Тринадцатый воин

14:20, 13 ноября 2003
svg image
729
svg image
0
image
Хави идет в печали

До недавнего времени трудно было припомнить, когда отечественные болельщики говорили о ком-то из немногочисленного легиона с восторженным придыханием. В нынешнем сезоне ситуация не то чтобы в корне изменилась, но заметное улучшение налицо: к зарубежным звездам чемпионата страны можно смело причислять минимум троих игроков. И если технарь Петар Златинов усилиями нафтановского костолома Дубины надолго выпал из боеспособной обоймы, а одноклубник болгарина по минскому “Динамо” мастеровитый ганец Баба Адаму с загадочной регулярностью “падает на мороз” в ключевых матчах с основными конкурентами, то о третьей персоне разговор отдельный. Интервью с защищающим со второго круга цвета столичного “Торпедо”-СКА бразильцем ЭДУ напрашивалось давно. Это его торпедовские поклонники на наш манер любовно перекрестили в Эдика. Это о нем наставник автозаводцев Александр Башмаков отзывается как об исключительно мужественном человеке и трудолюбивом спортсмене. И это ему — последнему, тринадцатому, ребенку из простой бразильской семьи, — как хорошо обученному воину, с ходу покорились наши, пусть и не самые знаменитые в Европе, стадионы. Скромный, но коммуникабельный и улыбчивый южноамериканец против беседы с корреспондентом “ПБ” ничего не имел. Футболист, чей рейтинг в играх чемпионата лишь в заключительном туре опустился на пять десятых ниже 5,5 балла (лишь недостаточное для включения в рейтинг-лист количество матчей не позволило Эду стать самым рейтинговым игроком турнира), и вне поля произвел исключительно приятное впечатление.

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

МОРЕЙРА ЭДУАРДО АРАУЖУ. Родился 19.04.74 в Ипаусу, штат Сан-Паулу, Бразилия. Нападающий. Футболом занимается с 11 лет. Выступал за команды “Рио-Бранка Американа” (Бразилия, 1992-1994), “Палмейрас” (Бразилия, 1994-1996), “Сан-Паулу” (Бразилия,1996-1998), “Монтеррей” (Мексика, 1998), “Плачинензе” (Бразилия), “Алания” (Владикавказ, Россия, 1998-1999), “Спартак-Чукотка” (Москва, Россия, Д2, 2000), “Крылья Советов” (Самара, Россия, 2000-2001), “Анжи” (Махачкала, Россия, 2001). В “Торпедо”-СКА с августа 2003 года (13 матчей, 7 голов, 2 результативные передачи). Средний рейтинг по версии “ПБ” — 5,62. Женат, дочери Эдуарде 7 лет.

— Для бразильца ты более чем прилично изъясняешься по-русски. Долго шел процесс обучения языку?

— Русский язык — очень сложный и многовариантный. Я практически самостоятельно изучал его на протяжении четырех лет, пока находился в России. Начинал, естественно, с футбольной терминологии и элементарных бытовых понятий, позже регулярно старался пополнять свой словарный запас.

— С таким владением русской речью тебе будет несложно рассказать подробнее о себе и своей родине.

— Родился я в бразильском штате Сан-Паулу в маленьком городке Ипаусу, расположенном в четырехстах километрах от столицы штата. Проживает в Ипаусу тысяч пятнадцать населения, по нашим меркам — это почти деревня. У нас по нынешним понятиям большая семья — тринадцать детей, из которых я младший. Мне трудно подобрать слова, чтобы высказать благодарность маме за наше воспитание, ведь ей было в жизни непросто. Для меня мама — святой человек. Как, впрочем, любимые жена Розажела и дочь Эдуарда.

— Недавно на страницах “Пресс- бола” были опубликованы выдержки из интервью с твоим соотечественником Аилтоном, выступающим в бундеслиге за бременский “Вердер”. Так вот, говоря о городе Сан-Паулу, Аилтон нарисовал весьма мрачную картину: грабежи, убийства, насилие. В общем, сплошной криминал, по причине чего вечером страшно выходить на улицу. Неужели в бразильских мегаполисах действительно все так запущено?

— Да, Сан-Паулу огромный город, в нем живет где-то одиннадцать-двенадцать миллионов человек. Мне доводилось там бывать — не скажу, что не понравилось. Но в крупных городах Бразилии в самом деле небезопасно находиться на улице в темное время суток. И я так отвечу: обычному человеку, тем более приезжему, просто нужно знать места, подходящие для прогулок, не забредать в бандитские кварталы. А вообще я больше симпатизирую небольшим городкам, где тихо, чисто и живется спокойно.

— Давай обратимся непосредственно к твоей профессии. Как пришло увлечение футболом?

— Не секрет, что в Бразилии футбол сродни религии, и лучшим подарком для мальчишки считается мяч. Я серьезно увлекся этой игрой в одиннадцать лет, когда учился в школе. А через несколько лет заявил родителям, что еду в столицу штата показаться тамошним тренерам. Чинить препятствий они не стали. И на просмотре, который собрал около трехсот сверстников, мне повезло: попал в пятерку избранных. Радости не было предела.

— Поведай об этапах своей футбольной карьеры.

— Года два я поиграл в юношеских командах “Сан-Паулу” и “Палмейраса”. А уже в восемнадцать лет, в 1992 году, заключил первое профессиональное соглашение с “Рио-Бранка Американа”. Довольно долго выступал за различные бразильские клубы, пока не начался легионерский этап футбольной карьеры. Первый опыт был не самым длинным — за мексиканский “Монтеррей” удалось отыграть лишь четыре месяца. Ну а в 1998-м я на немалый срок осел в России.

— Российский период получается самым продолжительным. Прижился в тамошнем футболе?

— В целом, да. Сезоны, проведенные во Владикавказе, Самаре, Махачкале, однозначно не были потрачены впустую. Клубный футбол в Роcсии совсем неплох.

— А каким ветром тебя занесло в Беларусь?

— У меня, как у любого профессионала, есть личный агент. Он и предложил мне попробовать силы в Беларуси. Когда возник вариант с минским “Торпедо”, материальная сторона меня вполне устроила, и я прибыл в Минск.

— До этого тебе было что-нибудь известно о нашей стране?

— Бывать здесь раньше не приходилось, но кое-что о Беларуси уже знал. И это неудивительно: моими одноклубниками в “Алании” являлись Саша Чайка и Игорь Тарловский — последнего считаю своим большим другом, а в “Крыльях Советов” — Денис Ковба и Владимир Шунейко. Так вот белорусы много рассказывали о своей стране, словно предвидели мое будущее.

— Ну и как общие впечатления от увиденного?

— Самые приятные. Минск — красивый город, большой, но аккуратный и нешумный. Люди просто замечательные — добрые, приветливые. И болельщики ко мне доброжелательно относятся, что для футболиста, тем более зарубежного, очень важно. Когда во время матча с трибун слышится: “Э-ду! Э-ду!”, появляется дополнительная энергия, вдвойне хочется своей игрой дарить зрителям радость. Единственное, что не доставляет удовольствия — это плохая погода. Самый тяжелый период наступает с приходом холодов. У меня уже сейчас руки-ноги страшно мерзнут, а ведь настоящая зима еще и не начиналась. Конечно, когда все вокруг белое-белое — это прекрасно. Моя дочка, видевшая снег в России, обожает на нем порезвиться. Но в футбол играть при морозе и снеге трудно. С другой стороны, чтобы согреться, начинаешь активнее бегать от защитников. (Смеется.)

— С белорусской кухней успел свыкнуться?

— Она схожа с русской и значительно отличается от бразильской — в первую очередь не такая острая. Честно говоря, скучаю по национальным блюдам. Дома мне постоянно готовит супруга, отличная хозяйка, обеды у нее получаются очень вкусными. Здесь же питаюсь с командой в столовой, иногда по вечерам перебиваюсь макаронами собственного приготовления. До жены, понятно, далеко, но пока живу один — делать нечего.

— Наверняка очень скучаешь по близким?

— Еще бы! Совсем истосковался по Розажеле и дочурке Эдуарде, которая в мое отсутствие пошла в первый класс.

— Вернемся к футболу. Каким тебе показался уровень чемпионата Беларуси?

— Нормальным, хотя и немножко ниже российского, где поля получше, скорости повыше и хороших легионеров побольше. Но, думаю, такие команды, как минские “Торпедо”-СКА и “Динамо”, БАТЭ, “Гомель”, не затерялись бы в премьер-лиге чемпионата России. Впрочем, футбол непредсказуем, сопоставить клубы по силе способно только их длительное соперничество на поле. Однако не стоит принижать белорусский уровень. Здесь тоже есть игроки высокого класса. Например, из легионеров я отметил бы Баба Адаму. Это профи: быстрый, техничный, много забивающий.

— Если ты не в курсе, сообщу следующую информацию: ты третий бразилец, отметившийся участием в чемпионате Беларуси. Случайно, не знаком со своими соотечественниками — форвардом Алехандро Леалом, к слову, выступавшим за тогда еще “Торпедо”-МАЗ, и защитником Кристофом Тромбином, игравшим в первом круге этого сезона в столичном “Локомотиве”?

— Фамилию легионера “Локо” слышу впервые, а вот с Алехандро действительно знаком. Дело в том, что у нас общий агент, в российском офисе которого мы с Леалом несколько раз встречались. Правда, в игре его наблюдать не доводилось.

— Какую позицию на поле изначально планировал для тебя главный тренер “Торпедо”-СКА Александр Башмаков?

— Нападающего, может быть, немного оттянутого.

— С партнерами быстро достиг взаимопонимания?

— А почему мы должны испытывать проблемы с пониманием друг друга? Языкового барьера почти не существует, исполнители квалифицированные. Сыгрались быстро. Да и с тренерами у меня полный контакт. Я привык и на поле, и на тренировках безоговорочно принимать все тренерские требования. Скажет Александр Николаевич сделать десять кувырков — выполню десять кувырков. Коуч знает, что нужно делать, на то он и наставник. А мое дело — добросовестно работать и хорошо играть.

— До приезда в Беларусь ты не отличался сверхрезультативностью. А тут вдруг в 13 матчах забил 7 голов. Чем объяснишь подобный голевой залп?

— Нападающий должен забивать голы. Хотя я не считаю себя выдающимся бомбардиром, и раньше мне лучше удавалась роль ассистента. Я вообще командный игрок и каждый забитый мяч воспринимаю как заслугу всех одиннадцати футболистов. А то, что сейчас чаще стал поражать ворота самостоятельно… Повторюсь: надо просто работать, не жалея себя. И это большое счастье — помогать команде добиваться побед.

— “Торпедо”-СКА второй год кряду останавливается в шаге от пьедестала. Почему и в этом сезоне не удалось завоевать медали?

— С таким составом, с неплохим качеством игры команде по силам было завоевание как минимум бронзы. Виноваты только сами — свои шансы упустили в решающих играх. Очень огорчены, что остались без наград. Жизнь на этом, конечно, не заканчивается, но горечь от утраченных возможностей присутствует.

— Как тебе в целом обстановка в новом клубе? Друзьями успел обзавестись?

— Скажу коротко: все отлично, никаких проблем не испытываю. И друзьями могу назвать абсолютно всех: и тренеров, и футболистов, и работников клуба.

— У тебя, похоже, просто идеальный характер…

— Я очень спокойный человек, а если и нервничаю чуть-чуть, так только по ходу напряженного матча. Стараюсь каждый день проживать по заветам Иисуса, в которого я безгранично верю и которому благодарен за два самых дорогих подарка в жизни: надежную семью и любимую работу.

— Как коротаешь часы досуга?

— Я не люблю подолгу оставаться один в четырех стенах, но и гулять без жены и дочки тоже скучно. В свободное время читаю “Библию”, смотрю телевизор, слушаю музыку. Предпочтение отдаю всему родному — бразильским сериалам, музыке бразильских евангелистов. На прогулки по Минску выбираюсь не часто. Из того, что видел, запомнился парк Горького с его удивительными аттракционами — в Бразилии таких нет. А еще большое спасибо Александру Николаевичу Разину (старший тренер “Торпедо”-СКА. — ПБ.), который вытащил меня на экскурсию по олимпийской базе в Раубичах и на хоккей. Матч минских “Керамина” и “Динамо” запомню на всю жизнь — я ведь до этого хоккея своими глазами не видел.

— Сезон уже закончился. Где планируешь провести отпуск?

— Конечно, в Бразилии! Считаю дни до того момента, когда смогу побывать дома, где я не был с июля.

— Надолго ли собираешься связать свою судьбу с Беларусью?

— Контракт с “Торпедо” у меня до конца ноября. Я уже говорил, что здесь меня все устраивает. В принципе остаться в Минске и даже перевезти сюда семью не прочь. Но загадывать наперед не берусь.

— Давай немного помечтаем. В каких клубах или странах хотел бы поиграть футболист Эду? Каких высот достичь?

— Чтобы тебя заметили селекционеры солидных клубов, нужно хорошо играть здесь, пробиваться в еврокубки. Многое зависит от работы агента. А выигрывать хочу абсолютно все. Не люблю уступать даже в тренировочных поединках.

— Еще не думал, чем станешь заниматься по окончании игровой карьеры?

— У меня на родине есть свой маленький бизнес, за компаньонов — сестра и жена. Мы владеем двумя магазинами по продаже обуви. Нет, я не богач. Просто помогаю семье заработать на жизнь. И себя пока не могу и не хочу называть бизнесменом. Я футболист, футбол — моя работа, приносящая не только деньги, но и удовольствие.

— Замечу, твоя игра приносит удовольствие не только тебе.

— Спасибо всем болельщикам — я тоже их люблю.

P.S. Когда материал был готов к печати, Эду уже улетел в родную Бразилию. Однако спешим обрадовать белорусских любителей футбола: в декабре полюбившийся публике южноамериканский легионер возвращается в Минск, причем не один, а с семьей. Таким образом, в стане столичных автозаводцев Эдуардо будет готовиться к следующему сезону. С другой стороны, как заметил Александр Башмаков, руководство клуба вправе в любой момент продать бразильца. А спрос на таких игроков существует всегда.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?