НАШ ЧЕЛОВЕК В МОЛДОВЕ. Леонид Кучук: частный случай

15:00, 16 июня 2004
svg image
917
svg image
0
image
Хави идет в печали

Корреспондент “ПБ” встретился с наставником тираспольской команды в понедельник, на следующий день после завершения футбольного сезона в Молдове.

— Выигрышем чемпионата “Шериф” не произвел фурор, а скорее подтвердил многочисленные прогнозы относительно исхода турнира. Когда победу принимают как должное, бурной радости обычно не выказывают.

— Я бы не сказал, что наше золото — дежурное. Для “Шерифа” чемпионат сложился очень непросто, несмотря на внушительный финишный отрыв от конкурентов. В первой половине он был минимальным. Потом, после игры с кишиневским “Зимбру”, и вовсе растаял. Долгое время ситуация в таблице оставалась напряженной — лидеры шагали в ногу. Вопрос заключался в том, кто быстрее сломается психологически. “Шериф” — специфическая команда, ориентированная исключительно на максимальный результат. Играть с такой категоричной установкой тяжело. Любая ошибка может повлечь цепочку оргвыводов. И я рад, что футболисты выдержали, не сломались и очень прилично провели концовку.

— И все-таки отрыв от серебряного призера “Нистру” составил 8 очков. Это реальное отражение разницы в классе между “Шерифом” и остальными клубами?

— Что является основным показателем мастерства футболиста? Умение держать уровень на протяжении длительного времени. Не один-два матча, а десяток-другой. В “Шерифе” немало игроков, которые отличаются подобной стабильностью. Это и есть залог нашего успеха.

— Опровергните или подтвердите следующее предположение: в целом молдавский чемпионат слабее белорусского, однако отдельно взятый клуб “Шериф” легко накостыляет любому нашему.

— Я более оптимистично настроен по поводу уровня чемпионата Молдовы. Там немало интересных, бескомпромиссных, по-настоящему принципиальных матчей. Особенно это касается встреч молдавских команд с приднестровскими. Думаю, что тот же “Нистру” из Отаки, постоянно выступающий в еврокубках, кишиневский “Зимбру”, обладающий неплохим подбором футболистов, “Дачия”, где собраны интересные ребята, “Тирасполь” в Беларуси не затерялись бы. Утверждать, будто первенство Молдовы слабее белорусского, — заблуждение.

Что касается конкретно “Шерифа”, то он действительно лучше организован. Это мощное объединение, на котором завязаны многие структуры. В распоряжении команды два отличных стадиона с освещением, современными раздевалками и идеальным покрытием. На одной арене оно натуральное, на другой — искусственное. Имеется прекрасный крытый манеж, рядом с которым наш минский смотрелся бы скромно. Универсальное сооружение, где можно проводить не только футбольные матчи, но и баскетбольные, волейбольные, теннисные. В ведении клуба находится также система тренировочных полей. Три синтетических газона, столько же — травяных. Все они оснащены системой освещения. За ними круглый год ухаживают, немедленно устраняя малейшие недостатки. Недавно завершилось строительство детской школы. В интернате превосходные условия проживания, питания. В ближайшее время распахнет двери новая гостиница для футболистов, расположенная в здании манежа. Предполагается, что через год на территории спорткомплекса появится и пятизвездочный отель. Делайте выводы. Нам такое и не снилось.

— И другим молдавским клубам, пожалуй, тоже. Нарисованная вами идиллическая картина — это все-таки частный случай, исключение из правил…

— Кто-то же должен начинать. Приднестровье — своеобразная республика. Порой складывается впечатление, что там все дети гоняют мяч. Неудивительно, что в футбол вкладываются большие деньги. Думаю, пример “Шерифа” послужит толчком для совершенствования всего футбольного хозяйства Молдовы. Рано или поздно зашевелятся и другие клубы. Уже сегодня, насколько я знаю, у многих бизнесменов есть заинтересованность, они готовы инвестировать спорт. Некоторые это уже делают. К примеру, “Зимбру”, “Тилигул”, “Дачия” пытаются идти по пути “Шерифа”.

— Какова ситуация с посещаемостью игр молдавского чемпионата?

— В последнем туре наш матч с “Тирасполем” собрал 10 тысяч болельщиков. На встречи с “Зимбру” собиралось 5-6 тысяч. Заключительный домашний поединок сезона — против “Нистру” — прошел при аншлаге. А это 14000 зрителей. Хотя не скажу, что такой интерес сопутствует всем матчам. На многих из них аудитория скромнее.

— Ваше появление в Тирасполе — это стечение обстоятельств, протекция, случайность?

— Любая случайность закономерна. После того как контракты с “Шерифом” заключили трое белорусских ребят — Равина, Ярославский и Макаров, — руководство команды заинтересовалось: где они воспитывались, каковы принципы тренировочного процесса в СКВИЧе? Был налажен контакт. Потом возникло решение об отправке в Приднестровье одного из тренеров минского клуба. Выбор пал на меня. Изначально моей задачей была работа в детской школе. Занимался этим три месяца, пока не получил предложение возглавить тренерский штаб “Шерифа”. Сегодня я отвечаю не только за игру главной команды, но и за тренировочный процесс в дочерних. А их немало, начиная от “Шерифа-2” и заканчивая ребятами 1993 года рождения.

— Ваш предшественник украинец Игорь Наконечный чем-то не устраивал боссов “Шерифа”?

— Не знаю. Результат был, команда лидировала…

Футбол в последнее время сделал шаг вперед в развитии. В Тирасполе люди понимают, что от новых веяний отставать нельзя. Футбол для них не столько развлечение, сколько бизнес. А любому делу нужен прочный фундамент. На первом этапе мне предстояло привить в клубе зонные принципы игры, унифицировать тактику. Считаю, что, несмотря на цейтнот это удалось сделать. В настоящее время команды всех возрастов играют по единым правилам.

— Вашей работе не мешает известная двусмысленность в государственном устройстве Молдовы, отсутствие у Приднестровья признанного статуса?

— Ничуть. О подобных вещах не задумываюсь. Я поехал туда с одной целью: делать то, что умею. Да, определенные неудобства есть. Граница, различные денежные системы… Раньше были проблемы с мобильной связью. Но это не те трудности, на которые стоит обращать внимание футбольному тренеру. Мелочи жизни, к которым было несложно привыкнуть.

— Матчи приднестровских клубов с молдавскими имеют политический подтекст?

— Есть некая особая подоплека. Но меня это мало интересует. Конечно, Молдова хочет выиграть чемпионат. И Приднестровье хочет. Это нормально. Одна из форм здоровой конкуренции.

— Кто хозяин “Шерифа”?

— Президент клуба — Виктор Анатольевич Гушан. Крупный бизнесмен. Очень любит футбол и хорошо в нем разбирается. Естественно, вложив столько денег и здоровья в создание клуба, он желает видеть красивую результативную игру.

— А если ее не видно, кто виноват?

— Глава клуба очень требовательный и может спросить строго. Но я никогда не занимался подсчетом тренеров, работавших в команде до меня. Если постоянно думать о том, что тебя могут уволить за плохие результаты, с ума можно сойти.

— Вы единственный тренер-легионер в Молдове?

— Нет. Например, в “Зимбру” работает румынский специалист.

— Участие в пресс-конференциях требует знания молдавского языка?

— Мне хватает русского. И в общении с журналистами, и вообще в жизни.

— А в работе с подопечными? “Шериф” — многонациональная команда.

— Среди игроков — представители 11 национальностей. Молдаване, русские, украинцы, белорусы, грузины, панамцы, румыны, бразильцы… У каждого свой характер, менталитет. Тренировать такой коллектив нелегко, но крайне полезно. Колоссальный опыт. Ко всем ведь нужно найти подход, объяснить задачу. Иногда бывает тяжело. Но в целом нормально, справляюсь. На занятиях даже обхожусь без переводчика. Румынский знают коллеги. Панамцы в команде уже третий год. Грузины по-русски понимают. С бразильцами сложнее. Но они футбольной азбукой владеют. А она везде одна: мяч и мысль.

— Как прошел сезон у тройки белорусов — Равины, Макарова и Ярославского?

— Они еще очень молоды. Их игра — чередование спадов и подъемов. В “Шерифе” жесткая конкуренция за место в основе. Чтобы постоянно попадать в стартовый состав, нужна стабильность. Ребятам необходимо еще многому научиться, прибавить во всех компонентах. Хотя тот же Слава Ярославский имел хорошую практику. Часто выходил на замену, отдавал результативные пасы, гол забил.

— Какое место в ваших межсезонных планах занимает селекция?

— Она поставлена в клубе на серьезную платформу. И не прекращается ни на день. За зиму нами было просмотрено около 60 футболистов из разных стран. Думаю, эта цифра кое о чем говорит.

— В списке возможных приобретений “Шерифа” значатся белорусские имена?

— Не всякий наш футболист согласен играть в Молдове. Один из белорусских тренеров — не хочу называть фамилию — однажды высказался в том духе, что, мол, в “Шериф” стоит ехать лишь в том случае, если другой перспективы нет. Меня очень удивили эти слова. Глубокое заблуждение. У нас в команде нет второсортных футболистов. Иначе она не играла бы регулярно в еврокубках, в “Кубке Содружества”, не приглашалась бы на турнир памяти Лобановского.

— “Кубок Содружества” был важным стартом для вас?

— Да. “Шериф” участвовал в нем в ранге обладателя трофея. Ставилась задача отстоять титул. По ряду причин это не удалось. Зато мы обыграли киевское “Динамо”. Хотя для меня в этом нет ничего сверхъестественного.

— Планы на Лигу чемпионов?

— Они серьезны. “Шериф” не из тех клубов, кто пробивается в еврокубки для получения бесценного опыта и игры в удовольствие. Перед нами стоит конкретная задача. Я не буду ее озвучивать.

— Недавнее поражение в кубковом финале было ударом по самолюбию команды?

— Как и любое другое. Еще раз говорю: “Шериф” всегда нацелен на максимальный результат. Даже на мемориале Лобановского, товарищеском по сути турнире, нашей целью была победа. А финал Кубка Молдовы стал восьмым матчем “Шерифа” за три недели. И усталость — одна из главных причин поражения от “Зимбру”.

— Ваше мнение о сборной Молдовы, с которой второй цикл кряду предстоит соперничать белорусам?

— Крепкий орешек. В последние годы национальная команда здорово прибавила. В том числе и в смысле клубной принадлежности игроков. Сейчас сборная очень сильна. Я хотел бы предостеречь тех, кто считает, будто ее можно взять голыми руками. Будет крайне интересно понаблюдать за матчами молдаван и белорусов. Сегодня я не рискнул бы кому-либо присвоить статус фаворита.

— А болеть за кого собираетесь?

— Не знаю. Наверное, за тех, кто станет играть интереснее.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?