Трибунал капитанов. Спустить c тормозов

12:21, 26 июня 2008
svg image
25229
svg image
0
image
Хави идет в печали

Его возбудили в Беларуси и закрыли в далекой Сибири «за истечением срока давности» без права на реабилитацию для обвиняемых. После снятия табу тайны следствия мы опубликовали постановление новосибирского ГУВД («Шанталосов добровольно заблуждался», «ПБ» от 23 мая), диалог со следователем («Александр Алейников: милиция сделала все, что ей разрешили», «ПБ» от 30 мая и 3 июня), сообщили о предъявлении обвинения и прекращении уголовного преследования «за истечением срока давности» в отношении бывшего пресс-атташе ФК «Сатурн» Михаила Пукшанского («Крот» без права на реабилитацию», «ПБ» от 6 июня), привели вещественные доказательства в виде расшифровки ключевых фрагментов аудиозаписи, легших в основу стартовой публикации «Операция «Крот» («Мартешкин труд. «Давай по десятке и останемся друзьями», «ПБ» от 10 июня), заглянули в историю вопроса, пролили свет на некоторые теневые стороны профессиональной деятельности футболистов и журналистов («Левый марш», «ПБ» от 20 июня), напомнили БФФ об обещании довести дело до конца («Футбольный трибунал: дед Хасан и кодекс», «ПБ» от 24 июня).
Недостатка в информации не было, и на том основании мы решили провести анкетирование руководителей, главных тренеров, капитанов (лидеров) команд высшей лиги, авторитетных персон и болельщиков белорусского футбола. Всем предлагалось ответить на три вопроса.
1. Что должна предпринять БФФ в связи с закрытием в Новосибирске уголовного дела по купле-продаже матчей сборной Беларуси?
2. Как изменилось в связи с расследованием число договорных матчей в белорусском футболе?
3. Ваша оценка «Операции «Крот»? Ваш способ борьбы с договорными матчами?
Сегодня слово футболистам, представителям 16 команд элиты национального чемпионата. Репрезентативность анкеты позволяет нам отразить результаты графически и определить соотношение голосов.

Роман ВАСИЛЮК, капитан «Гомеля»
1. Голосую за трибунал — он необходим. Следует продолжить расследование и вынести вердикт по футбольным законам.
2. По-моему, в результате «Операции «Крот» договорных матчей стало меньше.
3. Оценка положительная, хотя, думаю, оптимального способа борьбы с такими явлениями еще не придумали. Грязь была, есть и будет.

Александр ЕРМАКОВИЧ, капитан БАТЭ
1. За такое людей нужно наказывать. Они должны отвечать за свои неблаговидные поступки. Футбол следует избавить от криминала. Считаю, что вполне уместно пойти по пути Италии, когда было инициировано «дело Моджи». На мой взгляд, БФФ следует со всей серьезностью отнестись к произошедшему и создать в нашей стране что-то наподобие футбольного трибунала, который после дополнительного расследования дела вынес бы свое решение.
2. К счастью, никогда не сталкивался с попытками подкупа и договорными матчами. Поэтому не имею представления, как часто они случались раньше, до публикаций «ПБ», и сколько их встречается сейчас.
3. Если что-то подобное было на самом деле, то об этом надо непременно писать. Специалисты, тренеры, футболисты, болельщики должны знать, что происходит в нашем виде спорта. Думаю, лучшим средством профилактики подобных случаев является показательное наказание пойманных за руку. Вплоть до пожизненной дисквалификации замешанных в этом людей. Чтобы другим неповадно было.

Александр СУЛИМА, капитан МТЗ-РИПО
1. Я не знаю законов, но что-то надо предпринимать. Раз есть прецедент, есть доказательства попытки подкупа, значит, кто-то должен понести ответственность. Несмотря на то, что дело закрыто, необходимо дальше добиваться восстановления справедливости.
2. Касательно договорных матчей на всей территории бывшего СССР говорить не буду — не знаю. Если применить ситуацию к Беларуси, то вообще о “договорняках” не слышал.
3. “Прессболу” — благодарность, что данную ситуацию решил довести до конца. Правда, главному редактору Владимиру Бережкову пожелаю быть осторожнее, объективнее. В частности, это относится к матчу Кубка УЕФА “Неман” — “Стяуа”, который мне небезразличен. В самом первом материале автор заявил, что люди, задействованные в сдаче игры, попросили замену. На самом деле это не так! Мы сыграли с румынами 1:1 дома и 0:0 в гостях, все бились до конца, и какие-то обвинения здесь были просто неуместны. Владимир Пирог может подтвердить, что ни о какой сдаче речи не шло. Тогдашняя “Стяуа” была просто сильнее и лишь за счет гола, забитого на чужом поле, вышла в следующий раунд евротурнира. Некоторые люди играли “через не могу”, а на них потом еще и тень бросили. Что касается способов борьбы с “кротами”… Надо просто любить футбол и не поддаваться соблазнам. А если факт вскрыт — идти в борьбе за чистоту игры до конца.

Сергей ПАВЛЮКОВИЧ, капитан “Динамо” (Минск)
1. Закрывать глаза на эту проблему, делать вид, что ничего страшного не произошло, нельзя. По моему мнению, белорусская федерация обязана создать прецедент: разобраться в ситуации, посмотреть на произошедшее с разных точек зрения, дать оценку. Не знаю, как насчет пожизненного отстранения от футбола, но наказать виновных следует показательно. Однако прецедент должен касаться не только футболистов, но и руководителей клубов. Ведь не секрет, что закулисные игры порой зарождаются именно в их кабинетах. Правда, если откровенно, у меня нет уверенности, что все это произойдет. Времена изменились, но в штате национальной федерации людей нового поколения мало, в большинстве там работают люди старой формации. Не хочу сказать о них ничего плохого, но в советские времена они напрямую или косвенно не раз сталкивались с подобным явлением, поэтому принять жесткое решение этим товарищам будет сложно.
2. Мне кажется, коллизии с уголовным делом Шанталосова никоим образом не коснулись белорусского чемпионата. Тем более что рассматривались в основном матчи национальной сборной, а это совершенно другой уровень — запросов, ставок, ответственности. Образно говоря, если первенство Европы — это город, то чемпионат Беларуси — деревня. И масштаб проблем, градация оценок поступкам здесь совсем иные. К примеру, если на EURO кто-нибудь из сборных, досрочно решивших задачу выхода в плей-офф, отдает последнюю игру группового этапа, дабы сэкономить силы лидеров перед главными сражениями, то сие воспринимается как вполне естественный процесс. И никто не обвиняет, скажем, Луиса Фелипе Сколари, проигравшего “хилым” швейцарцам. Но если нечто подобное произойдет у нас — предположим, перед стартом в еврокубке белорусский клуб принесет в жертву результат матча внутреннего первенства, вердикт будет однозначным: игру сдали. А что касается темных делишек, творящихся в нашем футбольном хозяйстве, то их, полагаю, не стало меньше. Как решались тихонько вопросы, так и решаются. Ведь все строится на отлаженных годами связях…
3. “Операция “Крот” — благое дело. Вот только неправильно, что ведет ее в основном только “Прессбол”. Нашелся один честный следователь, который решил докопаться до истины, и того уволили. Создается ощущение, что правоохранительные органы не заинтересованы, чтобы в нашей “тихой заводи” разорвалась подобная “бомба”. Если уж такое громкое дело умудрились на тормозах спустить, что уж говорить об остальных.
Думаю, все оттого, что футбол в нашей стране не стал частью политики, как в той же России. Там в него вкладываются огромные средства, и если происходят подковерные игры и кого-то это сильно бьет по карману, молчать не станут. У нас же проще все замять, а расследование газетчиков назвать нездоровой шумихой и стремлением ради поднятия тиража раздуть из мухи слона.
Как бороться с договорными матчами? С точки зрения футболиста, радикального решения не вижу. Ведь мы как были бесправными, так и остались. Хорошо хоть появился профсоюз, который призван заботиться о наших правах. Значительно больше рычагов влияния у исполкома БФФ и руководителей федерации. Вот они в первую очередь и должны решить: быть белорусскому футболу чистым или коррумпированным.

Андрей ЛЕОНЧИК, капитан “Шахтера”
1. Оценку результатам уголовного расследования должен дать исполкомом БФФ. Необходимо применить футбольные санкции.
2. Не знаю.
3. Оценка “Операции “Крот” положительная, а лучший рецепт борьбы с “договорняками” — не участвовать в них.

Олег КИРЕНЯ, полузащитник “Немана”
1. Создать футбольный трибунал, как в Италии по “делу Моджи”, продолжить расследование и дать оценку фигурантам дела вплоть до пожизненного отстранения от футбола.
2. С такими случаями не сталкивался, потому не имею представления.
3. Положительная. Надо публиковать в газете такие расследования, чтобы другим наука была. Способ борьбы — один раз кого-то сильно наказать.

Владимир МАКОВСКИЙ, нападающий “Нафтана”
1. БФФ должна незамедлительно отреагировать на то, что в Новосибирске дело о подкупе игр закрыли. Я наслышан был о том случае еще в 2003 году, до публикации в “Прессболе”. И функционерам, оказывается, было известно, только они промолчали. А если бы взялись по горячим следам, сегодня на Сибирь не кивали бы. Как можно молчать, сидеть сложа руки, если задета честь национальной команды?!
2. Точно знаю, что договорных матчей в Беларуси нет. Возможно, я не в курсе дела, когда кто-то нарушал правила честной игры за моей спиной или в молодости меня не ставили в известность о сговоре. Хотя здесь спорный момент. Возьмем хотя бы чемпионат Европы 2004 года, когда шведам, чтобы выйти в плей-офф, было необходимо сыграть 2:2 с датчанами. Скандинавы расписали ничью и оставили без нокаут-раунда Италию. И никто ничего не смог доказать. По данному случаю одно могу сказать: Тумилович — честный человек, игры он не сдавал.
3. Положительная. Договорные матчи раскрыть очень сложно. За руку не поймаешь, толку не будет. Хотя пример “моджигейта” перед глазами — бороться можно и нужно.

Артем ГОНЧАРИК, нападающий “Витебска”
1. Федерация по материалам уголовного дела должна сама завершить расследование и вынести вердикт. Все-таки затронута честь сборной.
2. Одно дело — слышать о договорных матчах и другое — участвовать в них. Любой болельщик после финального свистка может сказать: “Вы проиграли, значит, сдавали игру”. Чтобы что-то утверждать, необходимо оперировать фактами, а не трепать языком. В Беларуси нечестных матчей очень мало, зато у наших соседей, особенно в первой российской лиге, купля-продажа, по слухам, естественный процесс. Где есть деньги, там и договорных матчей хватает.
3. Нормально оцениваю. Лучший контролер — это совесть. А с другой стороны, договорные матчи были, есть и будут. Похоже, бороться с таким явлением бесполезно.

Геннадий МАРДАС, капитан “Сморгони”
1. Склоняюсь к тому, что Беларуси необходим свой футбольный трибунал. Изучив все материалы “Прессбола”, пришел к выводу, что подкуп футболистов имел место, а дело закрыто несправедливо. Думаю, нужно довести его до конца.
2. На мой взгляд, ничего не изменилось.
3. Оценка положительная. Жизненно необходимо искоренять грязные игры не только в футболе, но и во всем спорте. Правда, бороться с этим крайне сложно, практически невозможно. Однако и сидеть сложа руки нельзя. На данном этапе необходимо создать прецедент, после которого разбираться с мошенниками будет проще. Тем, кто за счет интересов болельщиков улучшает свое благосостояние путем купли-продажи матчей, места в нашем футболе быть не должно.

Александр ГРЕНЬКОВ, полузащитник “Торпедо”
1. Если футболист, тренер, журналист или функционер уличены в купле-продаже матчей, их надо пожизненно отстранить от футбола. И сделать это в силах федерации.
2. В договорных матчах никогда не участвовал, поэтому об их количестве не осведомлен.
3. Следует поступать так же, как в Италии: наказывать мошенников по полной программе.

Евгений КАПОВ, капитан “Днепра”
1. Оставлять без внимания такие случаи нельзя. Наказывать причастных к этому людей необходимо. На мой взгляд, исполком БФФ после закрытия в Новосибирске уголовного дела должен вернуться к рассмотрению этого вопроса.
2. Меньше, по-моему, не стало.
3. За рубежом эта проблема, как мне кажется, выражена гораздо ярче. Что касается чемпионата Беларуси, то для него такие явления — редкость. Обычно они проявляются ближе к завершению розыгрыша. Бороться с этим можно и нужно. Но для этого необходимо, чтобы участники нашего чемпионата были финансово стабильны. Тогда у футболистов не будет соблазна отвлекаться на закулисные игры. И, конечно же, очень многое зависит от профессионализма игроков.

Игорь ТАРЛОВСКИЙ, капитан “Дариды”
1. Затрудняюсь ответить. Ведь здесь палка о двух концах. С одной стороны, национальная федерация не должна оставлять “Операцию “Крот” без внимания — резонанс огромный. Разобраться, наказать виновных так, чтобы другим было неповадно, — дело чести. Но, с другой стороны, к подобному разбирательству наверняка подключатся чиновники УЕФА, и никто не даст гарантий, что к белорусскому футболу не будут применены карательные санкции. А ведь без вины виноватыми быть никому не хочется. В общем, руководители федерации должны все взвесить и определиться с линией поведения.
2. Не знаю. Это в России в футбольной индустрии крутятся большие деньги — там “договорняков” хватает. У нас же все тихо-спокойно. Во всяком случае, сталкиваться с попытками подкупа не приходилось.
3. С этим злом бороться очень сложно. Люди ведь разные — есть гнилые, а всех за руку не схватишь. Но бороться обязательно надо. В том числе и подобными разоблачительными публикациями в прессе. Зло надо уничтожать. Чем меньше этой гадости будет в белорусском футболе, тем быстрее и качественнее он станет развиваться. На поле при выяснении отношений между соперниками должен главенствовать только один принцип — спортивный.

Дмитрий ДЕНИСЮК, капитан “Локомотива”
1. Откровенно говоря, вообще не могу понять, как такой случай мог произойти, как такое громкое уголовное дело умудрились замять. Будь то сам исполком БФФ или созданный федерацией футбольный трибунал — кто-то должен продолжить расследование и поставить точку. Пускать на самотек такое нельзя.
2. Таких случаев почти не осталось. Если они и есть, то — единичны, и потому они остаются незамеченными со стороны. По крайней мере я в последнее время не сталкивался.
3. Оценка “Операции “Крот”, безусловно, положительная. Чтобы договорных матчей было меньше, нужно пожизненно дисквалифицировать причастных к этому людей.

Антон ИВАНОВ, капитан “Савита”
1. Считаю, дело нужно довести до конца. Ведь речь идет о национальной сборной. Виновных следует наказать по всей строгости, и в дальнейшем эти люди не должны иметь к футболу никакого отношения.
2. Никогда с этим не сталкивался. Поэтому точного ответа на этот вопрос не дам.
3. Поддерживаю “Прессбол” в желании довести дело до конца. А способы борьбы… Клуб должен материально стимулировать своих игроков на матчи. Вот, к примеру, в России пытались бороться с этим явлением следующим образом: чем выше команда находится в турнирной таблице, тем больший материальный бонус ей причитается от федерации. Поэтому для команд было не все равно, шестое место занято или восьмое. Каждый стремился быть выше.

Сергей КОЗАК и Андрей БОХНО — капитаны брестского “Динамо” и “Гранита” — от участия в анкете отказались.
В следующем номере — мониторинг главных тренеров команд высшей лиги.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?