Максим Ромащенко: заставим Европу трепетать
Но конфликт с тренером, финансовые передряги в клубе не сломили нашего хавбека. Он упорно ждал, работал и был уверен, что его время придет. И нынешний сезон стал для Максима наградой за терпение и трудолюбие. Сегодня трудно представить турецкую команду без белорусского легионера, результативно действующего на своем привычном левом фланге полузащиты. Девять голевых ударов в чемпионате и три в розыгрыше Кубка Турции превратили Ромащенко в любимца местных болельщиков. Добавляет ему вистов и жесткая, на грани фола, игра, следствием которой стали десять желтых карточек и два удаления. По окончании субботней встречи первенства Турции, в которой «Газиантепспор» на своем поле разошелся миром с «Истанбулспором» — 2:2, а Максим, как обычно, провел на поле все 90 минут, корреспондент «ПБ» набрал номер его телефона.
— Максим, судя по всему, ты сейчас находишься в потрясающей форме.
— Скажем так, в неплохой. Она не лучше и не хуже, чем была в бытность моих выступлений за мозырский МПКЦ или московское «Динамо». Просто сейчас я в своей тарелке, чувствую себя в команде очень комфортно. К тому же воодушевлен удачной игрой, неплохой результативностью и на этой волне стараюсь все больше и больше. К слову, уровень турецкого первенства значительно выше российского чемпионата. А о белорусском я вообще молчу.
— В прежние годы ты мог похвастаться столь же результативной игрой?
— Нельзя сказать, что девять мячей за чемпионат для меня привычное дело, но и удивляться этому я бы не стал. Играя за «Динамо», например, как-то наколотил столько же. Правда, сейчас у меня преимущество — чемпионат Турции еще не закончился, так что есть шанс установить личный рекорд результативности.
— Ну, один личный рекорд ты уже установил…
— Это какой же?
— По числу желтых карточек и удалений за сезон. Откуда такая агрессивность взялась?
— А, это все турки виноваты. Вот ведь горячие парни: только прикоснешься к ним, начинают выть, как сирены. Падают, будто подкошенные, симулируют. Да и на судей, чуть что, сразу орать начинают, к сопернику в драку лезут. Нахватался я от них этой дряни.
— На судей кричать стал, в тренеров майками швыряться…
— Первое время действительно очень агрессивно на поле действовал. Нет, ну обидно же, когда абсолютно не при делах, а судья фол фиксирует. Наезжал на него, заводился. Но потом успокоился, стал играть в свойственной мне манере. Привык, наверное.
— А позиция левого защитника, на которой в нескольких матчах тебя использовал главный тренер, тоже привычна?
— Вполне. В мои обязанности входили не столько оборонительная игра, сколько подключения к атаке. Так что особой разницы — действовать в защите или полузащите — для себя не вижу. Главное, чтобы слева.
— В отличие от тебя «Газиантепспор» играет крайне нестабильно. Чего стоит хотя бы недавняя серия из 5:2, 2:5, 5:2…
— А откуда взяться стабильности? Из-за травм и дисквалификаций состав тасуется, как колода карт. Часто на поле приходится выпускать молодежь, футболистов из глубокого резерва. Естественно, меняется и схема игры. А когда мы выходим на матч в оптимальном составе, способны дать бой кому угодно. Жаль, что случается это довольно редко.
— Отсюда вывод: до прошлогоднего третьего места команда вряд ли дотянет.
— Полностью с тобой согласен. К тому же мы провалили старт чемпионата, раздарили очень много очков. Это произошло во многом из-за того, что в межсезонье из команды ушли три ведущих полузащитника. Сейчас стараемся наверстать упущенное, но, кажется, это нереально.
— Эх, вам бы в подмогу Николая Рындюка и Эрика Яхимовича, которые вынуждены были в прошлом году покинуть команду…
— Не думаю, что ситуация изменилась бы к лучшему.
— По крайней мере, тебе веселее было бы.
— А мне и так не скучно.
— Стало быть, не переживаешь, что Николай и Эрик ушли из «Газиантепспора»?
— Нет. Мне от этого даже лучше стало.
— Как так?
— Знаешь — это тема для отдельного разговора. Давай ее касаться не будем.
— Но сейчас-то тебе и поговорить по-русски не с кем…
— Я с Колей и Эриком и так общался не много, так что в этом плане особенных изменений не произошло. А все свободное время проводил и провожу с семьей.
— Турецкий уже выучил?
— Да, общаюсь без проблем. У меня много товарищей среди турецких футболистов, с которыми вполне могу поговорить на любые интересующие нас темы.
— Как предпочитаешь отдыхать?
— Если выдается два выходных дня, то выбираемся посмотреть на другие города — Стамбул, Анкару… Путешествуем, в общем. Столица Турции мне очень понравилась: красивый, большой город. Иногда ездим на машине, иногда на самолете летаем. На море частенько бываем, до него всего 270 километров — два часа на автомобиле.
— Загорел, наверное…
— Что есть, то есть. Хотя сейчас в Турции очень холодно: плюс 20 всего.
— Действительно, зябко для марта… А нет у вашего коуча привычки загонять игроков на базу?
— Нет, что ты — здесь так не принято. Хотя у «Газиантепспора» прекрасная база, лучшая из тех, что мне доводилось видеть. Одно поле с искусственным покрытием, два травяных газона. Сейчас еще и третье готовятся сдать в эксплуатацию. А кормят как! Пальчики оближешь. И главное — ешь, сколько влезет, хоть полдня из-за стола не выходи. Никто не контролирует, каждый сам себе хозяин.
— Значит, тренировочный режим не слишком изматывающий?
— Абсолютно. Остается уйма свободного времени. Это очень большой плюс. Только перед играми тренируемся по два раза, а в остальные дни — разовые занятия. Приехал на базу, потренировался и можешь смело отправляться по своим делам. Никто силком на базе не держит, как практикуется в российских командах, когда игроки между тренировками откровенно дурью маются, не зная чем себя занять. В общем, в Турции я чувствую себя человеком в полном смысле этого слова.
— Но ведь страна-то мусульманская. Пуританские взгляды на жизнь не напрягают?
— Нисколько. Это раньше, наверное, турки были завернуты на своей вере, а сейчас они стали вести себя более раскрепощенно. Фанатиков, которые молятся по пять раз в день, как того требует коран, почти не осталось. Хотя они все равно очень набожные люди. В 17.00 молитву совершают все — вне зависимости от обстоятельств. Бывало, сидим с одноклубником, беседы светские ведем, а он раз, и бухнулся на колени. Вначале это немного шокировало, а потом ничего, привык. В пятницу все в обязательном порядке посещают мечеть.
— Тебя не склоняют к аллаху?
— Нет, к другим вероисповеданиям в Турции относятся очень терпимо. Жаль только, что нет здесь нашей церкви. Я обязательно сходил бы, свечку поставил.
— А женщины Востока по-прежнему угнетены?
— Не заметил, чтобы они чувствовали себя ущемленными и жаловались. До больших турецких городов уже добралась цивилизация — девушки там не соблюдают традиции и одеваются достаточно откровенно. А вот в городках поменьше, можно наблюдать что-то похожее на фильм «Белое солнце пустыни»: длинные халаты, платки… Ничего не разглядишь.
— Не просил какую-нибудь Гюльчатай открыть личико?
— Мне это ни к чему. Я, повторюсь, человек семейный.
— Контракт у тебя заканчивается в октябре нынешнего года. Что потом планируешь делать?
— Как раз сейчас веду переговоры с руководством по этому поводу. Мне предложили остаться. Я согласен, но только если контракт будет заключен до окончания следующего чемпионата.
— Ты же говоришь, что Турция тебе по душе…
— Так-то оно так, но я не собираюсь оставаться здесь навсегда. Летом мне исполнится 26, через год — 27. Самое время попробовать себя в хорошем европейском клубе, в престижном чемпионате. Всегда нужно стремиться к большему, и я надеюсь поиграть в Италии, Испании или Франции.
— А Англия и Германия, значит, не устраивают?
— Отчего же? Если поступят предложения оттуда, ясное дело, отказываться не стану. Но мне больше нравится комбинационный футбол, такой, как в первенствах перечисленных мной стран. Конечно, если бы мне было уже за 30, из Турции никуда и не думал бы уезжать. А так чувствую силы и готов заявить о себе во весь голос.
— А если пригласят в российскую команду?
— Не знаю. Сейчас я склоняюсь к мысли, что отверг бы подобное предложение. Но кто знает: если устроят условия, да команда будет с именем… В общем, если позовут, тогда и буду думать.
— С нынешним главным тренером «Газиантепспора» Саметом Айбабой не конфликтуешь?
— Нет, у нас прекрасные рабочие отношения. Мне нравится стиль его работы. В главу угла он ставит технико-тактические действия, и на тренировках без мяча мы практически не работаем. Не то что Тевсик Лава, который руководил командой в начале сезона. Он грузил игроков физухой, считая, видимо, что это в футболе главное. К тому же Лава использовал меня на непривычной позиции «под нападающими». Это не шло на пользу ни мне, ни команде. Вспоминать же о втором наставнике «Газиантепспора» Сакыпе Озберке, под руководством которого мне пришлось трудиться, вообще не хочется. У него была какая-то патологическая ненависть к иностранцам. Меня он, понятное дело, тоже не жаловал, и на этой почве у нас постоянно возникали конфликты. Именно в него я в порыве ярости как-то запустил футболкой. За что, напомню, был оштрафован на 10 тысяч долларов. Благо, что Озберк в команде продержался недолго. Но какие бы отношения с тренерами ни складывались, это не изменит моего желания испытать себя на более высоком уровне.
— Болельщикам «Газиантепспора» будет тебя не хватать…
— Мне их тоже. Чуть-чуть. Я, конечно, не пользуюсь в Газиантепе бешенной популярностью, но на улицах узнают, и это приятно. Тем паче, что город отнюдь не маленький — около миллиона жителей. Красивый, уютный, чистый. Кстати, на клубном «Фольксвагене-Поло» здесь ездить одно удовольствие: машин в городе мало, никаких тебе пробок или проблем с парковкой. Не в пример Москве. Но есть в Газиантепе и нищета, особенно в старых районах города: жилые дома там больше напоминают бараки. Эти трущобы имеют жалкий вид, и туда носа лучше не показывать. Мы же с семьей любим побродить по центральным паркам, заглянуть в ресторанчик.
— Любимое кафе имеется?
— Их несколько. Нравятся рыбные рестораны, национальные, с настоящей турецкой кухней. Она, кстати, своеобразная, но очень даже ничего. Да и антураж в таких местах впечатляющий.
— К слову, о болельщиках. По числу скандалов турецкие фанаты, пожалуй, уже переплюнули английских. Часто приходится наблюдать их дебоши?
— Случается. Если плохо сыграем, могут блокировать клубный автобус и долго не выпускать его со стадиона. Орут и ругаются при этом, на чем свет стоит. Частенько, недовольные решением арбитра, они выбегают во время матча на поле и пытаются навешать судье кренделей. Бывают и погромы. Особенно в играх-дерби. Тогда и пластиковые сиденья в воздух летят, и костры на трибунах горят. А в принципе, ничего необычного — фанаты сейчас везде неспокойные.
— Русских в Газиантепе много?
— Не видел. Армяне есть, им берег Турецкий как-то ближе…
— Говорят, что русские девушки-стриптизерши в Турцию на заработки повадились ездить. Не встречал?
— Я такие заведения не посещаю. (Смеется). Футбол в городе любят, футболистов знают в лицо. Вдруг кто-нибудь заприметит, руководству доложит? Разговоры ненужные начнутся, а это негативным образом скажется на репутации. Уж лучше я скромненько в кафешке посижу.
— Семье в Турции тоже нравится?
— Выбирать не приходится, да и освоились уже, привыкли. Но для разнообразия находим время и летаем отдохнуть в Москву. Родители в гости приезжают. Так что нормально.
— Представь своих близких.
— Одна дочка. Александре в мае три годика исполнится. С супруга Виктория. Тоже одна.
— Неплохо очень иметь три жены…
— Вряд ли. Многоженство сейчас даже в Турции не распространено. Песня заканчивается, по-моему, словами: «Если б я был султан, был бы холостой!» Но я ведь не султан, и одна жена для меня — в самый раз.
— Закончить разговор хотелось бы темой сборной. Как тебе третья отборочная группа чемпионата Европы-2004, в которую угодила Беларусь?
— Отличная! Нормальные команды попались…
— Кто бы сомневался: Чехия, Голландия, Австрия…
— Ну и что здесь страшного? Все эти команды нам вполне по силам. Скажу больше: сборная Беларуси имеет прекрасные шансы выйти в финальную часть чемпионата Европы.
— Смелое заявление.
— Основанное на реальной оценке собственных сил. Главное — поставить перед собой цель и шаг за шагом к ней идти.
— Эдуард Малофеев заразил максимализмом?
— А по-другому нельзя. Ты сам-то верил, что Беларусь так удачно выступит в отборочном турнире чемпионата мира?
— Ни в коем разе.
— То-то, а мы едва не пробились в финальную часть. Не хватило опыта.
— Нам всегда чего-то не хватает…
— На сей раз все будет по-другому. Посмотри, какие ребята в команде подобрались: играющие, находящиеся к тому же в самом футбольном возрасте. Еще далеко не старые, но и юность, а вместе с ней разгильдяйство, уже ушли. Что до Виталия Кутузова, Романа Василюка и Александра Глеба, то в их профессионализме я нисколько не сомневаюсь. Ох, и пошумим мы в Европе…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь