этом смысле встреча с чехами станет полноценным дебютом не только новой тактики сборной, но и даст хотя бы косвенную оценку новой философии подготовки к играм.

Не знаю, как вам, а автору этих строк как-то спокойнее отправляться на стадион в уверенности, что любой из наших защитников будет четко представлять, в какой из зон чаще завязывают фирменный перепас Коллер и Росицки или что изменится в его обязанностях, стоит сопернику заменить, к примеру, Шмицера на Вахоушека. Такое знание — конечно же, не гарантия от завтрашних неприятностей со стороны чешских виртуозов. Но это существенно понижает вероятность повторения позора и стыда, которыми был катастрофически богат этот цикл.

Дефицит против изобилия

К слову, при оценке дебюта Байдачного надо непременно учитывать и ситуацию кадрового вакуума, в который он угодил. Малофееву и в страшных снах не снилось столько различных в причинах, но совпавших во времени потерь: Глеб, Белькевич, Хацкевич, Ковба, Омельянчук, Лаврик, Шунейко… Фактически тренерскому штабу остается выбор лишь среди голкиперов и защитников. Игроков средней линии (особенно диспетчерского склада) и нападающих — в обрез. Состав группы атаки, с вариантами разве что в распределении позиций, можно, не боясь ошибиться, называть уже сегодня.

И это перед матчем с соперником, наставник которого наверняка терзаем думами прямо противоположными: как отобрать “одиннадцать первых” из двух десятков доставшихся ему мастеров, половина которых — и вовсе мегазвезды?

Взглянуть на предстоящий матч условным взглядом из лагеря сборной Чехии — занятие довольно занимательное. Карел Брюкнер готовит команду к поистине атомной связке из двух поединков, главнейший из которых — отнюдь не минский, а следующий — против голландцев. В последнем обстоятельстве кроется, не исключено, самый весомый из объективно небогатых шансов белорусов на удачу. Для гостей завтра будут явно нежелательны лихие повороты сюжета, связанные с излишней тратой сил и эмоций. Велика вероятность, что они сделают ставку на победу малой кровью, предпочтут тактику выжидания чужой ошибки, не станут без повода и нужды пускать в ход всю свою атакующую мощь. Впрочем, с такой же степенью уверенности можно предполагать и стратегию “блицкрига” с целью быстрее достичь перевеса и перевести игру в режим удержания.

При изобилии почти равноценных исполнителей Брюкнер вполне может остановиться и на варианте состава без пары-тройки первых номеров — хотя бы из желания уменьшить перед пражской баталией риск потерь. А ведь список основных игроков чешской сборной, имеющих по одному предупреждению, не так уж короток: защитники Григера, Уйфалуши, Янкуловски, хавбеки Росицки, Шмицер, Галасек.

Вообще-то наставнику сборной Чехии тоже не позавидуешь. Уж слишком много нюансов и факторов приходится обдумывать и сопоставлять Брюкнеру в эти дни. Возможно, это тот случай, когда богатый выбор начинаешь воспринимать уже не как благо, а как дамоклов меч — слишком высокой может стать цена ошибки. К тому же поединки против команд, обновивших в канун игры командный пункт, во все времена считались матчами повышенной сложности.

“Фактор Байдачного”… Так хочется, чтобы такой заголовок подошел для вторничной рецензии на завтрашний матч.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?