Сергей Штанюк: король воздуха
Отрадно, что этому во многом способствовала уверенная игра в обороне нашего соотечественника, который, благодаря уверенным действиям в борьбе за верховые мячи снискал на Британских островах себе славу короля воздуха.
— Оригинальничать с первым вопросом не будем: каким для тебя получился минувший сезон?
— Если исходить из достигнутого командой результата, то, безусловно, он был удачным: «Сток Сити» сумел пробиться в дивизион рангом выше. Я же участвовал практически во всех матчах. Бог миловал — травмы в этом году обходили меня стороной. Это и позволило провести за сезон порядка 50 матчей. А если бы не пропустил несколько встреч из-за дисквалификаций, то игр было бы и того больше?
— Ничего себе! Это личный рекорд?
— Да, подобного в моей карьере прежде не случалось. Обычно приходится играть около 30 матчей, а тут почти вдвое больше! Тяжело, конечно?
— Устал?
— Есть немного — силы были уже практически на исходе. Что ни говори, а играть десять месяцев без перерыва не так уж и просто. Сейчас грешным делом думаю, что очень даже кстати пришлась апрельская дисквалификация, когда пропустил четыре игры подряд. Вынужденный перерыв позволил немного восстановиться.
— Ну, сейчас отпуск — есть время отдышаться. Будешь отдыхать до…
— …пятого июля надо снова приступать к тренировкам. Но до этого еще относительно далеко, и сейчас о футболе не думаю. 27 июня отправляемся с женой на десять дней в Испанию, в тихое и уютное местечко близ Барселоны.
— Из сказанного напрашивается вывод, что руководство «Сток Сити» неплохо поощрило футболистов за выход в первый дивизион?
— В первую очередь мы сами себя поощрили?
— Это как?
— Очень просто: в первом дивизионе зарплаты у игроков несоизмеримо выше, нежели во втором. Ну и премиальными за успех, конечно, нас не обделили.
— А задача выхода в Д1 ставилась перед вами изначально?
— Конечно, о другом даже и не думали. До нынешнего сезона «Сток Сити» три года подряд сражался в матчах плей-офф за выход в первый дивизион, но все не везло — неизменно проигрывал.
— А сейчас, стало быть, подфартило?
— Не без этого. Но побеждает, как известно, сильнейший.
— Да, но после первой полуфинальной встречи плей- офф с «Кардифф Сити», проигранной дома со счетом 1:2, многие уж ни на что не надеялись?
— Действительно, очень непросто пришлось. В то, что «Сток Сити» способен выполнить поставленную перед ним задачу, верили, наверное, только сами футболисты. Но тренер никакого разбора полетов не устраивал, а попросил сыграть так, как можем, раскрепоститься. В принципе оно и верно: терять нам было уже нечего. В ответной встрече победили — 2:0. Затем праздновали победу и в финале.
— Однако до премьер-лиги вам все равно еще очень далеко?
— Играли мы с «Эвертоном» в Кубке Англии и уступили дома всего лишь со счетом 0:1, да и то пропустив единственный гол с пенальти. Не так страшен черт, как его малюют, — можно играть и с грандами. В Англии вообще между командами различных лиг нет огромной пропасти в классе, как, например, в России.
— Помимо тебя, в команде были еще легионеры?
— Боюсь ошибиться, но, по-моему, «Сток Сити» был самым «иностранным» клубом лиги. Суди сам: тренер — исландец, четверо игроков — его соотечественники плюс голландец, бельгиец, очень перспективный молодой форвард из Гвинеи, двое ирландцев?
— А англичане вообще были?
— В гораздо меньшем количестве.
— Футбол в Англии действительно чрезмерно жесткий?
— Пожалуй, но отнюдь не грубый. Скорее он, скажем так, силовой. Особенно это касается второго дивизиона. Если в премьер-лиге защитник, приняв мяч, вполне может позволить себе спокойно осмотреться и отдать передачу, то здесь о такой вольготной жизни можно только мечтать. Не успеешь коснуться мяча, а на тебя уже прут сломя голову несколько соперников, прессингуют на каждом метре поля.
— С волками жить — по волчьи выть? Из заработанных тобой в этом сезоне желтых карточек можно гербарий сделать?
— На первых порах, пока адаптировался к местному футболу, действительно приходилось нелегко. Играю к тому же на такой позиции, что приходится очень часто вступать в борьбу. Но не сказал бы, что стал действовать жестче, чем в предыдущие годы. А обилие предупреждений — это своеобразная трактовка единоборств судьями. Они в Англии чересчур суровы и раздают карточки налево и направо, по каждому поводу.
— А в игре на «втором этаже», говорят, тебе вообще нет равных?
— Мне трудно судить, прибавил ли я в этом компоненте. Но определенные нюансы борьбы за верховые мячи, маленькие хитрости, безусловно, узнал.
— В Англии головой приходится играть намного чаще?
— Я бы даже сказал не чаще, а постоянно. И делать это, поверь, куда сложнее, нежели в чемпионатах других стран. Если в России главным было вовремя выпрыгнуть и поймать мяч в высшей точке траектории его полета, то в Англии для начала необходимо еще посражаться за позицию. Толкотня в штрафной такая, что порой просто невозможно подобраться к мячу. Вообще, этот сезон меня многому научил.
— Век живи, век учись?
— Точно. Прошедший чемпионат как будто с нуля начинал. Было такое ощущение, что лишь недавно закончил СДЮШОР и пришел в команду мастеров. Незнакомая страна, непривычный футбол, чужой язык. Короче, в плане адаптации пришлось нелегко.
— А тренер сразу стал доверять или пришлось доказывать свою состоятельность?
— Во мне были заинтересованы, иначе не пробивали бы с таким упорством рабочую визу. Четыре раза подавали документы, пока не получили разрешения. Так что буквально с первого дня чувствовал, что в меня верят. В общем, никаких трений и разногласий с тренером не возникало.
— Туманный Альбион действительно туманен?
— Почему-то за все время моего пребывания в Англии ни одного туманного дня не было. Может, это мне так «не повезло»? А вообще, погода в Великобритании относительно нормальная, если не считать занудных дождей, которые могут зарядить на неделю. Но по сравнению с нашей зимой это переносится, как говорится, на ура.
— А левостороннее движение?
— Ничего особенного, очень быстро привыкаешь и к этому. Правда, поначалу несколько раз выскакивал по привычке на встречную полосу, но вовремя ориентировался. А потом все пошло по накатанной, как будто всю жизнь ездил на автомобиле с правым рулем.
— Что представляют собой город, стадион?
— Сток-он-Трент средний, по британским меркам, город. Что же касается стадиона, то он достаточно большой. Вообще, арена сама по себе просто замечательная: практически новая — построена всего четыре года назад — и вмещает почти 30 тысяч. А таких преданных и добродушных болельщиков в своей жизни я еще не встречал. В Англии вообще люди живут футболом. Каждый матч превращен в культурно-массовое мероприятие, в отдых для всей семьи. Российская премьер-лига здесь и рядом не валялась. Там ведь основной контингент болельщиков составляют так называемые тинейджеры, а в Англии на футбол ходят и дети, и женщины. Причем это занятие абсолютно безопасное: никто тебя не обматерит и морду не набьет.
— А что же тогда об английских фанатах такая дурная слава идет?
— Так ведь идиотов везде хватает. Не знаю, может, после матчей они и дебоширят, но во время игры ведут себя классно. Обратил внимание, что на английских стадионах нет решеток, преграждающих путь с трибун на поле, и никаких эксцессов практически никогда не случается. В то время как в Испании, Италии на большинстве арен болельщики изолированы от поля железным забором. Этот факт ведь тоже о чем-то говорит.
— Английский уже выучил?
— Понимаю все, а вот речевые ошибки еще допускаю. Зато теперь узнал, что такое классический язык, а то, чему нас учат в школе, — это вообще не английский.
— Как поживают знаменитые английские пабы?
— Не сторонник я этого дела, хотя пиво в Англии любят. Пабы действительно пользуются немалой популярностью, но я в них так ни разу и не зашел. Как-то все не до того было: игры, тренировки?
— Какой матч в сезоне тебе особенно удался?
— Для всей команды удачной получилась вторая игра против «Кардифф Сити», в которой мы победили в гостях — 2:0. А финальная встреча с «Брентфордом», также выигранная со счетом 2:0, стала самой важной в сезоне, а потому тоже запала в память.
— Тебя на какой позиции использовали?
— При оборонительной схеме «четыре в линию» действовал левым центральным защитником. К слову, именно на этой позиции чувствую себя наиболее комфортно.
— В Англии жизнь дорогая?
— Да, ценники еще те. Если сравнивать с другими европейскими странами, то здесь все на порядок дороже.
— Смерть королевы-матери как-нибудь отразилась на игре команды?
— Не особенно. Так, сыграли один матч с черными траурными повязками, и на том все закончилось.
— Когда у тебя истекает срок контракта?
— Через два года. Однако в соглашении есть пункт, в котором сказано, что по истечении нынешнего года я имею полное право покинуть «Сток Сити».
— Так и собираешься поступить?
— Пока не могу сказать ничего определенного по этому поводу. Знаю одно: если бы клуб не сумел пробиться в первый дивизион, то в грядущем сезоне меня в «Сток Сити» не было бы. А так? Буду думать. Кстати, агент уже ведет с руководством клуба переговоры по поводу моего дальнейшего пребывания в команде. Будем добиваться улучшения условий. Надо заметить, что уже по приезде в Минск с турнира «LG Cup» узнал от товарища по команде об увольнении нашего главного тренера-исландца. Очень интересное, надо сказать, решение. До этого три года подряд проигрывали в решающих матчах и не попадали в первый дивизион, однако коуча никто не трогал, а как только выполнили поставленную задачу — уволили. Парадокс? Так что пока никакой ясности нет, и это, пожалуй, первый английский туман, с которым я столкнулся. Правда, уже в Минске.
— Как тебе московский турнир?
— Есть результат, а это — главное. Да и игра, за некоторыми исключениями, получалась. Кстати, я очень рад, что Эдуард Васильевич не забыл обо мне. Признаться, были некоторые опасения, что могут не вызвать на сбор.
— Кого же тогда вызывать?
— Дело в том, что второй дивизион — это все-таки не тот уровень, на котором должен выступать игрок сборной. Рад, что команду не подвел.
— Значит, своими действиями удовлетворен?
— Частично. А вообще о выступлении команды и отдельных футболистов должен судить тренер.
— В феерической серии пенальти в матче против россиян…
—…я тоже не использовал свою попытку. Вообще-то я всегда бил в левый угол и практически не промахивался. А в Англии один раз решился на эксперимент — пробил в правый и не забил. В Москве вернулся к проверенному варианту, но опять не повезло. Надо что-то делать?
— Москва сильно изменилась со времени твоего последнего визита?
— Все осталось по-прежнему. А эти сумасшедшие автомобильные пробки, похоже, становятся главной достопримечательностью первопрестольной.
— Много товарищей повстречал?
— Времени на дружеские посиделки не было. Правда, со своим давним знакомым Димой Крамаренко пообщался, рассказали друг другу последние новости.
— С каким чувством ступал на газон некогда родного стадиона «Динамо»?
— Не скажу, что с чувством брезгливости, но был неприятно поражен отвратительным состоянием газона. А после дождя поле и вовсе раскисло, превратившись в сплошное месиво. Все-таки страшно далеки мы еще от Англии, где дренажная система даже в сезон дождей не позволяет газону «поплыть».
— Судя по всему, в Англии тебе нравится.
— Да, в этой стране меня устраивает почти все.
— Тогда, наверное, стоит тебе пожелать продолжить карьеру в «Сток Сити»?
— Не надо загадывать — жизнь покажет. А пока у меня одно желание – отдохнуть…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь