EURO на двоих. Выбор для Хиддинка

12:45, 13 июня 2008
svg image
1700
svg image
0
image
Хави идет в печали


С.Н. Главное впечатление от пяти дней наблюдений за матчами чемпионата — полное отсутствие чего-либо незакономерного, случайного. Грубо говоря — полученного «халявно». И, наоборот, обилие событий логичных и предсказуемых. Примеры? Итальянцы остаются без Каннаваро — и это губит их в первом же матче. За россиян не могут сыграть два лучших футболиста нынешней весны Аршавин и Погребняк — и те предстают на порядок ниже классом, нежели испанцы…

Ю.О. …Хорваты так и не находят бомбардирскую замену Эдуардо Да Силве — и с трудом, лишь с пенальти, забивают простоватым австрийцам. А швейцарцы теряют Фрая — и первыми оказываются без надежд на четвертьфинал. Наверное, важность деталей, буквально каждой мелочи, особенно отчетливы на стартовом отрезке турнира. В поведении большинства команд доминировала осторожность, явное нежелание брать с места в карьер.

С.Н. Может, в этом заключена и своего рода просчитанная стратегия? Мы ведь помним шекспировское «Тот падает, кто мчится во всю прыть». На большинстве топ-турниров побеждали команды, чей чемпионский потенциал на старте распознать было затруднительно. С этой точки зрения изначальное рвение португальцев, пока явно затмивших всех по силе впечатлений, выглядит такой вот губительной торопливостью.

Ю.О. Ну, для этой команды все сейчас сильно упростилось. Она досрочно решила вопросы в группе и получила недельную передышку до четвертьфинала, ибо на ближайший, ничего не решающий, матч против швейцарцев может заявлять состав, какой Сколари будет угоден. Поэтому внимание стоит переключить на другие сборные, в генах и крови которых — отказ от расчетливости и прагматизма. В стартовом туре так вели себя еще и голландцы, и немцы, и испанцы.

С.Н. О последних можно спорить. Если кто и сыграл первый матч с совершенно открытым забралом, так это россияне — против этой самой Испании. А команда Арагонеса, напротив, словно отреклась от своих, казалось бы, исконных стилевых ценностей: перевеса в контроле над мячом, доминирования в центре поля.

Ю.О. Но это ведь не отменяет моей характеристики! Или ты станешь утверждать, что Арагонес изначально нацеливал игроков на игру вторым номером? Просто те, будучи футболистами высочайшего уровня и открыв счет в быстрой контратаке, смекнули, где у россиян ахиллесова пята (а она была в центре обороны) и какая манера действий окажется против конкретного соперника наиболее продуктивной. А затем мастерски извлекли из этого победную выгоду.

С.Н. С этим соглашусь. Ради интереса засек продолжительность голевых атак сборной Испании с момента овладения мячом: 8, 14, 14 и 11 секунд. Это было идеальное воплощение игры, основанной на перехвате в своей зоне и мгновенном развертывании контрдействий.

Ю.О. С победой испанцев над россиянами во многом созвучен голландский выигрыш у итальянцев. Там тоже были и крупный счет, и катастрофа в центре обороны у проигравших, и идеально исполненные «оранжевыми» атаки с ходу. Второй и третий голы голландцев вообще заставили заподозрить их в тщательной работе над стандартными положениями. Причем отнюдь не у чужой штрафной, а у… собственной. В одном случае они сбегали в контратаку, после того как ван Бронкхорст вынес мяч с линии своих ворот при розыгрыше углового, в другом — после сэйва ван дер Сара, отбившего опасный штрафной Пирло. Причем оба стремительных розыгрыша проводила примерно одна группа исполнителей — со Снайдером, Куйтом и ван Бронкхорстом во главе. А все их ходы были поразительно рациональны и просты. Явно учитывались разреженность в тылах у соперников и то, что сзади оставались отнюдь не специалисты действий, скажем так, в быстром отступлении.

С.Н. Пожалуй, это выглядело как творческое развитие ван Бастеном опыта коллег из других игровых видов. К примеру, действия голландцев слаженностью очень напоминали отрывы в любимом мною гандболе. Или отрепетированный выход из обороны хоккеистов. Ведь расположение игроков при «стандартах» соперников, уязвимые при этом зоны, в принципе нетрудно изучить. Кстати, дополнением к твоим наблюдениям может быть заметное уменьшение доли голов, проведенных командами после «стандартов» у чужих ворот. В первом туре насчитал их только два. Хорват Модрич забил пенальти австрийцам. А россияне провели после углового не много значивший мяч испанцам. И все!

Ю.О. Действительно. На двух предыдущих топ-турнирах после стандартных положений забивался как минимум один гол из трех. Сейчас в стартовом туре — один из восьми. Но пока обобщать рановато. Потому что лишь в первый день второго тура «стандартных» голов было уже два. Развитие турнирной борьбы, когда приходит время непременно брать очки, желательно победные, очень многое меняет в настроении и поведении команд, в построении игры. Следовательно — и в наших о них представлениях. Взять, к примеру, ту же чешскую сборную. Она ведь совершенно по-разному сыграла против швейцарцев и португальцев.

С.Н. Да, точно. Причем ее циничный выигрыш у хозяев в первом туре вспоминается с брезгливостью, а вот после поражения во втором чехам впору было даже сочувствовать. Они играли явно интереснее, чем на старте. Скорее всего, причиной тому быстрый гол Деко. Он заставил Брюкнера перестраивать команду на атакующий вариант тактики. Но тренер ведь явно еще до игры искал варианты усиления именно наступательных качеств. Хавбек Матейовски в этом отношении смотрелся явно выигрышнее Яролима, не говоря уже о контрасте впечатлений от действий впереди Бароша и Коллера. Такие изменения в победившем составе косвенно убеждают еще и в том, что опытный чешский тренер не смог окончательно определиться в предпочтениях до начала турнира.

Ю.О. Брюкнер ведь вообще всегда крайне осторожен. На эксцентричные кадровые ходы и перестроения он решается обычно только в ситуациях критических. Так было и в матче против португальцев, когда при проигрышном счете во втором тайме чехи перешли на игру в два нападающих, добавили агрессивных полузащитников. Но было поздно. Во-первых, им противостоял соперник выше классом…

С.Н. …А во-вторых, на все ходы Брюкнера следовали четкие и выверенные ответы Сколари.

Ю.О. Кстати, тема тренерских противостояний с переходом чемпионата в новую турнирную фазу тоже обрела любопытный поворот. Брюкнер стал первым на EURO, чья команда по ходу матча сумела сравнять счет, правда, затем португальцам все равно уступила. А вот сразу следом, в тот же вечер, Фатих Терим показал пример волевой победы. Причем эта победа — над швейцарцами — была во многом тренерской. Терим первым на чемпионате спас матч за счет активных пертурбаций состава и тактических построений. Прежде подобное не удавалось ни одному из тренеров сборных, проигравших в первом туре, в том числе и самому турку. Причем все семеро к таким методам прибегали, но безрезультатно.

С.Н. Могу предположить, что спасать матч против швейцарцев Териму не пришлось бы, когда бы не погода. Дело в том, что он резко — на четырех позициях — обновил стартовый состав. В нем был очевиден атакующий акцент на техничных, невысоких скоростников. Те поначалу легко захватили преимущество. Но внезапный ливень быстро затопил поле и лишил турок всякого перевеса в ведении игры на первом этаже. В то же время на первый план вышел перевес швейцарцев в атлетизме. Они открыли счет. И стало ясно, что в принципе симпатичный план Терима разбился о фатальное стечение метеорологических обстоятельств. И стало интересно, постарается ли Терим найти выход. И какой.

Ю.О. Давай не будем пересказывать мою рецензию на матч из этого же номера. Предлагаю перебросить мостик от Терима к Хиддинку. Как повел себя после стартовой неудачи турецкий тренер, мы уже знаем. А наставнику сборной России выбор линии поведения еще только предстоит.

С.Н. Мне кажется, он в этой линии уже определился. Но психологического давления, под которым сейчас оказался голландец, он не испытывал, возможно, никогда прежде в своей тренерской биографии. Уж больно радикальной оказалась перекройка российской команды, которую он провел в предстартовый месяц. Изменилась тактика, коренным образом обновился основной состав, некоторые игроки заиграли на непривычных позициях. Все это происходило на фоне небывалых в практике россиян физических нагрузок. И вот в стартовом матче при отважно-невразумительной игре все хиддинковские ноу-хау дают отрицательный результат и поднимают бурю негодования на всех этажах российского футбольного дома.

Ю.О. Кстати, ни одна из прежних сборных Хиддинка — голландская, южнокорейская, австралийская — не стартовала на топ-турнирах с поражений, не говоря уже о таких оглушительных. Поэтому можно предположить, что и теперешние сомнения голландца в верности курса могут быть сильны как никогда.

С.Н. Жаль, если он сломается и вернется на прежние позиции, а то и сорвется в штопор авральных импровизаций. У сборной России в ее прошлогодней версии уж точно не будет на EURO никаких шансов. А то, что затеял с ней Хиддинк в нынешнем мае, по крайней мере интриговало и оставляло надежду на видную турнирную роль.

Ю.О. Мне кажется, приговор россиянам подписывать рано. Греки и шведы — соперники вполне проходимые. А после выхода в четвертьфинал едва ли кто отважится бросить камень в харизматичного голландца.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?