Голос галерки. Ключ 16х12
Первый, оставляющий все как есть, уже неприемлем в силу провозглашенной стратегии перемен. Второй план, возвращающий нас в прошлый сезон, также нелогичен по причине своей очевидной псевдореформаторской сути: зачем, господа хорошие, было переходить на 16-командную “вышку”, чтобы через год опять вернуться на круги своя к 14? И в который это уже раз? Так и будем болтаться, словно гаечный ключ 16 на 14 в той проруби? Четвертая хитрая схема с двумя этапами и разбивкой на восьмерки прикреплена в проект-2008 на манер страшного атомного взрыва, приклеенного когда-то режиссером Гайдаем к концовке “Бриллиантовой руки”, чтобы пугнуть и тем самым отвлечь и умерить рвение ретивых консерваторов-цензоров. Таким образом, при всем кажущемся богатстве выбора, альтернативы третьему подходу, похоже, нет. А значит, велика вероятность того, что белорусский Д1 покинут поздней осенью пятеро слабых, а пополнит всего один. Таково веление времени. Готовьтесь к жесткой ротации, будет интересно!
Не так уж важно, чем руководствовалась ассоциация БФФ, затевая реформы. Будем думать, что побудительные мотивы шли от жизни, что называется, от земли, и необходимость перемен продиктована стремлением предотвратить перманентное сползание нашего элитного дивизиона к уровню первенства КФК, желанием создать условия для развития конкурентоспособности отечественного клубного футбола. Нынешнее пополнение высшей лиги в виде “Гранита”, “Локомотива” и “Савита”, откровенно говоря, пока мало впечатляет. У первых двух уже который год нет даже собственного стадиона по месту прописки. Да и печальная практика мирного сосуществования в “вышке” пары клубов из одного областного центра, на примере почивших в бозе могилевских “Трансмаша” и “Торпедо-Кадино”, не очень- то свидетельствует в пользу стойкой жизнеспособности земляка “Савита”, дай бог ему здоровья. Желая неофитам всяческого процветания и дальнейших спортивно-коммерческих успехов, хотелось бы в первую очередь обратить их внимание на пункт 5.6 проекта регламента, предписывающий каждой команде высшей лиги оборудовать футбольное поле домашнего стадиона системой искусственного подогрева уже с сезона 2009 года.
Жизнь диктует свои суровые законы, а БФФ — “Руководство по лицензированию футбольных клубов”. Если верить пункту 5.3 регламента, чего только не должен иметь стадион, на котором проводятся матчи! Кроме поля с травой и воротами, это трибуны минимум на три тысячи индивидуальных мест, специальные комнаты для судей, отдельные — для допинг-контроля, для просмотра видеозаписей, для съемок пресс-конференций. Ложи для журналистов, VIPов, инвалидов, ветеранов… В довершение принимающая сторона обязана обеспечить достаточное количество прохладительных напитков, кофе, чая для всех участников матча и, как апофеоз гостеприимства, предоставить раздевалку для приезжей команды, оборудованную удобной мебелью (стульями и креслами не меньше чем на 22 места, вешалками, полками, зеркалами, полотенцами, массажными кушетками и т. д.), душем с горячей и холодной водой как минимум на семь мест и туалетом самое малое на четыре места. Про горячую воду и 22 кресла — это ловко придумано, но с реальной практикой, увы, редко где сообразуется. Ну а коли приспичит вас нужда задуматься о банальном, пардон, стуле, то прописанная регламентом туалетная норма, прямо скажем, выдерживается только в Бресте и Витебске, да еще вроде в Гомеле, бывалые люди не дадут соврать. Даже на минском стадионе “Динамо” “удобства” в раздевалке имеют одно, извините, “место” и один же писсуар. Невтерпеж при таких делах задаться вопросом: зачем закладывать в основной футбольный закон заведомо невыполняемые положения? Или бумага все стерпит? Впрочем, все лицензионные ухищрения не с потолка берутся, а, очевидно, подогнаны под высокие стандарты ФИФА. Жаль только, что адаптировать их к нашей футбольно-хозяйственной реальности пока получается с трудом.
Тем, кто все еще хочет получить лицензию на право участия в национальном чемпионате, возможно, небезынтересно узнать, что, согласно пункту 11.3, клубы несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, установленных регламентом. В том числе за поведение зрителей и официальных лиц клуба, а также за обеспечение необходимых организационных мероприятий, связанных с проведением матча. С этой целью в командах назначается специальное лицо на штатной основе, отвечающее за эти вопросы, — офицер по безопасности. Исходя из пункта 16.3, дружины высшей лиги, помимо дубля, обязаны содержать и обеспечивать участие своих юношеских команд в республиканском первенстве среди футболистов 1991, 1992, 1993, 1994 годов рождения. И, главное, всегда помнить, что в силу пункта 3.10 регламента уже по ходу чемпионата клуб может быть исключен из состава его участников за невыполнение в течение сезона-2008 требований, предусмотренных “Руководством БФФ по лицензированию”.
Хочется надеяться, что к предстоящему совещанию в БФФ представители команд придут со своими конструктивными замечаниями на разосланный им документ, идущими от реальной футбольной практики, от жизни. Не в пример прошлому году, когда, не глядя, “слушали-постановили” на заседании исполкома еще в последний день января, а потом на финише сезона солигорский тренер Вергейчик долго возмущался тем, как из-за незначительной правки в регламенте его клуб лишился места в Кубке УЕФА, несмотря на равенство очков с “Гомелем” и при преимуществе в очных встречах. Только чего же было негодовать, ежели сами эти бумажки подмахнули не читая? В теперешнем проекте регламента порядок определения мест в турнирной таблице прописан даже дважды, так сказать, продублирован на всякий случай для особо внимательных. Делайте замечания, если есть таковые! Должны быть, не могут не быть! Скажем, касательно порядка оформления официальных протоколов матчей. В нынешней версии из пункта 6.11 зачем-то исчезла норма о том, что представители команд (главный тренер или начальник) обязаны подписать его по окончании игры. И вообще, раз протокол — это единственный юридически значимый документ, от правильности и безупречности составления которого порой зависят турнирные судьбы, то, может, стоит раз и навсегда четко определить круг лиц, имеющих право и несущих обязанность составлять и подписывать данную бумагу как до игры, так и после? А то по проекту нынешнего года выходит, что это могут делать некие “официальные представители”, то есть буквально все: от массажиста до видеооператора.
Регламент чемпионата страны — не ночной горшок, а вроде как священный сосуд, к которому стоит относиться бережно и трепетно. Принимая и утверждая нашу футбольную конституцию как руководство к действию, не следует забывать: разруха не в клозетах, а в головах.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь