ПЕРСОНАЛИИ. Простимся, смеясь
ВРАТАРЬ
Анатолий Байдачный не устоял перед давней привязанностью к вратарской самобытности Геннадия Тумиловича и вновь отдал предпочтение его кандидатуре, отложив на ближайшее “потом” смотрины рвущихся в ворота сборной дублеров.
Геннадий ТУМИЛОВИЧ — 5,5. Матч выдался из разряда тех, которые терпеть не могут голкиперы с импульсивным, как у Гены, складом характера. Хозяева поля не стремились к территориальному доминированию, и потому вплотную к белорусской штрафной игра придвигалась нечасто. Но большинство из таких приближений носило характер уколов, на удивление легко пронзавших оборонительные порядки гостей. В результате на долю Тумиловича выпало мало черновой, “подчищающей” работы и многовато элитного вратарского труда. К разряду “ультра-си” следует отнести как минимум три сэйва, совершенных после выходов один на один Даду (дважды) и Рогачева. Степени вратарской ответственности за два гола, на наш взгляд, разнятся. Если в первом случае Даду поразил ворота практически не бравшимся ударом в упор, то во втором Ковальчук рассчитывал на внезапность и хитро поразил ближний “низ”, за сохранность которого, согласно всем постулатам, отвечает вратарь. В первом тайме также врасплох Тумиловича застал резаный удар Коваленко, но тогда выручила перекладина.
ЗАЩИТНИКИ
Тираспольский “испытательный стенд” выявил (хочется верить, своевременно) уйму изъянов в заново выстроенном Байдачным оборонительном построении “четыре в линию”. Современность схемы не была подкреплена таким важным компонентом, как надежность. При этом по ходу матча тренерский штаб использовал два существенно разнившихся варианта распределения позиций — до вынужденной замены Штанюка и после нее. В обоих случаях ворота белорусов были взяты.
Александр ЛУХВИЧ — 5. Начинал матч на месте правого защитника, где обнадежил вполне современной трактовкой своей роли. В игре Лухвича была важна созидательная составляющая. Он стремился по возможности быстро начинать атаки длинными передачами, не чурался участия в наступлении при его развитии. Подтягивался на розыгрыши “стандартов” у чужих ворот и даже дважды, увы, неопасно, бил головой, замыкая подачи угловых. Впрочем, во фланговых взаимодействиях Лухвича с Гуренко явно не хватало слаженности — прежде всего по причине авантюрных ходов полузащитника. В дебюте Лухвич огорчил растерянностью при подачах соперниками угловых. Это “из-под него” опасно били из пределов штрафной Валуца (головой под перекладину) и Чеботарь (в правый угол ворот). После перестройки рядов Александр сместился на место правого центрального защитника, где сосредоточился сугубо на разрушении и избежал серьезных огрехов.
Андрей ОСТРОВСКИЙ — 5. По ходу матча занимал позиции сначала правого, а затем левого центрального защитника. Из-за ранней травмы Штанюка почти на тайм безропотно взвалил на себя удвоенную нагрузку в борьбе на “втором этаже” и явно перевыполнил свой обычный норматив по числу перехватов и выносов верховых мячей. Впрочем, не обошлось без накладок. Островский стал главным поставщиком работы для Тумиловича. Его позиционные и технические огрехи были предтечами каждого из трех героических “ультра-си”, упомянутых во “вратарской” главе.
Сергей ШТАНЮК — 5. Уже на 3-й минуте в единоборстве с соперником левый центральный защитник основательно осложнил себе жизнь, повредив левое бедро. По визуальной оценке столкновение осталось без последствий. Однако скоро стало очевидно, что травма толчковой ноги мешает Сергею выпрыгивать при борьбе за верховые мячи. По роковому стечению обстоятельств именно он оказался печально причастен к первому взятию белорусских ворот — Даду, наносивший удар головой, взлетел гораздо выше Штанюка. В другом остром эпизоде Сергей на пару с Островским “потерял” Даду на линии штрафной, что привело к выходу соперника с глазу на глаз с Тумиловичем. Вскоре после этого, не дожидаясь перерыва, Штанюк попросил замену.
Дмитрий РОВНЕЙКО — 5,5. Почти по тайму сыграл на противоположных флангах, причем правый явно больше пришелся ему по душе. Играя слева, правша Ровнейко заметно сдерживал себя в атакующих устремлениях, ограничивался отборами, перехватами и пасами, начинавшими ответное наступление. Но такая осмотрительность не смогла предотвратить предупреждение, справедливо вынесенное ему за умышленный фол. Однажды он опасно оголил зону, через которую тет-а-тет с Тумиловичем молдаване вывели Даду. После смены фланга, в куда более удавшемся всей команде втором тайме, Ровнейко часто появлялся глубоко в зоне соперника, стараясь поддерживать атаки вплоть до их завершающей стадии. Однажды такая увлеченность едва не обернулась бедой: пришлось с центра поля вести отчаянную погоню за Даду — обошлось. Второй гол молдаван пришел с фланга, за который отвечал Дмитрий, но в том эпизоде он оказался без помощи выключившегося из игры Гуренко. Впрочем, частичная реабилитация правого крыла произошла спустя пару минут, когда Ровнейко, сыграв в связке с тем же Гуренко, заработал пенальти в чужой штрафной.
Сергей ОМЕЛЬЯНЧУК — 5,5. Байдачный подумывал и о том, чтобы включить Омельянчука в стартовый состав, но решил не нарушать связей, установившихся в домашней игре против чехов. Вполне возможно, своим выходом на замену Сергей заставил тренера пожалеть о предматчевой нерешительности. В игре Омельянчука больше всего порадовала раскованность. Заняв позицию левого защитника, он активно включился в операции по исправлению счета и впечатлил числом угроз чужим воротам, созданных за один тайм. Сначала его острый фланговый навес привел к ошибке Хмарука и опасному удару Ромащенко. Затем Сергей дважды убедительно стрелял издали: чуть неточно и в штангу. Правда, в выполнении им профильных обязанностей защитника не обошлось без ошибок. Пару раз его заставали врасплох контратаки соперника. Его нечеткий отбойный удар привел к потере мяча, совершенной Геращенко, и второму голу. А в самой концовке мяч, минуя Омельянчука, пролетел на опасную ударную позицию к Рогачеву — выручил Тумилович.
ПОЛУЗАЩИТНИКИ
Действиям средней линии белорусов пока явно не хватает объединяющего идейного начала. Не просматривается и баланса устремлений и интересов. Как о состоявшейся связке можно говорить разве что о центральном тандеме Кульчий — Геращенко. Но по иронии судьбы именно он вряд ли сохранится даже в ближайших матчах после возвращения в состав Глеба и Ковбы. Что же касается отладки игры полузащитников на флангах, равно как и поиска новых кандидатов на эти позиции, потрудиться и подумать Байдачному предстоит немало.
Сергей ГУРЕНКО — 5. Капитан сохранил место на правом фланге и традиционно не заслужил упреков в недостатке трудолюбия. Но, как это часто случается, его коэффициент полезного действия оказался не высок. Самый яркий эпизод с участием Сергея пришелся на дебют матча и связан с ведением обороны — он встретил на линии ворот удар Чеботаря. Попытки же наладить острую фланговую игру оказались большей частью холостыми. Встречая преграды на “вертикальном” пути, Гуренко постоянно сужал фронт атак, склоняясь к диагональным, а то и поперечным перемещениям мяча и себя самого. Постоянно грозили бедой эпизоды, когда на фланг Сергея приходил вездесущий диспетчер соперников Ковальчук, с нейтрализацией которого Гуренко, равно как и игравшие на противоположной бровке Ромащенко и Володенков, не справились. В концовке встречи правому хавбеку, похоже, изменили силы. Потеряв мяч в середине поля, он не стал возвращаться “домой” вдогонку атаке соперников, которая развивалась по его флангу и завершилась вторым взятием ворот.
Вячеслав ГЕРАЩЕНКО — 5,5. Правый центральный защитник белорусов основательно подпортил впечатление о своей игре неосторожной срезкой у линии собственной штрафной. Эта ошибка обернулась решающим вторым голом, и потому при всем желании на нее не закроешь глаза. В актив же Геращенко стоит занести огромный объем черновой и созидательной работы, а также неплохое взаимодействие с игравшим поодаль Кульчием. Благодаря их совместной активности во втором тайме белорусы наладили контроль над мячом и прочно владели игровой инициативой. До роковой 89-й минуты это оставляло весомые надежды хотя бы на ничью.
Александр КУЛЬЧИЙ — 6. В отличие от собрата по центральной связке Александр не допустил судьбоносных огрехов, если не считать таковым “горчичник”, полученный за неосторожный комментарий к одному из судейских решений. Кульчий не раз обострял атаки хорошими продольными передачами на ход нападающим, однажды опасно прострелил с левого фланга, был старателен в подыгрыше, а его удар после массированной затяжной атаки не достиг цели лишь стараниями сторожившего штангу Валуцы. Негативной стороной игры Александра было значительное число потерь. Но это прямое следствие его более частых, чем у кого-либо из партнеров, встреч с мячом.
Максим РОМАЩЕНКО — 5. Левому хавбеку белорусов вновь не откажешь в броскости игровых решений и поступков. Среди них были удачные и близкие к совершенству. Например, диагональный пас от левой бровки, который вывел на дуэль с Хмаруком Булыгу. Однако хронической чертой Максима стало неумение концентрироваться, проявлять собранность и хладнокровие в самые важные моменты. Из этой серии — и очередное глупое предупреждение, и неточный удар неудобной правой ногой из идеальной позиции на линии вратарской после ошибки Хмарука. Ромащенко вновь брал на себя исполнение “стандартов”. Увы, ни один из пробитых им штрафных и поданных угловых не привел к реальной остроте у ворот хозяев. После выхода на замену Володенкова Максим уступил ему левую бровку и стал играть в нападении. Впрочем, без видимой пользы для команды. Вскоре, получив повреждение в игровом столкновении, он был отозван с поля.
Виталий ВОЛОДЕНКОВ — 5,5. Наконец-то минский динамовец провел в форме сборной игровой отрезок, достаточный для того, чтобы проявить незаурядные способности острого флангового игрока. Строго привязавшись к левой бровке и объединив усилия с активным Омельянчуком, Володенков превратил свой фланг в источник постоянных угроз штрафной хозяев. Имел возможность поразить ворота, однако эффектный удар с лету, которым Виталий замкнул острую “диагональ” от Геращенко, оказался неточным.
НАПАДАЮЩИЕ
Не изменив тактическому построению с двумя форвардами, Байдачный по ходу матча отводил эти роли четверке игроков. Показательно, что во всех трех поочередно опробованных сочетаниях “неприкасаемым” оставался Виталий Булыга, подтвердивший заявку на роль “свалившегося с неба” лидера атак сборной. Впрочем, для того, чтобы закрепиться в этом качестве, ему не хватило гола.
Виталий КУТУЗОВ — 5. По сравнению с недавним матчем против чехов тираспольский поединок не стал для Кутузова шагом вперед. Очевидная нехватка физических кондиций предопределила тотальное поражение Виталия в борьбе за верховые “первые” мячи, а это было, надо полагать, одним из главных заданий ему в плане на матч. Кстати, именно частые отходы Кутузова в глубину поля провоцируют разговоры о его неумении играть лицом к воротам. Это, по-видимому, не совсем так. В ряде эпизодов Виталий демонстрировал умение подстраиваться под темповые атаки. В одной из них он чуть неточно ударил по воротам со средней дистанции, а в другой великолепно открылся на грани офсайда, получил мяч от Булыги, но не сумел точно вернуть его на ход партнеру, не рассчитав силу паса. К числу позитивных действий Кутузова отнесем и перехват мяча на чужой половине и передачу на ход Булыге, едва не ставшую голевой.
Виталий БУЛЫГА — 6. Упомянутый выше наступательный эпизод был первым из двух реальных голевых шансов вчерашнего дебютанта сборной. Увы, оба доантрактных выхода с глазу на глаз с голкипером соперников к голевому успеху не привели — навыки хладнокровного реализатора Булыге только предстоит закреплять. Но и матч в Тирасполе он провел с отрадным стремлением постоянно держать в напряжении и страхе чужую оборону. Фрагментами это удавалось. Очевидно, что у Виталия уже выработался “оригинальный устойчивый вкус” к темповой импровизационной игре, который надо всячески поощрять и продолжать поиск достойных напарников. Желательно, чтобы они имели навык умелой игры головой, ибо, как показал поединок в Тирасполе, у Булыги с этим компонентом дело обстоит совершенно определенно — никак.
Роман ВАСИЛЮК — 5. Для напоминания о своей былой удали Роману предоставили полтайма. Он уложился в этот отрезок чисто формально, превратив в гол пенальти, заработанный другими. Впрочем, хорошо уже то, что на самом своем излете этот цикл перестал быть для Василюка абсолютно нулевым. Он забил уже и при Байдачном. И при желании мы как минимум год можем усматривать в этом красивый и символичный намек. Все остальное из оставленного прошлому хорошо бы забыть. По примеру просвещенного человечества — смеясь…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь