Персона. Коваль своего счастья. Виталий Коваль: нет, я не Мезин, я другой
Вратарь, снимающий квартиру в одной из гродненских типовых многоэтажек на проспекте Янки Купалы, оказался простым и компанейским парнем. Через пять минут после знакомства мы уже вовсю общались «за жизнь», через десять — перешли на «ты».
А подать мне «три на пять»
— Каждый из нас строит планы на будущее. Часто ли в твоих мечтах фигурировало выступление на мировом первенстве?
— Скажи кто года три-четыре назад, что буду играть на чемпионате мира, да еще за сборную Беларуси, в ответ покрутил бы пальцем у виска. Просто ставил задачу каждый год подниматься в профессиональном развитии хотя бы на ступеньку. А канадская эпопея промелькнула стремительно, как один день, зато оставила в душе неизгладимый след. И вспоминается словно сон.
— Приятный?
— Да, если не брать в расчет игру со Швецией. Обставь скандинавов, точно были бы в плей-офф. Впрочем, жизнь не терпит сослагательного наклонения.
— Ого! Не филологический ли факультет заканчивал?
— Физкультурный. И то еще не закончил, за спиной только три курса.
— Тяжко будет завершить: после мирового форума наверняка от предложений и кроме динамовского голова шла кругом?
— Конечно, но НХЛовских вариантов не было, как это преждевременно заявили в одном из СМИ.
— Зато в прессе твоя биография пока приведена лишь контурно. Как пришел в хоккей? Традиционно — родители за ручку привели, или история нестандартна?
— В моем случае именно так и было: мама взяла за руку и привела в хоккейную секцию. Было это в родной Перми в 1987 году. Правда, перед этим состоялся семейный совет. Рассматривались альтернативы: спортивная гимнастика, фигурное катание или хоккей. В конце концов перевесил последний, чему я, понятное дело, сейчас безумно рад. С раннего детства пропадал на ледовой арене, восхищался игрой позже блиставших в НХЛ Игоря Уланова, Дмитрия Филимонова. Да и у Леонида Фатикова, выступавшего в составе пермского «Молота», многому можно было научиться.
— Первую игру на таком уровне вспомнишь?
— Легко! И хотя пришлось нам в Хабаровске нелегко, руки не дрожали, коленки не тряслись. Местный «Амур» дома традиционно рвет и мечет, а в дебютном матче за пермский «Молот» мне только-только стукнуло 16…
— И каким же ветром занесло уроженца Урала в белорусский Гродно?
— Попутным. Посмотри, сколько ребят из России играет здесь. Можно навскидку вспомнить, что пяток лет назад, до введения легионерских квот, то же могилевское «Химволокно» почти сплошь состояло из российских хоккеистов.
— Дебют на чемпионате мира — чем не знаменательная веха в жизни стража ворот скромного, даже по белорусским меркам, «Немана».
— Еще какая! По важности с этим могут сравниться не многие события моей жизни. Правда, воспоминания о стартовом поединке со сборной Швеции имеют привкус горечи. Как минимум две из шести пропущенных шайб обязан был парировать.
— Помимо фактора дебюта на высочайшем уровне, не давил ли авторитет партнеров? Каково покрикивать на старожилов?
— Поправка: не покрикивать, а подсказывать! Они сами знают, что делать. И потом, коль уж мне доверили место в национальной дружине, значит, я как минимум равный среди равных.
Тот же Руслан Салей, проливший на НХЛовских площадках не один литр пота, классный и очень доброжелательный парень. Подъедет, похлопает клюшкой по щиткам, скажет несколько ободряющих слов. Короче говоря, настоящий капитан, командный вожак.
— К игре с французами ты обрел уверенность. И, что приятно констатировать, больше ее не терял. Кстати, курьезная шайба, пропущенная на последних секундах первого периода, не надломила?
— Нет, пропустил — и забыл! Был в Перми такой голкипер Володя Гайдучик. Так он часто любил повторять: «Даже классному вратарю для успешной карьеры обязательно нужно пускать две, а лучше три «бабочки» каждый сезон. От этого он станет злее».
— В начале апреля в Гавличкув-Броде в спарринге сборная Чехии разгромила наших — 7:1. А ведь состав-то у чехов был слабее, чем месяц спустя в Квебеке.
— Только не надо ставить это мне в заслугу. Хотите, чтобы сразила наповал звездная болезнь? Не дождетесь! Да кто я такой?! По большому счету — начинающий голкипер…
— Часто ли приходилось «начинающему» давать автографы в Канаде?
— Два или три раза, не больше. Это Костицыны шли нарасхват, их за океаном просто боготворят.
— В сезоне-2007/08 ты около тридцати раз признавался лучшим в составе «Немана». Хоть раз какой-нибудь приз получил?
— Как правило, моральное удовлетворение, но ведь и оно чего-то стоит. А если серьезно, нравится постоянно быть в тонусе. Мы же обычно играли от обороны, и некоторые фавориты бросали мне в створ почти как российская сборная — с полсотни раз. А я тянул и получал от этого удовольствие. Доходило до того, что нравилось играть «четыре на пять» или даже «три на пять».
Веселый и находчивый
— Не надоел повторяющийся изо дня в день ярлык «второй Мезин»?
— Еще как! С одной стороны, конечно, сравнение с лучшим в новейшей белорусской хоккейной истории голкипером приятно. С другой — каждый человек индивидуален и неповторим. Я — не Мезин, я — Коваль.
— АК-46, МиГ-31. Так журналисты именуют соответственно Андрея Костицына и Михаила Грабовского. Пора и тебя потихоньку раскручивать. А если, скажем, КВ-1, чем плохо? Тем паче что возникает аналогия с одноименным тяжелым советским танком времен Великой Отечественной.
— По мне так уж лучше КВН. Игра, кстати, классная. Не хуже, чем хоккей.
— А причем здесь КВН?
— Элементарно, Ватсон: Коваль Виталий Николаевич, ваш покорный слуга.
— Нашим хоккейным мачо, разумеется, не было времени смотреть на канадских красоток. И все же: где девушки красивее, в Канаде или в Беларуси?
— Не хочется обижать заокеанских прелестниц, но там с красотой напряженка. Даже можно сказать, катастрофа, не за что глазу зацепиться… Зато у нас… Ой, провокация! Это ж жена читать будет. Но она у меня молодец: самая умная, красивая и понимающая.
Добряк из Добрянки
— Сменим тему. Чем тебя можно обидеть?
— Это сложно. Если обидели, стараюсь не впадать в депрессию, а анализирую ситуацию. Почему такое случилось? Насколько сам виноват?
— Наверное, режимишь строго? А как насчет пресловутого «пивка для рывка, водочки — для обводочки»?
— Это уж точно не для меня! Современный хоккей с его космическими скоростями несовместим со спиртным. Я, конечно, не аскет и не за сухой закон, но надо знать три вещи: когда, с кем и сколько. Вот и все! К слову, наше поколение, как кажется, более профессионально в этом плане. И когда один из гродненских игроков, выходивший на лед в 80-х годах прошлого века, заявляет: мол, мы нынешний «Неман» на одном коньке обыграли бы, это… Полный бред, в общем.
— Философ Самюэль Батлер однажды отметил: «Деньги — самый лютый враг человечества! И никогда людям не удастся его одолеть. Пока человек находится в здравом рассудке, деньги и стремление обладать ими будут владеть его мыслями». Хотя бы отчасти согласен с этим?
— Да, без них трудно, но самоцели заработать как можно больше у меня нет и не было. А то, что хоккеисты деньги ни за что гребут лопатой — это из области баек.
— После ЧМ-2008 чаще стали узнавать на гродненских улицах?
— Безусловно. Недавно вот таксист, оказавшийся заядлым болельщиком, наотрез отказался брать деньги… Но давай закроем эту тему. Нечего меня опять к «звездняку» подталкивать.
— Юность была бурной, или, кроме учебных сборов, изматывающих тренировок и игр, вспомнить нечего?
— Почему же? Шалили… Хотя и здесь чувствовал меру, и в школе учился в основном на «хорошо» и «отлично».
— Однажды услышал, как партнер по «Неману» назвал тебя Аптекарем. И прокомментировал это так: «Виталя Коваль — человек в высшей степени правильный. Каждое слово взвешивает, будто на весах».
— Свою «правильность», понятное дело, комментировать не буду. Но немного пофилософствую. Вратарь — это особая, ни с чем не сравнимая материя. Кто-то называет нас кастой, кто-то даже изгоями. Так или иначе, но болтунов среди представителей вратарского ремесла за много лет не встречал.
— Пару слов о пристрастиях. Думаю, широкой читательской аудитории «ПБ» будет интересно о них узнать. Любимый напиток?
— Персиковый сок. Из алкогольных — пиво. Но пью его в небольших количествах.
— Блюдо?
— Суши.
— Сам сможешь приготовить что-нибудь экзотическое: суп из акульих плавников либо салат «Антуанетта»?
— Запросто, это моя фишка. И своеобразное хобби: могу приготовить блюда даже из китайской, мексиканской, японской кухни. И постоянно совершенствую возможности.
— Музыка?
— Предпочитаю стиль RnB.
— А когда соберешься вешать коньки на гвоздь, уезжать со льда хотел бы под какую мелодию?
— Дай подумать… Вернее, у меня есть время подумать. Лет эдак десять, не меньше. Вообще играть намерен лет до сорока. И это как минимум. Вон Бродер в 36 — просто красавец! А Гашек вообще выступал до 43.
— Кинофильм?
— Психологические триллеры.
— Актер?
— Старая голливудская гвардия: Аль Пачино, Роберт де Ниро… Хотя нравится и игра Джонни Деппа, того же Брэда Питта. Колоритные личности.
— Цвет?
— Их два: красный и черный.
— Ты производишь впечатление человека доброго и абсолютно неконфликтного.
— А как иначе, я же родился в городе Добрянка, что в 60 километрах от Перми. Да-да, не удивляйтесь, хотя все считают меня пермяком по рождению. История прелюбопытная: мама на девятом месяце беременности поехала в гости, и там появился на свет я.
— Самый яркий подарок, который ты когда-либо получал от женщины?
— Это она сама, моя любимая жена Юля, и, конечно, трехлетняя красавица дочь Николь. Вообще супруга — человек неординарный и никогда не позволяет скучать. Взять даже оригинальные подарки к каждому празднику. А вместе мы с 18 лет.
— Но даже ради любимой ты никогда…
— …не предам друзей и не совершу подлости.
— За кого болел в финальной НХЛовской серии?
— Однозначно: за «Детройт». Паша Дацюк там вообще чудеса творил.
— Вратарская работа непростая — нервная и изматывающая психологически. Как борешься со стрессами? Чем поднимаешь настроение?
— Семья — это и лекарь, и аптекарь, и отдушина, и лучший стимул для самосовершенствования. Как в хоккее, который является игрой, то бишь только частью жизни, так и в самой жизни.
— С высоты сегодняшнего опыта какой дашь совет начинающим спортсменам?
— Здесь просто: не отступать и не сдаваться! Упорно стиснуть зубы и кропотливо, шаг за шагом, ступенька за ступенькой идти к цели. Помнить о пословице «Терпение и труд все перетрут». Не секрет, что далеко не всегда даже самые талантливые мальчишки пробиваются наверх и достигают успеха. А еще не забывать, что каждый кузнец или, па-беларуску кажучы, Коваль своего счастья.
— А чего стремишься достичь сам? Как в профессиональном, так и в личном плане.
— Чтобы жена и дочь светились от счастья. И чтобы лет через десять подросшая Николь, взвесив на руках завоеванные к тому времени медали, сказала: «Да, папа, все-таки ты играл не зря…».
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь