Пармская обитель
Вот и в завершающемся сезоне наш соотечественник все больше сидел в итальянской «Парме» на скамейке запасных, хотя авансов от тренеров наслушался впрок. После воскресного матча последнего тура чемпионата Италии, в котором «Парма» в родных стенах одолела «Венецию» — 2:1 — и заняла в итоге 10-е место, корреспондент «ПБ» позвонил соотечественнику на мобильный телефон.
— Сергей, почему вас не было на этом поединке даже среди запасных?
— На одной из последних тренировок случился конфликт с Арриго Сакки. В игровом эпизоде мы с Алмейдой жестко пошли на мяч, а тренеру показалось, что я действовал чересчур грубо. Ну он и высказался по этому поводу. Я же в свою очередь ответил, что привык действовать в подобном ключе и в дальнейшем буду играть только так и никак иначе. Видимо, Сакки решил в воспитательных целях не заявлять меня на матч. Но это так, рабочий момент. Сейчас вижу, что ему даже неудобно за те слова, сказанные в запале. А себя виноватым не чувствую и извиняться мне не за что.
— А каким для вас выдался третий год, проведенный в Италии?
— Поучительным. Как для меня лично, так, пожалуй, и для «Пармы» в целом. Вроде бы прекрасная команда с великолепным подбором исполнителей, а выступила неудачно.
— Именно такова ваша оценка завершившегося чемпионата?
— А как иначе? Полностью провалили начало, когда абсолютно ничего не ладилось: не сумели пробиться в групповой турнир Лиги чемпионов, вылетели из Кубка УЕФА, неудачно стартовали в первенстве Италии. Потом, правда, турнирное положение несколько выправили, но если брать все вкупе, то над положительными эмоциями все-таки преобладают отрицательные. Однако шанс для реабилитации еще остался: победа в Кубке Италии станет для нас неплохим завершением сезона.
— Однако его еще надо выиграть…
— Да, задача непростая. В первом матче в Турине мы уступили «Ювентусу» — 1:2, и все решится в ответной встрече. Шансы есть, ведь в домашнем матче чемпионата мы «Юве» обыграли — 1:0. Подобный счет устроит нас и сейчас.
— Это реально?
— Нынче — да. А вот задайте вы мне подобный вопрос в начале сезона, я бы крепко задумался, прежде чем ответить. Тогда с «Пармой» происходило нечто ужасное и непонятное. Считаю, что команда стала жертвой неправильной кадровой политики руководства. Именно по этой причине мы оказались в глубокой яме. В межсезонье было куплено много действительно классных футболистов, но для чего — никто ответить не мог. 40 игроков очень приличного уровня могли с полным основанием рассчитывать на место в основном составе. Естественно, большинству из них приходилось сидеть «на банке», а это отнюдь не способствовало улучшению микроклимата в команде.
— Увы, но и вам место на поле находилось не часто…
— С приходом на должность технического директора опытного Арриго Сакки, фактически являющегося главным тренером, дышать стало легче. Но когда у руля находился Даниэль Пассарелла — это было какое-то царство тьмы. Доходило до смешного: он даже фамилий многих игроков не знал. Или как вам такой его перл, произнесенный как-то на одном из клубных собраний. Заседали игроки и тренеры долго, часа, наверное, три — все решали, как из кризиса выйти. Главным мотивом в монологе Пассареллы была обида на футболистов. И вдруг наставник выстрелил совершенно потрясающей фразой: «Вот, например, Сергей Гуренко — абсолютно лучший на тренировках…» Во дал, а? На что Саво Милошевич тут же среагировал: «А почему в таком случае вы не даете Сергею играть?» Надо отдать Пассарелле должное — он не растерялся: «Гарантирую, что в следующем матче Гуренко выйдет на поле с первых минут».
— Слово сдержал?
— Ага — сейчас! Выпустил на замену за тридцать минут до финального свистка. А на следующую игру вообще не заявил. Своеобразный наставник… Однако я к подобным фортелям уже привык и реагирую на них с улыбкой.
— Что изменилось с приходом Сакки?
— Многое. Но главное: он сразу урезал состав — кого-то продали, кого-то отдали в аренду — и создал костяк команды из 25 игроков. Все почувствовали уверенность, воодушевились, и как следствие игра пошла веселее.
— И все-таки: вам было уютнее в «Роме» или сейчас в «Парме»?
— Сложно сказать. В Риме было неплохо: Фабио Капелло очень грамотный специалист, но у него была обойма футболистов, на которых он делал основную ставку. Работа в «Роме» поставлена на порядок лучше. Хотя местные ребята говорят, что и в «Парме» подобный бардак первый раз случился. А если брать условия жизни, то в Парме мне нравится больше. Рим — большой, шумный город, к тому же — туристическая Мекка. Да и болельщики там уж больно отвязанные: шумные, наглые. Ни одна тренировка «Ромы» не обходилась без их присутствия. Признаться, подобное внимание напрягало. А в Парме люди по своему менталитету больше на наших похожи — спокойные, уравновешенные. Если в городе узнают, то не прут к тебе с дикими воплями, а просто улыбнутся или попросят автограф.
— На какой позиции вам чаще всего приходилось действовать на поле?
— Как ни странно, но на свой привычный правый фланг практически не выходил. В последнем кубковом матче с «Ювентусом», например, успел сыграть сразу на трех позициях. Изначально действовал опорным полузащитником, потом сместился на левый край, а заканчивал игру стоппером.
— И как оно, с непривычки-то?
— Так в том-то и дело, что я уже ко всему привык. Более того, действовать в центре нравится гораздо больше: постоянно в игре, все время на виду. А на фланге очень много холостой работы, особенно когда партнеры тебя в упор не замечают и не отдают мяч. Весь матч бегаешь туда-обратно как угорелый, открываешься, а пас не получаешь. И ведь, как правило, никто не оценивает по достоинству такую активность. И действительно, какой от нее толк, если с мячом за весь матч лишь несколько раз встретишься? Замечают и восхищаются лишь хорошими передачами, совершенно забывая о том, что тот, кто ее получил, тоже приложил к этому немало стараний. Вообще если в команде нет должного взаимопонимания, то рассчитывать на высокие места нереально.
— Самый удачный для себя матч в нынешнем сезоне сможете вспомнить?
— К сожалению, их было не так много, как хотелось бы. Тем не менее с уверенностью могу сказать, что, когда мне давали шанс проявить себя, я его использовал. Во всяком случае, всегда действовал на своем уровне, выступал стабильно. А вот у «Пармы» случались откровенно провальные матчи. Считаю, что очень неплохо смотрелся в ответном матче третьего квалификационного раунда Лиги чемпионов против французского «Лилля», когда вышел играть в основном составе. Правда, в перерыве меня по какой-то причине Уливьери заменил. Испытал от такого тренерского решения шок. В полуфинале Кубка Италии против «Брешиа» в центре полузащиты тоже игра получалась… Вообще иногда доходило до комического. Защитник отдает мяч поперек поля прямо в ноги сопернику — делает чудовищную обрезку. Нападающий, перехвативший мяч, стремится к воротам, обыгрывает по пути Каннаваро и забивает гол.
— Бывает…
— Да, но после этого заменили почему-то меня. И это отнюдь не единичный случай. Долго думал, почему так происходит, но ответа не нашел.
— Логика у них своеобразная — нам не понять…
— Или вот еще пример тренерских симпатий и антипатий. Только в конце сезона на поле стали выпускать японца Накату, за которого, между прочим, были заплачены совсем немалые деньги. Я вот думаю, он что, стал играть лучше, чем в начале чемпионата? Нет. Тогда чем это все объяснить? Неизвестно.
— Друзьями уже обзавелись?
— Со всеми в приятельских отношениях. Однако чаще всего общаюсь с Жуниором и Алмейдой. Кстати, через полчаса собираюсь в ресторан, где состоится общекомандный ужин.
— Это традиционное мероприятие?
— Нет, скорее исключение из правил. Вот в «Роме» вместе собирались гораздо чаще…
— Сергей, а чем, по-вашему, можно объяснить провал в нынешнем сезоне итальянских клубов на евроарене?
— Ответ на самом деле прост: в Италии все больше стали считать деньги и все меньше — работать на футбольном поле. Зациклились на рекламе, раскрутке и прочих вещах, сопутствующих футболу. В то же время практически перестали думать о самой игре. Нагнетается какое-то идолопоклонничество, под звезд вкладываются средства только для того, чтобы увеличить популярность клуба. Итальянцы хотят купить абсолютно всех, ничуть не заботясь о том, есть у них на этой позиции хороший игрок или нет. Вот сейчас леверкузенский «Байер» шороху на всю Европу навел, и сразу активизировались купцы, газеты запестрели сообщениями о сделках с запредельными гонорарами. Ну, купят они кого-либо из немцев, и что? Загубят талант. Наглядный пример — Мендьета. Кем он был в «Валенсии» и кем стал в «Лацио»? В Испании — король, умница, а в Италии — резервист, лишь время от времени появляющийся в основном составе. Такого игрока на лавку усадить — ужас! Что поделаешь, нет в здешнем футболе романтизма, импровизации. Все подчинено схемам, игроки действуют как запрограммированные. Во главу угла ставится результат, а красота и изящество, увы, отходят на второй план.
— А за кого Сергей Гуренко будет болеть на стартующем вскоре чемпионате мира?
— За Россию. Вообще мне будет очень интересно следить за действиями многих команд. В «Парме» выступают игроки сборных Аргентины, Франции, Италии… За ними понаблюдаю с особым пристрастием.
— Ваш прогноз насчет победителя?
— Вообще-то мне очень нравится голландская сборная и считаю, что чемпионат много потеряет в связи с ее отсутствием. А что касается победителя? Не знаю. Аргентина сильна как никогда, но далеко не факт, что именно она станет чемпионом. Маловероятно и то, что французам удастся третий раз выиграть топ-турнир. Но я бы все-таки поставил на одну из южноамериканских команд.
— Нет желания махнуть в Японию в качестве туриста?
— О, нет — ни малейшего. Хочу как следует отдохнуть, ведь в прошлом году отпуск получился до обидного мал — всего 12 дней. Наверное, отправимся с семьей на Сицилию. Солнце, море, покой и классный футбол по телевизору… Сказка!
— Когда истекает срок вашего контракта с «Пармой»?
— Через два года. Упреждая следующий вопрос, скажу — менять страну, да и клуб тоже пока не собираюсь. Хотя не известно, как все сложится. Сакки вроде бы взял курс на омоложение… Если поступят хорошие предложения, которые меня устроят, то, возможно, и уеду.
— С Рогожкиным, Кутузовым часто видитесь?
— С Кутузовым в Милане пересекались. Ужинали в бразильском ресторане.
— И что подавали? Мясо диких обезьян?
— Просто хорошее, добротное мясо. Как у нас.
— Кстати, насчет «как у нас». Слышали, что Малофеев больше не главный тренер «Динамо»?
— Нет, а что произошло?
— Он подал в отставку в связи с невозможностью совмещения постов главных тренеров «Динамо» и национальной сборной…
— Интересно… А как там «Неман»?
— В порядке. Недавно вот «Славию» разгромил — 5:2…
— Ого! Молодцы, ребята. Хорошую команду, судя по всему, тренеры слепили.
— В прошлом году наставник «Немана» Сергей Солодовников гостил у вас в Парме. Понравилось?
— Так он и в Риме был. Нормально, понаблюдал за тренировочным процессом, посмотрел на базу… Ну, и отдохнули, само собой, немножко.
— А как вы предпочитаете проводить свободное время?
— Когда как. Недавно выдались два выходных, так отправились с семьей в краткосрочное путешествие в Венецию и Верону.
— На гондолах покатались?
— Конечно. Венеция — вообще очень красивый город.
— А как себя чувствует Нигматуллин в «Вероне»?
— Сидит на лавке. Это еще один пример расточительности итальянских клубов. Я Руслану в личной беседе посоветовал не расстраиваться, а ждать своего часа. Уверен, что в мастерстве он не потеряет, другое дело, что может сказаться отсутствие игровой практики. Но это уже личное дело каждого футболиста — держать себя в тонусе и к матчам за сборную подходить в полной боевой готовности.
— Если судить по игре с венграми, то вам это удается?
— Трудно делать какие-то выводы по одному матчу. Лично мне куда больше результата понравился настрой ребят. Что очень важно, никто из игры не выпал, команда была единым механизмом, где все шестеренки работают исправно и без сбоев. Белорусы действовали с желанием и продемонстрировали настоящий европейский футбол. Результат был важен в психологическом плане, но все мы играли за страну, защищали честь Беларуси. Поверьте, это не громкие слова, а так было на самом деле. Если удастся сохранить подобное настроение до начала отборочного цикла, перед нами откроются многие двери. Кстати, если заметили, по ходу матча мы перестроились на игру в линию, и, что приятно, трио защитников прекрасно справилось со своей задачей, не позволив сопернику создать сколь-нибудь опасные моменты у наших ворот. Не было разрыва в линиях, все друг друга подстраховывали. Да что говорить: игра порадовала.
— Как оцените действия новобранцев — Глеба и Кутузова?
— Молодцы! Надеюсь, что с их появлением мы наконец справимся с главной бедой белорусской сборной — блеклой игрой в атаке. Парни выступают в хороших клубах и действительно умеют играть в футбол. Могут в нужный момент обострить ситуацию, способны зацепиться за мяч.
— А как в «Парме» восприняли победу над венграми?
— Спокойно, мы же не бразильцев в финале чемпионата мира обыграли. Но как хочется продолжить в том же духе! Лично я с нетерпением жду старта московского «LG Cup». Как никогда…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь