Финляндия - Беларусь. ТМ. Мнения тренеров. Бернд Штанге: Ромащенко сам себя дисквалифицировал
— Если подвести итог двухматчевого выезда в Германию и Финляндию, каким он окажется?
— В целом я доволен, хотя ничья в Турку и разочаровала. Должны были выиграть. Зато ничьей в Кайзерслаутерне удовлетворен полностью. Показали характер. Через 20 минут уступали 0:2 — многие в такой ситуации бросают играть, мы же переломили ход матча. Во втором тайме выглядели даже лучше хозяев. Должен заметить, что из клубов я получил футболистов в хорошем физическом состоянии, поэтому не нужно было много работать над этим. У нас имелась база для того, чтобы сыграть хорошо. Признателен за это коллегам.
— Однако в матче с Финляндией отсутствовал ряд ключевых игроков, вышел экспериментальный состав. Честно говоря, удивил выбор позиций для Чухлея, Кашевского, Павлова, Концевого…
— Я сказал бы более конкретно: отсутствовали все ключевые игроки — Жевнов, Калачев, Сквернюк, Кутузов, Глеб-старший, Омельянчук, Ромащенко, Филипенко. Появилась возможность испытать вторых номеров. Увидели в деле новых игроков и не разочаровались. Расширили круг кандидатов в сборную, раскрыли больше возможностей. Глеб, Кутузов, Кульчий могут выиграть любой матч. Но в квалификации, которая длится около двух лет, нужно не меньше 25 футболистов.
— Выставляя экспериментальный состав, рисковали. После успеха в Германии неудача воспринималась бы болезненно.
— Не скрою, боялся за результат. Средний возраст нашей команды 23 года, у финнов — 28. Полсостава дебютантов — Верховцов, Чухлей, Шитов, Павлов, Ситко, у которых мало международного опыта. А соперничали с профи из известных европейских клубов. Но мы играли мужественно, с первой минуты шли вперед, строго придерживались нашего стиля. Действовали практически с тремя нападающими — Родионовым, Булыгой, Концевым. Рад, что в каждой игре забиваем как минимум один гол. А шансов имеем намного больше. Можно быть оптимистичным.
— Первыми замененными оказались Ленцевич и Путило. Почему?
— Дима попросил замену: дала о себе знать старая травма колена — в последние дни была большая нагрузка. Антон… Теперь знаю, почему он не играет в «Гамбурге». В «Динамо» за сезон у Путило было девять желтых карточек и одна красная. Ничего не изменилось: в Германии получил предупреждение на 15-й минуте, в Финляндии — на 20-й. Заигрывается: раз, два, три, четыре касания, ошибка — и фол. Вот проблема.
— В Финляндии у вас вышел краткосрочный сбор. Насколько довольны условиями и тем, как работала команда?
— Все было здорово: прекрасная погода, хорошие поля. Провели много теоретических занятий, анализировали прежние матчи, в индивидуальных беседах пытались «внедрить» в игроков тактику. Успехи есть. Если парней разбудить среди ночи, то они вряд ли вспомнят имена своих былых подружек, зато точно скажут, как необходимо действовать при угловых. Кстати, особо огорчительно, что пропустили именно после корнера. Впервые за двенадцать проведенных матчей.
— Мне кажется, главное достижение этой сборной в том, что она играет в комбинационный футбол: на первом месте мысль, а не действие.
— Мы много работает над этим. Но беда в том, что нам не хватает решающего паса. Часто страдает его качество: мяч прыгает, передача слишком резкая или высокая. Над этим нужно много трудиться.
— Ведь это же клубная работа, за два-три дня в сборной технике не обучишь.
— Поэтому и стараемся тесно сотрудничать с клубами, беседуем с тренерами, бываем на занятиях. Убеждаем, что игроки сборной должны работать значительно больше. Если другие могут идти в душ, то они обязаны оставаться на площадке. Сборной требуется еще больше оружия. Нужны специалисты по штрафным, угловым, по игре головой. Есть хорошие футболисты, но они пока не на том уровне, который мы хотим.
— Если в прежние годы дебютанты сборной выглядели серыми мышками, то сейчас те же Ситко, Чухлей, Верховцов абсолютно не отличались от партнеров. Как удается добиваться подобной уверенности?
— Я не знаю, что было раньше. Теперь у нас довольно хорошая команда. В ней есть иерархия, ее возглавляют Александр Глеб, Кульчий, Корытько, Булыга — это авторитеты. Перед нами стоит цель — успешно выступить в квалификации. Чтобы команда не сломалась, если вдруг проиграет. И как ни в чем не бывало победила бы снова. Но для этого мы должны критически посмотреть на развитие нашего футбола и улучшить работу по всем направлениям. Сильно разочарован, что болельщики не увидели матч с Германией. Там работало 28 камер — высочайшая технология показа. Да и вообще игра получилась классная. Досадно, что в Финляндию приехали всего два белорусских журналиста. Необходимо улучшить все околофутбольные области, чтобы люди полюбили эту игру, как в Германии или Финляндии.
Должен заметить, я много делаю параллельно с футболом. Последний раз был в Германии 8 января, иногда чувствую себя сильно уставшим. Ведь приходится заниматься многим — работой со СМИ, маркетингом, выпуском карточек и постеров, рекламой, — для того чтобы поднять футбол на новый уровень. Я, например, воспринимал как катастрофу, когда на финал Кубка страны пришло всего восемь с половиной тысяч зрителей. И это при свободном проходе на стадион. А ведь Солигорск и МТЗ-РИПО показали классную игру! Следует приложить немало усилий, чтобы на матче с Аргентиной был аншлаг.
— Прежние тренеры сборной опасались встречаться с авторитетными соперниками. Яркий пример — как уклонились от приглашения Португалии. Вы же, напротив, прилагаете все усилия, чтобы сыграть с грандами. Это способ придать футболистам уверенности в себе?
— Не боюсь поражений от сильных команд. И футболисты не должны их бояться. Должны мужественно атаковать любого противника. И нам это удается делать все лучше. Посмотрев наши последние игры, соперники наверняка думают о Беларуси по-другому, побаиваются. Мы же будем двигаться дальше. Предстоящая борьба в отборочной группе против Англии, Украины и Хорватии, возможно, еще тяжеловата для нас. Но мы готовы преподнести много сюрпризов. По этой причине встречи с Германией, Аргентиной, Турцией крайне важны. Игроки избавляются от боязни авторитетов, понимают, что любого можно обыграть.
— Когда озвучили «список 45», многие отнеслись к нему с иронией, полагая, что у нас нет столько квалифицированных футболистов для сборной. Однако пример Ситко, Шитова, Верховцова, Чухлея, Павлова говорит об обратном. Как удается раскрывать таланты, которые в своих клубах, казалось, не сильно выделяются? Интуиция?
— Мы представляем, как сборная должна играть. По этому принципу и подыскиваем футболистов. Не обязательно лучших. Ведь тогда в сборной обязан был бы играть Василюк — самый успешный бомбардир чемпионата. Однако он не вписывается в нашу концепцию. Обратите внимание, как Арсен Венгер подыскивает в «Арсенал» исполнителей для определенных идей — Клиши, Глеба, Санья, Фабрегаса, Фламини. Так и мы ищем игроков, которые быстро и много бегают, действуют агрессивно. Кстати, в упомянутом «списке 45» не было Ленцевича, Ситко, Чухлея. Но они быстро интегрировались в сборной. Причем, замечу, все эти качества должны быть в сочетании с абсолютной дисциплиной. Иначе у футболиста нет шансов пробиться в сборную.
— Однако названными вами скоростными качествами не обладают ветераны — Ромащенко, Кульчий. Кстати, как прокомментируете демарш первого из них?
— Пока такие футболисты, как Кульчий и Ромащенко, мне нужны. Разочарован тем, как повел себя Максим. Он был недоволен заменой, но ведь они — нормальное явление в футболе. Тренеры снимают с игры Адебайора, Глеба, Баллака, Дель Пьеро, но никто не психует, не пакует сумки и не уезжает домой. Подобный случай у меня произошел впервые за 30 лет тренерской работы. Просил его остаться: «Если плохо себя чувствуешь, не играй. Помоги в Финляндии, побудь с командой, поддержи молодых». Просто умолял его. Нет! В тот момент мое сердце было разбито. Но решение принял не я, а он. Практически Ромащенко сам себя дисквалифицировал. Возможно, я ошибся с заменой. Может, во втором тайме он забил бы три гола, и мы выиграли бы 3:2. А может, это была и не ошибка. Ведь до перерыва, когда он был на поле, мы уступали 0:2, а во втором тайме, когда его уже не было на поле, выиграли 2:0.
— Значит, Ромащенко сжег за собой мосты?
— Раньше я воспринял бы эту ситуацию эмоционально. Но сейчас надо спокойно разобраться в том, что случилось. Пока не знаю, как быть. Скажем, приглашу Ромащенко на матч с Аргентиной и снова его заменю, а он заявит, что не будет играть против Украины. Как тогда? Не знаю… Буду наблюдать, как Максим станет дальше играть в Турции. Решение приму ближе к спаррингу с Аргентиной.
— Многих удивило приглашение в сборную Ситко.
— Впервые увидел его на матче с минским «Динамо». Спрашиваю, кто такой? Позвонил тренеру «Витебска». Тот удивился, мол, молодой еще для сборной. Говорю, пусть попробует сыграть против Германии. Провел в Кайзерслаутерне тайм, в Турку — все 90 минут. И выглядел хорошо.
— Два матча уверенно отыграл Хомутовский. Теперь вам будет сложно выбирать между ним и Жевновым.
— А ведь еще есть неплохо играющий Амельченко, много работает Веремко — даже сбросил несколько килограммов. Думаю, на вратарской позиции у нас все будет нормально.
— Вы огорчены, что Веремко не удалось сыграть в Финляндии из-за травмы?
— Конечно. На тренировке он выбил палец, поэтому решили не рисковать его здоровьем. Впереди у БАТЭ квалификация Лиги чемпионов.
— В хоккее минское «Динамо», заявленное в КХЛ, станет базовой командой национальной сборной. Подобный вариант не подходит для белорусского футбола?
— Есть опасность, что большие инвестиции в суперклуб не дадут отдачи. Мы соберем всех лучших, и этим облегчим задачу тем же россиянам, которые через пару месяцев перекупят футболистов. Причем играть они там вряд ли будут, скорее, просиживать на скамейке. Зато приедут домой на огромных «Гранд Чероки» довольные высокой зарплатой. Но ведь это неприемлемо для сборной.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь